Любовь к родине или нравственно патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Воспитание патриотизма – важная задача педагога и родителя в развитии младших школьников С чего необходимо начинать воспитание патриота

Для чего человеку патриотические чувства? Зачем нужно воспитывать патриотизм ? Ответ прост: родина нужна нам так же, как семья. Ребенку важно знать свое происхождение как от родителей, так и от своего народа. Постепенно узнавая историю страны, особенно ее славные страницы, он будет гордиться ею, как гордится ребенок сильными умными родителями, чувствуя себя защищенным благодаря им. И если мамы и папы хотят, чтобы их дети любили свою землю, стоит начать с самих себя. Надо провести «ревизию» своих чувств к родине, поднять из глубины души собственные теплые чувства: гордость за достижения соотечественников, интерес к истории родного города и всей страны. Подумать, что есть замечательного и по-настоящему великого, на что отзывается сердце.

Это не значит, что надо надеть «розовые очки» и не замечать недостатков, которые есть в любом государстве. Однако маленькому ребенку знать о них пока не обязательно. У него должна формироваться позитивная картина окружающего его мира, без излишних страхов и неопределенности. Правда, не стоит заводить серьезный разговор на пустом месте, просто так. «Красивые» слова о патриотизме без привязки к какому-то событию для ребенка ничего не значат и быстро выветрятся из его головы. Поэтому лучше воспользоваться достойным поводом.

Например, в мае широко празднуется День Победы. Его просто невозможно не заметить. Парад и торжественный салют не оставят равнодушным ни одного ребенка. Малышу нужно пояснить, что это за торжество. Но с учетом возраста. Самым маленьким достаточно сказать примерно так: «Много лет назад на нашу землю, наш город напали враги. Но наши храбрые солдаты прогнали захватчиков. Это было очень трудно, поэтому каждый год мы вспоминаем их подвиг, так мы выражаем им свое уважение». С детьми постарше можно поговорить подробнее: рассказать о военной технике, о тружениках тыла, о смелых пионерах-героях, пойти в краевой музей боевой славы. Заострить внимание на памятниках. Например: «Смотри, вот памятная доска, на которой много фамилий написано. Ты можешь себе представить, что совсем недалеко от нашего дома шли бои? Так вот, эти люди, чьи фамилии написаны на доске, сражались здесь за наш район. Им было страшно, но они защищали свои дома, своих родных и даже чужих людей». Нелишне добавить, что ветераны (те, кто воевал) сейчас уже очень старенькие. Их можно порадовать (например, подарить букет тюльпанов или гвоздик; написать поздравление в открытке, сделанной своими руками).

В России и в Европе есть множество легендарных памятников, посвященных героям второй мировой войны. Эти монументы можно показать ребенку в Интернете, в книге или на открытке: это «Родина-мать» в Волгограде, «Алеша» в Пловдиве, «Воин-освободитель» в Берлине и др. Визуальное впечатление важно для детей любого возраста.

Как воспитать патриотизм у детей: младшая группа (3–4 года)

Малыши имеют богатое воображение и большое желание что-то узнать. Самое главное для взрослых – не «засушить» детей фактами. Все, что можно использовать для воспитания патриотических чувств, должно быть интересным, ярким, эмоциональным.

