Настольная игра Колонизаторы. Мореходы

Мы долгое время наблюдали за колонизаторами Катана, этого теперь уже прославленного острова, и видели только, как первопоселенцы строят деревни и города, прокладывают дороги, добывают ресурсы. "Колонизаторы. Мореходы", первое расширение к настольной игре "Колонизаторы", изменяет перспективу.

Поднимемся выше над островом Катан, и мы увидим истинный масштаб той тяги к неизведанному, которая привела колонизаторов в этот уголок мира. И как его не увидеть, когда в каждой бухте белым-бело от парусов! Снасти проверены, запасы пополнены, матросы здоровы. Катан открыт, пришло время искать новые острова! Пусть те, кто искал в Новом Свете убежища от старых бед, остаётся валить лес, прокладывать дороги и строить города. Мореходы Катана уходят в предрассветный туман к новым открытиям и приключениям.

Настольная игра "Колонизаторы. Мореходы" – одно из тех расширений, которые действительно увеличивают площадь игрового поля. Если в базовой игре в нашем распоряжении было равностороннее шестиугольное поле со стороной в три гекса, то теперь поле чуть вытянулось и вширь и ввысь (4х5, и восемь вместо пяти гексов "по экватору"). За счёт увеличенного числа гексов выросла степень непредсказуемости того, как сложится игровое поле в каждой конкретной партии. Конечно, многие из представленных в игре сценариев дают строгую схему раскладки гексов, но ведь и свободного творчества игроков никто не запрещал: 9-й сценарий в сборнике – вовсе и не сценарий, а просто предложение выложить гексы в рамку по воле случая. Только главный интерес вызывает не привычный рандомный расклад, а именно сценарии "Мореходов" с чёткой схемой размещения гексов и, что куда более важно, с дополнительными правилами.

В "Мореходах" новации правил расходятся на два уровня. Есть правила, общие для каждого сценария, в котором применяется это расширение, и есть "частные" правила, работающие только в отдельных сценариях, зачастую с применением особых компонентов.

Общих правил всего ничего. Во-первых, это правила строительства кораблей и создания морских путей из кораблей вкупе с доработкой правила "Самого длинного торгового пути", теперь учитывающего и морские участки пути. Во-вторых, в семье гексов прибавление – новый ландшафт по имени "золотоносная река", этакий джокер, позволяющий игроку взять карты любого сырья. Наконец, в игру вошёл пират – морской разбойник со своими правилами движения и принципами грабежа. К слову, если в сценарии есть и разбойник и пират, они действуют на нервы игрокам поодиночке: когда на кубиках игроку выпадает роковая "семёрка", он может либо изгнать из своих владений на земли соперника сухопутного разбойника, либо отогнать от своих морских путей к чужим пирата, но оба бандита не могут действовать одновременно.

А вот частных правил столько, сколько сценариев: давайте взглянем на тот ассортимент сценариев, который предложил нам Клаус Тойбер.

  • Сценарии вытянулись вдоль стандартной сюжетной канвы: если в "Новых берегах" колонизаторы исследуют прибрежные воды Катана, обнаруживая первые золотоносные реки, то с каждым новым сценарием они уходят всё дальше от ставших родными берегов
  • Второй сценарий "Четыре острова" сталкивает игроков в состязании за освоение архипелага: у каждого игрока своя стартовая позиция, и у всех – равные шансы на победу
  • "Туманный остров" развлекает игроков по-своему: львиная доля игрового пространства будет заполняться гексами только по мере того, как корабли игроков будут подходить к краю разведанных вод
  • Сценарий "Через пустыню" осложняет выбор стартовых позиций для игроков: многие привлекательные земли лежат либо на южных и очень мелких островах, либо на севере за обширной пустыней
  • "Забытое племя" – это гонка за бонусами: деревни, основанные первой "докатанской" волной колонистов на островах архипелага, дают игрокам добавочные победные очки или карты развития и показывают новые гавани
  • "Богатства Катана" развивают тему общения с соседями: теперь важно не только развивать свои поселения, но и торговать с деревнями
  • Но тут на свежеиспечённое богатство катанских купцов набрасываются алчные пираты: сценарий "Остров пиратов" посвящён организации отпора нашествию флибустьеров
  • Когда же война отступает, колонизаторы берутся запечатлеть победу в грандиозных постройках: самый затратный сценарий "Чудеса Катана" требует от игроков тратить сырьё на возведение колоссальных памятников величию новой нации

Каждый из сценариев прекрасен и интересен по-своему, в каждом нужна своя тактика и стратегия, и, при наличии свободного времени, в настольную игру "Колонизаторы" с расширением "Мореходы" можно играть в режиме кампании.

Подводя итог всему сказанному, можно только выразить признательность Клаусу Тойберу за такое развитие идеи "Колонизаторов". Сюжетная подоплёка, конечно, для настольной игры может быть второстепенным фактором, но зачастую экономическим играм не хватает именно атмосферы, присутствия мира в игре, чтобы удержать прежних и привлечь новых поклонников. Пусть эти восемь сценариев не нанесли Катан и окружающие его архипелаги на карту мира, но они дополнили его историю, сделав остров более реальным. Теперь мы знаем, что этот мир живёт, растёт и развивается, а значит, многие открытия ещё впереди! По местам стоять, с якоря сниматься!

Внимание! Это дополнение. Для игры вам понадобится базовая версия "

Настольная игра , предоставляющая 3-4 игрокам возможность совместно заселить затерянный на просторах океана остров, одна из самых известных в мире евроигр, и одна из самых замечательных игрушек для всей семьи.

Относительно недолгие партии, несложные правила, простой, приятный и миролюбивый игровой процесс — все эти слагаемые сделали игру одной из лучших настолок в мире. И, как это обычно бывает с успешными настольными проектами, в данном случае не обошлось без дополнений, число которых давно перевалило за десяток.

В этой статье мы рассмотрим игры серии, доступные на российском рынке, расскажем о том, что включает в себя то или иное дополнение, а также дадим некоторые рекомендации по их приобретению.

