Древние библиотеки. О чтении и библиотеках Самые известные библиотеки древнего мира

Библиотеки древности Выполнили ученики 2 «Б» класса «Книги – это спрессованное время » Мариэтта Шагинян

Введение В древней истории известно много крупных библиотек, которые собирали правители великих древних государств, чтобы сохранить самые ценные сведения из накопленных прежними цивилизациями знаний на пользу будущих поколений. Однако подавляющее большинство книг из этих архивов в настоящее время считаются безвозвратно утерянными.

Что такое библиотека? Библиотека - это культурно-просветительное и научно-вспомогательное учреждение, организующее общественное пользование произведениями печати. Библиотеки систематически занимаются сбором, хранением, пропагандой и выдачей читателям произведений печати, а также информационно-библиографической работой.

Одной из самых древних считается библиотека фараона Рамзеса 11 . Именно над ее входом, отделанном золотом, была высечена надпись «Аптека для души». Основанная примерно в 1300 году до н.э. близ города Фивы, она хранила книги-папирусы в ящиках, глиняных кувшинах, позднее – в нишах стен. Пользовались ими фараоны, жрецы, писцы, чиновники. Простому населению они были недоступны.

Первые библиотеки появились в первом тысячалетии до нашей эры на древнем Востоке. Согласно данным истории самой первой библиотекой считают коллекцию глиняных табличек, датируемое приблизительно 2500 годом до н. э., обнаруженное в храме вавилонского города Ниппур (нынешний Ирак). Это собрание книг располагалось в 70-ти огромных комнатах и насчитывало до 60 тыс. глиняных табличек, на которых были распознаны тексты, содержащие информацию о религиозных событиях (например, сказание о Великом Потопе), тексты песен божествам, легенды и мифы о возникновении цивилизации, различные басни, поговорки и пословицы. На каждой из книг имелись ярлычки с надписями о содержании: «Врачевание», «История», «Статистика», «Выращивание растений», «Описание местности» и другие.

Библиотека найденная при раскопках города Ниппура

Ниневийская несгораемая библиотека Город Ниневия был еще известен из Библии, а обнаружен только в 1846 году Г. Лэйярдом - английским юристом, случайно нашедшим несколько табличек из Ниневийской библиотеки. Посетителей встречала надпись: « Дворец Ашшурбанипала, царя мира, царя Ассирии, которому великие боги дали уши, чтобы слышать, и открытые глаза, дабы видеть, что представляет сущность правления. Это клинообразное письмо я написал на плитках, я пронумеровал их, я привел в порядок их, я поместил их в своем дворце для наставления моих подданных ».

Библиотека Ниневии содержала на глиняных страницах своих книг все, чем были богаты культуры Шумера и Аккада. «Глиняные книги» поведали миру, что мудрые математики Вавилона не ограничились четырьмя арифметическими действиями. Они вычисляли проценты, умели измерять площадь разных геометрических фигур, была у них своя таблица умножения, они знали возведение в квадратную степень и извлечение квадратного корня. Современная семидневная неделя тоже родилась в Междуречье, там же была заложена и основа современных понятий астрономии о строении и развитии небесных тел. Книги хранились в строгом порядке. Внизу каждой таблички указывалось полное название книги, а рядом – номер страницы. Имелся в библиотеке и каталог, в котором записывали название, количество строк, отрасль знаний, к которому принадлежала книга. Найти нужную книгу не составляло труда: к каждой полке прикреплялась небольшая глиняная бирка с названием отдела – совсем как в современных библиотеках.

Библиотека Ниневии

В древней Греции первая публичная библиотека была основана в Гераклее тираном Клеархом (IV век до н. э.).

Самая большая и самая известная библиотека античности –Александрийская – была основана в 111 веке до н.э.

Библиотеки Древней Руси Первая библиотека на Руси была основана в городе Киеве в 1037 году киевским князем Ярославом Мудрым. Книги для библиотеки покупались и в других странах. Часть этих книг князь положил в церкви святой Софии, основав первую библиотеку. Созданная таким образом первая библиотека на Руси в Софийском соборе в Киеве в последующие годы росла и обогащалась книжными сокровищами.

Библиотека церкви Синт-Питерс (Нидерланды)

Библиотека монастыря в Вальдзассене (ФРГ)

Библиотека Британского музея (Лондон)

Заключение Библиотеки начали создавать еще цари древних царств. Легенды рассказывают о потрясающих библиотеках Древнего Мира, таких как библиотека Ассирийского Царства, Вавилонского Царства, Библиотека Фив в Древнем Египте, Древнегреческие и Древнеримские Библиотеки, знаменитой Александрийской Библиотеки. Каждый город имеет свою собственную библиотеку и у каждой страны есть своя собственная Государственная Национальная Библиотека. И в каком бы виде не существовали книги - на папирусах или CD-ромах – их хранилища – библиотеки - всегда были, есть и будут нужны человечеству!

Библиотека, в переводе с греческого –«библио» - книга, «тека» - хранилище, то есть «хранилище книг».

О роли библиотек в жизни людей можно судить уже по тем образным наименованиям, которые им издавна присваивали. Их называли храмами мудрости, памятью человечества, хранилищами сокровищ цивилизации.

Библиотека – это обыкновенное и в то же время удивительное место, потому что в этом помещении живут книги. Мы привыкли к книге, редко думаем о ней, как о чуде, как о сокровище, и бывает, что не всегда ценим и бережем её. Но вдумайтесь, ведь книга до недавнего времени была единственным средством передачи знаний от поколения к поколению. Как только люди изобрели письменность, появилась возможность собирать и накапливать знания.