  • История семьи. Самое первое, что могут сделать родители для пробуждения патриотизма – это познакомить ребенка с историей собственной семьи: откуда родом его предки, где жили, кем работали, чем увлекались, чего достигли и о чем мечтали. Фотографии или вещи, оставшиеся с тех времен, станут прекрасным дополнением к рассказу. Ощущение, что ты имеешь отношение к большой семье, где до тебя были заслуживающие уважения люди, наполнит душу ребенка гордостью. Не менее ценны семейные традиции, переходящие из поколения в поколение. Например, собираться всем вместе на День Победы или печь торт к большим праздникам. Когда малыш подрастет, ему будет интересно составить вместе с родителями генеалогическое древо своей семьи (хотя бы до прабабушек и прадедушек). Судьбы наших предков – это наша причастность к судьбе страны.
  • : города и улицы С раннего возраста можно начинать воспитывать интерес к родной земле. Малышу будет любопытно узнать, с чем связано название улицы, на которой он живет, почему и как получили свои имена его город или поселок. И дело взрослого – рассказать об этом доступным языком. Не менее важно поведать ребенку о знаменитых земляках и их заслугах, сходить вместе к памятникам, установленным в их честь. А можно просто показать портрет местного героя и рассказать о нем. Малышу приятно будет ощущать, что он имеет отношение к таким людям, хотя бы тем, что живет там же, где они.
  • Знакомство с фольклором и народными промыслами. Красивые книжки с русскими народными сказками, хорошие мультфильмы, симпатичные традиционные игрушки – все это увлечет ребенка и поможет уважать свою страну. Какие книги, фильмы или мультфильмы будут у детей – решать родителям. Но есть такие, которые по-настоящему нужны детям. Например, сборник мульт- фильмов «Гора самоцветов», созданный по мотивам сказок разных народностей, населяющих Россию. Перед каждой серией – небольшая заставка, где говорится об истории и значении города или региона, из фольклора которого взята сказка. Сделано это так увлекательно и красиво, что захватывает внимание и детей, и взрослых.

Как воспитать патриотизм у детей: cтаршая группа (5–6 лет)

Малыш растет, и все темы, о которых говорилось раньше – родословная, история родного края и народное творчество – для него обретают глубину. К ним добавляются новые, интересные и понятные в этом возрасте.

  • Легенды о достопримечательностях. Храм, старинный дом, мост, озеро или река не запомнятся ребенку или сольются в его сознании с другими, если не подкрепить впечатление занимательным рассказом. Это может быть предание или детское воспоминание кого-то из родителей, научно установленный или спорный исторический факт, главное – он должен быть интересным. Например, таким: В Пскове есть старинное здание со странным названием: «Поганкины палаты». Одна из легенд гласит, что когда-то жил-был человек в старенькой избушке. Он делал бочки на продажу, то есть был бондарем. Но бочки мало покупали, и бондарь был очень бедным. Однажды сидел он в своей маленькой избушке, работал. Вдруг мимо него пробежала крыса. Бондарь рассердился, схватил первое, что под руку попало, и швырнул в крысу. Подошел посмотреть: попал или нет? И увидел клад – кучу золотых монет. Разбогатев, бондарь первым делом построил пышные палаты. Их прозвали «Поганкиными», потому что деньги, полученные таким загадочным путем, считались нехорошими. Путешествия. Необязательно ехать далеко, можно выбраться на один день в соседний город. Но взрослые должны заранее готовиться к поездке, находить объекты, которые могут быть интересны ребенку. И составлять маршрут. В Великом Новгороде есть пешеходный мост через реку Волхов, а рядом с мостом стоит скульптура «Уставшая туристка» – девушка, которая скинула туфельки и присела отдохнуть. Есть поверье: если положишь монетку в туфельку, то обязательно вернешься в Великий Новгород. Если пройти по набережной дальше, увидишь сидящего на скамейке улыбающегося медведя. Легенда гласит: он пришел в город из дремучего леса, хотел познакомиться с новгородцами и остался ими очень доволен. Возвращаться обратно в лес медведю не захотелось, он решил остаться и радует теперь жителей города и его гостей. Можно присесть рядом и «поболтать» с косолапым.
  • Космическая одиссея. Дети любят рассказы о космосе, и нашей стране в этом отношении есть чем гордиться. Можно рассказать ребенку о первых космических кораблях и космонавтах или понаблюдать вместе с ним за звездами и мигающими в ночном небе спутниками, сходить в Музей космонавтики или Планетарий на соответствующую возрасту программу или посмотреть познавательный фильм дома.
  • Как воспитать патриотизм у детей : тематические игры. Малыши лучше усваивают знания в игровой форме. Можно подготовить следующие занятия с карточками-картинками: «Знакомство с гербом родного города», «Путешествие по карте», «Найди свой флаг», «Москва – столица нашей родины».