«Колонизаторы для 5-6 игроков »)

Количество игроков: 3-6

Дополнение 1996 года выпуска, позволяющее сыграть в «Колонизаторов» впятером или вшестером. Содержит набор игровых компонентов, позволяющих создать достаточно просторный для шестерых игроков остров, дополнительные фишки для 5-го и 6-го игроков, а также дополнительные карточки ресурсов.

Правила оригинальных «Колонизаторов» остаются без изменений за одним исключением — теперь перед началом каждого хода любой игрок может потратить свои ресурсы на строительство.

Компоненты американского издания дополнения

Состав дополнения:

  • 11 гексов местности (2 леса, 2 пастбища, 2 поля, 2 горы, 2 холма, пустыня);
  • 10 поселений двух разных цветов;
  • 2 фрагмента рамки игрового поля с портами;
  • 2 фрагмента рамки игрового поля;
  • 2 жетона портов;
  • 8 городов двух разных цветов;
  • 30 дорог двух разных цветов;
  • 25 карт ресурсов;
  • 9 карт развития;
  • 28 жетонов производства с числами от 2 до 12;
  • правила игры.

Для игры требуется: базовая игра .

Стоит ли покупать? Стоит, если помимо обычных «Колонизаторов»

Catan: Seafarers (»)

Количество игроков: 3-4

Это дополнение выпущено в 1997 году, через три года после издания оригинальных «Колонизаторов» (в Германии игра появилась в 1994 году). Если в базовой версии всё действие разворачивалось исключительно на острове Катан, то теперь поселенцы выходят за его пределы.

«Мореходы» предоставляют возможность строить не только дороги, поселения и города, но и корабли, при помощи которых можно добраться до новых земель и конечно же их колонизировать. Правила игры незначительно меняются, в игре появляются фишки кораблей, пиратский корабль, а также новый гекс местности — золотоносная река.

Также дополнение включает в себя 8 сценариев, где описывается стартовая раскладка местности. В зависимости от сценария определяется количество островов в игре, а также применение дополнительных правил.

Состав дополнения:

  • 6 рамок игрового поля;
  • 30 гексов местности (19 морей, 2 холма, 2 горы, 1 пашня, 1 лес, 1 пастбище, 2 золотоносные реки, 2 пустыни);
  • 10 жетонов гаваней;
  • 10 номерных жетонов;
  • 57 фишек Катана;
  • 60 кораблей четырех разных цветов;
  • фишка пирата;
  • правила игры.

Для игры требуется: базовая игра .

Стоит ли покупать? Стоит, если помимо обычных «Колонизаторов» вам хочется чего-то большего, но не слишком сложного.

«Колонизаторы. Мореходы для 5-6 игроков »)

Количество игроков: 3-6

Продолжительность партии: 2 часа

На дворе 1999 год. Выходит дополнение, позволяющее колонизаторам бороздить моря впятером или вшестером. Никаких новых правил, только набор компонентов, позволяющих увеличить масштаб острова, сделав его подходящим для большего количества игроков. И ещё десяток новых сценариев для отважных мореходов.

Состав дополнения:

  • 30 кораблей двух разных цветов;
  • 8 гексов океана;
  • гекс золотоносной реки;
  • 6 жетонов победных очков;
  • 10 новых сценариев.

Для игры требуются:

  • базовая игра ;
  • дополнение ;
  • дополнение .

Стоит ли покупать? Стоит, если помимо обычных «Колонизаторов» вам хочется чего-то большего, но не слишком сложного.

Catan: Traders & Barbarians (»)

Количество игроков: 2-4

Дополнение «Купцы и варвары» , изданное в 2007 году, предлагает нам пять новых игровых сценариев и четыре модульных варианта правил. Новые сценарии знакомят игроков с совершенно новыми концепциями игры. Вместо пустыни на острове теперь может возникнуть озеро, где можно ловить рыбу, по землям поселенцев потекут реки, из пустыни пойдут караваны, плодородные земли подвергнутся нашествию варваров, а купцы будут сообща восстанавливать замок короля.

Первые два сценария достаточно просты, изменения в правилах игры практически незаметны, а вот игра с варварами и замком значительно отличается от базы. Варвары прибывают на остров и оккупируют гексы, из-за чего те перестают приносить ресурсы, пока игроки не прогонят захватчиков своими рыцарями. А сценарий про замок так вообще превращает «Колонизаторов» в логистическую игру, где нужно перевозить ресурсы из точки А в точку Б.

Карты дополнения

Модульные правила подходят практически для любого сценария и могут таже использоваться и без них. Тут и новые правила для разбойника, и дополнительная карта «Хозяин гавани», приносящая 2 победных очка подобно «Самой длинной дороге» и «Самой большой армии», и колода карт с цифрами от 2 до 12, заменяющая собой кубики и приближающая вероятность производства ресурсов к математической, и вариант игры для двоих.

Состав дополнения:

  • 138 игровых фигурок;
  • 24 рыцаря четырёх разных цветов;
  • 12 мостов четырёх разных цветов;
  • 4 обоза четырёх разных цветов;
  • 36 варваров;
  • 40 монет (25 достоинством 1 золотой, 15 — 5 золотых);
  • 22 верблюда;
  • 120 игровых карт:
  • комплект для «Нашествия варваров»;
  • 2 комплекта для «Купцов и варваров»;
  • комплект для «Происшествий на Катане»;
  • 4 карты для «Рыбаков Катана»;
  • 3 листа картонных компонентов;
  • правила игры.

Для игры требуется: базовая игра .

Стоит ли покупать? Если вам нравятся — безусловно.

Внимание! дополнения и исправления .

«Колонизаторы. Купцы и варвары для 5-6 игроков »)

Количество игроков: 2-6

Продолжительность партии: 1,5 часа

Через год после выхода «Купцов и рыцарей» , в 2008 году, было издано ожидаемое расширение, позволяющее играть в «Купцов» большим количеством участников. Как и другие подобные дополнения, «Купцы и рыцари для 5-6 игроков» состоят из наборов дополнительных компонентов.

