Полк вта вернулся домой. Состав военно-транспортной авиации ввс Именной самолет полка

Формирование 334-го бомбардировочного авиаполка Дальнего Действия началось на аэродроме Воротынск в Калужской области с 10 апреля 1944 г. на основании постановления ГКО от 12 марта 1944 г.

После завершения сражений по ликвидации блокады Ленинграда в тыл была выведена 1-я Сталинградская Краснознаменная бомбардировочная авиадивизия АДД в составе 31-го Красносельского и 32-го Керченского гвардейских Краснознаменных авиаполков. На базе этих полков было решено сформировать третий полк в дивизии. Им стал 334-й бап АДД. Первым командиром полка был назначен майор В И. Лебедев.

Из полков 1-й авиадивизии пришли командные кадры (большая часть – из 31 -го полка, которым командовала B.C. Гризодубова), а личный состав в ос

новном комплектовался из кодров ГФВ и выпускников авиационных училищ.


Командир 334-го полка В И Лебедев]



Построение личного состава полка со знаменем части Польша, 1944 г



Экипаж лейтенанта Г Б Ивлева после выполнения боевого задании Сентябрь 1944 г.


Личный состав полка на боевой учебе


Отработка взаимодействия между пилотом буксировщика (Панарин А Г) и пилотом планера. 1949 г.



Пионеры Як 14 на стоянке полка. 1954 г.


Формирование полка завершилось к I июня 1944 г. На вооружение поступали самолеты Ли-2 – как новые (с завода N? 84), так и уже полетавшие (из полков 73-й авиадивизии АДД). На момент окончания формирования в полку имелось 29 самолетов Ли-2.

Экипажи полка действовали по портам Либава, Пярну, Мемель, железнодорожным станциям Толочин, Полоцк, Ново-Борисов, по переправам через реку Западная Двина, аэродрому Бобруйск, по переднему краю позиций противника в Прибалтике. Также выполнялись полеты в глубокий тыл противника на сброс разведчиков. В апреле 1945 г. полк бомбил Берлин, по столице Германии было выполнено 90 боевых вылетов. Последние боевые вылеты экипажи полка выполнили по порту Свинемюнде.

В связи с преобразованием Авиации Дальнего Действия в 18-ю воздушную армию, приказом от 6 декабря 1944 г. полк был переименован в 334-й бомбардировочный, а 11 июня 1945 г. приказом ВГК полку присвоено почетное наименование «Берлинский».

На основании постановления Совета Министров от 3 апреля 1946 г. и Директивы Командующего Дальней Авиацией от 9 апреля 1946 г. полк в составе 1-й Сталинградской Краснознаменной авиадивизии был передан в подчинение ВВС Московского военного округа, но уже в июне-июле полк был выведен из состава 1-й авиадивизии и передан в Ленинградский военный округ. С 9 августа 1946 г. часть именовалась «334-й транспортно- десантный Берлинский авиационный полк ВДВ», а с 7 октября того же года – «334-й авиационный транспортный Берлинский полк ВДА».

По состоянию но 1 января 1947 г. в полку имелось семнадцать самолетов Ли-2, один С-47 и семь По-2.

За 1946 г. парашютном способом экипажи полка десантировали 25 570 человек, посадочным – 667 человек. Полк принимал участие в пароде в Москве по случаю Дня Воздушного Флота. В 1948 г. в полк начали поступать самолеты Ил-12 и планеры Ц-25.

Параллельно с десантной подготовкой, полк отрабатывал бомбометание с Ли-2 – проведено 75 практических бомбометоний.

С 19 сентября по 29 сентября 1948 г. 21 самолет Ил-12 и десять Ли- 2 из состава полка приняли участие в показанных учениях ВДВ. которые проходили в районе Староконстантиново.

В очередной роз наименование полка изменили приказом от 25 марта 1949 г. – «334-й транспортно-десантный авиационный Берлинский полк».

С 28 мая по 18 июля 1949 г. 14 экипажей Ил-12 принимали участие в подготовке и проведении воздушного парада в честь Дня Воздушного Флота. По плану подготовки и в ходе проведения парада выполнено 242 попета, десонтировано парашютным способом 1689 человек. С 25 июля по 6 августа 1949 г. 17 экипажей и штаб полка привлекались к учениям 107-й воздушно-десантной дивизии с аэродрома Кировоград. Посадочным способом десантировано 104 человека, 286 т грузов и боевой техники.



Экипаж полка у военно-транспортных самолетов Ан-12



"Качественный ремонт авиатехники – залог безаварийной летной работы!"



