Деепричастный оборот, примеры предложений. Как пишется «рассчитывать»? Подготовка к егэ по русскому языку

Психологами установлено, большая часть ссор возникает, когда люди перестают полагаться на себя, начинают слишком сильно рассчитывать на помощь окружающих. Устоявшееся у человека мнение «мне все должны» никогда не приводит к хорошим результатам и оказывает исключительно разрушающее воздействие.

Если слишком сильно рассчитывать на помощь окружающих

Если перестать полагаться на себя и начать требовать, чтобы вам всегда и везде помогали окружающие, вы, возможно, добьетесь своих целей и даже удовлетворите ряд своих запросов и потребностей, однако такая позиция неминуемо негативно отразится на вашей личностной эффективности.

И, действительно, постоянно ожидая участия друзей, родственников или коллег по работе, вы перепоручаете им все активные действия. Отсутствие самостоятельного движения вперед приводит к тому, что человек становится беспомощным, не может справиться со своими проблемами, у него появляется чувство неуверенности, которое постепенно перерастает в ощущение неудовлетворенности жизнью.

Отказываясь справляться со своими сложностями самостоятельно, вы отказываетесь от жизненного опыта, отдаете потенциальные навыки и знания другим. В итоге получается, что помогающие вам люди становятся сильнее, целеустремленнее и увереннее, а вы замираете на одном месте.

Обратите внимание, как себя ведут себя люди, занимающие лидирующие позиции на предприятиях, в структурах государственной власти и других сферах: они всегда берутся за выполнение любых заданий. Многие из этих людей не имеют от природы развитого интеллекта, не одарены способностями, однако стремятся принимать участие в любых активных действиях, не морочат себе голову размышлениями типа «получится ли у меня» и «смогу ли я».

Приведу простой пример, что может произойти, если не надеяться на себя, а постоянно ждать поддержки других.

Первый случай.

Вы работаете на предприятии и в неплохих отношениях с начальником. Руководитель вас периодически прикрывает, позволяя делать дополнительные выходные, не перегружает работой, время от времени двигает вас по служебной лестнице. Короче, все складывается очень неплохо.

Второй случай. Вы работаете на том же предприятии, но у вас сугубо деловые отношения с начальником, у руководителя нет личной заинтересованности, чтобы помогать вам строить карьеру, он совершенно не жалеет вас, поручая большие объемы работы. Рассчитывать на премию или прибавку к зарплате вы можете только на общих основаниях, то есть при выполнении с самым высоким качеством особо сложного задания, при перевыполнении плана работ.

И тут обстоятельства складываются таким образом, что начальника снимают с занимаемой должности. Для работника из первого случая такой поворот событий – трагедия и большой стресс. Сотрудник начинает понимать, что полноценно работать он уже не может и не умеет, что любой назначенный на руководящую должность человек будет иметь серьезные претензии к его уровню профессионализма и трудовой дисциплине.

Совершенно по-иному отнесется к происходящему работник из второго случая. Кадровые перестановки зародят в нем надежду, что наконец-то его оценят по достоинству. Человек, у которого не было поблажек, знает, что в состоянии справиться со своими обязанностями. Самое плохое, что может произойти для такого работника, – назначение нового безучастного руководителя.

Таким образом, благодаря приобретенному опыту и расчету только на себя человек получает важный навык противостояния жизненным трудностям. Напротив, необязательная помощь других не принесет ничего хорошего, помешает человеку стать эффективным.

Когда человек привык надеяться на себя

Если человек привык полагаться на себя, он:

  • имеет хорошие шансы построить полноценные отношения с окружающими, в которых не будет взаимных требований и претензий;
  • обязательно станет высококлассным специалистом в своей трудовой деятельности;
  • будет более уверенным в себе и целеустремленным;
  • научится самостоятельно принимать решения, что позволит добиться успеха во всех сферах жизни;
  • сможет воспитать высокоэффективных, самостоятельных и уверенных в себе детей, которые будут без страха и боязни смотреть в будущее.

Таким образом, надеяться на себя – важный навык полноценного человека. Если вы чувствуете, что в тех или иных случаях слишком полагаетесь на других, попробуйте постепенно взять под контроль ситуацию. Активное участие – хорошая привычка, которая обязательно сделает вашу жизнь лучше.

