Положение об оценке воздействия. Об утверждении положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в российской федерации

3.1.1. В ходе первого этапа заказчик:

Подготавливает и представляет в органы власти обосновывающую документацию, содержащую общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реализации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными документами;

Информирует общественность в соответствии с пунктами 4.2 , 4.3 и 4.4 настоящего Положения;

Проводит предварительную оценку по основным положениям п.3.2.2 и документирует ее результаты;

Проводит предварительные консультации с целью определения участников процесса оценки воздействия на окружающую среду, в том числе заинтересованной общественности.

В ходе предварительной оценки воздействия на окружающую среду заказчик собирает и документирует информацию:

О намечаемой хозяйственной и иной деятельности, включая цель ее реализации, возможные альтернативы, сроки осуществления и предполагаемое месторазмещение, затрагиваемые административные территории, возможность трансграничного воздействия, соответствие территориальным и отраслевым планам и программам;

О состоянии окружающей среды, которая может подвергнуться воздействию, и ее наиболее уязвимых компонентах;

О возможных значимых воздействиях на окружающую среду (потребности в земельных ресурсах, отходы, нагрузки на транспортную и иные инфраструктуры, источники выбросов и сбросов) и мерах по уменьшению или предотвращению этих воздействий.

3.1.2. На основании результатов предварительной оценки воздействия заказчик составляет техническое задание на проведение оценки воздействия на окружающую среду (далее - ТЗ), которое содержит:

Сроки проведения оценки воздействия на окружающую среду;

Основные методы проведения оценки воздействия на окружающую среду, в том числе план проведения консультации с общественностью;

Основные задачи при проведении оценки воздействия на окружающую среду;

Предполагаемый состав и содержание материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

3.3.1. Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду готовится на основе предварительного варианта материалов с учетом замечаний, предложений и информации поступившей от участников процесса оценки воздействия на окружающую среду на стадии обсуждения в соответствии с разделом 4 настоящего Положения. В окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду должна включаться информация об учете поступивших замечаний и предложений, а также протоколы общественных слушаний (если таковые проводились).

3.3.2. Окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду утверждается заказчиком, передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на государственную экологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу (если таковая проводится).

3.3.3. Участие общественности при подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду может осуществляться:

На этапе представления первоначальной информации;

На этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду и подготовки обосновывающей документации.

Для намечаемой инвестиционной деятельности заказчик проводит вышеперечисленные этапы оценки воздействия на окружающую среду на всех стадиях подготовки документации по намечаемой хозяйственной и иной деятельности, представляемой на государственную экологическую экспертизу.

Процесс проведения оценки воздействия на окружающую среду для отдельных видов (категорий) деятельности, не имеющих значимых экологических последствий и являющихся объектом государственной экологической экспертизы уровня субъектов Российской Федерации, может быть упрощен. В этом случае территориальные органы Госкомэкологии России разрабатывают соответствующие нормативные документы, регламентирующие проведение оценки воздействия на окружающую среду для этих видов деятельности, внеся изменения только в пункты 3.1.2 , 3.1.3, 3.2.2 , 3.2.3 и 3.3.1 настоящего Положения и согласовывают эти нормативные документы с Госкомэкологии России.

IV. Информирование и участие общественности в процессе оценки воздействия на окружающую среду

4.1. Информирование и участие общественности осуществляется на всех этапах оценки воздействия на окружающую среду в соответствии с нормами настоящего Положения и иными нормативными правовыми документами в установленном порядке.

4.2. Участие общественности в подготовке и обсуждении материалов оценки воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком как неотъемлемая часть процесса проведения оценки воздействия на окружающую среду, организуется органами местного самоуправления или соответствующими органами государственной власти при содействии заказчика и в соответствии с российским законодательством.

4.3. Информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня) в официальных изданиях органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействие. В публикации представляются сведения о:

Названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности;

Наименовании и адресе заказчика или его представителя;

Примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду;

Органе, ответственном за организацию общественного обсуждения;

4.7. На этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду уточняется план мероприятий по ходу общественных обсуждений намечаемой хозяйственной деятельности деятельности, в том числе о целесообразности (нецелесообразности) проведения общественных слушаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду.

При принятии решения о форме проведения общественных обсуждений, в том числе общественных слушаний, необходимо руководствоваться степенью экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности, учитывать фактор неопределенности, степень заинтересованности общественности.

4.8. Информация о сроках и месте доступности предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду, о дате и месте проведения общественных слушаний, других форм общественного участия, публикуется в средствах массовой информации, указанных в пункте 3.1.1 , не позднее, чем за 30 дней до окончания проведения общественных обсуждений (проведения общественных слушаний). Заказчик также сообщает данную информацию заинтересованной общественности, интересы которой прямо или косвенно могут быть затронуты в случае реализации намечаемой деятельности, или которая проявила свой интерес к процессу оценки воздействия и другим участникам процесса оценки воздействия на окружающую среду, которые могут не располагать доступом к указанным средствам массовой информации.

4.9. Порядок проведения общественных слушаний определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Все решения по участию общественности оформляются документально.

Заказчик обеспечивает проведение общественных слушаний по планируемой деятельности с составлением протокола, в котором четко фиксируются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногласий между общественностью и заказчиком (если таковой был выявлен). Протокол подписывается представителями органов исполнительной власти и местного самоуправления, граждан, общественных организаций (объединений), заказчика. Протокол проведения общественных слушаний входит в качестве одного из приложений в окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

4.10. Представление предварительного варианта Материалов по оценке воздействия на окружающую среду общественности для ознакомления и представления замечаний производится в течение 30 дней, но не позднее, чем за 2 недели до окончания общественных обсуждений (проведения общественных слушаний).

Принятие от граждан и общественных организаций письменных замечаний и предложений в период до принятия решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности, документирование этих предложений в приложениях к материалам по оценке воздействия на окружающую среду обеспечивается заказчиком в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения.