Убрка снега с планера Як-14


– Ил-12: 23 исправных и один неисправный;

– Ли-2: 11 исправных и два неисправных;

– По-2: четыре исправных, неисправных нет;

– Ц-25: 21 исправный, один неисправный;

– Г-И: пять исправных, неисправных нет.

В 1950 г. началось переучивание на планер Як-14 В конце 1950 г в полку имелось семь планеров Як-14 и 16 Ц-25, в 1951 г. планерный парк был унифицирован – 60 планеров Як-14. Это был двойной комплект, так как в полку имелось 28 планерных экипажей. Также в 1951 г. произошла полная замена самолетов Ли-2 самолетами Ил-12 (на вооружении полка в конце года состояло 29 машин).

В 1950 г. девятка Ил-12 приняла участие в воздушном параде в честь Дня Воздушного Флота.

С 3 по 22 августа 1951 г 28 экипажей планерных поездов и штаб полка принимали участие в показном учении по десантированию 107-й воздушно- десантной дивизии с аэродрома При- луки на посадочную площадку в районе Черкасс. Выполнено 328 полетов, десантировано посадочным способом 960 человек и 131 т грузов.

С 11 по 18 сентября 1952 г. 27 экипажей планерных поездов (самолеты Ил-12 и планеры Як-14) принимали участие в учениях на территории Белоруссии. Посадочным способом было десантировано 131 человек из 350-го отдельного десантного полка и 77 т груза.

С 3 по 16 октября 1953 г. – маневры Прикарпатского округа по десантированию 31-й воздушно-десантной дивизии С аэродрома Луцк в район учений доставлено посадочным способом 130 человек и 40 т грузов.

Приказом от 1 октября 1954 г. из штата полка исключены 30 пилотов- планеристов, большинство из них прошло переподготовку на пилотов воздушных кораблей, после чего они еще долго служили в транспортной авиации.

С 12 октября 1955 г. полк именуется «334-й военно-транспортный Берлинский авиационный полк ВТА ВВС».

С 25 октября по 29 ноября 1956 г. экипажи полка выполняли спецзадание за границей. Выполнено 369 самолето-вылетов, перевезено 396 т грузов.

31 октября 1957 г. произошла катастрофа экипажа майора Самарина, погибли все пять членов экипажа. Катастрофа произошла по причине неудовлетворительной организации и руководства полетами.

С 30 мая 1961 г. по 15 января 1962 г. 11 экипажей выполняли спецзадния в Лаосе и Вьетнаме. Выполнено 1908 боевых вылетов, сброшена 1064 т грузов, перевезено в Лаос 901 т грузов и 7451 пассажир В Лаосе летали как Ил-12, так и Ли-2. Одновременно с нашими экипажами аналогичные задания выполняли американцы. Ветераны вспоминали, что порой на одну площадку «своим» партизаном грузы сбрасывает Ли-2, а рядом «чужим» комбатантам бросает «гуманитарную» помощь американский С-47.



Традиция полка: провожать самолет с развернутым знаменем части



Вручение боевых наград личному составу полка за выполнения интернационального


Командир 334-го ВТАП в 1966-75 гг Юргес П Я



Ли-2 в Лаосе


В 1961 г. сложилась интересная ситуация с самолетным парком. Полк планировался к перевооружению на Ан-12, но раньше новую технику стал получать один из транспортных полков, дислоцировавшихся в Германии. Ли-2 из «германского» полка передали в 334-й полк. По состоянию на 1 января 1962 г. самолетный парк полка выглядел следующим образом:

В 1963 г. началось переучивание на Ан-12 В марте – мае личный состав осваивал теорию, в мае начались полеты. К декабрю на Ан-12 летало 30 экипажей.

В августе 1964 г. командир отряд майор Н С. Папкин произвел вынужденную посадку вне аэродрома из-за непроизвольного выключения трех двигателей сразу. Приказом Главкома ВВС экипажу объявлена благодарность, майор Папкин и борттехник старший техник-лейтенант Кузнецов награждены ценными порядками.

Как показала практика, новую технику быстрее осваивали молодые пилоты, видимо у «стариков» в отрицательную сторону срабатывали наработанные навыки пилотирования двух моторных поршневых самолетов.

С 14 по 21 сентября 1963 г. 26 экипажей полка но самолетах Ан-12Б принимали участие в проведении учений Варшавского Договора с практическим десантированием посадочным способом личного состава и боевой техники 1044-й воздушно-десантной дивизии на аэродром Ровенец в Болгарии. Перевезено:

– 26 САУ-85;

– 3 ГАЗ-63;

– 8 ГАЗ-69;

– 2 УАЗ-450;

– 1 ЗиЛ-164;

– 18 орудий Д-30;

– 18 автомобилей ЗиЛ-157;

– 323 человека личного состава.