Конечно, от взрослых потребуются некоторые усилия, чтобы воспитать патриотизм у детей , зато потом малыш будет поражать всех своей эрудицией. Ребенку важно положительно относиться к своей стране, гордиться ее героями, понимать, что они сделали хорошего. Так у него будут нравственные ориентиры, которые помогут определить, что такое хорошо и что такое плохо. Это вдохновляет, а также дает дошкольнику состояние внутреннего покоя и определенности.

Возможно, вам будут интересны статьи и на сайте

“Как у маленького деревца, еле поднявшегося
над землёй, заботливый садовник укрепляет
корень, от мощности которого зависит жизнь
растения на протяжении нескольких десяти –
летий, так учитель должен заботиться о вос –
питании у своих детей чувства безграничной
любви к Родине”.

В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становиться патриотическое воспитание. Сейчас, в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение неразрывности с окружающим, и желание сохранить, приумножить богатство своей страны.

Быть патриотом – значит ощущать себя неотъемлемой частью Отечества. Это сложное чувство возникает еще в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру, и формируется в ребёнке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, родной стране. Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относиться чувство патриотизма.

В проекте Национальной доктрины образования в Российской Федерации

Подчеркивается, что “система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость”

Реализация такой системы образования невозможна без знаний традиций своей Родины, своего края. “Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохранённое предшествующим поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом”.(С. Михалков). В основе этого сложного педпроцесса лежит развитие чувств. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание. В. Г. Белинский, К. Д. Ушинский, Н. А. Добролюбов и другие считали, что воспитание в ребёнке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нём гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. В. А. Сухомлинский считал, что с малых лет важно, воспитывая чувства, учить ребёнка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином.

Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру.

Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.

Дети младшего возраста должны знать: название своей улицы и той, на которой находиться детский сад. Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, почта магазин, аптека и т. д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что всё это создано для удобства людей.

Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты, старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живёт. Для этого необходимы экскурсии по городу, в природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребёнок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и так далее. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания. Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов.

Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:

  • воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
  • формирование бережного отношения к природе и всему живому;
  • воспитание уважения к труду;
  • развитие интереса к русским традициям и промыслам;
  • формирование элементарных знаний о правах человека;
  • расширение представлений о России, ее столице;
  • знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
  • развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
  • формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и т.д., так как воспитывает в ребенке патриота вся его жизнь: в детском саду и дома, его взаимоотношение со взрослыми и сверстниками.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотического воспитания каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:

  • “позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • Дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватной возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • Деятельностный подход;
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо:

  • Создание благоприятных материально-технических и социальных условий;
  • Обновление содержания образования, отбор наиболее интересного и доступного материала с опорой на опыт и чувства детей;
  • Последовательная ориентация на культуросообразность образования, призванного обеспечить формирование духовного мира человека;
  • Тесный контакт по данной проблеме с семьей, опора на ее традиции и опыт.

Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:

Безусловно, настоящая схема не передает всю полноту работы по данному вопросу: все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.

Гораздо важнее, создать условия для решения задач патриотического воспитания, для формирования у детей чувств и отношения, составляющих в конечном итоге, патриотизм: привязанности, верности, чувства собственности и ощущения того, что ты свой, что нужен.

Чувство Родины… Воспитание его у ребёнка начинается с отношения

к семье, к самым близким людям: матери, отцу, бабушкам, дедушкам. Это

корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе… И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

С младенчества ребёнок слышит родную речь. У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. “Это - первые и блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”. Он ввел в русскую педагогическую литературу термин “народная педагогика”, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.

Таким образом, произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Постепенно у дошкольников складывается “образ собственного дома” с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Ребенок принимает свой дом таким, каков он есть и любит его. Это чувство “родительского дома” ложится в основу любви к Родине, Отчизне. Если в семье есть свои, только ей присущие привычки, правила (отмечать какие-то даты, готовить друг другу сюрпризы, вместе отдыхать и т.п.), то все это постепенно и основательно входит в социальный опыт ребенка и остается как приятные воспоминания детства, которые хочется пережить снова. У каждого воспоминания, но они дороги человеку и накрепко привязывают его к родному дому, родным людям.