Состав дополнения:

Рыбаки Катана

  • 2 рыбных отмели с числами 5 и 9;
  • гекс озера с числами 4 и 10;
  • 14 жетонов улова;
  • 2 памятки.

Катанские реки

  • тайл реки (пастбище, пастбище, гора);
  • 6 мостов двух цветов;
  • 2 карты «бедный поселенец»;
  • 10 золотых монет (5 достоинством 1, 5 — по 5).

Караванный путь

  • гекс оазиса (с изображением озера на обороте);
  • 11 верблюдов.

Нашествие варваров

  • гекс леса;
  • 12 варваров;
  • 12 рыцарей двух цветов.

Купцы и варвары

  • 2 рамки игрового поля;
  • гекс замка;
  • 2 гекса каменоломни;
  • 2 гекса стекольного завода;
  • 2 обоза разных цветов;
  • 10 карт обозов двух разных цветов;
  • 18 карточек груза;
  • 12 карт развития.

Для игры требуются:

  • базовая игра ;
  • дополнение «Колонизаторы для 5-6 игроков» ;
  • дополнение .

Стоит ли покупать? Если вам нравятся и есть желание поиграть в это дополнение впятером или вшестером.

Catan: Cities & Knights (»)

Количество игроков: 3-4

Продолжительность партии: 1,5 часа

Спустя четыре года после выпуска «Колонизаторов» , в 1998 году, было выпущено дополнение «Города и рыцари» . По словам автора игры Клауса Тойбера именно в таком виде были задуманы изначально, но затем он отказался от некоторых правил и выпустил упрощённую версию игры, которая и известна нам под названием .

«Города и рыцари» добавляют в игру сразу несколько новых слоёв, делая её глубже, сложнее и интереснее. Теперь нужно не только строить города на острове, но и развивать их. Рыцари теперь присутствуют в игре в виде фишек, перемещающихся по игровому полю, а не в виде карт развития, как это было раньше. В игре появляются три новых вида ресурсов, именуемых товарами, вводится новая колода карт развития, а также появляется угроза в виде нашествия варваров.

Все эти новшества достаточно сильно преображают «Колонизаторов» . От былого мирного сосуществования на острове не остаётся и следа. Теперь игроки могут прогонять своими рыцарями чужие войска, а варвары способны разрушать построенные на острове города. Игроки также могут построить столицу и получить особые бонусы. Это дополнение содержит достаточно много новых правил, но даже с ним всё ещё остаются игрой, подходящей для всей семьи.

Состав дополнения:

  • 4 плана городов;
  • 60 жетонов построек четырёх цветов;
  • карта приближения флота варваров;
  • 4 карты цены строительства;
  • 36 карт товаров (по 12 карт каждого из трёх видов товаров);
  • 6 карт победных очков;
  • 3 набора по 18 карт развития;
  • 4 комплекта игровых фигур, в каждом комплекте 6 рыцарей, 6 шлемов, 3 городские стены, 3 насадки столиц;
  • торговец;
  • красный кубик;
  • кубик с символами;
  • флот варваров;
  • правила игры.

Для игры требуется: базовая игра .

При желании в «Города и рыцари» можно играть вместе с дополнением «Мореходы» .

Стоит ли покупать? Если вы уверены, что способны освоить более сложную версию «Колонизаторов» .

Внимание! В русской версии правил встречаются опечатки. Обязательно скачайте опубликованные в интернете дополнения и исправления .

«Колонизаторы. Города и рыцари для 5-6 игроков »)

Количество игроков: 3-6

Продолжительность партии: 2 часа

В 2000 году появилась возможность сыграть в «Города и рыцари» вшестером — появилось соответствующее дополнение, состоящее из набора необходимых компонентов. Говорят, что это не очень удачное дополнение, так как «Города и рыцари» достаточно сложны сами по себе, а уж если засесть за них вшестером, так игра становится слишком долгой и слишком медленной.

Состав дополнения:

  • 6 городских стен двух цветов;
  • 12 рыцарей двух цветов;
  • 2 плана городов;
  • 18 карт товаров (по 6 карт каждого из трёх видов товара);
  • 2 карты победных очков;
  • правила игры.

Для игры требуются:

  • базовая игра ;
  • дополнение «Колонизаторы для 5-6 игроков» ;
  • дополнение .

Стоит ли покупать? Только если вы хорошо знакомы с дополнением и очень хотите поиграть в это дополнение впятером или вшестером.

Catan Junior (»)

Количество игроков: 2-4

Продолжительность партии: 1 час

— это специальная детская версия «Колонизаторов» 2007 года издания. Если базовая игра официально была рассчитана на детей от 10 лет, то «Джуниор» предназначена для тех, кому только-только исполнилось 6. В отличие от обычных «Колонизаторов» в версию Junior можно играть и вдвоём.

В этой версии игры никаких колонизаторов больше нет, а привлекательности ради их заменили пираты. Правила игры подверглись упрощению. Никаких городов здесь больше нет, строить нужно только пиратские лагеря. На смену дорогам пришли пиратские корабли. Исчезло ограничение по расстоянию и «лагеря» можно возводить на соседних углах гекса. Вместо двух кубиков в начале хода кидается только один. Игра идёт до тех пор, пока кто-нибудь не построит 7 лагерей-поселений.

Общие черты «Колонизаторов» , конечно, остались неизменными, но в целом игра стала намного проще и доступнее.

Состав игры:

  • двустороннее игровое поле;
  • 32 корабля;
  • 28 пиратских лагеря;
  • пират-призрак;
  • 110 игральных карт;
  • рынок;
  • 4 строительные карты;
  • 4 карты гавани;
  • кубик;
  • правила игры.

Стоит ли покупать? Если есть желание познакомить с «Колонизаторами» маленьких детей.

Не требуется.

Catan Dice Game (»)

Количество игроков: 1-4

Продолжительность партии: 15 минут

В 2007 году появился ещё один вариант «Колонизаторов» — игра на кубиках. Цель игры осталась неизменной, мы по-прежнему развиваем свои поселения на острове, но делается это теперь без игрового поля и фишек. Всё, что есть в распоряжении игрока — горсть кубиков, да специальный листок, на котором отмечаются все достижения: ресурсы, дороги, города и поселения.