полку имелось 11 самолетов Ан-12Б и два Ли-2. Через год количество Ан-12 увеличилось до 32, о Ли-2 были сняты с вооружения полка.






Вручение памятных подарков отличившимся экипажам


С 25 февраля по 5 марта 1965 г. проходило опытное учение «Харьков» по перевозке зенитных средств и боеприпасов с аэродромов Прибалтики и из Чкаловской на аэродром Белая под Иркутском. От полка в учении принимало учостие 27 экипажей. Перевезено 28 зенитных установок ЗПУ-1 и 47 установок ЗПУ-2, 60 человек личного состава, 8204 ящика боеприпасов, а также 37-мм пушка и автомобиль ГАЗ-66. За учения полк получил оценку «отлично».

С 17 по 27 октября 1965 г. 27 самолетов Ан-12Б привлекались к учению армий Варшавского Договора, которое проходило на территории ГДР Посадочным способом на аэродром Эрфурт были десантированы подразделения 6-й воздушно-десантной дивизии Войска Польского, перевезено:

– 24 самоходно-артиллерийских установок CY-85;

– 3 автомобиля ЗиЛ-157;

– 1 автомобиль ГАЗ-69,

– 3 автомобиля ГАЗ-ЗбЗ;

– 1 автомобиль УАЗ-450;

– 1 автомобиль ГАЗ-51.

В 1966 г. выполнялись перевозки грузов в интересах министерства геологии в Заполярье, перевезено 6221 человек и 9535 т грузов.

В период с 8 по 29 июня 1967 г. полк выполнял спецзадания по перевозке боевой техники в Египет, Алжир и Сирию. Выполнено 86 рейсов с налетом 1853 ч.

С 21 по 23 августа 1967 г полк составом 28 экипажей принимал участие в учениях «Родопи», проходивших на территории Болгарии.

Полк участвовал полным составом, 26 экипажей. Десантирование выполнялось из боевых порядков колонна отрядов и поток пар с интервалом 30 секунд с малых высот.

С 1 по 31 декабря 1967 г. – 19 экипажей перевозили грузы в Йемен, выполнив 30 рейсов, и перебросив 187 т грузов и 225 человек.

Также выполнялись транспортные полеты в Заполярье. В 1967 г. полк получил переходящее Красное Знамя Командующего ВТА.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1968 г. за большие заслуги, проявленные в боях по защите Советской Родины, успехи в боевой и политической подготовке и в связи с 50-летием Советской Армии и ВМФ 334-й военно- транспортный авиаполк награжден орденом Красного Знамени.

В рамках операции «Дунай» с 18 по 25 августа было выполнено 185 самолето-вылетов с аэродрома Витебск на аэродром Брно и с аэродрома Чкаловская на аэродром Прага-Рузине. Перевезено 1522 человека и 137 т грузов.

С 6 июля по 3 августа 1970 г. восемь экипажей во главе с командиром полка полковником Югером принимали участие в оказании помощи пострадавшим от землетрясения в Перу. Из Чкаловской в Лиму переброшено 26 человек и 91 т груза (медицинское оборудование, продовольствие, автотранспорт).

Несколько слов о полковнике Югере. Это был человек уникальной судьбы. В возрасте 22 лет его отобрали командиром экипажа Ли-2. который доставил в Москву из Берлина Знамя Победы Он был кавалером пяти (!) орденов Красной Звезды В 1969 г. на учениях «Одра – Нейсе» полк опять десантировал поляков.









Погрузка боевой техники в Ил-76. Псков. 21.09 2005 г


С 24 февраля по 9 апреля 1970 выполнялись перевозки боевой техники и грузов в Египет (85 рейсов. 664 человека и 669 т грузов).

В 1973 г. полеты в Египет, Сирию и Ирак полк выполнял в полном составе, совершив 122 самолето-вылета (60 человек и 1012 т).

Летом 1972 г. для выполнения перевозок пассажиров и грузов за границу по спецзаданиям 334-й ВТАП включен в 1 – эскадрилью 224-го летного авиаотряда ВВС В 1972 г. полк стал лучшим в ВТА.

С 18 июня по 19 августа 1975 г 11 экипажей выполнили 908 полетов в Сомали, перевезено 8515 человек и 2783 т грузов.

С 13 ноября 1977 г. по 17 ноября 1978 г. 21 экипаж летал в Эфиопию. Там был выполнен 6401 полет суммарным напетом 7906 ч, перевезено 40 073 человек и 33 076 т грузов.