Вся история человеческого разума связана с книгами и библиотеками. Это совсем не спокойная история! За книги сражались, их сжигали, теряли, находили, откапывали в руинах погребённых временем городов, спасали от вражеского нашествия как самое дорогое. Сегодняшняя библиотека кажется воплощением тишины, покоя и порядка.

Как и во все времена она служит людям. Интересно, что уже первые библиотеки представляли собой не просто помещение, где хранили книги: это были настоящие библиотеки в полном смысле слова. Там имелись особые таблички, на которых записывали первые строки произведений, хранящихся в библиотеке, что помогало удобно группировать и затем отыскивать требуемый литературный источник.

Самые первые библиотеки появились в Древнем Египте. Они назывались «домами папируса» и «домами жизни». Создавались они при дворцах и храмах. Египетские фараоны придавали большое значение образованию. При раскопках над входом в одно из помещений дворца Рамзеса II археологи обнаружили надпись: «Аптека для души». По мнению древних египтян, книги можно сравнить с лекарством, которое делает сильным ум человека, облагораживает его душу.

В XIX веке археологи раскопали на берегах реки Тигр столицу ассирийских царей Ниневию и обнаружили там клинописную библиотеку, учреждённую царем Ашурбанипалом. Она называлась «Дом наставлений и советов» и представляла собой огромное собрание глиняных табличек, которые по указанию царя были взяты из храмов и из домов знатных и образованных ассирийцев.


Таблички пролежали около двадцати лет в Британском музее в Лондоне. Когда ученым удалось расшифровать клинопись, стало ясно, что это целая библиотека глиняных книг. Каждая такая «книга» состояла из «листов» - табличек одинакового размера. На каждой табличке было название книги – начальные слова первой таблички, а также стоял номер «листа». Книги размещались в строгом порядке, имелись каталоги – списки с указанием названий книг и числа строк в каждой табличке. Примечательно, что эта библиотека имела тематический каталог. Все её книги были распределены по темам: история, право, астрономия, математика, медицина, легенды и мифы. В каталоге отражалось название произведения. А также комната и полка, где следовало искать нужную табличку. Там хранилось около 30 тысяч глиняных книг, каждая из которых имела на себе клинописный штамп: «Дворец Ашшурбанипала, царя Вселенной, царя Ассирии». Ниневийская библиотека - самая известная древняя библиотека.

Древняя Греция, или Эллада, славилась своими учеными и философами, которые создавали школы и академии, при которых открывались библиотеки. Первая публичная библиотека была основана тираном Клеархом в Гераклее. Самой большой частной библиотекой считалось собрание древнегреческого философа и ученого Аристотеля. Библиотека Аристотеля в Лике, в районе Афин, где великий античный философ читал свои лекции, насчитывала десятки тысяч свитков. После смерти ученого его библиотека стала частью Мусейона, Храма Муз. Во время раскопок в Гееркулануме была обнаружена библиотека поэта Филодема, которая насчитывала около 1860 свитков.


Центром культуры Египта была Александрия, где правила династия Птолемеев. В начале третьего века до нашей эры Птолемей I задумал превратить Египет в центр культуры и искусств и основал знаменитый Мусейон (по примеру афинского). Это был огромный ансамбль: университет с учебными залами и жилыми помещениями, обсерватория, ботанический сад, зоопарк и прославленная библиотека папирусных свитков. Птолемей II расширил Александрийскую библиотеку, посылая во все концы света своих людей, которые добывали самые ценные сочинения.


При Птолемее II – покровителе ученых и поэтов, Мусейон и Александрийская библиотека достигли наивысшего расцвета. Сын Птолемея II, Птолемей III издал указ, по которому всякий прибывший в гавань, был обязан отдать или продать имевшиеся у него книги. Их передавали в библиотеку, а владельцам возвращали копии с пометкой об их соответствии оригиналу. Фонд библиотеки составлял 700-800 тысяч текстов на многих языках.

В 47 году до нашей эры часть библиотеки сгорела, другая была уничтожена во время столкновений язычников и христиан.



Современная Александрийская библиотека. Египет.

С Александрийской библиотекой соперничала Пергамская библиотека, которая была создана во втором веке до нашей эры и насчитывала около 200 тысяч папирусных и пергаментных рукописей. Пергамская библиотека уступала Александрийской библиотеке лишь по величине фонда. Её большую часть составляли медицинские трактаты – Пергам считался центром медицины. История библиотеки завершилась в 43 году до нашей эры, когда Пергам стал провинцией Рима, и большая часть книг попала в Александрийскую библиотеку.


Сегодня Пергам находится на территории Турции, и развалины библиотеки входят в число туристических объектов.

Первая римская публичная библиотека была создана по греческим образцам Сезонием Поллионом. Позднее в Римской империи возникли библиотеки, учреждённые императорами Августом, Тиберием, Траяном, византийскими правителями. Самые ранние христианские библиотеки возникли при больших епископальных церквях.


В 1037 году киевский князь Ярослав Мудрый (около 980 – 1054) основал первую библиотеку в Киевской Руси. Она находилась в киевском Софийском соборе. Это было самое полное собрание письменных памятников Древней Руси – Евангелие, книги пророков, жития святых. Здесь хранились и важные государственные документы. 500 томов – таким собранием в то время могли похвалиться не многие библиотеки Европы. Неизвестно, куда пропала библиотека Ярослава Мудрого: возможно, она погибла во время большого пожара в 1124 году или была уничтожена в 1240 году во время разгрома Киева войсками монгольского хана Батыя.