Состав игры:

  • 6 кубиков;
  • блокнот с 60 страницами;
  • правила игры.

Стоит ли покупать? Если вы переиграли уже во все дополнения и хочется опробовать ещё одну, пусть даже более лёгкую версию «Колонизаторов» , или если хочется поиграть в «Колонизаторов» в путешествиях.

— это самостоятельная игра. Чтобы играть в неё, никаких других наборов из серии не требуется.

Как вы уже, наверное, знаете, в последнее время меня немного переклинило в сторону старых добрых классических настольных евроигр. Мною уже были недавно написаны обзоры на и . К этим играм было выпущено много разных дополнений, которые делают игровой процесс более разнообразным. Поэтому я решил еще дальше пойти в изучении этих настолок и обзавелся несколькими коробками альтернативных версий и дополнений. Первым решил сделать обзор на дополнение к Колонизаторам , которое называется Мореходы . Про это дополнение меня не раз спрашивали — стоит его покупать или не стоит. Поэтому я решил быстренько сыграть в то, что предлагает дополнение, и высказать свое мнение по поводу сыгранных партий.

Чем заполнена коробка?

Коробка Мореходов аналогична по размерам базовой коробке. Правда, по весу ощущается, что она легче, поэтому не стоит ожидать от этого дополнения огромного количества компонентов.

Сняв крышку, вы найдете внутри несколько картонных листов с разными тайлами. Это новые морские рамки, 30 гексов территорий, жетоны гавани, фишки с числами и маленькие фишки Катана. Из некартонных компонентов стоит отметить пакетик с пластмассовыми корабликами. Повертев их в руке и внимательно рассмотрев, мне они показались довольно симпатичными. Также в этом же пакетике находится один большой черный корабль пиратов.

Помимо всего этого в коробке вы найдете книгу правил, в которой основную часть занимают сценарии игры.

Качество компонентов точно такое же, как и в базовой игре. У меня нашлось к чему придраться, т.к. все сделано на твердую пятерку.

Что нам дают Мореходы?

Как вы помните, в базовой игре игроки попадали на большой остров Катан, который нужно было изучить, заселить и развить. Но то был всего лишь один-единственный остров. С дополнением Мореходы у вас появится возможность изучить и соседние острова, которые находятся рядом с Катаном. Т.е. помимо самого острова Катан на поле будут еще и другие маленькие островки. Таким образом с этим дополнением игра становиться чуть шире и разнообразнее.

Сразу же спешу предупредить, что Мореходы — это не самостоятельная игра, и к ней нужно иметь базовую игру Catan .

Основные правила остались без изменений. Игрокам по-прежнему нужно собирать ресурсы с гексов, строить дороги, поселения и города, собирать карточки развития. Но если в базе у нас был всегда один и тот же сценарий — у вас есть один остров, вот его и изучайте, то в Мореходах вы найдете 9 разных сценариев, которые немного меняют правила игры. Листаете книгу правил, выбираете понравившийся вам сценарий, собираете игровое поле и вперед на изучение новых земель.

Для того, чтобы собрать игровое поле, нам понадобятся новые морские рамки, так как с Мореходами поле становится больше, чем в базовой игре.

Для четверых игроков всегда собирается самое большое игровое поле с максимальным по размеру базовым островом Катан. Для игры с тремя игроками поле чуть меньше, в том числе уменьшается и сам Катан.

Основная фишка этого дополнения — это морские путешествия. Как вы понимаете, по морю дороги не проложишь, а попасть на соседние острова очень хочется, поэтому для путешествия по морю используются корабли, которые по функциям практически аналогичны дорогам. Строительство корабля стоит одну овцу и одно дерево. Прокладываются корабли, как и дороги, от другого корабля, поселения или города. Стыковать корабли и дороги нельзя. Корабли помещаются либо на путь между двумя морскими гексами, либо на грань между морем и сушей. Функции кораблей в море аналогичны функциям дорог на суше — они соединяют соседние перекрестки и позволяют игрокам путешествовать между островами. Если проложить кораблями дорогу к другому острову, то на нем можно основать поселение, соблюдая правило расстояния из базовых правил.

Из интересного о кораблях могу отметить, что если цепочка кораблей не замкнута с обоих сторон поселениями, но крайний корабль можно переставлять на новое место, не нарушая цепочку кораблей. Это позволяет немного изменить направление передвижения по морю, если вдруг игрок встретился с неожиданной преградой (например, море перекрыто кораблями соперника).

Там, где есть моря, есть и пираты. Один такой корсар ходит и вокруг острова Катан. В игре он обозначен одной черной фигуркой. Начинает игру пират на одном из гексов моря. Когда на кубиках выпадает цифра 7, то игрок может на выбор либо активировать фигурку разбойников, либо фигурку пирата. Действует пират аналогично разбойникам, только ставить его можно только в море. Используя пирата, можно все так же украсть ресурс из руки игрока, у которого хотя бы один корабль стоит на стыке занятого пиратом гекса.

Если разбойник мешает получать ресурсы с гекса, то пират не дает прокладывать рядом с ним морские пути.

Последнее интересное нововведение допа — это новый вид гексов, который называется «Золотоносная река». Где-то в чужих отзывах я слышал о том, что этот гекс дает новый вид ресурса — золото. Но оказалось, что это не совсем так. Никакого нового ресурса игрок не получает, просто если игрок построит рядом с таким гексом поселение или город и у него на кубиках выпадет цифра этого гекса, то он может взять из резерва любой ресурс на свой выбор. На самом деле это действительно очень классный гекс, но, как правило, он находится на труднодоступных островах, к которым нужно проложить немаленький путь.

С Мореходами игрокам придется играть по разным сценариям, которые приготовил автор игры Клаус Тойбер. Кратенько расскажу о каждом из 9 сценариев, которые можно найти в правилах игры.