4.11. Заказчик обеспечивает доступ общественности к окончательному варианту материалов по оценке воздействия на окружающую среду в течение всего срока с момента утверждения последнего и до принятия решения о реализации намечаемой деятельности.

V. Требования к материалам по оценке воздействия на окружающую среду

5.1. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности представляются на всех стадиях подготовки и принятия решений о возможности реализации этой деятельности, которые принимаются органами государственной экологической экспертизы.

Материалы по оценке воздействия на окружающую среду должны включать резюме нетехнического характера, содержащее важнейшие результаты и выводы оценки воздействия на окружающую среду.

5.2. Состав материалов по оценке воздействия на окружающую среду определяется порядком проведения оценки воздействия на окружающую среду (п.3.2), зависит от вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности , требований к обосновывающей данную деятельность документации, являющейся объектом экологической экспертизы .

Степень полноты (детальности) проведения оценки воздействия на окружающую среду зависит от масштаба и вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности и особенностей предполагаемого региона ее реализации.

5.3. В случае если документация по намечаемой хозяйственной и иной деятельности может быть отнесена к информации с ограниченным доступом, заказчик подготавливает материалы по оценке воздействия на окружающую среду в соответствии с принципом информационной открытости (п.2.7 настоящего Положения).

Приложение

Материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности в инвестиционном проектировании, должны содержать, как минимум:

1. Общие сведения

1.1. Заказчик деятельности с указанием официального названия организации (юридического, физического лица), адрес, телефон, факс.

1.2. Название объекта инвестиционного проектирования и планируемое место его реализации.

1.3. Фамилия, имя, отчество, телефон сотрудника - контактного лица.

1.4. Характеристика типа обосновывающей документации: ходатайство (Декларация) о намерениях, обоснование инвестиций, технико-экономическое обоснование (проект), рабочий проект (утверждаемая часть).

2. Пояснительная записка по обосновывающей документации.

3. Цель и потребность реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

4. Описание альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности (различные расположения объекта, технологии и иные альтернативы в пределах полномочий заказчика), включая предлагаемый и "нулевой вариант" (отказ от деятельности).

5. Описание возможных видов воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам.

6. Описание окружающей среды, которая может быть затронута намечаемой хозяйственной и иной деятельностью в результате ее реализации (по альтернативным вариантам).

7. Оценка воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вариантам, в том числе оценка достоверности прогнозируемых последствий намечаемой инвестиционной деятельности.

8. Меры по предотвращению и/или снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

9. Выявленные при проведении оценки неопределенности в определении воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.

10. Краткое содержание программ мониторинга и послепроектного анализа.

11. Обоснование выбора варианта намечаемой хозяйственной и иной деятельности из всех рассмотренных альтернативных вариантов.

12. Материалы общественных обсуждений, проводимых при проведении исследований и подготовке материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в которых указывается:

12.1. Способ информирования общественности о месте, времени и форме проведения общественного обсуждения;

12.2. Список участников общественного обсуждения с указанием их фамилий, имен, отчеств и названий организаций (если они представляли организации), а также - адресов и телефонов этих организаций или самих участников обсуждения.

12.3. Вопросы, рассмотренные участниками обсуждений; тезисы выступлений, в случае их представления участниками обсуждения; протокол(ы) проведения общественных слушаний (если таковые проводились).

12.4. Все высказанные в процессе проведения общественных обсуждений замечания и предложения с указанием их авторов, в том числе по предмету возможных разногласий между общественностью, органами местного самоуправления и заказчиком.

12.5. Выводы по результатам общественного обсуждения относительно экологических аспектов намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

12.6. Сводка замечаний и предложений общественности, с указанием, какие из этих предложений и замечаний были учтены заказчиком, и в каком виде, какие - не учтены, основание для отказа.

13. Резюме нетехнического характера.

Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.

МИНИСТЕРСТВО ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДНЫХ

РЕСУРСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В целях реализации статьи 41 Закона Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды " (раздел VI), подготовки к выполнению обязательств Российской Федерации в связи с подписанием международной Конвенции "Об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте" и в соответствии с Положением о Министерстве охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации приказываю:

Утвердить согласованное с заинтересованными министерствами и ведомствами Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации Положение об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации (приложение).

Министр охраны

окружающей среды и

природных ресурсов

Российской Федерации

В.И. ДАНИЛОВ-ДАНИЛЬЯН

Приложение

к приказу Минприроды России

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - процедура учета экологических требований законодательства Российской Федерации при подготовке и принятии решений о социально-экономическом развитии общества.

1.2. ОВОС организуется и осуществляется с целью выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых для общества экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности *).

1.3. Проведение ОВОС при подготовке документации, обосновывающей развитие видов и объектов хозяйственной и иной деятельности, перечень которых приведен в приложении, является обязательным. Целесообразность проведения (или продолжения начатых работ) ОВОС для объектов и видов деятельности, не вошедших в перечень обязательных, определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Минприроды России. При несогласии органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации с предложением территориального органа Минприроды России орган исполнительной власти принимает решение с учетом заключения Минприроды России.

В случае разногласий между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Минприроды России спор может быть разрешен в арбитражном суде в установленном порядке.

1.4. Для объектов и видов хозяйственной и иной деятельности, не вошедших в указанный перечень, а также в случае прекращения начатых работ по ОВОС заказчик/разработчик в обосновывающей документации обязан сделать краткий вывод о допустимости предполагаемого воздействия на окружающую среду.

1.5. Результатом проведения ОВОС является вывод заказчика о допустимости воздействия намечаемой им деятельности на окружающую среду. Проектные и/или иные решения, содержащиеся в обосновывающей документации, должны быть разработаны с учетом различного рода возможных последствий ее реализации.

1.6. Информация о состоянии окружающей среды, используемая при проведении ОВОС, подготавливается с помощью методов и средств измерений, удовлетворяющих требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных документов по обеспечению единства измерений.