Одной из самых загадочных библиотек является библиотека первого русского царя Ивана Грозного (1530 – 1584). Он обладал уникальным книжным собранием, которое хранил в глубоких подземельях Кремля. Иностранцы, видевшие книжное собрание, говорили, что там были в числе прочих книг, очень редкие. После смерти царя его библиотека стала легендой, так как бесследно исчезла. Тайна библиотеки не даёт покоя историкам и археологам уже не одно столетие. До сегодняшнего дня поиски библиотеки так и не увенчались успехом.

С тех самых времён, когда возникли первые библиотеки, их хранители были озабочены тем, чтобы книги не пропадали. Издавна этой цели служит книжный знак. В наше время он называется экслибрис.


Первой общедоступной библиотекой в России стала Публичная библиотека в Санкт-Петербурге. Основана она в 1795 году. Её разрешалось посещать «всем прилично одетым гражданам» три дня в неделю с 9 утра и до захода солнца.

Крупнейшая в России, а по количеству хранимых материалов вторая в мире (после Библиотеки Конгресса США)- Российская государственная библиотека в Москве (до 1992 года- Ленинская). Она содержит около 40 миллионов изданий. В настоящее время всё более распространяются и входят в фонд библиотеки микрофиши, микрофильмы, диапозитивы,аудио и видеокассеты, также всё более широкое распространение получают электронные носители.


Библиотеки бывают: государственные, муниципальные, частные, учебные и научные.

Библиотеки бывают специальные: исторические, медицинские, технические, педагогические, художественные, сельскохозяйственные и др.

А есть библиотеки самые обычные, которые всегда рядом с домом - районные, чтобы просто зайти и прочитать несколько страниц о чем-то интересном или полистать журнал, который уже давно нет возможности выписать или купить.

А есть еще, наверное, в каждой семье библиотеки личные (домашние), хотя бы такие, о которых писал Конан Дойл: «Пусть бедна ваша книжная полка, пусть украшает она ваше жилище. Затворите изнутри дверь комнаты… Все низкое, все пошлое вы оставили позади. Здесь, ожидая вас, стоят рядами ваши молчаливые друзья. Обведите взглядом их строй. Выберите того, который сейчас всех ближе душе вашей. Теперь остается только протянуть к нему руку и отправиться вместе с ним в страну мечты».

Вечные спутники: писатели о книге, чтении, библиофильстве/Сост. А. Блюм.- М: Книга, 1983.- 223 с.

Справочник школьника. История мировой культуры/Сост. Ф.Капица.- М.: Филологич. общ-во «Слово», ТКО «АСТ», 1996.- 610 с.

Великие библиотеки // Книжный мир Терра– 2000- №2 – с.44-45

Мой дорогой друг! Тебя снова приветствует БиблиоЗнайка!

Надеюсь, что сегодняшняя наша встреча будет интересна и полезна для тебя: ты сможешь познакомиться с библиотеками прошлого и современными храмами мудрости. Итак,

Урок №3

«Библиотеки древние и современные».

Люди всегда ценили книги и берегли их как самые драгоценные сокровища. Без книг жизнь невозможна. Значит, невозможна она и без библиотек.

Значение библиотек в истории мировой культуры огромно. «Дома табличек» , «приюты разума» , «аптеки для души» , «дома мудрости» , «книгохранительные палаты» , «храмы литературы» - так называли библиотеки в разные времена и в разных странах.

Какое из этих определений тебе больше всего понравилось? Предложи свое собственное.

Библиотека – хранилище не только книг, но и человеческой памяти. Это центр познания. Так было во все времена.

«Библиотеки – это сокровищница всех богатств человеческого духа» (Г. Лейбниц)

«…Библиотека – это запасной магазин, куда одни положили свои мысли и открытия, а другие берут их в рост» (А. Герцен)

«Величайшее сокровище – хорошая библиотека» (В. Белинский)

«Есть только одно средство стать культурным человеком – чтение» (А. Моруа)

«Хорошая библиотека есть книжное отражение вселенной» (Н. Рубакин)

Библиотеки возникли в I тыс. до н. э. на древнем Востоке. Обычно первой библиотекой называют собрание глиняных табличек (2500 год до н. э.), которые были найдены в храме вавилонского города Ниппур.

Живая библиотека

Принадлежала богатому римскому торговцу Ицелу. Она состояла из рабов. Каждому из них он приказал быть говорящей книгой. Однажды после пышного обеда речь зашла об ученых предметах. «Приведите-ка ко мне «Илиаду», – приказал Ицел управляющему. «Прости, господин! У «Илиады» заболел живот! Он не может подняться», – с ужасом признался управляющий, ожидая сурового наказания.

Одной из самых древних считается библиотека фараона Рамзеса II . Это крупное книгохранилище было основано примерно в 1300 году до н. э. в Египте.

Было собрано около 20 000 папирусов. Книги-папирусы хранились в ящиках, глиняных кувшинах или специальных футлярах, позднее – в нишах стен. Пользовались ими фараоны, жрецы, высшие чиновники и писцы.

Над входом, отделанном золотом, была высечена надпись «Аптека для души». По мнению древних египтян, книги можно сравнить с лекарством… Это лекарство делает сильным ум человека, облагораживает его душу. В библиотеке писали религиозные тексты, магические заклинания, книги по медицине и астрономии, занимались даже бальзамированием. Египетские библиотекари, которые одновременно и были писцами, пытались сохранить литературные памятники своего народа.

Самая известная древневосточная библиотека - собрание клинописных табличек из дворца ассирийского царя VII века до н. э. Ашшурбанипала в Ниневии. Он был известным собирателем книг, просвещенным человеком. Знал клинопись, владел несколькими языками, писал стихи, был строителем и архитектором, астрономом и математиком. Ашшурбанипал создал огромную по тем временам библиотеку, которая имела более 100 тысяч глиняных табличек. Здесь были собраны мифы, литературные произведения, магические формулы, молитвы, математические и медицинские тексты, географические и ботанические словари. С того времени сохранилось много замечательных "глиняных книг". Позднее они были расшифрованы и переведены на современные языки.

