Морфологический разбор слова в русском языке прилагательное. Как сделать и что это такое морфологический разбор слова

Обязательной частью школьной программы по русскому языку является морфологический разбор и других частей речи. Учащиеся начинают знакомиться с ним еще в начальной школе, и вплоть до старших классов подобные задания часто встречаются.

Определение

Морфологический разбор - это определение того, к какой части речи относится рассматриваемая лексическая единица, и описание ее основных признаков.

Данный вид заданий представляет для школьников определенную сложность по ряду причин:

  1. Отсутствие четких представлений о частях речи или полное/частичное незнание того, чем одна часть речи отличается от другой.
  2. Необходимость запоминать большой объем связанных с каждой частью речи морфологических признаков.
  3. Необходимость помимо морфологии определять также синтаксическую роль слова в предложении, так как это требует знаний о членах предложения, которые дети часто путают с частями речи.

Таким образом, это универсальный инструмент тренировки сразу нескольких довольно обширных разделов теории русского языка, поэтому от него не отказываются, даже несмотря на слишком наукообразный характер и совершенную невостребованность в дальнейшей жизни.

Что такое морфология

Достоинства этого задания легко увидеть на любом примере.

Для характеристики по морфологическим признакам понадобится:

  • определить спряжение;
  • назвать вид;
  • указать возвратный глагол или невозвратный;
  • наклонение;
  • определить число (в любом времени);
  • при необходимости назвать время, лицо и род;
  • охарактеризовать синтаксическую роль в предложении.

Другими словами, нужно знать все о глаголе, его видах, спряжениях, наклонениях.

Морфологический разбор - это уникальное синтетическое задание, тренирующее все темы одновременно. Он легко позволяет определить пробелы в знаниях ученика и указывает, какая тема была в свое время недоучена или была забыта.

Система обучения русскому языку у нас в стране строится на постепенном усложнении материала и расширении уже сформированных представлений о частях речи.

Так, в начальной школе дети узнают, что такое существительное, глагол и прилагательное, на какие вопросы отвечает каждая из этих частей речи и какова их роль в предложении. На протяжении нескольких лет эти темы прочно закрепляются и оттачиваются. Параллельно дети узнают о спряжениях и склонениях, учатся правильно определять их. И только после этого начинают учить, как сделать морфологический разбор.

Элементы его могут быть введены уже в 4 классе. Что такое морфологический разбор слова 5 класс начинает изучать и выполнять полноценным образом. В 6 классе ребята знакомятся с разбором прилагательных, глаголов, числительных, местоимений. Причастия и деепричастия, а также наречия и служебные части речи изучаются в 7 классе.

Важно! Морфологический разбор наречия и прочих частей речи не представляет сложностей только для тех учащихся, которые хорошо усвоили весь материал, касающийся той или иной части речи.

Очевидно, что если школьник не понял, что такое наклонения, и чем они отличаются друг от друга, то провести качественный и безошибочный разбор глагола он не сможет. В этом случае рекомендуется обратиться вновь к тем главам учебника, где освещались данные темы.

Ниже приведем таблицу самостоятельных частей речи русского языка.

На какой вопрос отвечает Начальная форма Постоянные признаки Непостоянные признаки Синтаксическая роль
Имя существительное
Кто? Что?

(и все возможные падежные формы)

Именительный падеж ед. числа Собственное или нарицательное;

одушевленное или неодушевленное;

род (кроме существительных, которые имеют только форму мн. числа); склонение.

Падеж, число В предложении является подлежащим или дополнением. Иногда может быть сказуемым.
Имя прилагательное
Какой? Каков?

(и вариации в родах и числах)

Именительный падеж ед. ч. муж. рода Разряд (качественное, относительное, притяжательное). Падеж; число; род (в ед.ч.);

у качественных кроме того: степень сравнения; форма (краткая или полная).

В предложении является определением. Может выступать в роли сказуемого.
Глагол
Что делать? Что сделать? (вариации во времени и по родам и числам) Инфинитив

(отвечает на вопрос Что делать? или Что сделать?)