Задачей педагога и, конечно, родителей является сделать так, чтобы подобных “теплых” воспоминаний у ребенка было побольше.

Жизнь детей в дошкольном учреждении должна обеспечивать им также эмоциональный комфорт. Детский сад должен стать домом, в котором бы ребенок хорошо себя чувствовал. Для того, чтобы дошкольное учреждение помогало воспитанию патриотических чувств, жизнь детей в нем должна быть интересной, насыщенной, запоминающейся. Очень важно, чтобы ребенок полюбил свой детский сад. Происходит это в том случае, если воспитатели с уважением относятся к каждому ребенку, знают его достоинства и способствуют их развитию в процессе игр, праздников, интересных занятий и т.п. Если воспитателям удается сделать детский сад вторым домом ребенка, то чувство привязанности закрепляется и с годами переходит в область приятных и дорогих воспоминаний.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях и их труде, замечательном народном творчестве. Отбор соответствующего материала позволяет сформировать у дошкольников представление о том, чем славен край родной.

Родной город… Надо показать ребёнку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, и особенно – близких людей.

Такие важные понятия, как “долг перед Родиной”, “любовь к Отечеству”, “трудовой подвиг” и т. д., необходимо прививать на конкретных фактах из жизни старших членов семьи – участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов. Важно подвести ребёнка к пониманию, что мы победили в Великой Отечественной войне потому, что любим свою Отчизну. Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Задача воспитывать у детей чувство привязанности, о какой – то части родного города по отношению к дошкольникам трудновыполнима. Можно рассказать детям о своих любимых местах городе, постараться через иллюстрации, фотографии, открытки показать им не только всю панораму города, но и отдельные места. Можно провести несколько бесед, например о парках, о памятниках и др. Содержание воспитатель отбирает сам, опираясь на местные условия. Важно лишь, чтобы познавательный материал был понятен детям, вызывал интерес, желание посетить эти места. В обобщающей беседе “За что я люблю свой город” дети вспомнят то, что о нем узнали.

Необходимо, чтобы дети принимали участие в праздновании Дня города или в других событиях, чтобы они имели возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Это может осуществляться в таких формах, как отражение впечатлений от экскурсий в рисовании, конструировании, изготовлении макетов или подарков, которые дети вручают бывшим воинам в День Победы, просто на улице, в парке и т.п.

Воспитывая у детей любовь к родному городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город – частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

  • Повсюду люди трудятся для всех (учителя, врачи…)
  • Везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов
  • Повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся, помогают друг другу
  • Люди берегут и охраняют природу
  • Есть общие профессиональные и общественные праздники

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, с флагом и гербом Российской Федерации (следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий).

Воспитание отношения к своей стране в большей мере опирается на когнитивный компонент: детям сообщают информацию, которую они должны и могут усвоить. Знания должны быть эмоциогенны и побуждать ребенка к практической деятельности.

При ознакомлении с природой родной страны акцент делается на ее красоте и разнообразии, на ее особенностях (по какому дереву можно сразу определить Россию, какие цветы цветут на российских лугах, какие животные обитают в наших лесах…)

Средством патриотического воспитания является искусство: музыка (Чайковский, Прокофьев), художественные произведения (стихи Блока, Есенина), изобразительное искусство (картины Левитана, Шишкина). Необходимо, чтобы произведения были высокохудожественными.

Важной частью работы по воспитанию любви к Родине является формирование у детей представлении о людях родной страны, тех людях, которые прославили нашу Родину (художников, композиторов, изобретателей, ученых, путешественников, врачей – выбор зависит от воспитателя). Также надо на конкретных примерах, через конкретных людей познакомить детей с “характером” российского народа (творческие способности, умелость, песенность, гостеприимство, отзывчивость, умение защищать свою Родину и др.). Рассматривание иллюстраций, слушание художественных произведений, беседы, а также рисование, экскурсии, игры-путешествия – все это помогает решать поставленную задачу.