Более ста лет назад ученым при раскопках удалось обнаружить дворец властителя древнего государства Ассирии. В этом дворце было множество комнат. В одной из них узкая щель вела в подземелье. Там, в больших глиняных чашах, находились необычные кирпичи: тоненькие, покрытые мелкими строчками знаков, похожих на клинья. Такое письмо назвали клинописью.

На тонком кирпиче-табличке, лежащем поверх других, было написано: «Того, кто посмеет унести эти таблицы, пусть покарают своим гневом великие боги…».

Ученые поняли, что попали в библиотеку. Библиотека была царская. Ашшурбанипал писал: «Я велел начертать на плитах славные письмена, произведения книжного искусства, которых не изучал ни один из моих предшественников, я собрал письмена в дворце моем, я разделил их на разделы, и я, царь людей, любимец богов, я умею даже читать их». В ней находились научные труды по медицине, астрономии, истории. Страницы глиняных книг были большими: 32×22 см, толщиной в 2,5 см – настоящий плоский кирпич! Таких страниц в книге были десятки, а иногда и сотни. Представь себе книгу в сто глиняных страниц! Толщина ее – 2,5 м!

Крупнейшим центром античной книжности стала Александрийская библиотека . Она была создана в III веке до н. э. Птолемеем I и была центром образования.

Александрийская библиотека являлась частью комплекса mouseĩon (музей). В комплекс входили жилые комнаты, столовые помещения, помещения для чтения, ботанический и зоологический сады, обсерватория и библиотека. В mouseĩon входило 200 000 папирусов в Храме (почти все библиотеки античности были при храмах) и 700 000 документов в Школе. В библиотеке хранились книги на греческом, египетском, латинском языках, книги на папирусе, пергаменте, пальмовых листах, пластинках из дерева и кости. Здесь были рукописи из далекой Индии, имелись и надписи на неведомых никому и забытых уже тогда языках исчезнувших народов и культур.

Музей и большая часть Александрийской библиотеки были уничтожены приблизительно в 270 году н. э.

Первые хранители библиотеки - Зенодот Эфесский (до 234 г. до н. э.), - Эратосфен Киренский (с 236 по 195 г. до н. э.), - Аристофан Византийский (по 185-180 г. до н. э.), - Аристарх Самофракийский (по 146 г. до н. э.).

В библиотеке работали и другие выдающиеся учёные эпохи эллинизма, в том числе Евклид.

В 2003 году в Александрии на месте старой библиотеки была построена современная «Библиотека Александрина» , призванная восстановить былое величие и обеспечить свободный доступ к знаниям для всех желающих.

Книга и во времена Киевской Руси была в почете. Князь Владимир Святославович открывал школы, специальные мастерские, где переписывали книги.

А во времена правления Ярослава Мудрого в Киеве при Софийском соборе появляется первая в Киевской Руси библиотека . К сожалению, никаких книг из этой библиотеки не сохранилось, но из Киевской Софии дошла до нас книжечка небольшого формата – «Изборник» 1076 года. Особое место в нем занимают поучения о том, какими правилами должен руководствоваться человек в жизни.

«Когда читаешь книгу, не старайся торопливо дочитать до другой главы, но разумей, о чем говорит книга и словеса те, и трижды возвращайся к каждой главе» Из «Изборника»

Более 500 лет энтузиасты ищут библиотеку Ивана Грозного ... Тайна пока не раскрыта. Библиотека Ивана Грозного, или Либерея (от латинского слова «книгохранилище») – коллекция книг и документов, принадлежавшая царю Ивану IV.

В государевой библиотеке было множество очень редких и представляющих большую ценность экземпляров: древние манускрипты, книги Востока, летописания древних славянских, скифских и других народов. Утверждается, что находились книги из знаменитой Александрийской библиотеки и собрания древних географических карт, в том числе и империи Чингисхана.

На сегодняшний день поисками библиотеки заняты государственные структуры таких стран как Россия, США, Великобритания, различные негосударственные фонды и частные лица.

Библиотека состояла из книг Софьи Палеолог, привезённых ею из Византии в приданое московскому царю Ивану III. По прибытию в Москву в 1472 году Софья стала свидетельницей опустошительного пожара 1470 года. Поняв, что книги могут стать лёгкой добычей огня, Софья распорядилась хранить их в подвале под церковью в Кремле. Однако уже в 1473 году случился новый пожар, выгорел весь Кремль, а книги чудом уцелели.

В Средние века очагами книжности были монастырские библиотеки . Там переписывалось не только Священное писание и сочинения Отцов Церкви, но и произведения античных авторов. Здесь вводилась особая должность: библиотекарь, книгохранитель.

Один из известных богословов Средневековья Фома Аквинский писал: «Настоящая сокровищница монастыря – библиотека, без нее он все равно что кухня без котла, стол без яств, колодец без воды, речка без рыбы, кошелек без денег, плащ без другой одежды, сад без цветов, лоза без винограда...».

В эпоху Ренессанса деятели Возрождения, буквально, охотились за сохранявшимися в монастырях греческими и латинскими текстами.

В Средние века книги были очень дороги. Именно поэтому особо ценные экземпляры приковывали к библиотечным полкам цепями – чтобы никто из читателей не прихватил книгу «по рассеянности» с собой.

Значение библиотек прошлого огромно: они были и просветительными учреждениями, и книжными мастерскими, и «книгохранительницами». Эти храмы знаний сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятники старины.