Сценарий 1 «Новые берега» : самый простой сценарий для знакомства с нововведениями дополнения. На поле есть большой остров Катан и 3 маленьких острова неподалеку. За освоение каждого маленького острова (за строительство поселения) каждый игрок получает 2 дополнительных победных очка. Побеждает тот, кто наберет 14 ПО.

Сценарий 2 «4 острова» : в этом сценарии нет большого острова, зато есть 4 маленьких островка. Стартовые поселения можно ставить на любых островах. За каждый освоенный «чужой» остров игрок получает дополнительные 2 ПО. Игра проходит до 13 очков. По сути этот сценарий очень похож на первый.

Сценарий 3 «Туманный остров» : со старта игрокам доступно для колонизации 2 острова, между которыми расположился туман, закрывающий еще один длинный остров. Когда игроки подходят своими кораблями к туману (это просто незаполненные гексами участки поля), то они берут из стопки гексов, лежащих рубашкой вверх, верхний гекс и выкладывают его к пустой части поля рядом с кораблем. Также не надо забывать размещать на новом гексе жетон с цифрой. В гексах может попасться как новая территория, так и морской участок. Партия длиться до 12 очков.

Сценарий 4 «Через пустыню» : здесь один большой остров пересекает пустыня, которая затрудняет освоение новых земель. За первые поселения на «чужих» территориях игроки получают дополнительные 2 ПО. Партия длится до 14 ПО.

Сценарий 5 «Затерянное племя» : ресурсы в этом сценарии приносит только большой центральный остров. Все острова, которые находятся рядом с ним, хоть и не производят ресурсы, зато дарят подарки (жетоны победных очков и карточки развития) своим первооткрывателям. Игра длится до 13 ПО.

Сценарий 6 «Богатства Катана» : если построить путь из кораблей к одной из четырех деревень-островов, расположенных по центру игрового поля, то всякий раз, как выпадает цифра острова, можно с него брать одну фишку Катана, которая на самом деле является рулоном ткани. Каждые 2 фишки рулона ткани приносят их обладателю 1 ПО. У каждой такой деревни есть 2 точки, которые приносят ткань. Жетоны не бесконечны, поэтому ткань в деревне может закончиться, если ее цифра выпадает слишком часто. Победитель должен набрать 14 ПО.

Сценарий 7 «Пиратские острова» : приключенческий сценарий, в котором игрокам предстоит не только заниматься сбором ресурсом и строительством, но и отражать атаки пиратов, которые автоматически курсируют между островами. Поражение от пиратов сулит потерей ресурсов, а за победу можно получить новый ресурс. Победить в этой игре можно не только набрав 10 очков, но и завоевав пиратскую крепость своего цвета, которая располагается на одном из дальних островов.

Сценарий 8 «Чудеса Катана» : в этом сценарии вам понадобятся специальные карточки чудес, которые игроки могут строить параллельно с дорогами и поселениями. Карты чудес кладутся рядом с игровым полем и доступны всем участникам игры. Когда игрок выполнит условие для начала строительства любого из чудес, то он кладет на карту чуда свой корабль, этим самым запрещая другим игрокам выбирать эту карту. Условием может быть наличие у игрока, например, двух городов или поселения на берегу пролива, отмеченного на карте специальным символом. Далее игрок приступает к этапам строительства катанского чуда. На каждом из четырех этапов игроку нужно потратить столько ресурсов, сколько указано на карте чуда. Завершается игра, когда один из игроков завершил все 4 этапа строительства чуда, либо игрок набрал 10 очков и продвинулся в строительстве чуда дальше своих соперников.

Сценарий 9 «Новый мир» : сценарий примечателен тем, что в нем игровое поле формируется самими игроками. Все гексы перемешиваются и выкладываются стопкой, рубашкой вверх. Игроки по очереди берут тайлы и выкладывают их в рамке. Побеждает тот, кто наберет 12 очков.

Впечатления

Так как я не играл в другие дополнения к Колонизаторам , то я не могу сказать, что Мореходы — это лучший доп, в который я играл. Я могу только оценить дополнение в том, как оно меняет базовую игру. И, честно говоря, эти изменения мне нравятся, так как они довольно вкусные.

По сути базовый Катан — это возня на одном большом острове, на котором зачастую очень тесно для 4-х игроков. Мореходы дарят игрокам прекрасную возможность выйти за пределы Катана. Уже не нужно мучится от того, что все вкусные места заняты, поэтому приходится двигаться куда-то на задворки острова. Теперь любой игрок может спокойно на корабликах переплыть на другой остров и построить там свои поселения. А если при этом пристроиться к гексу с золотоносной рекой, то это будет просто злорово. Мореходы расширяют возможности базовой игры, не ломая ее и не меняя основной геймплей. Это действительно самое настоящее расширение . Если кто-то ожидает от допа, что он изменит каким-то образом старый добрый Катан, то тот может разочароваться. С этим дополнением мы по-прежнему строим и собираем, плюс еще ходим по морю.

С кораблями получилось все довольно прикольно. Я заметил, что игроки чаще выбирают строительство флота, чем строительство дорог. Возможно, это связано с тем, что игроки уже устали от освоения Катана, им хочется отправиться в дальнее морское путешествие и найти новые интересные земли. Маленькие острова примечательны еще тем, что их освоение приносит дополнительные очки, которые в базовой игре получить невозможно.

Появление в игре кораблей привело к расширению строительных возможностей игроков. Теперь овцы стали более полезны, чем раньше. Нет кирпича для строительства дороги? Не переживай! Возьми овцу и построй корабль, который может продолжить цепочку самой длинной дороги. Да-да, вы все правильно поняли — теперь 2 дополнительных очка можно получить не только за цепочку из дорог, но и за цепочку из дорог и кораблей.

Новый вид гексов мне тоже пришелся по вкусу, хотя добраться к нему зачастую не так легко. Золотоносная река кажется очень крутой, потому что дает вам ресурс по вашему выбору. Можно сразу с самого начала игры нацелиться на этот гекс, а можно случайным образом к нему подобраться, строя то, что представляется возможным. Дело в том, что даже если и построить поселение возле золотоносной реки, нужно чтобы на кубиках выпадала ее цифра, а это все зависит от воли случая.