С 16 октября 1978 г. 1-я эскадрилья полка приступила к изучению самолета Ил-76 Первые полеты экипажи полка выполнили на Ил-76М 13 декабря 1978 г. на аэродроме Витебск. С 23 января полк приступил к перевооружению на самолет Ил-76М. Первый Ил- 76М на аэродром Псков с аэродрома Витебск перегнал командир 1 -й эскадрильи подполковник А Д. Трифонов. Первая летная смена в Пскове на самолетах Ил-76М проведена 26 января. На конец года в полку имелось 14 самолетов Ил-76М и три Ан-12БП.

В 1978 г. опять выполнялись полеты в Эфиопию. 46 человек за Эфиопию получили награды, в том числе шестеро награждено орденами Красного Знамени и 17 человек орденами Красной Звезды.

Первые полеты в Афганистан были выполнены 11 декабря 1979 г., летало пять экипажей В 1980 г. при выполнении взлета с аэродрома Кабул у экипажа майора П.А. Ефимова отказал один двигатель, тем не менее, экипаж продолжил полет на трех работающих двигателях и благополучно приземлился в Ташкенте.

В 1980 г. самолетный парк полка состоял из 25 Ил-76М и трех Ан-12БП. В следующем году осталось только 25 Ил-76М В 1981 г. полк вторично получил переходящее Красное Знамя Командующего ВТА.

В 80-е годы постоянно выполнялись полеты в Афганистан, Анголу, Сирию.

3 июля 1983 г. полк составом 20 экипажей принимал участие в оперативно-стратегическом учении МО СССР Десантировано парашютным способом 51 БМД и 6 установок «Нона»

В 1986 г. экипажи полка принимали участие в ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС

С 6 по 24 января 1991 г. семь экипажей перебросили в Литву подразделения ВДВ для поддержания Конституционного порядка на территории СССР.



Г В Новожилов но праздновании юбилея полка



Ветераны полка



"Боевой листок", посвященный отважным действиям зкипажа Ил-76


С 8 ноября 1992 г. по 13 июня 1993 г. выполнялись полеты по эвакуации беженцев из «горячих точек» СНГ и по доставке контингента миротворческих сил России в Северную Осетию и Ингушетию.

8 июля 1993 г. произошла катастрофа Ил-76М No 86039 экипажа майора В В. Гудина, погибло восемь членов экипожа и три курсанта-стажера ЛВВАУШ. Летчики сумели отвести падающий самолет от окраины Пскова. Катастрофа произошла из возникшего в кабине воздушного стрелка пожара (предположительно воспламенился боекомплект к пушкам). В память о погибшем экипаже в Пскове и Ново- изборске названы улицы.

В 1994 г. из-за нехватки топлива произошло резкое снижение налета, суммарный налет составил 3044 ч при плане 4403 ч, количество проведенных летных смен – 38 при плане 68. В дальнейшем тенденция, увы, сохранилась В 1995 г. было проведено всего 18 летных смен, а реальный налет полка составил 2390 ч, причем по курсу боевой подготовки – всего 602 часа К сожалению, в настоящее время ситуация радикально не изменилась.

С 9 декабря 1994 г. полк принимает участие в обеспечении проведения контртеррористической операции в Чечне.

С II по 27 марта 1995 г. экипаж майора В Н. Горбунова принимол участие в совместном российско-канадском учении по поиску и спасению терпящих бедствие.

С 15 января 1996 г 24 Ил-76 доставляли контингент российских миротворцев на Балканы, в аэропорты Белграда и Тузлы, выполнено 76 полетов, перевезено 2048 человек, 404 т грузов и 30 единиц боевой техники.

С 26 по 28 августа 1996 г. производилось российско-американское учение САРЭК-96 В рамках учения экипаж майора С.Г. Анейхино выполнил два рейса из Хабаровска, перевезено 107 человек и 19 т грузов.

В июне 1997 на аэродроме Кресты (Псков) 28 военным атташе иностранных государов проводился показ авиационной техники 334-й ВТАП и боевой техники 76-й гвардейской воздушно-десантной дивизии.

С 26 июня по 23 июля 1999 г. выполнялась перевозка войск и боевой техники в Косово. Выполнено девять рейсов, перевезено 147 человек и 142,1 т боеприпасов.

С 23 по 27 ноября 2001 г. четыре экипажа выполнили восемь полетов в Афганистан, перевезено 45 человек и 56 т грузов.

В 2004 г. полк принимал участие в учениях «Мобильность 2004» В учениях, проходивших с 16 по 28 июня принимало участие десять экипажей. Выполнено 67 самолето-вылетов, десантировано 332 человека, перевезено 45 единиц техники и 201 т груза.

В 2005 г. экипажи полка привлекались не только к выброске десантов на учениях, которые проходили на территории России, но и участвовали в совместных российско-китайских и российско-индийских учениях.