А теперь давай поговорим о современных библиотеках. В настоящее время их очень много. Самые крупные: Библиотека Конгресса США, Российская государственная библиотека, Национальная библиотека Франции, Российская национальная библиотека, Британская библиотека, Александрийская библиотека (современная).

Библиотека Конгресса – национальная библиотека США, крупнейшая библиотека мира. Расположена в Вашингтоне. Обслуживает правительственные органы, исследовательские учреждения, научных работников, частные фирмы и промышленные компании, школы. Имеет 18 читальных залов на 1460 читательских мест.

На начало 2000-х годов библиотека содержит свыше 130 млн. единиц хранения! А общая длина книжных полок – почти 850 км!

Основана 24 апреля 1800 года, когда президент США Джон Адамс подписал закон о перенесении столицы из Филадельфии в Вашингтон. Этот закон содержал и пункт о выделении 5.000 $ (тогда весьма значительная сумма) «на приобретение книг, которые могут понадобиться Конгрессу, и создание соответствующего помещения для их хранения». Посещение и доступ к ресурсам получали только президент и вице-президент США, члены Сената и Палаты представителей (Конгресс США). Поэтому библиотеку и стали называть "Библиотека Конгресса".

Здесь хранятся свыше 5500 инкунабул (включая Библию Гуттенберга), книжные собрания президентов США, коллекции произведений китайской (330 тыс. томов) и японской (450 тыс. томов) литератур, коллекция редких американских изданий (60 тыс. томов), личная библиотека красноярского купца и библиофила Г.В. Юдина (81 тыс. экземпляров книг и журналов – это самое крупное за пределами России собрание книг на русском языке).

Российская государственная библиотека (бывшая Государственная библиотека им. В. И. Ленина, «Ленинка») – вторая по величине библиотека в мире, самая крупная в Европе: она имеет более 25 млн. книг. Помимо основного книжного фонда имеются специализированные собрания из более чем 150 000 карт, 350 000 нот и звукозаписей, редких книг, изоизданий, диссертаций, газет и др.

Основана в Москве 1 июля 1828 года. Обладает универсальным по содержанию собранием отечественных и зарубежных документов на 247 языках мира. В библиотеке представлены редчайшие рукописные книги: Архангельское Евангелие (1092 г.) и др., печатные книги XVI в., издания славянских первопечатников Ф. Скорины, И. Фёдорова, П. Мстиславца, коллекции инкунабулов, первые издания трудов Дж. Бруно, Данте, Н. Коперника, архивы Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, А.А. Блока, М.А. Булгакова и др.

Российская национальная библиотека – одна из крупнейших в мире и вторая по величине в Российской Федерации. В фонде – более 37 млн. книг и других документов. Находится в Санкт-Петербурге.Услугами библиотеки ежегодно пользуются более 18 тыс. детей и специалистов в области детской книги и детского чтения. В ней работают читательские объединения по интересам: кукольный театр, студии, клубы и кружки.

Среди современных библиотек все большую популярность приобретают электронные, где информацию можно получить через глобальные компьютерные сети. Какими же будут библиотеки в будущем? Будут ли они исключительно виртуальными? Скорее всего, привычные книги и электронные издания будут дополнять друг друга.

Закон прежде всего

Однажды французский король попросил рукописную книгу из библиотеки Парижского университета. Он получил в ответ учтивое письмо, что библиотека никоим образом не может выпускать из своих стен такую ценную книгу, не получив залога (сумма залога была назначена огромная). Согласился король на эти условия или нет, неизвестно, но письмо сохранилось.

Лучше поздно, чем никогда!

Забывчивые читатели были во все времена. В 1975 году в одну из английских библиотек была возвращена книга «Учись вязать и вышивать». Читательница так увлеклась ею, что держала 43 года. Но рекорд рассеянности установлен в библиотеке Кембриджского университета: книгу туда вернули через… 300 лет!

На службе Ее Величества

Известна приверженность англичан к традициям. Одна из них соблюдается в библиотеке Британского музея: для защиты книг от мышей в штате сотрудников состоят кошки!

Самая маленькая библиотека

Самой маленькой библиотекой в мире считают библиотеку в индийском городе Амритсаре, где хранится одна священная книга.

Мы совершили короткое путешествие в самые известные ДРЕВНИЕ И СОВРЕМЕННЫЕ БИБЛИОТЕКИ. Ты убедился, что стремление человека к знаниям зародилось в далеком прошлом и он создавал библиотеки, чтобы сохранить и преумножить весь свой накопленный опыт. Все, что мы знаем об историческом прошлом, это все благодаря КНИГЕ.

Насколько ты хорошо усвоил наш сегодняшний урок? Давай проверим!

Подумай и ответь

  • библиотека Тутанхамона
  • библиотека Рамзеса II
  • библиотека Тутмоса II

библиотека Рамзеса II

2. Имя ассирийского царя, собравшего огромную библиотеку глиняных табличек.

  • Хаммурали
  • Астиаг
  • Ашшурбанипал

Ашшурбанипал

  • Вавилонская библиотека
  • Александрийская библиотека
  • Шумерская библиотека

Наиболее древним материалом для книг была, вероятно, глина и ее производные (черепки, керамика). Еще шумеры и эккадяне лепили плоские кирпичики-таблички и писали на них трехгранными палочками, выдавливая клинообразные знаки. Таблички высушивались на солнце или обжигались в огне. Затем готовые таблички одного содержания укладывались в определенном порядке в деревянный ящик - получалась глиняная клинописная книга. Ее достоинствами были дешевизна, простота, доступность. К ящику с табличками прикреплялся глиняный ярлык с названием произведения, именами автора, владельца, богов-покровителей - своеобразный титульный лист. Из глины же делались каталоги - клинописные перечни хранящихся книг.