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Всегда обособляется. Отвечает на вопрос «что делая?» или «что сделав?». Действие обычно относится к подлежащему, например: подводя итоги встречи, министр поздравил всех учителей с началом учебного года.

Деепричастие - это самостоятельная часть речи в русском языке, которая обозначает добавочное действие при основном. В этой части речи сочетаются признаки глагола (вид, залог и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Правило.

При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что:

  1. основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету
  2. часто деепричастный оборот употребляется в односоставном определенно-личном предложении, в том числе и при глаголе в форме повелительного наклонения (где подлежащее легко восстанавливается)
  3. возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве

Предложения с деепричастным оборотом (примеры)

Ловушка!

Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях:

если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам):

Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!)

если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения.

Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне )

если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают:

Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)

Синтаксические нормы. Алгоритм действий.

1) В обороте, выделенном жирным шрифтом, найди деепричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав?)

2) Выдели в каждом варианте основы.

3) Если в предложении нет подлежащего, попытайся восстановить его по сказуемому.

4) Если в предложении невозможно восстановить подлежащее, посмотри, не указан ли производитель действия в косвенном падеже.

5) Соотнеси в каждом варианте подлежащее с деепричастием.

6) Тот вариант, где подлежащее выполняет действие и деепричастия, и сказуемого, является правильным.

Разбор задания.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Не рассчитывая на помощь,

1) меня начали покидать силы.

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна.

4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

Находим деепричастие: не рассчитывая на помощь – что делая? не рассчитывая.

В каждом варианте найдем грамматическую основу:

1) меня начали покидать силы .

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна .

4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

Соотносим деепричастие и подлежащие, ответив на вопрос: кто может не рассчитывать на помощь? Это не силы, не самостоятельность и не учебник. Только ученики могут справиться с заданием и не рассчитывать на помощь.

Правильный ответ – вариант №2.

Также посмотрите видео, если что-то непонятно.

Потренируйся.

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Анализируя поэму Пушкина «Полтава»,

1) критиками отмечалось обилие разговорных выражений.

2) ее «очевидным» недостатком считалось обилие разговорных выражений.

Деепричастный оборот, примеры предложений

Синтаксические нормы. Построение предложения с деепричастием. Запятые, обособление.

Деепричастие - это самостоятельная часть речи в русском языке, которая обозначает добавочное действие при основном. В этой части речи сочетаются признаки глагола (вид, залог и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства). Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

Деепричастный оборот – это деепричастие с зависимыми словами. Как и одиночное деепричастие, обозначает добавочное действие и совершается тем же лицом, предметом или явлением, которое совершает основное действие. Всегда обособляется.

Отвечает на вопрос «что делая?» или «что сделав?».

Правило.

При использовании деепричастного оборота в предложении следует помнить, что:

    основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, относятся к одному лицу или предмету

    часто деепричастный оборот употребляется в односоставном определенно-личном предложении, в том числе и при глаголе в форме повелительного наклонения (где подлежащее легко восстанавливается)

    возможно употребление деепричастного оборота в безличном предложении при инфинитиве

Предложения с деепричастным оборотом (примеры)

Я смотрел на восходящее солнце, не отрывая глаз.

Она ушла, не закрыв за собой дверь.

Мальчик, убирая в своей комнате, нашёл огромное количество вещей.

Гусь, увидя детей, улетел.

Все овцы кинулись к ней, лишь малыш не справился с разгоном, едва сумев затормозить.

Ловушка!

Деепричастный оборот нельзя употреблять в следующих случаях:

если действие, выраженное глаголом сказуемым, и действие, выраженное деепричастием, относятся к разным лицам (предметам):

Спрыгнув с подножки трамвая, у меня слетела шляпа (НЕЛЬЗЯ, так как «шляпа не может прыгнуть с трамвая»!)

если в безличном предложении нет инфинитива, к которому мог бы относиться деепричастный оборот, но есть сочетание глагола-сказуемого с местоимением или существительным в роли дополнения.