Решение задач патриотического воспитания во многом зависит от воспитателя и родителей. Если взрослые поистине любят свою Родину, преданны ей, умеют наряду с критикой замечать и показывать ребенку привлекательные стороны, можно надеяться на эффективность воспитательно-образовательной работы.

Очень важно воспитывать патриотизм в подрастающем поколении. Они должны гордиться своими корнями, родиной и принадлежностью к славянскому роду. Если не уделять достаточно внимания этому вопросу, то патриотическое сознание будет утеряно безвозвратно, что в итоге может привести к ликвидации государственности.

Люди не просто объединяются в некоторые группы, они стремятся добиться схожих целей и совместно противостоять опасностям, поступающим извне. Поспособствует в этом вопросе духовно-патриотический медиапортал «Славянский мир». На его страницах можно найти многообразие информации, которая поможет человеку понять себя и собственное предназначение в жизни. Более детально ознакомиться с содержанием страниц портала поможет ссылка https://www.slavmir.tv/ .

Начать воспитывать в себе патриотизм можно именно с этого ресурса, который призван оказывать поддержку каждому желающему раскрыть себя в рамках современности, но опираясь на заветы предков, а также многовековую мудрость. Сайт доказывает, что славянский мир не имеет границ и пределов во времени.

Если не воспитывать в молодёжи духовность и патриотизм, то банально некому будет стать на защиту родного края, если такая необходимость возникнет. На сознание молодёжи негативным образом воздействуют многие факторы, в том числе: отсутствие чётких духовных ценностей, нестабильность и экономические кризисы, а также расслоение общества. Зачастую это приводит к обесцениванию патриотизма, который перерождается в формат «национализма».

Многие банально не желают становиться частью группы или даже относить себя к таковой, ставя в приоритет исключительно личные нужды. Именно поэтому так важно найти для себя источник вдохновения. В качестве последнего вполне может выступать портал «Славянский мир». Он культивирует в человеке лучшие качества и стремится направить его мышление в правильное русло.

Чтобы избежать цинизма, эгоизма, неуважительного отношения к обществу и государству в целом, а также равнодушия, необходимо прилагать немалое количество усилий. Однако стоит понимать, что последние многократно оправдают себя в лице культурного и толерантного общества, которое понимает важность принадлежности к социальной группе.


Родину, как и родителей, не выбирают. Можно сменить место проживания и гражданство, но духовные корни при этом останутся теми же. И о судьбе страны, давшей нам детство, мы все равно будем беспокоиться, пусть и на расстоянии. Оставаясь же на ее просторах, мы будем вынуждены переживать все ее кризисы и подъемы. И если мы хотим, чтобы последние преобладали, нужно заниматься воспитанием патриотизма в себе и окружающих нас людях.

Невольные враги

Переживая вместе со страной кризисные времена, многие ее граждане впадают в уныние. Они строят пессимистические прогнозы будущего своего государства. Делясь подобными мыслями с близкими, они невольно заставляют их сомневаться в том, что Россия выберется из очередной ямы и оправится от потрясений. Такое настроение отбивает и у тех, и у других охоту бороться за лучшую долю. В результате многие смиряются с текущим положением дел и забывают, что их будущее зависит только от них самих. Ведь за благополучие нужно бороться, на бесплатный сыр можно надеяться лишь в мышеловке.

Рассказы подобных «предсказателей», передаваясь из уст в уста, со временем начинают реализовываться. Причем происходит это независимо от их исходной близости к реальности. Всеобщее неверие мешает рождению новых позитивных и полезных идей, обрекает любые начинания на провал.

Правильный подход

Вместо того, чтоб плакать, ожидая ухудшения ситуации, успешный человек будет разбираться в истоках появившихся проблем. Только найдя первопричины, можно искать адекватное и эффективное решение, способное привести все в норму. Кроме того, это поможет избежать повторения досадных ошибок в будущем.

Оценив ситуацию, успешный человек поймет, что все беды страны связаны с распространением в ней вредоносных идей. Несмотря на невозможность их исполнения в текущий момент, они показались большинству привлекательными. В результате государство зашло в тупик. Таким образом, главное, с чем нужно бороться - попытки претворения в жизнь утопических теорий. Их необходимо заменять поступательным движением в сторону развития демократии и гражданского общества.