Завершая краткое повествование о 334-м военно-транспортном Берлинском Краснознаменном авиационном полку хотелось бы отметить два факта. Во-первых, это один из немногих в отечественных ВВС полков, который за всю свою историю не менял номера. Во-вторых, с 1948 г. полк базируется в Пскове на аэродроме Кресты. Столь длительное пребывание на одном месте также в наших ВВС встречается не так уж часто.



Именной самопет Ил-76 "Псков"


Погрузка техники в Ил-76. Вид из кабины штурмана.



Псков. 21.0905 г.


Аэродром находится на окраине древнего города и не удивительно, что жители Пскова давно считают полк своим, псковским Многие ветераны полка живут рядом с аэродромом, в гарнизоне Кресты, не прерывая связи со своей родной частью В свою очередь, личный состав полка постоянно забоится о ветеранах.

Близость границы, обширные водные пространства и давняя страсть всех военных к рыбалке и охоте, прославленные многими кинофильмами, порой приводят к комическим ситуациям. К примеру, совсем недавно, зимой, был организован массовый выезд личного состава на рыбалку, на Псковское озеро. По озеру проходит граница с Эстонией Нет, ловили в России, однако одетая в камуфляж толпа привлекала внимание эстонских пограничников: А вдруг вторжение? Общение через границу недоразумение разрешило, однако «дружбы народов» не случилось. Кстати, совсем рядом, в Острове, снимался знаковый фильм «Особенности национальной охоты», а на баню псковского военно- транспортного полка с живым крокодилом можно поглядеть в фильме «Особенности национальной политики». Крокодил, кстати, свой, псковский.

В полку имеется два именных самолета:

Ил-76М No 86049 «Псков», наименование присвоено приказом Командующего ВТА от 13 января 2000 г. торжественная церемония проведена 20 января 2001 г.

Ил-76МД «Николай Зайцев», наименование присвоено в июле 2005 г. в честь командира 334-го ВТАП.




Материал подготовил Михаил Никольский


Воспоминания ветерана 3-й авиабригады ОН им. С. М. Кирова Хребтовского Ивана Сергеевича.

Воздушно-десантные войска. История российского десанта Алехин Роман Викторович

СОСТАВ ВОЕННО-ТРАНСПОРТНОЙ АВИАЦИИ ВВС

Управление 61-й воздушной армии (военно-транспортная авиация) резерва Верховного главнокомандования (г. Москва);

Центральный узел связи 61-й ВА (г. Ногинск):

57-й отдельный полк связи в/ч 93810 (г. Ногинск)

Подвижный радиоцентр (г. Мытищи-16);

978-й осап в/ч 45157 (г. Клин);

123-й АРЗ в/ч 13801 (г. Старая Русса);

308-й АРЗ в/ч 13807 (г. Иваново);

325-й АРЗ в/ч 13824 (г. Таганрог);

194-й «Брянский» Краснознаменный овтап им. Гастелло, в/ч 15474 (г. Фергана).

3-я гвардейская «Смоленская», орденов Суворова, Кутузова, авиационная дивизия ВТА (г. Витебск, п. Журжево) в составе:

50-й втап (г. Витебск);

103-й гвардейский втап в/ч 15401 «Красносельский» ордена Боевого Красного Знамени, им. Гризодубовой (г. Смоленск);

110-й втап в/ч 65204 (г. Кречевицы), на Ил-76, сформирован в 1966 году;

334-й втап в/ч 22643 (г. Псков, аэродром Кресты), на Ил-76;

339-й втап в/ч 23573 ордена Суворова (г. Витебск), на Ил-76;

Обато в/ч 65362 (г. Псков аэродром Кресты), сформирован в 1950 году;

221-й обсв и РТО (г. Псков аэродром Кресты), сформирован в 1950 году;

Обато в/ч 65388 (г. Кречевицы).

6-я гвардейская «Запорожская» орденов Боевого Красного Знамени, Суворова, Богдана Хмельницкого авиационная дивизия ВТА (г. Запорожье) в составе:

37-й втап в/ч 54918 (г. Арциз);

338-й втап в/ч 22650 (г. Запорожье);

363-й втап в/ч 22527 (г. Кривой Рог) на Ил-76.

7-я «Винницкая» авиационная дивизия ВТА (г. Мелитополь) в составе:

3-й втап (г. Мелитополь);

25-й гвардейский «Московский» втап в/ч 21822 (г. Мелитополь);

171-й гвардейский «Ясский» втап в/ч 22528 (г. Джанкой);

175-й втап в/ч 30143 (г. Мелитополь).