Посмотрев в окно, мне стало грустно (НЕЛЬЗЯ, так как есть дополнение мне)

если деепричастный оборот относится к страдательным причастиям, т.к. в этом случае субъект действия, выраженного сказуемым, и субъект действия, обозначенного деепричастием) не совпадают:

Убежав из дома, мальчик был найден (НЕЛЬЗЯ, так как из дома убегает мальчик, а находят его другие люди!)

Синтаксические нормы. Алгоритм действий.

1) В обороте, выделенном жирным шрифтом, найди деепричастие (отвечает на вопросы: что делая? что сделав?)

2) Выдели в каждом варианте основы.

3) Если в предложении нет подлежащего, попытайся восстановить его по сказуемому.

4) Если в предложении невозможно восстановить подлежащее, посмотри, не указан ли производитель действия в косвенном падеже.

5) Соотнеси в каждом варианте подлежащее с деепричастием.

6) Тот вариант, где подлежащее выполняет действие и деепричастия, и сказуемого, является правильным.

Разбор задания.

Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Не рассчитывая на помощь,

1) меня начали покидать силы.

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна.

4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

Находим деепричастие: не рассчитывая на помощь – что делая? не рассчитывая.

В каждом варианте найдем грамматическую основу:

1) меня начали покидать силы .

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна .

4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

Соотносим деепричастие и подлежащие, ответив на вопрос: кто может не рассчитывать на помощь? Это не силы, не самостоятельность и не учебник. Только ученики могут справиться с заданием и не рассчитывать на помощь.

Правильный ответ – вариант №2.

Также посмотрите видео, если что-то непонятно.

Потренируйся.

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Анализируя поэму Пушкина «Полтава»,

1) критиками отмечалось обилие разговорных выражений.

2) ее «очевидным» недостатком считалось обилие разговорных выражений.

3) современники упрекали поэта в злоупотреблении «бурлацкими» выражениями.

4) она была принята критиками без восторга.

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Начиная работу с текстом,

1) у нас завязался спор.

2) постарайтесь внимательно прочитать его.

3) мной был неверно определен размер.

4) учениками часто не учитывается деление на абзацы.

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Выстроившись в колонны,

1) вожак подает сигнал, и муравьи отправляются в путь.

2) длина их может достигать 100-200 метров.

3) кочевые муравьи отправляются в двух - трехнедельный поход.

4) начинается двух - трехнедельный поход муравьев.

Ответы : 3, 2, 3.

Не рассчитывая на помощь,

1) меня начали покидать силы.

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна.

4) учебник помогает лучше справиться с трудным материалом.

Находим деепричастие: не рассчитывая на помощь – что делая? не рассчитывая.

В каждом варианте найдем грамматическую основу:

1) меня началипокидатьсилы .

2) ученики самостоятельно справились с заданием.

3) самостоятельность очень важна .

4) учебникпомогает лучше справиться с трудным материалом.

Соотносим деепричастие и подлежащие, ответив на вопрос: кто может не рассчитывать на помощь? Это не силы, не самостоятельность и не учебник. Только ученики могут справиться с заданием и не рассчитывать на помощь.

Правильный ответ – вариант №2.

? Потренируйся.

1. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Анализируя поэму Пушкина «Полтава»,

1) критиками отмечалось обилие разговорных выражений.

2) ее «очевидным» недостатком считалось обилие разговорных выражений.

3) современники упрекали поэта в злоупотреблении «бурлацкими» выражениями.

4) она была принята критиками без восторга.

2. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Начиная работу с текстом,

1) у нас завязался спор.

3) мной был неверно определен размер.

4) учениками часто не учитывается деление на абзацы.

3. Укажите грамматически правильное продолжение предложения.

Выстроившись в колонны,

1) вожак подает сигнал, и муравьи отправляются в путь.

2) длина их может достигать 100-200 метров.

3) кочевые муравьи отправляются в двух-трехнедельный поход.

4) начинается двух-трехнедельный поход муравьев.


Синтаксические нормы. Нормы согласования. Построение предложений с однородными членами. Нормы управления.

Построение сложноподчиненных предложений.

Нормы согласования.

ü Согласование подлежащего и сказуемого


ü Согласование причастий с определяемым словом.



&Правило.

Причастие согласуется в роде, числе и падеже с определяемым словом.

FПодсказка.