Также человек, настроенный на благополучие, будет способствовать приходу к власти ответственных, сильных людей. Они должны быть достаточно богаты, чтобы иметь опыт управления средствами и людьми. Кроме того, для обеспеченных людей власть представляет меньшее искушение: их положение не зависит от названия их должности.

Желая улучшить положение в стране, успешный человек станет ратовать за увеличение числа богатых людей. Они не только лучше управляют страной и способствуют поднятию уровня жизни тех, кто работает на них. Процветание государства в их интересах, ведь в случае экономических кризисов страдают в первую очередь те, кому есть что терять. Соответственно, они будут прикладывать все усилия к тому, чтобы ситуация в стране была стабильной и предсказуемой.
Воспитанию патриотизма в себе успешный человек будет уделять внимание еще и потому, что глядя на его действия, будут расти его дети. В семье, где собственной стране пророчат грустное и темное будущее, вырастут заранее смирившиеся со всеми напастями слабаки. Если же родители активно участвуют в жизни государства, верят в то, что впереди у нее только благополучие и процветание, то и дети будут сознательными гражданами, ведущими страну в нужном направлении.

Поводы для гордости

Взращивая в себе любовь к родине, успешный человек всегда будет помнить о тех положительных чертах, которые есть в его стране.

Система образования, на протяжении многих лет доказывающая свою высокую эффективность.
Высокий научный и технический потенциал.
Развитая инфраструктура жизнеобеспечения, позволяющая своим гражданам не бояться вспышек заболеваний, присущих странам третьего мира.
Доступная система здравоохранения и социального обеспечения.
Мирное сожительство многих наций, их позитивное влияние друг на друга, создание межнациональной культуры, не имеющей аналогов в мире.
Ученые, которых с распростертыми объятиями принимают во всех зарубежных научных кругах.
Многие величайшие научные открытия и прорывы были сделаны под руководством именно выходцев из России.

Разумеется, успешный человек прекрасно понимает, что далеко не все в его стране благополучно. Однако он не считает, что ситуация меняется в худшую сторону. Он осознает свою ответственность за все происходящее и готов внести свой вклад в дело усиления государства. Для него совершенно очевидно, что изменить жизнь в стране в одночасье невозможно. Но он будет с удовольствием работать над тем, чтобы передать по наследству своим детям Россию, ставшую лучше и комфортней.

Патриотизм для успешного человека - непустой звук. Он с любовью относится к своей стране, заботится о будущем ее граждан. Для этого в настоящем он активно работает над разрешением текущих проблем и поиском их истоков. Он адекватно воспринимает сложности, постигшие Россию в прошлом, и старается не повторять совершенных ранее ошибок. Ради этого он помогает прийти к власти людям, предлагающим реалистичные, а не утопические сценарии движения страны вперед. Как правило, он поддерживает людей, обладающих определенными средствами, позволяющими им быть независимыми и справедливыми. Чтобы не утратить веры в возможности своей страны и ее потенциал, успешный человек всегда помнит о тех сторонах России, которыми можно и нужно гордиться всем ее жителям.

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТА И ГРАЖДАНИНА

Родина… Отечество… Для русского человека эти слова всегда имели большое значение. Народ, не помнящий своего прошлого, не может быть счастливым в будущем – эта мысль проста и понятна всем.

В современных условиях общество нуждается не про­сто в образованном, профессионально подготовленном человеке, а в лично­сти с богатым духовным и социально-нравственным потенциалом, способным воспринимать и развивать национальные и мировые достижения во всех сферах общественной жизни. Человечество должно принимать в качестве приоритета нравственность, мораль, этику, в противном случае мир может показаться на краю катастрофы.