Фигурка пирата мне показалась специфической. Дело в том, что игроки, с которыми я играл, да и я в том числе, часто забывали о том, что при выпадении «семерки» можно активировать не только разбойников, но и пирата. Почему-то сразу вспоминаешь только о привычных разбойниках. Пират классно блокирует морские пути, но, как правило, мешает он только одному игроку, в то время как разбойник может закрыть гекс, который кормит сразу двух игроков, что, как мне кажется, выгоднее.

Сценарии же очень здорово разнообразили игру. Вариабельность базы заключалась только в том, что остров можно было собрать по-разному, т.е. тайлы могли оказаться под разными номерами. Я уже писал в обзоре на базу, что первое время это нравится, но потом приедается, потому что игра остается все равно той же самой, как ее ни собирай. Мореходы со своими сценариями действительно немного меняют течение игры. Первые сценарии знакомят с механикой выставления кораблей, прокладыванием путей, освоением новых земель. Далее вам предлагают уже чуть более навороченные сюжеты, в которых нужно просчитывать свои ходы, чтобы попасть в самые козырные точки на карте и получить максимум прибыли. Самые последние сценарии здорово меняют игру, превращая ее в приключение и гонку.

К сожалению, я не могу похвастаться тем, что сыграл во все сценарии, потому что времени перед написанием обзора у меня было не так много, да и я не такой фанат Катана, чтобы играть в него каждый день по несколько раз. Я сыграл только в то, что мне показалось интересным по описанию. К тому же некоторые раскладки повторяют друг друга и мало добавляют новых элементов, поэтому их можно было легко пропустить.

Первые два сценария знакомят игроков с новыми элементами, связанными с мореплаванием. Если вы купите это дополнение, то я настоятельно рекомендую разложить сразу первый сценарий, чтобы понять, что тут к чему.

Мне очень понравился третий сценарий, в котором игрокам предстоит открывать новые земли. Это напомнило мне компьютерные стратегии с «туманом войны». Интересно путешествовать по морю и не знать, что тебя ждет впереди. Может быть там будет та самая золотоносная река, которая сулит горы золота. А может там будет пашня с желанными овцами. А может ничего не будет — только новый кусок моря. Отличный сценарий.

Шестой сценарий меня заинтересовал тем, что в нем нужно собирать не только ресурсы, но и жетоны ткани, которые трансформируются в победные очки. Островки с тканью мне напомнили цветки с нектаром, а игроки — это пчелы, которые стараются быстрее всех подлететь к цветку и присосаться к нему. Как только нектар закончился, нужно срочно искать новый цветок-остров. А лучше всего тянуть ткань со всех деревень, к каким только можно причалить. Этот сценарий тоже получился хорошим.

Очень сильно для меня выделяется седьмой сценарий, в котором происходит разборка с пиратами. Это какой-то немного другой Катан, которого мы до этого не видели. Во-первых, интересно то, как курсирует по морю фигурка пирата. Можно совершенно неожиданно попасть на него и если у вас есть боевые корабли, то происходит стычка с бросками кубиков. Также в этом сценарии можно победить не только по очкам, но и завоевав пиратскую крепость, что добавляет новые стратегии в игру (например, можно постараться отсечь другому игроку возможность добраться до крепости). Да, этот сюжет несколько более рандомный, чем остальные, но зато он необычный и веселый.

Жалею, что пока не сыграл в восьмой сценарий, в котором нужно строить чудеса, но я это недоразумение постараюсь исправить в ближайшие выходные. Мне кажется, что заниматься строительством чудес тоже очень интересно. Наверное, торговля между игроками в этом режиме становится более ценной.

Повторюсь, что Мореходы не добавляют ничего кардинально нового, поэтому оно не вызывает каких-то сильных эмоций (как положительных, так и отрицательных) у игроков. Если вам раньше не нравились Колонизаторы , то и с Мореходами вы вряд ли полюбите эту игру. Но если Колонизаторы вам нравятся, то это дополнение очень круто освежает ощущения от игры. Поэтому я с уверенностью могу сказать, что Мореходы мне понравились. Я читал о том, что другие дополнения довольно сильно меняют игру, привнося в нее совершенно новые элементы, влияющие на стратегии игроков. Появляются рыцари, варвары, купцы, торговля выходит на новый уровень. В Мореходах ничего кардинально нового нету, просто вы можете заплывать за остров Катан и удивляться новым открытым землям.

Что мне понравилось в Мореходах :

  • новый вид строительства (корабли) отлично влился в игру. Теперь можно не только строить дороги на суше, но и ходить по морям;
  • наличие разных сценариев сделало игру интереснее и разнообразнее;
  • на игровом поле стало просторнее, не обязательно шататься по одному острову, когда можно пуститься вплавь за новыми приключениями;
  • «золотоносные» гексы-джокеры отлично вписались в игру, они всегда желанны всеми игроками.

Что не очень понравилось в Мореходах :

  • партии стали длиннее. Базу можно было раскатать за час-полтора, с допом же игра растягивается на 2-2,5 часа. Виной тому новые острова, морские путешествия, увеличение количества победных очков, необходимых для победы;
  • иногда становится сложно играть отстающему. Например, вам перекрывают морской путь пиратом и другими кораблями, поэтому вам приходится или идти обходным путем (а это ненужные дополнительные траты), либо начинать строить что-то другое. Бывает, что ближе к концу игры вы теряете надежду, что хоть как-то можете победить;
  • стало труднее получать овец методом обмена, так же поднялось в цене дерево. Корабли повлияли курсы продаж=)

В итоге

Мореходы — очень хорошее дополнение, если вы хотите модернизировать базовых Колонизаторов , не ломая при этом основной игровой процесс. Чувствуется, что с корабликами игра стала свежее и разнообразнее. У меня сложилось ощущение, что корабли изначально должны были быть в базе, потому что они идеально ложатся в игру. Игровые сценарии — это прекрасное нововведение, потому что теперь партия от партии может отличаться не только одним месторасположением гексов. Возможно, единственное, что может оттолкнуть от покупки Мореходов, это то, что дополнение стоит столько же, сколько и базовая игра, а компонентов там все-таки немного меньше.