В XIX веке европейские археологи раскопали на берегах реки Тигр столицу ассирийских царей Ниневию и обнаружили там целую клинописную библиотеку, учрежденную царем Ассурбанипалом (VII век до н.э.). Там хранилось более двадцати тысяч глиняных книг, каждая из которых имела на себе клинописный штамп: «Дворец царя царей». Поскольку ассиро-вавилонский язык был языком международного общения, библиотеки клинописных книг и целые архивы табличек имелись и в Египте (Тель-Амарна), и в Малой Азии.

«Египет - дар Нила» - приводит историк Геродот древний афоризм. Всецело дар великой реки и тростник-папирус, давший возможность возникновения и расцвета величайшей цивилизации Древнего мира.

Египтяне очищали стебли срезанного тростника от коры и из пористой сердцевины нарезали тонкие ленты. Их укладывали слоями, один поперек другого; сок папируса обладал свойствами клея. Засыхая, он спрессовывал папирус в сплошную массу, эластичную, достаточно ровную и прочную. Высушенный папирус полировали пемзой и морскими раковинами, подкрашивали и белили. Так описывает изготовление писчего папируса естествоиспытатель Плиний Старший.

Папирус, однако, был хрупок, и нарезать из него листы и переплетать их было нецелесообразно. Поэтому папирусные ленты склеивались или сшивались в свитки, которые скручивались, завязывались, укладывались в специальные футляры - капсы или капсулы, к которым прикрепляли этикетки с названием книги, получался свиток - первая известная форма книги в мировой цивилизации.

Самые ранние дошедшие до нас папирусные свитки датируются III тысячелетием до н.э. Первоначально они были распространены только в Египте, но после македонского завоевания, в эпоху царей Птолемеев, Египет становится поставщиком этого удобного и сравнительно дешевого писчего материала во все страны Средиземноморья. Нам известны папирусные свитки греческого, римского, персидского, еврейского, арабского, грузинского происхождения.


Век папирусной книги окончился только в X-XI веках н.э., после мусульманского завоевания Египта. Последним документом, написанным на папирусе, считается Папская булла (1022 г.).

Из дошедших до нас папирусных свитков самым большим считается так называемый папирус Гарриса (по имени его первооткрывателя), хранящийся ныне в Британском музее. Его длина превышает 40 метров, а ширина составляет 43 сантиметра. Считается, что он был переписан в 1200 г. до н.э. в Фивах. Подавляющая часть папирусов была не столь крупных размеров.

Создавались и роскошные свитки. Так называемый императорский папирус окрашивался соком раковин, добываемых со дна моря. На нем писали золотыми и серебряными красками («хрисоул», «кодекс аргентеус» и т.д.). Были и обыденные сорта, даже специальный оберточный папирус. Фабрикант па

пируса Фанний прославился в истории.

Господство папируса оставалось неизменным, хотя книги создавались из листков слоновой кости или из кипарисовых досочек, покрывавшихся воском. Они скреплялись вместе, текст выцарапывался острым стилом. От этого, кстати, и произошло выражение «хороший стиль». Такие книжечки именовались по числу листков: два (диптих), три (триптих), много (полиптих). Были свитки, выкованные из драгоценных металлов, а также склеенные из тканей.

Почти все государственные и местные управления, коллегии жрецов, собрания граждан и состоятельные люди считали престижным иметь хорошую библиотеку. Библиотеки устраивались при общественных банях, где богатые рабовладельцы проводили время за чтением книг.

Специально обученные рабы-чтецы, по-латыни их называли «лекторы», а по-гречески «диаконы», читали вслух всем желающим.

Самым богатым книжным собранием античности была, вероятно, Александрийская библиотека царей Птолемеев, заключающая в себе, как утверждают, более 700000 папирусных свитков. Греческий ученый Каллимах создал каталог книг, и библиотека стала самым крупным культурным и научным центром античного мира.

Наряду с папирусом получил распространение и материал, сделанный из шкур молодых животных - телят, коз, овец, кроликов. Назван он был пергамен, по наименованию места, где был изобретен этот способ. Пергам - малоазиатское эллинистическое государство. Длительное время папирус и пергамен употреблялись одновременно, но с III-IV веков, ввиду упадка производства папируса в Египте, пергамен стал выдвигаться на первое место. Для изготовления пергамена снятую шкуру молодого животного выскабливали ножом, удаляли остатки жира и шерсти, затем высушивали, полировали, окрашивали. Лучшие сорта пергамена делались из кожи, взятой с загривка или брюшка, дешевый пергамен получался из кожи, взятой с закраин.

Расцвет пергаменной книги начинается с наступлением христианской эры. Пергамен был дороже, чем папирус, зато более универсален и долговечен. Вначале из пергамена приготовляли свитки, как из папируса. Однако вскоре подметили, что в отличие от папируса он легко записывается с обеих сторон. Пергамен нарезался на четырехугольные листы, которые сшивались между собой. Так родилась господствующая ныне универсальная форма книги - кодекс, или книжный блок. В буквальном смысле «кодекс» в переводе с латинского языка означает «деревяшка». Возможно, произошло это оттого, что переплетали книгу в деревянные доски. Древнейшие пергаменные книги-кодексы дошли до нас от II века н.э.

Папирус и пергамен способствовали широкому распространению учености и культуры. Книги переписывались многочисленными писцами и продавались. Выгодность переписки книг подметил друг Цицерона - Помпоний Аттик еще в I веке до н.э. Он и сам был владельцем мастерской, где мастера-каллиграфы переписывали книги. Мастерскую по переписке книг описал римский поэт Марциал:

Ведь случалось тебе приходить к Аргилету,

Против форума Цезаря книжная есть лавка,

Все столбы исписаны в ней так и этак,

Чтобы скорее тебе прочесть имена поэтов.