Найди определяемое слово, задай от него вопрос к причастию. Окончание в вопросе = окончанию причастия (учитывай, что буквы О и Е в окончании равны).

ü Согласование приложения с определяемым словом.

&Правило.

Название, заключенное в кавычки, данное с родовым словом (повесть, роман, картина, симфония, отель) является несогласованным приложение и должно стоять в именительном падеже. Если родового слова нет, то название в кавычках начинает изменяться.

.Различай!

В пьесе А.Н. Островского «Гроза» разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.

В «Грозе» А.Н. Островского разоблачается темное царство, где правят кабанихи и дикие.

    Глаг., нсв., употр. часто Морфология: я рассчитываю, ты рассчитываешь, он/она/оно рассчитывает, мы рассчитываем, вы рассчитываете, они рассчитывают, рассчитывай, рассчитывайте, рассчитывал, рассчитывала, рассчитывало, рассчитывали, рассчитывающий … Толковый словарь Дмитриева

    РАССЧИТЫВАТЬ, рассчитать, рассчесть, распределять счетом; сделать рассчет. Рассчитай, по чем на брата придется. Рассчесть кого, рассчитав что ему следует за работу, за службу, расплатиться и уволить его. На умах не рассчитаешь, не разочтешь, а на … Толковый словарь Даля

    РАССЧИТЫВАТЬ, аю, аешь; несовер. 1. см. рассчитать и расчесть. 2. на что или с неопред. Предполагать, надеяться, считать возможным. Р. на помощь. Рассчитывал застать тебя дома. 3. на кого (что). Возлагать надежды, полагаться. Р. на старого друга … Толковый словарь Ожегова

    рассчитывать - РАССЧИТЫВАТЬ1, несов. (сов. рассчитать), что, с прид. изъясн. Решать (решить) вопрос о месте, ценности какого л. объекта, явления в системе др. явлений, объектов; Син.: определить … Большой толковый словарь русских глаголов

    В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из за отсутствия сносок … Википедия

    Международная финансовая помощь - (International financial assistance) Международная финансовая помощь это помощь, которая предоставляется государствам при соблюдении определенных экономических условий Международная финансовая помощь государству предоставляется для развития… … Энциклопедия инвестора

    Князь Михаил Илларионович Кутузов (Голенищев Кутузов Смоленский), 40 й генерал фельдмаршал. Князь Михаил Илларионович Голенищев Кутузов [Голенищевы Кутузовы произошли от выехавшего в Россию к великому князю Александру Невскому из Германии… … Большая биографическая энциклопедия

    Или империя официальное название, которое согласно императорскому рескрипту от 14 ноября 1868 г. дается прежней Австрийской империи, т. е. совокупности всех земель и королевств, соединенных в конституционном порядке под скипетром Его… …

    I Его Апостольского Величества, императора Австрии и короля Венгрии. Империя расположена между 42° 10 15 и 51° 3 27 северн. широты и между 27° 10 и 44° 1 25 восточн. долготы (от Ферро). На севере она граничит с Саксонией, Пруссией и Россией, на… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Дефолт - (Default) Дефолт это невыполнение обязательств, неплатежеспособность Определение дефолта, история дефолта, виды и механизм дефолта, оценка вероятности дефолта Содержание >>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

    Армия крайова (АК; польск. Armia Krajowa, буквально Отечественная армия) вооружённые формирования польского подполья во время Второй мировой войны, действовавшие в пределах довоенной территории польского государства. АК была… … Википедия

Книги

  • Помощь нужна всем , Мацали Г. , Мур-Маллинос Дж. , Подрастающему ребенку бывает трудно обратиться за помощью к взрослым. Дженнифер Мур-Маллинос в этой книжке серии «Готовимся к школе» объясняет детям, что нет ничего плохого в том, чтобы… Категория: Развивающие методики
  • Помощь нужна всем! , Мур-Маллинос Дженнифер , Подрастающему ребенку бывает трудно обратиться за помощью к взрослым. Дженнифер Мур-Маллинос в этой книжке серии "Готовимся к школе" объясняет детям, что нет ничего плохого в том, чтобы… Категория: Этикет. Внешность.Гигиена. Личная безопасность Серия: Готовимся к школе Издатель:
Статьи по теме