Я доволен тем, что у меня есть Мореходы, и теперь уже не представляю, как можно играть в Catan без этого дополнения.

Как известно из истории, мало открыть новые земли, их еще необходимо разработать, построить поселения, возвести города. Но сделать это не так то легко, когда на данную территорию претендуют еще несколько человек.

Итак, после длительного плавания, на горизонте появился остров Катан, пассажиры высыпали на палубу и с надеждой начали всматриваться в береговую линию. И не мудрено, ведь этот остров может стать для них новым домом.

Ничто не может оживить интерес к игре, как дополнения, а именно дополнения и расширения к настольной игре : Города и рыцари ; Мореходы ; Купцы и варвары ; Первопроходцы и Пираты ; Мастера .

Мореходы — первое дополнение, вышедшее через три года после релиза оригинальных колонизаторов. Помимо знакомых для нас компонентов мы найдем гексы морей и золотоносных рек, фишки Катана, 60 кораблей четырех разных цветов, фишку пирата. Механика настольной игры осталась та же. Изменения в правилах дополнения Колонизаторов незначительны. Дальше о некоторых из них.

Чтобы построить поселение на другом острове, до него нужно доплыть. Это делается с помощью кораблей, аналогов дорог на суше. Но это не одно и то же и они не могут служить продолжением друг друга. Их обязательно должно разделять поселение. Гексо-золотоносная река приносит игроку любой ресурс на выбор. Карточек золота нет. Фишки Катана используются для разных целей в зависимости от сценария. Правилами игры нам предлагается 9 сценариев с начальной раскладкой местности и дополнительными правилами. Игроки вольны придумывать свои сценарии, используя основные положения, главное, чтобы все сидящие за столом играли по одним правилам.

Именно такой и была задумана изначальная настольная игра Колонизаторы Клаусом Тойбергом. Но он решил выпустить упрощенную версию и после сделать дополнение Города и рыцари .

Теперь, кроме постройки городов вы должны их развивать и защищать. Появилась реальная угроза с моря — Нашествие варваров, которые способны разрушать города. Рыцари по прежнему защищают ваши гексы от разбойников, а так же от варваров. Помимо этого они могут прогонять других рыцарей и разрывать чужие дороги. Построив город вы получаете возможность добывать товары, которые используются для его развития до столицы Катана. С этим дополнением настольная игра Колонизаторы становится серьезнее и глубже.

Что нового мы найдем в коробке с дополнением Города и рыцари :

Рыцари, которые покинули свои карточки и превратились в фигурки;
Городскую стену и надстройку столицы;
Два кубика;
Карточки товаров;
Новые карты развития;
План города с жетонами развития;
Карта варваров и их корабль.

Купцы и варвары — расширение, которое помогает преобразить стандартных Колонизаторов до неузнаваемости. Для этого коробку забили под завязку:

фигурками четырех цветов игроков;
фигурками бронзового цвета;
колодой самых разных карт;
множеством фишек и новых гексов.

В правилах дополнения описаны четыре новых варианта игры и пять компаний, победные очки в которых добываются самыми разными способами. К примеру, в одноименной компании Купцы и варвары игроки так же получают очки за доставку груза, а в компании Нашествие варваров участникам приносят победные очки пленные варвары.

Несколько слов о совместимости дополнений и расширений настольной игры Колонизаторы . Вы можете играть одновременно Города и рыцари и Мореходы , или Купцы и варвары и Мореходы . Города и рыцари и Купцы и варвары вместе не играются. Но это мало кого останавливает.

Освоив бескрайние просторы морей, смелые Колонизаторы встретились с новой бедой – пиратами. Эти люди заняли всю прилегающую к Катану местность, которая в основном состоит из островов и создали на них свои убежища. Что ж, преодолевать невзгоды первопроходцам не в первый раз, да и отваги им не убавить, а значит в скором времени прибрежные земли сдадутся Колонизаторам !
В этом дополнении, при плавании в море существует вероятность встречи с пиратами, в ходе которой возможно придется откупаться ресурсами и золотыми монетами. И даже, если вы вступите с ними в драку, это не возвратит вам потерянные драгоценные ресурсы. В настольной игре появились такие ресурсы как рыба и пряности. Помимо всего этого в дополнении появились золотые залежи, охраняемые пиратами. Чтобы отбить у них эти золотоносные места, вам будет необходимо нанимать моряков.

Колонизаторы : Первопроходцы и Пираты включило в себя самое хорошее из дополнений Мореходы и Купцы и Варвары . С Мореходов они взяли корабли и возможность исследовать новые островные земли, а от последних – транспортировку товаров и ловлю рыбы.

Расширение Мастера приносит в настольную игру 10 карт персонажей. У каждого из них свои умения. Винсент очень экономный и позволит вам сберечь определенную часть средств при возведении городов и поселений, Джин умеет выгодно торговаться при обмене ресурсами, Невеста разбойника обладает свойством воздействия на своего любимого, она умеет уговаривать его возвратиться в пустыню. В каждом персонаже игроки могут найти что то свое, что им больше нравится, а баланс в этом случае соблюден достойно.

В начале игры все игроки берут по карте мастера. Все что осталось отправляется в общую резервную стопку. Персонажа можно разыгрывать в любой момент времени, пока длится твой ход (на карте может быть написано иное, тогда нужно следовать правилу на карте). Мастер не требует от вас, чтобы вы каждый раз использовали его умения. После пары использований способностей мастера, игрок может взять другого.

Описанные выше дополнения и расширения к настольной игре Колонизаторы значительно увеличат реиграбельность и интересность базовой версии игры. А благодаря возможности их совмещения вы и ваши друзья получите незабываемое удовольствие!

Если вы решили отойти от стандартных Колонизаторов и отбросить кубики, тогда вас подойдет Быстрая карточная версия. Свое название — «Быстрая» игра носит не просто так. Партия длится около 30 мин, а разобраться в правилах получится минут за 10.