Ф ормирование у молодежи гражданской зрелости, любви к Отечеству, чувства долга, верности традициям, гордости за свою малую Родину продиктовано временем. Как нравственное чувство истинный патриотизм подразумевает духовность, гуманизм, милосердие и провозглашает общечеловеческие ценности: разум, мир, добро, справедливость, любовь. Воспитание у подрастающего поколения устойчивых нравственных убеждений на основе исторических, духовно-культурных ценностей стоит в ряду главных образовательных задач.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из самых актуальных. Каждая эпоха требует активной и целенаправленной работы с подрастающим поколением, особенно в вопросах воспитания у молодежи уважения к государству, без которого у любого государства нет будущего. Если мы не научим подростков любить свою страну, кому она будет нужна? На современном этапе развития нашей страны чувство патриотизма должно стать тем стержнем в жизни каждого человека, который поможет нам построить новое общество и сделать Россию сильной и значимой в мире. Невозможно добиться процветания страны, если предать забвению героические и трагические страницы ее истории, в том числе и истории родного края.

Воспитание чувства патриотизма у студентов - процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности студента. Знакомство студентов с родным краем, с историко-культурными, национальными особенностями формируют у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в труде, в быту, во внеурочных мероприятиях, так как воспитывают в студенте не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. Патриотизм применительно к студенту определяется, как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства; осознание себя частью окружающего мира. Осознав это, студент может менять мир к лучшему, быть полезным, любить страну не только в душе, но и в делах.

Гражданственность и патриотизм для меня и моих студентов не просто красивые слова. Они наполнены искренним пониманием и осознанием важности и необходимости. Я убеждена, что педагог это, прежде всего, гражданин и патриот, и думаю, что это убеждение передалось моим обучающимся. Участие в акциях «Милосердие», «Дорогами добра», Благотворительная акция помощи детям Ивановского детского дома - все это делается не по принуждению. Горохов Александр принял участие в конкурсе исполнителей военно-патриотической песни "Споемте друзья" и был награжден дипломом.

Уже стало традицией проведение викторин, конкурсов, бесед, посвященных Дням воинской славы России. Уроки мужества, вечера, сборы, беседы, классные часы, просмотры видеофильмов формируют у студентов патриотическое сознание, любовь к Родине, готовность к ее защите.

Большое воспитательное значение имеют проводимые встречи студентов с выпускниками, проходившими службу в «горячих точках», с ветеранами Великой Отечественной войны и тружениками тыла. Так я со студентами своей группы провела внеклассное мероприятие «День призывника», целью которого было воспитание любви к Родине, патриотических чувств у молодежи; формирование представлений о воинском долге и верности отечеству и поднятие престижа службы в армии. В ходе мероприятия студентам представилась возможность встретится с выпускниками колледжа - курсантами военно-патриотического клуба «Каскад», проходившими службу в горячих точках, и узнать ответы на интересующие их вопросы.

Военно-патриотический клуб «Каскад» - общественная организация, действующая на базе нашего колледжа под руководством Сергея Александровича Подпрятова, основное направление деятельности которого – подготовка к службе в армии, физическое и творческое развитие. Занятия в клубе проводятся по предметам военной начальной подготовки: физическая, основы рукопашного боя, огневая, горное ориентирование. Выпускники умеют стрелять, преодолевать препятствия, в том числе и плавание, работать на высоте с помощью канатов и различных систем. Изучают взрывоопасные предметы и правила работы с ними. Участвуют в различных мероприятиях, соревнованиях, слетах в городе, области, России. Особое место в деятельности клуба занимает поисковая работа, то есть работа по поиску и перезахоронению погибших во время Великой Отечественной войны. Поисковая работа проводилась в Калужской, Смоленской, Ленинградской, Курской областях, в окрестностях города Анапы. Поднято и перезахоронено 538 человек. Курсанты клуба награждены различными наградами: за участие в боевых действиях (Чеченская республика, Южная Осетия, Цхинвал – Осипов Алексей, Лагутин Юрий), орденами мужества. Более 500 молодых ребят прошли в клубе допризывную и спортивно-прикладную подготовку. 68 из них проходили службу в должностях младших командиров, 32 человека проходили военную службу в горячих точках.

В нашем колледже была установлена мемориальная доска в честь нашего студента, Полтавского Валерия Владимировича, который учился в нашем колледже с 1979 до 1982. Он отдал свою жизнь за Родину 5-го марта в Афганистане. Валерий Полтавский был посмертно награжден Орденом Красной Звезды.