1.7. Обосновывающая документация представляется инициатором/заказчиком на государственную экологическую экспертизу в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды" (раздел 5). Обосновывающая документация по реализации видов и объектов деятельности, перечень которых приведен в приложении к настоящему Положению, без результатов проведения ОВОС на государственную экологическую экспертизу в Минприроды России и/или его территориальные органы не принимается.

2. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

2.1. ОВОС организуется и проводится при подготовке следующих видов обосновывающей документации:

1) концепций, программ (в том числе инвестиционных) и планов отраслевого и территориального социально-экономического развития;

2) схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;

3) градостроительной документации (генеральных планов городов, проектов и схем детальной планировки и т.д.);

4) документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;

5) предпроектных обоснований инвестиций в строительство, технико-экономических обоснований и или проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения действующих хозяйственных и/или иных объектов и комплексов.

2.2. При подготовке хозяйственных и иных решений, включающей разработку нескольких видов обосновывающей документации, ОВОС проводится поэтапно с учетом детализации видов, источников и уровней воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.

3. ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОЦЕНКЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ

3.1. Для выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных неприемлемых последствий в процессе анализа и оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду разработчиком обосновывающей документации должны быть рассмотрены:

1) цели реализации замысла или предполагаемого проекта;

2) разумные альтернативы намечаемой деятельности;

3) характеристика проектных и иных предложений в контексте существующей экологической ситуации на конкретной территории с учетом ранее принятых решений о ее социально-экономическом развитии;

4) сведения о состоянии окружающей среды на территории предполагаемой реализации намечаемой деятельности в соответствующих пространственных и временных рамках;

5) возможные последствия реализации намечаемой деятельности и ее альтернатив;

6) меры и мероприятия по предотвращению неприемлемых для общества последствий осуществления принимаемых решений;

7) предложения по разработке программы мониторинга реализации подготавливаемых решений и плана после проектного экологического анализа.

3.2. Порядок проведения ОВОС (процедура) при подготовке каждого вида обосновывающей документации, перечисленной в настоящего Положения, устанавливается Минприроды России.

4. ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ПРОВЕДЕНИЯ ОВОС

4.1. При проведении ОВОС:

1) инициатор инвестор обеспечивает финансирование всех исследований и работ, необходимых для проведения ОВОС;

2) инвестор заказчик организует проведение ОВОС в процессе подготовки обосновывающей документации; осуществляет широкий обзор (общественные слушания) предложений о возможной реализации намечаемой деятельности на конкретной территории, кроме объектов специального назначения, информация о которых требует конфиденциальности;

3) разработчик (в пределах своей компетенции):

проводит ОВОС;

рассматривает и учитывает экологические условия и требования при подготовке обосновывающей документации.

4.2. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации при подготовке и принятии ими решения о санкционировании (разрешении) осуществления проекта намечаемой деятельности:

1) участвуют в рассмотрении обосновывающей документации;

2) выдают (или согласовывают) обоснованные экологические условия и требования для проработки предложений по реализации проекта намечаемой деятельности;

3) принимают решения о санкционировании реализации проекта намечаемой деятельности при условии соблюдения экологических требований законодательства Российской Федерации, а также ясного представления о возможных последствиях его осуществления.

5. ОБЩЕСТВЕННЫЕ СЛУШАНИЯ

5.1. Заинтересованным общественным объединениям и неправительственным организациям рекомендуется оказывать содействие разработчику заказчику в проведении общественных (публичных) слушаний или обсуждений в средствах массовой информации проектных и иных предложений о реализации проекта намечаемой деятельности в целях собственной оценки:

1) применяемых методов анализа и прогноза воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду;

2) достоверности представленных результатов ОВОС;

3) полноты и достаточности, предлагаемых в обосновывающей документации мер по предотвращению неблагоприятного воздействия.

5.2. Заказчик с участием разработчика проводит общественные слушания или обсуждения в средствах массовой информации проектных и иных предложений в целях:

1) информирования общественности о проекте намечаемой деятельности или разрабатываемых проектных предложениях;

2) выявления и фиксации всех возможных неблагоприятных последствий реализации хозяйственных и иных решений;

3) поиска взаимоприемлемых альтернатив, позволяющих предотвратить неблагоприятные последствия осуществления проекта намечаемой деятельности.

5.3. Общественные (публичные) слушания и обсуждения организуются и проводятся:

1) на федеральном уровне, когда преимущества и издержки реализации принимаемого решения носят общенациональный характер;

2) на местном уровне или уровне субъекта Российской Федерации, когда преимущества и издержки реализации проекта намечаемой деятельности распространяются на определенный географический регион в пределах субъекта Российской Федерации.

6. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ

Инициатор заказчик намечаемой деятельности и разработчик обосновывающей документации по ее развитию в соответствии с Законом Российской Федерации "Об охране окружающей природной среды " (раздел XIII) несут ответственность за:

1) невыполнение правил проведения ОВОС;

2) нарушение процедуры оценки воздействия на окружающую среду при подготовке обосновывающей документации;

3) предоставление неполных результатов проведения ОВОС или недостоверной информации о них.

Приложение

к Положению об оценке

воздействия на окружающую среду

в Российской Федерации

ПЕРЕЧЕНЬ

ВИДОВ И ОБЪЕКТОВ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБОСНОВЫВАЮЩЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО КОТОРЫХ ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ ПРОВОДИТСЯ В ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПОРЯДКЕ

1. Предприятия по добыче нефти мощностью 500 тыс. т/год и более.

2. Предприятия по добыче природного газа мощностью 500 млн. куб. м/год и более.

3. Нефтеперерабатывающие заводы и установки для газификации и сжижения угля или битуминозных сланцев производительностью 500 т/сутки и более.

4. Тепловые электростанции и другие установки для сжигания тепловой мощностью 300 МВт и более, а также атомные электростанции и другие сооружения с ядерными реакторами (за исключением исследовательских установок для производства и конверсии расщепляющихся и воспроизводящих материалов, максимальная мощность которых не превышает 1 кВт постоянной тепловой нагрузки).