12-я гвардейская «Мгинская» ордена Боевого Красного Знамени авиационная дивизия ВТА (г. Тверь, п. Мигалово) в составе:

8-й втап в/ч 21332 (г. Тверь, п. Мигалово) на Ан-22;

81-й втап (г. Иваново), сформирован в 1970 году;

196-й гвардейский втап в/ч 21894 (г. Тарту, аэродром Ради);

229-й втап (г. Иваново), расформирован в 1974 году;

708-й «Керченский» ордена Боевого Красного Знамени втап в/ч 18298 (г. Гянджа) на Ил-76, часть была сформирована в 1942 году;

Обато в/ч 33712 (г. Сеща);

Обато в/ч 62376 (г. Гянджа);

Обсв и РТО в/ч 71405 (г. Гянджа).

Позже, уже в российское время, в составе дивизии находились:

235-й втап в/ч 51432 (г. Сеща) на Ан-124;

566-й «Солнечногорский» орденов Боевого Красного Знамени, Суворова втап в/ч 65226 (г. Сеща) на Ан-124.

18-я гвардейская «Таганрогская» орденов Боевого Красного Знамени, Суворова, Кутузова, имени И. С. Полбина авиационная дивизия ВТА в/ч 18380 (г. Шауляй, п. Зокняй) в составе:

117-й «Берлинский» ордена Кутузова втап в/ч 95846 (г. Шауляй) на Ан-22, впоследствии передан в состав 12-й гв ад ВТА;

600-й втап в/ч 78684 (г. Кедайняй), был расформирован в 1963 году;

128-й гвардейский «Ленинградский» ордена Боевого Красного Знамени втап в/ч 06965 (г, Паневежис), сформирован в 1963 году;

196-й втап в/ч 06937 (г. Тарту);

840-й обато (г. Шяуляй).

610-й Центр боевого применения и переучивания летного состава имени Скрипко в/ч 48231 (г. Иваново-14, аэродром Северный), сформирован в 1974 году из 25-го ЦОК в составе:

374-й втап (г. Иваново, до 1975 года полк базировался на Тульском аэродроме), расформирован в 1979 году;

517-й иисап (г. Иваново);

Обато в/ч 13696 (г. Иваново);

Обато в/ч 62276 (г. Таганрог);

2457-я АТБ (г. Иваново), сформирована в 1946 году.

Я так понимаю, что это далеко не полный перечень авиационных частей, которые тем или иным образом по роду своей деятельности соприкасались с воздушно-десантными войсками. Все дело в тотальной советской секретности, которая по сию пору не позволяет написать полноценную историю формирования и боевого пути многих воинских коллективов.

Из книги Люфтваффе. Военно-воздушные силы Третьего рейха автора Залесский Константин Александрович

Состав боевой авиации люфтваффе Ниже приводится краткий список эскадр и групп истребительной, бомбардировочной и штурмовой авиации люфтваффе. В связи с тем, что список составлялся в основном по немецкоязычным источникам, возможны некоторые ошибки при обратном переводе

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ВА) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ДО) автора БСЭ

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТР) автора БСЭ

Из книги США: История страны автора Макинерни Дэниел

Из книги 100 великих рекордов авиации и космонавтики автора Зигуненко Станислав Николаевич

ЭКЗОТИКА АВИАЦИИ Самолет с косым крылом Еще в 40-х годах прошлого столетия аэродинамики выяснили, что самолет с несимметричным, косым крылом может оказаться лучшей формой машины для сверхзвукового полета. С тех пор аэродинамики время от времени экспериментируют с

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

Из книги Энциклопедия юриста автора

Из книги Логистика автора Мишина Лариса Александровна

Из книги Шпаргалка по договорному праву автора Резепова Виктория Евгеньевна

Из книги Все истребительные авиаполки Сталина [Первая полная энциклопедия] автора Анохин Владимир Александрович

Договор транспортной экспедиции ДОГОВОР ТРАНСПОРТНОЙ ЭКСПЕДИЦИИ - гражданско-правовой договор, в силу которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг,

Из книги автора

33. Сущность, принципы и функции транспортной логистики, основные понятия транспортировки грузов Транспортная логистика выступает в роли необходимой составляющей всей теории и практики логистики коммерции, так как логистика как наука занимается управлением всеми

Из книги автора

Из книги автора

ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПОЛКИ АВИАЦИИ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА, ПРИНИМАВШИЕ УЧАСТИЕ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ В ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГГ. 2 ГВАРДЕЙСКИЙ ПЕЧЕНГСКИЙ КРАСНОЗНАМЕННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК ВМФ ИМ. Б.Ф. САФОНОВАРанее – 2 гвардейский