Там меня не сыщи, а спроси у Атректа

(Этим именем звать хозяина лавки).

С первой же или со второй он там полки

Пемзой зачищенного и в наряде пурпурном

За пять динариев даст тебе Марциала...

Как явствует из произведений античных писателей, книги уже имели титул, раскрашенные иллюстрации, заставки, заглавные буквы-инициалы, прописывались «красные строки» (рубрики), делались маргиналии - пометы и примечания на полях. Пергаменные листы для большей привлекательности иногда раскрашивали в различные тона (пурпур, черный). И свитки, и кодексы делались разных форматов, вплоть до миниатюрных. Плиний свидетельствует о свитке с текстом «Илиады», который мог уместиться, по его словам, в ореховой скорлупе.

Переплетное искусство родилось вместе с книгой-кодексом. Нарезанные листы пергамена сгибались (фальцевались) в определенном порядке. По-гречески лист в четыре сложения «тетра» именуется тетрадь. Из тетрадей по шестнадцать и по тридцать две страницы формировался том - книжный блок любого формата.

Предприниматель-рабовладелец, занимавшийся размножением и продажей рукописных книг, назывался по-гречески «библиопола» - буквально книгораспространитель, а по-латыни «либрарий» - книжник.

Уже знакомый нам поэт Марциал советовал каждому желающему читать его в пути: «Большую книгу сдай в лари, купи такую, чтобы умещалась в руке...». Эти строки свидетельствуют, что уже были букинисты, торговавшие старыми книгами.

Авторы книг, если они были богаты и знатны, могли и сами купить рабов-каллиграфов, нанять их на время или даже послать своего невольника обучаться в книгописную мастерскую. Потребность в книгах в странах античности (Греция, Рим, эллинистические государства) быстро возрастала, и расширялся своеобразный книжный рынок.

Античные писатели оставили нам множество свидетельств о том, что в эпоху императорского Рима можно было размножить путем многократной переписки 50-100 экземпляров произведения одновременно. Продавцы книг стремились привлечь в свои лавки писателей, библиофилов, специально нанимали чтецов, чтобы они вслух читали отрывки из продаваемых книг. Начиная с Юлия Цезаря в Риме создавались рукописные «Acta diurna», так называемые дневные новости - предки современных газет. Они также размножались в книжных лавках.

Цена книги определялась главным образом размером свитка или кодекса, однако зависела и от оформления, и от спроса, и от известности, популярности автора книги. Потрепанные книги продавались гораздо дешевле, однако, если это были раритеты, то есть редкие книги, цена их значительно возрастала. В книжной лавке Древнего Рима можно было взять книгу напрокат, для временного пользования.

Впрочем, значительная часть потребностей древнего читателя в книге удовлетворялась при помощи общественных библиотек. Их называли публичными. Только в Риме их насчитывалось двадцать восемь. Были и небольшие частные читальни в крупных городах.

Расцвет книжного дела в античные времена был уделом крупных центров культуры. На периферии и в отдаленных регионах книжное дело развивалось слабо. В Древнем Китае было налажено изготовление бамбуковых книг. Тонко выструганные пластинки бамбука скреплялись вместе металлическими скобами в виде современной раздвижной оконной шторы. На такой книге-шторке, так же как и на изобретенном позднее шелке, китайцы рисовали свои иероглифы кисточками, используя для этого тушь.

Бумагу китайцы первоначально делали также из бамбуковой массы. Очевидно, поэтому она приобрела название от исторических слов «бомбакка» и «бомбицинна».

В странах Европы предки германцев и славян, если им случалось получить греко-римское образование, удовлетворяли свою потребность в книгах рукописями греков и римлян. Их же многочисленные соотечественники, как показывает этимология слов, обозначающих книгу («библио», «либер», «либро»), удовлетворялись записями или засечками на деревянных пластинах. Доступнейшим материалом для письма была береста. До нас дошли рецепты ее переработки: тонкий слой коры молодых деревьев выдерживался в кипятке, из нее нарезался лист, по эластичности не уступавший современной бумаге. Из него изготавливались книги-свитки и книги-кодексы.

Берестяные книги наибольшее распространение получили у древних славян, а также у народов Северной Индии. Для изготовления писчего материала кожица дерева сдиралась и пропитывалась специальным составом. Склеенные листы заворачивались в ткань для лучшей сохранности. Первые берестяные книги Индии датируются IX веком н.э.

Итак, в первую очередь, Древний мир дал человечеству письменность, а вместе с ней все богатство духовной культуры. В ходе развития древнейших цивилизаций Египта, Китая, Греции, Рима родилась и развивалась наиболее распространенная до сих пор форма книги - кодекс.

Она была подчинена сугубо утилитарной задаче закрепления и передачи информации. С появлением жанрового разнообразия в древ ней литературе книга получает элементы украшения - рисунки, орнаменты, добротные красивые переплеты.

В итоге древний человек создал книгу, которая воспринимается как единый целостный организм и которая служила и продолжает служить источником вдохновения не одному поколению создателей книги.

Издревле люди писали на самых разнообразных материалах: на скалах, на каменных плитах, на коре деревьев, и пальмовых листьях, на глиняных табличках, на табличках из бронзы, свинца, олова, наконец, на папирусе из Египта и на пергамене – материале из телячьей кожи, названном так по городу Пергаму в Малой Азии, где было налажено его производство. Вплоть до Х века, когда Европа познакомилась с изготовлением бумаги (да и позже), пергамент оставался здесь главным писчим материалом.