5. Золоотвалы ТЭЦ и котельных с объемом золы 100 тыс. куб. м/год и более.

6. Установки для извлечения, переработки и преобразования асбеста и асбестосодержащих продуктов с годовой мощностью:

1) асбестоцементных продуктов - 20 тыс. т и более;

2) фрикционных материалов - 50 т и более;

3) других видов применения асбеста - 200 т и более.

7. Предприятия химической промышленности всех видов.

8. Производство целлюлозы и бумаги мощностью 200 т/сутки и более.

9. Крупные склады для хранения 50 тыс. куб. м и более нефтяных, нефтехимических и химических продуктов.

10. Микробиологические производства.

11. Крупные производства строительных материалов (цемент, стекло, известь, керамика).

12. Крупные установки для доменного и мартеновского производств и предприятия цветной металлургии:

1) спекание, обжиг и прокаливание железной руды в установках мощностью 1 млн. т/год и более;

2) все коксовые печи;

3) установки для производства чушкового чугуна и нерафинированной стали мощностью 1 млн. т/год и более;

4) установки для производства стали из металлических руд мощностью 200 тыс. т/год и более;

5) установки для обработки цветных тяжелых металлических руд мощностью 100 тыс. т/год и более;

6) установки для производства, извлечения или обработки цветных металлов, их соединений или других сплавов термическими, химическими или электролитическими методами мощностью 100 тыс. т/год и более.

13. Крупные установки и предприятия черной и цветной металлургии:

1) окомкование и спекание железной руды в установках мощностью 1 млн. т/год и более;

2) все коксовые печи и коксохимические производства;

3) установки для производства чугуна и стали мощностью 1 млн. т/год и более;

4) установки для обработки руд тяжелых цветных металлов, производства, извлечения или обработки цветных металлов, их соединений или других сплавов термическими, химическими или электролитическими методами мощностью 100 тыс. т/год и более.

14. Установки по производству, обогащению, регенерации ядерного топлива, объекты и/или полигоны по удалению и переработке радиоактивных отходов, боеприпасов и реакторных отсеков; установки по производству радиоизотопов.

15. Объекты использования ядерно-взрывной технологии.

16. Крупные ускорительные комплексы для получения интенсивных пучков элементарных частиц и высокоэнергетичных ядер.

17. Медицинские центры, осуществляющие в широких масштабах радиоизотопные диагностические и терапевтические процедуры.

18. Космодромы, аэропорты, аэродромы, объекты и/или полигоны для испытаний, утилизации, уничтожения и захоронения (затопления) химического оружия, ракетных топлив.

19. Объекты и/или полигоны термической, химической переработки, утилизации и захоронения нерадиоактивных отходов.

20. Строительство автомобильных дорог, автострад, трасс для магистральных железных дорог дальнего сообщения и аэропортов с длиной основной взлетно-посадочной полосы 1500 м и более.

21. Метрополитены.

22. Нефте- и газопроводы с трубами диаметром 600 мм и более.

23. Порты, терминалы, судоверфи, международные паромные переправы, а также внутренние водные пути и порты для внутреннего судоходства, допускающие проход судов водоизмещением 1350 т и более.

24. Крупные плотины высотой 15 м и более, водохранилища с площадью поверхности 2 кв. км и более, магистральные каналы, гидромелиоративные системы и системы водоснабжения крупных городов.

25. Сооружения по очистке промышленных и коммунальных сточных вод с годовым стоком более 5% от объема стока бассейна реки.

26. Водозаборы подземных вод с объемом забираемой воды 10 млн. куб. м/год и более.

27. Крупномасштабная добыча, извлечение и обогащение металлических руд и угля:

1) предприятия по добыче, извлечению и обогащению железной руды на месте мощностью 1 млн. т/год и более;

2) предприятия по добыче, извлечению и обогащению не железной руды на месте мощностью 100 тыс. т/год и более;

3) предприятия по добыче, извлечению и обогащению угля на месте мощностью 100 тыс. т/год и более;

4) крупномасштабная добыча нерудных полезных ископаемых, особенно в акваториях.

28. Разведка, добыча нефти и газа, лицензируемые виды геологических изысканий.

29. Сплошнолесосечная заготовка древесины на лесосеках с площадью вырубки более 200 га или вырубка древесины на площади более 20 га при переводе лесных земель в нелесные в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства и пользованием лесным фондом.

30. Крупные животноводческие комплексы мощностью:

1) свиноводческие - 30 тыс. голов и более;

2) по откорму молодняка крупного рогатого скота - 2 тыс. голов и более;

3) молочные - 1200 коров и более.

31. Звероводческие комплексы.

32. Птицефабрики на 400 тыс. кур - несушек, 3 млн. бройлеров и более.

33. Объекты хозяйственной и/или иной деятельности, расположенные на особо охраняемых территориях и эксплуатация которых не связана с режимом этих территорий.

в Российской Федерации"

В целях реализации Федерального закона "Об экологической экспертизе" в части установления единых правил организации и проведения государственной экологической экспертизы в Российской Федерации и определения основных положений проведения оценки воздействия на окружающую среду в Российской Федерации приказываю:

1. Утвердить Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации.

2. Считать утратившим силу приказ Минприроды России от 18.07.94 г. N 222 "Об утверждении Положения об оценке воздействия на окружающую среду в Российской Федерации", зарегистрированный в Минюсте России 22.09.94 г., регистрационный N 695.

3. Управлению государственной экологической экспертизы (Чегасов) обеспечить строгое соблюдение обусловленных указанным в пункте 1 документом требований по проведению оценки воздействия на окружающую среду.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на Первого заместителя Председателя Госкомэкологии России А.Ф.Порядина.

Председатель В.Данилов-Данильян

Приложение

к Приказу Госкомэкологии

Положение

Об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной

Деятельности на окружающую среду в Российской Федерации

Настоящее Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации (далее - Положение) разработано во исполнение Федерального закона от 23.11.95 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст.4556) и регламентирует процесс проведения оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и подготовки соответствующих материалов, являющихся основанием для разработки обосновывающей документации по объектам государственной экологической экспертизы.