Из книги автора

ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПОЛКИ АВИАЦИИ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА, ПРИНИМАВШИЕ УЧАСТИЕ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ В ПЕРИОД СОВЕТСКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ 1945 Г. 12 ИСТРЕБИТЕЛЬНЫЙ АВИАЦИОННЫЙ ПОЛК ВМФ(Войсковая часть полевая почта 56031)ФОРМИРОВАНИЕ, ПОДЧИНЕННОСТЬ, ВООРУЖЕНИЕ ПОЛКА ДО

339-й военно-транспортный авиационный ордена Суворова полк
339 втап
Годы существования
Страна СССР СССР
Россия Россия
Входит в 3-я гвардейская военно-транспортная авиационная дивизия
Тип авиационный полк
Прозвища «Витебский»
Войны Вторая мировая война Афганская война
Знаки отличия

История

Период Великой Отечественной войны

24 июля 1944 года личному составу полка на аэродроме Бердичев Винницкой области УССР вручено Боевое знамя и Грамота Президиума Верховного Совета СССР. Этот день стал днем рождения авиаполка. Полк принял участие в Воздушных сражениях на Кубани в период с апреля по июль 1943 года.

Громя врага летом 1944 года, полк действовал в интересах 2-го и 4-го Украинских и 1-го Белорусского фронтов с аэродрома Бердичев и Прилуки, произведя 226 боевых вылетов и сбросив 3 447 бомб общим весом 250 тысяч килограммов. Всего за период 1944 года полк произвел 392 боевых вылета, сбросив на голову врага 435 тысяч килограммов бомб. В воздушных боях было сбито 5 истребителей противника.

26 декабря 1944 года 339-й бомбардировочный полк дальнего действия переименован Директивой Генерального штаба № Орг/10/315706 в 339-й бомбардировочный авиационный полк .

На заключительном этапе войны 1945 года боевые удары наносились по важным стратегическим пунктам противника. Было совершено 350 боевых вылетов, сброшено 6 600 бомб. За весь период боевых действий с июня 1944 года по май 1945 года было совершено 576 вылетов, сброшено 10 107 бомб общим весом 732 814 килограммов. Последний боевой вылет был совершен на логово врага город Берлин 2 мая 1945 года.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 июня 1945 года за боевые действия по обеспечению наступательной операции, успешные бомбовые удары по важнейшим пунктам и коммуникациям противника и проявленные при этом личным составом полка героизм, самоотверженность и высокую боевую выучку, полк был награждён орденом Суворова III степени. За мужество и отвагу личный состав полка 10 раз отмечался в приказах Верховного Главнокомандующего. Боевые потери полка составили 7 экипажей .

Послевоенный период

По окончании боевых действий авиаполк в очередности базировался на польских аэродромах Цеханув , Легница , Познань , Олава .

9 мая 1947 году полк вошел в состав 3-й гвардейской авиационной транспортной Смоленской орденов Суворова и Кутузова дивизии и передислоцировался на аэродром

Расформированный в конце 90-х годов полк Военно-транспортной авиации возрождён на территории аэропорта «Ульяновск-Восточный» благодаря поддержке Президента Владимира Путина и властей Ульяновской области.

1 декабря в Ульяновске приземлились 9 бортов Ил-76 Военно-транспортной авиации из Оренбурга. Это основа 235-го авиационного полка 18-й военно-транспортной авиационной дивизии ВТА. Состоялась торжественная встреча самолётов, открытие и освящение штаба полка (в нем будут служить порядка 1500 человек) и производственных помещений на территории аэропорта «Ульяновск-Восточный». Командир части Вадим Дырдин получил из рук командующего Военно-транспортной авиацией генерал-лейтенанта Владимира Бенедиктова новенькие погоны полковника. Были повышены в звании и другие офицеры.

«Поистине великий день! Ульяновская земля пусть примет слова благодарности от всех лётчиков ВТА. Она нас гостеприимно и по-домашнему встретила, как и принято на Руси. 235-й полк отмечает свой второй день рождения и расправляет свои крылья», - прокомментировал событие командующий Военно-транспортной авиацией генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов.

Проблем с жильем у семей военных не будет. «В Минобороны действует программа выделения средств на съем жилья. Вопрос по Ульяновску закрыт, всё в порядке», - коротко пояснил корреспонденту Media73 командующий ВТА. В мероприятии принял участие глава правительства региона Александр Смекалин, который передал слова приветствия от губернатора Сергея Морозова.

Немного истории. Военно-транспортный авиационный полк был сформирован на аэродроме Сеща Брянской области в октябре 1989 года. В его состав вошли две эскадрильи на самолетах Ан-124 «Руслан» и одна эскадрилья на самолетах Ил-76. С момента формирования полк выполнял оперативные перевозки личного состава, техники и грузов на территории СССР и за границу. В 1994 году личный состав полка принимал участие в миротворческой операции сил ООН в Заире под кодовым названием «Бирюза», в боевых действиях по ликвидации незаконных формирований на территории Чеченской республики. С 1 февраля 1995 года полк приступил к перебазированию на новое место дислокации - в Ульяновск, через три года прекратил существование.