Студенты сотрудничают с Центром молодежи и активно принимают участие в городских молодежных мероприятиях и акциях. День Победы не стал исключением. Мы со студентами приняли участие в акции «Спасибо», целью которой было, чтоб ветераны почувствовали, что День Победы - по-прежнему главный праздник нашей страны. Своим участием в данной акции мы хотели поблагодарить ветеранов Великой Отечественной войны за мирное небо над головой и выразить искреннюю признательность за то, что не жалея себя, они защищали наше Отечество. За группой, в которой я являюсь классным руководителем, закреплены ветераны ВОВ, в течение учебного года мы поздравляли их с праздниками, оказывали посильную помощь.

Автопробег «Нам дороги эти позабыть нельзя» позволил студентам посетить памятные места времен войны: Большой Дуб - Михайловка - Андросово - Новоандросово.

Экскурсионное направление дает возможность воспитать у студентов потребность в изучении родного края, города; знать военную историю. Они позволяют систематизировать и углубить всю деятельность колледжа по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, и объединяют проводимые в колледже социально значимые дела с духовно-нравственным и патриотическим воспитанием подрастающего поколения.

При участии железногорских следопытов под руководством Маргариты Гавриловны Василенко и других неравнодушных россиян в поселке Поныри Курской области к 70-летию победы был открыт памятный знак на месте, где стояла школа, которую защищала бессмертная рота старшего лейтенанта Ивана Рябова. Теперь о старшем лейтенанте Иване Рябове будут знать и помнить. Посещение места боя, памятного знака старшему лейтенанту Красной Армии Ивану Рябову и его роте направлены на формирование гражданской позиции личности через приобщение к отечественным духовно-нравственным и патриотическим традициям.

Музей - заповедник «Большой Дуб» является тем местом, где студентам удается прикоснуться к военным документам, к письмам солдат, к оружию. Музей партизанской славы «Большой Дуб» находится в живописном месте, где до начала Второй мировой войны, утопая в зелени садов, стоял мирный курский посёлок Большой Дуб. Ранним пасмурным утром 17 октября 1942 года 44 жителя посёлка – женщины, старики и дети были расстреляны, а затем сожжены немецко-фашистским карательным отрядом. Дерево Большой дуб, давшее имя посёлку, было облито у основания бензином и также подожжено. По инициативе ветеранов Великой Отечественной войны, поддержанной Железногорским городским комитетом КПСС, городским и районным Советами народных депутатов, в 30-летнюю годовщину Великой Победы, 9 мая 1975 года в торжественной обстановке был открыт мемориальный комплекс «Большой Дуб».

Познавая историю Родины, переживая чувство гордости, восторженности богатым на события прошлым наших предков, испытывая тревогу за настоящее и будущее России, студент утверждает свое достоинство, стремится быть похожим на ее героев. Благодаря патриотизму и героизму народных масс России удавалось выходить из самых тяжелых ситуаций в самые сложные периоды своей истории. Воспитательные мероприятия патриотической направленности призваны помочь студентам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем студента в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности мужественным борцам за торжество правды, справедливости.

Патриотическое сознание молодого поколения остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно-нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой.

Все ли наши ребята пройдут проверку действием, смогут показать себя настоящими патриотами, покажет, конечно же, время. И хотелось бы, чтобы оно было мирным. А если вдруг и предстоит встать на защиту Родины, то они выполнят патриотический долг с честью и достоинством.

Список литературы и источников

1. Адаменко С. Воспитываем патриотов России // Народное образование –2005 - №4.

2. Беспятова Н. К. Военно-патриотическое воспитание детей и подростков как средство социализации / Н. К.Беспятова, Д. Е.Яковлев. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 192 с.

3.Буторина Т. С. Воспитание патриотизма средствами образования /

Т. С. Буторина, Н. П.Овчинникова – СПб: КАРО, 2004. – 224 с.

4. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий /Авт.-сост. И. А. Пашкович. – Волгоград: Учитель, 2006. – 169 с.

Статьи по теме