I. Общие положения

1.1. Для целей настоящего Положения используются следующие основные понятия:

Национальная процедура оценки возможного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности воздействия на окружающую среду - проведение оценки воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и экологической экспертизы документации, обосновывающей намечаемую хозяйственную и иную деятельность.

Оценка воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (далее - оценка воздействия на окружающую среду) - процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий.

Экологическая экспертиза - установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Исследования по оценке воздействия - сбор, анализ и документирование информации, необходимой для осуществления целей оценки воздействия.

Намечаемая хозяйственная и иная деятельность - деятельность, способная оказать воздействие на окружающую природную среду и являющаяся объектом экологической экспертизы.

Заказчик - юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности, и представляющее документацию по намечаемой деятельности на экологическую экспертизу.

Исполнитель работ по оценке воздействия на окружающую среду - физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду (заказчик или физическое (юридическое) лицо, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду.

Материалы по оценке воздействия - комплект документации, подготовленный при проведении оценки воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду и являющийся частью документации представляемой на экологическую экспертизу.

Общественные обсуждения - комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия в соответствии с настоящим Положением и иными нормативными документами, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия.

1.2. Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий.

1.3. Оценка воздействия на окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Федеральным законом от 23.11.95 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".

1.4. Правовую основу проведения оценки воздействия на окружающую среду составляют законодательство Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, международные договора и соглашения, стороной которых является Российская Федерация, а также решения, принятые гражданами на референдумах и в результате осуществления иных форм непосредственной демократии;

1.5. При проведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик (исполнитель) обеспечивает использование полной и достоверной исходной информации, средств и методов измерения, расчетов, оценок в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды предоставляют имеющуюся в их распоряжении информацию по экологическому состоянию территорий и воздействию аналогичной деятельности на окружающую среду заказчику (исполнителю) для проведения оценки воздействия на окружающую среду.

Степень детализации и полноты проведения оценки воздействия на окружающую среду определяется исходя из особенностей намечаемой хозяйственной и иной деятельности и должна быть достаточной для определения и оценки возможных экологических и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации намечаемой деятельности.

В случае выявления при проведении оценки воздействия на окружающую среду недостатка информации, необходимой для достижения цели оценки воздействия на окружающую среду, или факторов неопределенности в отношении возможных воздействий, заказчик (исполнитель) планирует проведение дополнительных исследований, необходимых для принятия решений, а также определяет (разрабатывает) в материалах оценки воздействия на окружающую среду программу экологического мониторинга и контроля, направленного на устранения данных неопределенностей.

1.6. Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:

Информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, о возможности минимизации воздействий;

Выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

Решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иных) или отказа от нее, с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.

Результаты оценки воздействия на окружающую среду документируются в материалах по оценке воздействия, которые являются частью документации по этой деятельности, представляемой на экологическую экспертизу, а также используемой в процессе принятия иных управленческих решений относящихся к данной деятельности.

В соответствии с требованиями Конвенции об оценке воздей-
ствия на окружающую среду в трансграничном контексте каждое
государство - участник Конвенции должно разработать свою на-
циональную процедуру оценки воздействия на окружающую среду
Для Российской Федерации «Положение об оценке воздействия
намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую
среду в РФ» было утверждено Приказом Госкомэкологии России
от 16.05.00 № 372 и зарегистрировано в Министерстве юстиции
Российской Федерации от 04.07.2000 № 2302.

Национальная процедура оценки возможного воздействия на-
мечаемой хозяйственной и иной деятельности воздействия на ок-
ружающую среду - проведение оценки воздействия намечаемой
хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и эко-
логической экспертизы документации, ее обосновывающей. Оценка
воздействия на окружающую среду проводится для деятельности,
обосновывающая документация которой подлежит экологической
экспертизе в соответствии с Федеральным законом «Об экологи-
ческой экспертизе».

Целью проведения ОВОС является предотвращение или смяг-
чение воздействия этой деятельности на окружающую среду и свя-
занных с ней социальных, экономических и иных последствий.

Исследования по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной де-
ятельности включают в себя:

определение характеристик намечаемой деятельности и возмож-
ных альтернатив (в том числе отказа от нее);

анализ состояния территории, на которую может оказать вли-
яние намечаемая хозяйственная и иная деятельность (состояние
природной среды, наличие и характер антропогенной нагрузки и
т.п.);

выявление возможных воздействий этой деятельности на окру-
жающую среду с учетом альтернатив;

оценка воздействий на окружающую среду намечаемой хозяй-
ственной и иной деятельности (вероятности возникновения рис-
ка, степени, характера, масштаба, зоны распространения, а так-
же прогнозирование экологических и связанных с ними социальных
и экономических последствий);

определение мероприятий, уменьшающих, смягчающих или
предотвращающих негативные воздействия, оценка их эффектив-
ности и возможности реализации;



оценка значимости остаточных воздействий на окружающую
среду и их последствий;


сравнение по ожидаемым экологическим и связанным с ними

социально-экономическим последствиям рассматриваемых альтернатив, в том числе варианта отказа от деятельности и обоснование варианта, предлагаемого для реализации;

разработка предложений по программе экологического мони-

торинга и контроля на всех этапах реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности:

лиза реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

На основании проведенных исследований готовится предва-

рительный вариант материалов ОВОС в виде «Пояснительной записки по обосновывающей документации», в которой освещаются:

цель и потребность реализации намечаемой хозяйственной и

иной деятельности;

альтернативные варианты достижения цели намечаемой хозяй-

ственной и иной деятельности (различные расположения объекта,

технологии и иные альтернативы в пределах полномочий заказчика), включая предлагаемый и «нулевой вариант» (отказ от деятельности);