В мае 2017 года командующий военно-транспортной авиацией (ВТА) генерал-лейтенант Владимир Бенедиктов сообщил, что начинается формирование нового соединения - 18-й военно-транспортной авиационной дивизии со штабом в Оренбурге, а также полка ВТА с базированием в Ульяновске. «На вооружение этой авиационной части будут поступать и новые самолеты - Ил-76МД-90А. Сегодня это приоритетная для нас задача. В 2017 году ВТА планировала получить три новых самолета Ил-76МД-90А. В прошлом году мы получили два. На базе центра боевой подготовки и переучивания летного состава в Иваново идет активное обучение на новый самолет инструкторского и преподавательского состава», - сказал тогда Бенедиктов.

Ил-76МД-90А - тяжелый транспортный самолет, глубоко модернизированная версия Ил-76МД. Производится на ульяновском авиастроительном заводе «Авиастар-СП». По контракту с Минобороны РФ предприятие должно поставить военно-транспортной авиации 39 лайнеров данного типа до 2020 года – это самый крупный заказ в истории российской авиации. Самолет предназначен для перевозки войск, тяжелой крупногабаритной техники и грузов, а также десантирования личного состава, техники и грузов парашютным и посадочным способом, также может использоваться для перевозки больных и раненых и тушения площадных пожаров.


И вот 1 декабря в Ульяновске возродился новый «старый» 235-й полк ВТА. «Товарищи! Мы сегодня стали свидетелями исторического события. Ранее мы наблюдали обратные процессы расформирования частей и прекращения полётов. Люди уходили из армии. Благодаря верховному главнокомандующему Владимиру Путину, многое в корне поменялось. Я благодарен генерал-лейтенанту Владимиру Бенедиктову и личному составу за то, что без огромных финансовых вливаний полк обустроен в Ульяновске. Желаю, чтобы количество взлётов соответствовало количеству посадок, это наша традиция. Уверен, жизнь лётчиков в Ульяновской области принесёт им только радость», - заявил заместитель главкома ВКС, командующий ВВС РФ генерал-лейтенант Андрей Юдин.

Также в «Ульяновск-Восточном» прошла церемония присвоения имени великого авиаконструктора Олега Антонова самолету Ан-124-100 «Руслан», который завершил модернизацию на заводе «Авиастар-СП». Имя Олега Антонова неразрывно связано с историей отечественной военно-транспортной авиации, а самолеты марок «Ил» и «Ан» составляют основу её летного парка сегодня.

Ан-124-100 «Руслан» - самый грузоподъемный самолет в мире. «Руслан» был разработан в первой половине 80-х годов XX века в ОКБ Антонова совместно с ведущими союзными НИИ, предприятиями, организациями авиационной промышленности и министерствами. Над его созданием работал весь Советский Союз. Две трети серийных самолетов «Руслан» были выпущены в Ульяновске. Сейчас ремонт и модернизация Ан-124 в России осуществляется на авиазаводе «Авиастар-СП».

Самолет, которому 1 декабря было торжественно присвоено имя Олега Антонова, был выпущен 31 декабря 1986 года и эксплуатировался в составе ВТА России. В октябре 2017 года в цеху окончательной сборки завода «Авиастар-СП» были завершены производственные работы по модернизации планера и систем самолета.

По словам Бенедиктова, в планах 235-го полка - использование модернизированных Ан-124-100 «Руслан» и новый проект среднего транспортника Ил-276, которые связаны с «Авиастар-СП».

«Авиастар», напомним, может стать производителем нового «транспортника» Ил-276. Вице-президент ОАК по транспортной авиации, генеральный директор авиационного комплекса им. С.В. Ильюшина Алексей Рогозин говорил об этом на совещании по развитию ВТА в Ульяновске этой осенью. Средний транспортный самолет должен заменить устаревшие Ан-12, Ан-26 и Ан-72. Прорабатываются цена и требования для этого проекта, тактико-техническое задание.

«Сегодня транспортный дивизион ОАК является базой для производства самолетов военно-транспортной авиации. Перед нами стоит важная задача - мы берем на себя обязательство поставить в ближайшие годы новые и глубоко модернизированные самолеты для нужд ВТА. Мы уверены, что уже скоро наши крылатые машины будут служить обеспечению обороноспособности России», - сделал заявление Рогозин 1 декабря в Ульяновске.

Статьи по теме