На территории современного Ирака, в государстве Шумер библиотеки существовали уже более 50 веков назад. Археологи нашли в раскопанных древних городах тысячи глиняных табличек с клинописью. Ученые увидели и как хранились эти таблички, как была организована библиотека. Таблички складывались в ивовые корзины. Каждая корзина завязывалась, к ней прикреплялась этикетка с надписью. Судя по этим надписям, здесь были литературные тексты, государственные, религиозно-культовые и хозяйственные документы, работы по математике и сельскому хозяйству, карты, рецепты по составлению лекарств. Сохранилась, хотя только частично, жемчужина древней поэзии – эпос о Гильгамеше.

В середине III тысячелетия до н.э. шумеры изобрели клинопись, которую впоследствии с определенными изменениями применяли в Ассирии, Вавилоне, Финикии, Урарту и других государствах. Первые учебники клинописи, составленные в XVIII в. до н.э., копировались почти без изменений более тысячи лет и найдены при раскопках Ниневийской библиотеки Ашшурбанипала, созданной две с половиной тысячи лет назад.

Основной способ собирания библиотек в древнем мире – копирование документов. Ашшурбанипал рассылал по городам Месопотамии опытных писцов, которые разыскивали драгоценные книги и снимали с них копии. За сравнительно короткий срок были собраны десятки тысяч текстов по всем известным в то время отраслям знания. Самые спрашиваемые труды имелись в библиотеке в нескольких копиях. Копии снимались старательно и осмысленно. На многих табличках сохранились пометки: «С древнего подлинника списано, а затем сверено», а иногда и имена писцов. Вместо неразобранных слов писали «стерто», «не знаю». Переписывая очень древние тексты, надо было заменять устаревшие знаки современными, иногда сокращать чересчур пространный текст.

Когда Ниневия пала, захватчики сожгли город, а пески пустыни засыпали его руины. В середине ХIХ в. английские археологи раскопали сгоревшие дворцы, храмы – и нашли библиотеку. Несмотря на грозное предостережение, начертанное на одной из табличек – «того, кто посмеет унести эти таблицы, пускай покарают своим гневом Ашпур и Белит, а имя его и его наследников навсегда пусть будет предано забвению в этой стране» – глиняные таблички упаковали в ящики и отправили в Лондон.

Огромного труда потребовала их обработка и расшифровка: ведь таблички были разбиты и разрознены. Помогли не только знания и мастерство ученых, но и порядок, в котором содержалась когда-то Ниневийская библиотека. Каждая книга в ней имела штамп: «Дворец Ашшурбанипала, царя царей, которому бог Нату и богиня Гаслиста даровали чуткие уши и зоркие очи, чтобы разыскивал творения писателей моего царства».

Таблички хранились в специальных глиняных кувшинах. В библиотеке был каталог: на специальной табличке указывалось название произведения (это была его первая строка), а также комната и полка, на которой оно хранится. А к полке прикреплялась этикетка с названием отрасли знания. (Этот каталог восстановлен совместными усилиями ученых многих стран, получившиеся пять томов изданы в Лондоне в ХIХ в.). Рубрики обозначались примерно следующим образом: грамматика, история, право, обычаи, знания о природе, география, математика, астрономия, магия, религия, легенды и сказания.

В Вавилонском царстве библиотеки создавались при храмах, во дворцах правителей, при школах. Ни в одной стране Древнего Востока археологи не нашли столько юридических документов, как на территории городов этого царства. Особое место среди находок занимает сборник законов царя Хаммурапи, который правил с 1792 по 1750 г. до н.э. и при котором Вавилон достиг наибольшего процветания и могущества.

Библиотеки Древнего Египта пережили свой расцвет во II тыс. до н.э. Они размещались по всей стране, во дворцах и храмах, а также в своеобразных центрах духовной жизни египтян – «домах жизни». Для письма использовался папирус книги из него хранились в ящиках и глиняных кувшинах или в специальных футлярах. До наших дней дошло несколько каталогов, высеченных на стенах книгохранилищ. Здесь религиозные сочинения, сказки, сонники, тексты по математике, навигации, ирригации, астрономии, астрологии.

Библиотеки считались средоточием мудрости. Над входом в знаменитую библиотеку храма Рамессеум, который построил фараон Рамзес II, была высечена надпись «Аптека для души». Храмовые библиотеки часто являлись одновременно и школами; лучшие классические тексты служили учебными материалами, а многие из них стали известны нам именно потому, что переписывались учениками в тетради. Должность хранителя была государственной и передавалась по наследству, поскольку ее могли занимать лишь те, кто обладал «высшими знаниями».

При дворах китайских правителей уже более 3 тысяч лет назад были специальные чиновники, в обязанности которых входило собирать и хранить литературные произведения и архив. Но когда император Цинь Шихуанди в 221 н.э. объединил Китай, он объявил, что право на существование имеют лишь книги по истории династии Цинь, а также по сельскому хозяйству, медицинские и гадательные – остальные же приказал сжечь.

И еще более полувека императоры следующей, Ханьской, династии по-прежнему запрещали создавать библиотеки. Потом запрет был отменен. А спустя еще несколько десятилетий император У-ди, введший в практику систему государственных экзаменов на замещение административных постов, учредил государственную библиотеку. При нем также появились люди, которые занимались перепиской и поиском утерянных ранее книг. В 26 г. н.э. император Чен-ди издал указ о розыске ранее спрятанных книг. Специально назначенные люди искали книги по всей стране – и в результате был составлен первый в истории Китая каталог, который является одним из самых древних каталогов в мире.

Статьи по теме