возможные виды воздействия на окружающую среду намечае-

мой хозяйственной и иной деятельности по альтернативным вари-

изменения окружающей среды в результате реализации проек-

та (по альтернативным вариантам), в том числе оценка достоверности прогнозируемых последствий намечаемой инвестиционной деятельности;

меры по предотвращению и/или снижению возможного нега-

тивного воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

выявленные при проведении оценки неопределенности в опре-

делении воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятель-

ности на окружающую среду;

обоснование выбора варианта намечаемой хозяйственной и

иной деятельности из всех рассмотренных альтернативных вари-

Пояснительной записке прилагаются материалы обществен-

ных обсуждений, проводимых при проведении исследований и

подготовке материалов ОВОС, с указанием:

способа информирования общественности о месте, времени и

форме проведения общественного обсуждения;

списка участников общественного обсуждения;

вопросов, рассмотренных участниками обсуждений, тезисов

выступлений в случае их представления участниками обсуждения,


протоколов проведения общественных слушаний (если таковые
проводились);

всех высказанных в процессе проведения общественных обсуж-
дений замечаний и предложений, в том числе по предмету воз-
можных разногласий между общественностью, органами местного
самоуправления и заказчиком;

выводов по результатам общественного обсуждения относитель-
но экологических аспектов намечаемой хозяйственной и иной де-
ятельности;

сводки замечаний и предложений общественности, с указанием,
какие из этих предложений и замечаний были учтены заказчиком
и в каком виде, какие не учтены; основание для отказа;

Завершает комплект материалов ОВОС написанное для неспе-
циалистов резюме нетехнического характера, которое готовится
как краткое изложение полученных результатов. Как правило, имен-
но это краткое изложение представляется заинтересованной об-
щественности для ознакомления с тем, что произойдет с окружа-
ющей средой при реализации проекта. Это не исключает представ-
ление общественности предварительного варианта материалов по
ОВОС намечаемой хозяйственной и иной деятельности в полном
объеме.

Все предложения и замечания общественности, а также допол-
нительная информация обобщаются, анализируются и использу-
ются при подготовке окончательного варианта материалов по ОВОС
намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в транс-
граничном контексте и национальная процедура предусматривают
самое широкое участие общественности при подготовке материа-
лов по ОВОС. Обеспечение участия общественности, в том числе
ее информирование о намечаемой хозяйственной и иной деятель-
ности и привлечение к процессу проведения оценки, осуществля-
ется заказчиком на всех этапах процесса инвестирования, начиная
с подготовки технического задания. Информация в кратком виде
публикуется в официальных изданиях федеральных органов испол-
нительной власти (для объектов экспертизы федерального уров-
ня), в официальных изданиях органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправ-
ления, на территории которых намечается реализация объекта ГЭЭ,
а также на территории которых намечаемая хозяйственная и иная
деятельность может оказать воздействие. В публикации представля-
ются сведения:

о названии, целях и месторасположении намечаемой деятель-


наименовании и адресе заказчика или его представителя;

примерных сроках проведения ОВОС;

органе, ответственном за организацию общественного обсуж-

предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слу-
шания. референдум и т.п.), а также форме представления замеча-
ний и предложений;

сроках и месте доступности технического задания по ОВОС;
иной информации.

Целью публикации в средствах массовой информации является
предоставление общественности информации, характеризующей
следуюшие ключевые вопросы:

применяемые методы анализа и прогноза воздействия намечае-
мойдеятельности на окружающую среду;
достоверность представленных результатов ОВОС;
полнота и достаточность предлагаемых в обосновывающей до-
Дополнительное информирование участников процесса ОВОС
может осуществляться путем распространения информации по радио, на телевидении и через Интернет, а также иными способами, обеспечивающими распространение информации.
Исполнитель ОВОС принимает и документирует замечания и
предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации. Они учитываются при составлении технического задания по оценке воздействия на окружающую среду и
должны быть отражены в материалах по ОВОС. Заказчик ОВОС
обеспечивает доступ к техническому заданию заинтересованной
общественности и других участников процесса с момента его ут-
верждения и до окончания.

Заинтересованным общественным объединениям и неправителъ-
ственным организациям рекомендуется оказывать содействие разработчику/заказчику в проведении общественных (публичных) слушаний или обсуждений в средствах массовой информации проектных и иных предложений о реализации проекта намечаемой дельности в целях собственной оценки:

применяемых методов анализа и прогноза воздействия намеча-
емой деятельности на окружающую среду;
достоверности представленных результатов ОВОС;
полноты и достаточности предлагаемых в обосновывающей до-
кументации мер по предотвращению неблагоприятного воздействия.

Заказчик с участием разработчика проводит общественные слу-
шания или обсуждения в средствах массовой информации проектных и иных предложений в целях:

информирования общественности о проекте намечаемой де-
ятельности или разрабатываемых проектных предложениях;


выявления и фиксации всех возможных неблагоприятных по-
следствий реализации хозяйственных и иных решений;

поиска взаимоприемлемых альтернатив, позволяющих предот-
вратить неблагоприятные последствия осуществления проекта на-
мечаемой деятельности.

При необходимости информирования широких слоев населе-
ния заказчик может провести пресс-конференцию или иницииро-
вать дискуссию в печати и на телевидении, использовать ресурсы
Интернет.

Новой формой общественного обсуждения крупных градостро-
ительных, транспортных и энергетических проектов служит про-
ведение общественных судов (например, Водный суд).

В том случае, когда проводятся общественные слушания, ин-
формация о дате и месте их проведения, других формах обще-
ственного участия публикуется в средствах массовой информации
не позднее, чем за 30 дней до их проведения. Общественные (пуб-
личные) слушания и обсуждения организуются и проводятся:

на федеральном уровне, когда преимущества и издержки реа-
лизации принимаемого решения носят общенациональный харак-
тер;

местном уровне или уровне субъекта Российской Федерации.
когда преимущества и издержки реализации проекта намечаемой
деятельности распространяются на определенный географический
регион в пределах субъекта Российской Федерации.