В игре будет 4 основных вида карт, это рыцари, дороги, поселения и здания, а так же разнообразные ресурсы. С помощью этих компонентов вы должны как можно больше расширить свои владения. Главное правило в этой версии помнить, что карты имеют свойство кончаться, а когда они уже кончились, то битва разворачивается не на шутку и каждый неверный шаг может привести к поражению!

Остров Катан. Тут не трудно отыскать свободные места для находчивых князей. Необходимо взять под своё крыло несколько небольших поселений и дело пойдёт как по маслу. Новые деревни, города, торговые пути в центр острова, где природные дары жаждут, чтобы их отыскали умные властители!

Быстрорастущее княжество не рискнет оставить себя без рыцарей, купцов, торговцев и отважных искателей приключений! И правили бы вы себе не дуя в ус, но есть одно но — второй князь…

Про настольную стратегическую игру «Колонизаторы», которая в оригинале (по-немецки) называется «Die siedler von Catan», а в этом посте я расскажу о дополнении к ней, которая называется «Колонизаторы. Мореходы».

Я не буду подробно описывать правила базовой игры, поэтому, если вы пропустили , то есть смысл сначала прочитать его, напомню лишь, что по сюжету вы и ваши соперники приплыли на остров, который называется Катан, на котором вам предстоит строить поселения, модернизировать их до городов, прокладывать между ними дороги и обмениваться сырьем с соперниками или использовать невыгодную заморскую торговлю, когда за четыре единицы некоторого сырья, вы получаете всего лишь одну единицу сырья, которое нужно вам. При этом периодически приходится отбиваться от разбойников с помощью рыцарей. В качестве сырья в игре используются карточки шерсти, камня, глины, дерева и зерна, все они добываются с гексов (единицы игрового поля) соответствующего типа.

Если в базовой версии игры игровое поле представляет собой единый остров, окруженный морем, ресурсы на котором расположены случайным образом, то «Колонизаторы. Мореходы» вносят в процесс создания игрового поля и в тактику самой игры еще большее разнообразие. «Колонизаторы. Мореходы» — это лишь дополнение, поэтому в этой игре используются карты, гексы и фишки из базовой версии игры, а само дополнение состоит из дополнительных гексов с ресурсами, новым типом гексов — морем и дополнениями для рамки, позволяющие увеличить игровое поле. Кроме этого в «Мореходах» кроме бандитов разбойников появились пират на плоту, фигурки кораблей, фишки «Катан» и особые карты «чудес» для одного варианта игры.

Помимо стандартных ресурсов в «Мореходах» появился новый тип гекса — золотоносная река, которая приносит игроку произвольный ресурс на его усмотрение, но по правилам до такого гекса нужно еще добраться, изначально на нем строить поселения не получится.

Игровое поле теперь состоит не из единого острова, а из набора островов, которые могут выстраиваться по-разному. Это может быть один большой архипелаг и несколько мелких островков, разбросанных вокруг.

Или это могут быть несколько небольших островов.

Могут быть другие вариации в зависимости от правил выбранного игроками сценария (всего в правилах описано девять сценариев).

Главное нововведение в «Мореходах» — это появление кораблей. По сути корабли представляют собой аналог дорог, только по морю. Для строительства одного корабля используется одна карточка дерева и одна карточка шерсти. С помощью кораблей можно организовывать связь между островами, после чего появляется возможность построить поселение на новом для себя острове. Причем, если цепь кораблей еще не соединяют два поселения (или города), то их можно перемещать — один за ход, но таким образом, чтобы корабли не разрывали цепь.

На корабли может нападать злой пират, тогда придется распрощаться с одной карточкой ресурсов в пользу того игрока, который передвинул пирата к вашим кораблям, а сделать он это может, когда на кубиках у него выпадает семерка или во время своего хода он использует карточку рыцаря. Кого передвигать — пирата или разбойников выбирает игрок. Разбойники «работают» так же, как и в базовой версии игры.

Если в базовой версии игры был единый вариант правил, то, как я уже говорил, в правилах «Мореходов» описаны целых девять различных сценариев игры. Одни из них отличаются друг от друга только формой и количество островов, другие вносят новые элементы, такие как, например, построение одного из чудес, которые необходимы для победы, но прежде чем игрок сможет начать строить чудо, он должен выполнить дополнительные условия, связанные с развитием городов или поселений.

Чудеса символизируют специальные карты.

Особенно мне нравится сценарий, в котором на карте остаются неоткрытые гексы, которые можно разведывать с помощью кораблей, как в классических компьютерных стратегических играх.

Еще один довольно накрученный сценарий состоит в том, что на карте есть пиратские крепости, а сам пират постоянно курсирует на своем плоту по морю. Это единственный сценарий, где происходят боевые действия с использованием боевых кораблей и кубика для определения силы пиратов. Цель игры — захватить пиратскую крепость и набрать не менее 10 победных очков. К сожалению, как написано в правилах, этот сценарий сбалансирован только при заданных условиях и не рекомендуется ничего менять, в том числе этот сценарий подразумевает участие 3 или 4 игроков — на двоих игроков он не рассчитан.

Еще в одном сценарии используются корабли для того, чтобы добраться на них до маленьких островов, где обитают затерянные племена, и получать от них какие-нибудь плюшки в виде карт развития или победных очков.

В общем, «Колонизаторы. Мореходы» — отличное дополнение, которое вносит большое разнообразие в игровой процесс, а также предлагает больше вариантов стратегии, учитывая, что теперь надо развивать не только сухопутные маршруты, но и морские, и при этом надо не забывать стремиться выполнять дополнительные задания, которые зависят от сценария, по которому вы играете. Главный проблема этого дополнения — это найти время, чтобы попробовать все девять сценариев, а может быть вам еще удастся придумать что-то свое.

Как и базовые «Колонизаторы», «Колонизаторы. Мореходы» предназначены для игры втроем или вчетвером, но и вдвоем в них играть очень даже интересно, хотя когда собирается бо льшая компания, то игра становится более напряженной.

Статьи по теме