Заказчик должен сообщить всю информацию представителям
заинтересованной общественности, которая может не располагать
доступом к средствам массовой информации.

Порядок проведения общественных слушаний определяется
органами местного самоуправления при участии заказчика и со-
действии заинтересованной общественности. Все решения по уча-
стию общественности оформляются документально. При этом за-
казчик обеспечивает проведение слушаний по планируемой де-
ятельности с составлением протокола, в котором четко фиксиру-
ются основные вопросы обсуждения, а также предмет разногла-
сий между общественностью и заказчиком. Протокол подписыва-
ется представителями органов исполнительной власти и местного
самоуправления, граждан, общественных организаций, заказчика.
Он входит в качестве одного из приложений в окончательный ва-
риант материалов по ОВОС намечаемой хозяйственной и иной
деятельности.

Представление предварительного варианта материалов по ОВОС
обшественности для ознакомления и представления замечаний
производится в течение 30 дней, но не позднее чем за две недели
до окончания общественных обсуждений (проведения обществен-
ных слушаний). Принятие от граждан и общественных организа-
ций письменных замечаний и предложений в период до принятия


решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятель-
ности, документирование этих предложений в приложениях к ма-
териалам по ОВОС обеспечиваются заказчиком в течение 30 дней после окончания общественного обсуждения.
В окончательный вариант кроме дополнений по поступившим
замечаниям должна включаться информация об учете поступив-
ших замечаний и предложений, а также протоколы общественных
слушаний, в том случае если они проводились. Исполнитель работ
передает окончательный вариант материалов по ОВОС заказчику,
который представляет его на ГЭЭ.

Для отдельных видов деятельности, которые не имеют значи-
мых экологических последствий и которые являются объектом ГЭЭ
уровня субъекта Российской Федерации, процедура ОВОС может
быть упрощена. Решение об этом принимают органы, организующиеГЭЭ.

5.4. Нормативно-правовое обеспечение ОВОС
и экологической экспертизы

Во многих странах до появления экологически ориентированных правил планирования и проектирования функции анализа
экологического обоснования проектов выполняли процедуры эко-
логического лицензирования намечаемой деятельности. В частно-
сти, практика землепользования подразумевала учет экологичес-
ких факторов при развитии интенсивного сельскохозяйственного
производства.

Системы экологического лицензирования намечаемой деятель-
ности часто осуществлялись на ведомственной основе. Они вызва-
ли появление представлений о необходимости нормирования воз-
действий на компоненты окружающей среды, в первую очередь, о
лимитировании потоков загрязняющих веществ, сопровождающих технологические процессы.

В свою очередь, соблюдение нормативов технологии использо-
вания сырья и территории (землеемкость), использования ресур-
сов (ресурсоемкость), выбросов в природную среду (отходность)
и санитарно-гигиенических нормативов стало содержанием экологической оценки проектов.

Экологическое лимитирование и лицензирование техногенных
нагрузок превратились в основные составляющие системы ЭО,
изначально направленной на превентивное регулирование воздействий крупных проектов. Для регулирования воздействия небольших проектов в большинстве случаев достаточным является использование типовых норм и стандартов, основанных на предыдущем опыте. К ним также может применяться упрощенная процедура ЭО.

Статья 32. Проведение оценки воздействия на окружающую среду

1. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) - вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления. Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая документация которой подлежит экологической экспертизе в соответствии с Законом об экологической экспертизе. Так, в частности, согласно ст. 14 данного закона, государственная экологическая экспертиза, в том числе повторная, проводится только при наличии в составе представляемых материалов документации, содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, подлежащей экспертизе.

Цель проведения ОВОС - предотвращение или смягчение воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий. Ее результатами являются:

а) информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;

б) выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

в) решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее, с учетом результатов ОВОС.

При проведении ОВОС необходимо исходить из потенциальной экологической опасности любой деятельности (принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности), а также равной обязательности требований о проведении ОВОС для любых физических и юридических лиц (как коммерческих, так и некоммерческих) без исключения.

Можно выделить несколько этапов проведения ОВОС. Первый этап - уведомление органов власти и информирование общественности о намечаемой деятельности, предварительная оценка и составление технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.

Второй этап - проведение исследований по оценке воздействия на окружающую среду и подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

Третий этап - подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду. Окончательный вариант материалов по ОВОС готовится на основе предварительного варианта материалов с учетом замечаний, предложений и информации, поступившей от участников процесса оценки воздействия на окружающую среду на стадии обсуждения. В окончательный вариант материалов по оценке воздействия на окружающую среду должна включаться информация об учете поступивших замечаний и предложений, а также протоколы общественных слушаний (если таковые проводились). Окончательный вариант утверждается заказчиком, передается для использования при подготовке обосновывающей документации и в ее составе представляется на государственную экологическую экспертизу, а также на общественную экологическую экспертизу (если она проводится).

В том случае, если намечаемая хозяйственная и иная деятельность может иметь трансграничное воздействие, проведение исследований и подготовка материалов по оценке воздействия на окружающую среду осуществляется с учетом положений Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте 1991 г. Осуществление процедуры ОВОС предусмотрено и иными международными документами, включая материалы Конференции ООН 1992 г. в Рио-де-Жанейро. Так, участники данной Конференции подчеркивали, что участие общественности в оценке воздействия на окружающую среду является одной из предпосылок для достижения устойчивого развития (п. 23.2 Повестки дня на XXI век).

В настоящее время определенной проблемой является правовая регламентация проведения ОВОС объектов капитального строительства, необходимого для прохождения государственной экспертизы в составе проектной документации. С момента введения единой, комплексной государственной экспертизы, осуществляемой по правилам градостроительного законодательства (2007 г.) стал вопрос о необходимости проведения ОВОС объектов капитального строительства, проектная документация на которые была исключена из перечня объектов государственной экологической экспертизы. Статья 49 ГрадК РФ закрепляет, что в составе проектной документации на государственную экспертизу представляется "Перечень мероприятий по охране окружающей среды" (ПМООС). Состав ПМООС регламентируется Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 г. N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" и включает в себя:

Результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду;

Перечень мероприятий по предотвращению и снижению возможного негативного воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и рациональному использованию природных ресурсов на период строительства и эксплуатации объекта капитального строительства,

Перечень и расчет затрат на реализацию природоохранных мероприятий и компенсационных выплат.

Таким образом, можно констатировать, что ОВОС объекта капитального строительства является частью ПМООС.

Трудность состоит в том, что в Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденном Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г. говорится об оценке воздействия деятельности, а не объекта. Кроме того, в Положении об ОВОС конечным результатом процедуры оценки воздействия является направление материалов на государственную экологическую, а не на государственную экспертизу. Тем самым, мы имеем дело с определенным правовым пробелом в отношении правил и процедуры прохождения ОВОС объектов капитального строительства. На практике, ОВОС в данном случае проходит по правилам оценки воздействия на окружающую среду экологически опасной деятельности.

2. Информирование общественности и других участников оценки воздействия на окружающую среду на этапе уведомления, предварительной оценки и составления технического задания на ее проведение осуществляется заказчиком. Информация в кратком виде публикуется в официальных изданиях федеральных органов исполнительной власти (для объектов экспертизы федерального уровня), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, на территории которых намечается реализация объекта государственной экологической экспертизы, а хозяйственная и иная деятельность может оказать воздействия.

В публикации представляются сведения о названии, целях и месторасположении намечаемой деятельности; наименовании и адресе заказчика или его представителя; примерных сроках проведения оценки воздействия на окружающую среду; органе, ответственном за организацию общественного обсуждения; предполагаемой форме общественного обсуждения (опрос, слушания, референдум, и т.п.), также форме представления замечаний и предложений; сроках и месте доступности технического задания по оценке воздействия на окружающую среду и иной информации.

Заказчик (исполнитель) принимает и документирует замечания и предложения от общественности в течение 30 дней со дня опубликования информации. Данные замечания и предложения учитываются при составлении технического задания по оценке воздействия на окружающую среду и должны быть отражены в материалах по оценке воздействия на окружающую среду.

На этапе проведения оценки воздействия на окружающую среду уточняется план мероприятий по ходу общественных обсуждений намечаемой хозяйственной деятельности, в том числе о целесообразности (нецелесообразности) проведения общественных слушаний по материалам оценки воздействия на окружающую среду. При принятии решения о форме проведения общественных обсуждений, в том числе общественных слушаний, необходимо руководствоваться степенью экологической опасности намечаемой хозяйственной и иной деятельности, учитывать фактор неопределенности, степень заинтересованности общественности.

Общественные обсуждения - комплекс мероприятий, проводимых в рамках оценки воздействия, направленных на информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее возможном воздействии на окружающую среду, с целью выявления общественных предпочтений и их учета в процессе оценки воздействия. Порядок проведения общественных обсуждений определяется органами местного самоуправления при участии заказчика (исполнителя) и содействии заинтересованной общественности. Заказчик обеспечивает доступ общественности к окончательному варианту материалов по ОВОС в течение всего срока с момента утверждения последнего и до принятия решения о реализации намечаемой деятельности.

Состав материалов по оценке воздействия на окружающую среду определяется порядком ее проведения и зависит от вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности, требований к обосновывающей данную деятельность документации, являющейся объектом экологической экспертизы. Степень полноты (детальности) проведения оценки воздействия на окружающую среду зависит от масштаба и вида намечаемой хозяйственной и иной деятельности и особенностей предполагаемого региона ее реализации. Основные процедурные вопросы проведения ОВОС указаны в Положении об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержденном Приказом Госкомэкологии РФ от 16 мая 2000 г.

3. Существует ряд позитивных примеров работы данной правовой нормы. Так, в январе 2005 г. в Иркутске были проведены общественные слушания в рамках процедуры ОВОС, в которых приняло участие более 160 человек. Предметом обсуждения был проект газификации Иркутской области, предусматривавший несколько этапов. В целом проект получил положительную оценку принявшей участие в обсуждении общественности; замечания носили уточняющий характер. Все замечания были занесены в протокол с обещанием разработчиков по их учету в ходе доработки проекта.*(48)

В феврале 2006 г. состоялись общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду "Технико-экономического обоснования строительства газопровода Ковыкта - Саянск - Иркутск" в нескольких муниципальных образованиях на территории Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.*(49)

Оценка воздействия на окружающую среду Нижне-Курейской ГЭС на р. Курейке" была выполнена в соответствии с Техническим заданием, прошедшем общественные обсуждения и откорректированным по результатам первого этапа ОВОС в феврале 2009 г. В рамках второго этапа процедуры ОВОС были подготовлены и размещены в общественных приемных Предварительный вариант материалов для общественного обсуждения "Оценка воздействия на окружающую среду Нижне-Курейской ГЭС на р. Курейке" и Резюме нетехнического характера. Общественное обсуждение проектных материалов состоялось 16 июля 2009 г. в п. Светлогорск (в слушаниях приняли участие 112 человек) и 17 июля 2009 г. в с. Туруханск (86 человек).

Материалы окончательной редакции "Оценки воздействия на окружающую среду Нижне-Курейской ГЭС на р. Курейке" разработаны по результатам третьего этапа ОВОС - общественного обсуждения предварительного варианта материалов ОВОС, в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации порядком реализации данной процедуры ("Положение об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации"). Вопросы, замечания, предложения и комментарии, поступившие в ходе обсуждения, собраны и зарегистрированы в специальных регистрационных журналах, а также в протоколах общественных слушаний. Все записи тщательно проанализированы, в окончательный вариант по замечаниям внесены корректировки. На поступившие вопросы подготовлены аргументированные ответы. Регистрационные журналы приобщены к материалам общественных обсуждений и включены в комплект документации, передаваемой Заказчику для представления на Государственную экспертизу.*(50)

Статьи по теме