Вид; спряжение; возвратность; переходность. Наклонение; ед. или мн.ч.; время, лицо и род (указываются при наличии) В предложении является сказуемым. Редко может выступать в качестве подлежащего.
Имя числительное
Сколько? Какой по порядку? Именительный падеж Простое или составное; количественное или порядковое; для количественных указать целое, дробное или собирательное. Падеж; число и род (если имеются) Часто относится к существительному и является с ним одним членом предложения. Может выступать в роли подлежащего, сказуемого, определения.
Местоимение
Кто? Что? Какой? Где? Сколько? Куда? Именительный падеж ед. числа. Разряд; лицо (у личных) Падеж; число и род (если есть) Может выступать в роли подлежащего, сказуемого, определения, обстоятельства, дополнения.
Причастие
Какой? Каков?

(и вариации по родам и числам)

Именительный падеж ед. числа муж. рода (указать, от какого глагола образовано) Действительное или страдательное; время; вид; возвратность. Число; род

(в ед.ч.); для страдательных причастий указать форму (полная или краткая); для полных указать падеж.

В предложении является определением или сказуемым.

Может выступать в роли подлежащего или дополнения.

Деепричастие
Что делая? Что сделав? Нет (указать глагол, от которого образовано) Вид (совершенный или несовершенный), возвратность, неизменяемость.
Наречие
Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Нет Разряд по значению (наречие места, времени или образа действия); неизменяемость; степень сравнения (если есть). В предложении является обстоятельством

Ниже укажем, на что следует обратить внимание в каждом случае. Морфологический разбор существительного требует досконального знания склонений и падежей. В этом дети чаще всего допускают ошибки.

Обратите внимание! В русском языке имеются разносклоняемые существительные (пламя, знамя), о чем так и следует писать, указывая склонение.

Некоторые трудности могут возникнуть с определением числа некоторых существительных. Помним, что собирательные существительные в русском языке (тряпьё, детвора) имеют всегда только форму единственного числа и не могут изменяться по числам или сочетаться с количественными числительными (нельзя сказать — два тряпья, студенчествы). Полезно также помнить об общем роде существительных (тихоня, простофиля…) и не обращать внимания на окончание –я, поспешно указывая женский род.

Рассмотрим пример: «По двору чинно расхаживала мелкая собачонка».

  1. По двору (по чему?) - существительное.
  2. Нач. ф. — «двор». Пост. признаки: нариц., неодуш., м.р., 2 скл. Непост. признаки: Дат. п., ед.ч.
  3. По двору.

Морфологический разбор прилагательного немыслим без знания разрядов. Над этим следует работать до тех, пор, пока ребенок не сможет слёту называть, какое перед ним прилагательное.

Особого внимания заслуживают отглагольные прилагательные, которые отличаются от причастий отсутствием приставок и написанием только одной Н в суффиксе (вязаный, кипячёная). Часто (но не всегда) они относятся к относительным прилагательным.

Полезное видео: морфологический разбор имени существительного

Образец морфологического разбора прилагательного

«По двору чинно расхаживала мелкая собачонка»

  1. Мелкая (какая?) - прилагательное.
  2. Нач.ф. — «мелкий». Пост. признаки: качеств. Непост. признаки: полное, Им.п., ед.ч. жен.р.
  3. Мелкая.

При выполнении морфологического разбора глагола следует помнить об исключениях в правиле о спряжениях и уметь определять переходность/непереходность глаголов.

Выполняя задание для причастия или деепричастия, учащиеся часто допускают следующую ошибку: заменяют вид глагола, от которого образовано причастие. Например: уехавший - образовано от глагола совершенного вида «уехать» (а не «уезжать» или «ехать» — несовершенный вид). Во избежание подобных ошибок важно задавать вопрос не «Какой? Какова?», а «Что делавший? Что сделавшая?» и т.п. (не совсем по-русски, но зато исключаются проблемы с определением вида).

Морфологический разбор прилагательного

Если не совсем понятно, как разбирать причастия, советуем рассмотреть пример ниже.

«Разбудили меня звуки, доносящиеся с улицы в открытое окно».

  1. Доносящиеся (что делающие?) - причастие. Образовано от глагола «доноситься».
  2. Нач.ф. — «доносящийся». Пост. признаки: действит., наст.вр., несов.в., возврат. Непост. признаки: мн.ч.
  3. Доносящиеся.

Меньше всего проблем вызывает морфологический разбор . Поскольку это неизменяемая часть речи, важно лишь правильно указывать разряд по значению. Эти разряды нужно выучить наизусть.

Образец:

«По двору чинно расхаживала мелкая собачонка»

  1. Чинно (как?) - наречие.
  2. Признак действия; неизм.
  3. Чинно.

В последнее время стали доступны различные электронные вспомогательные сервисы. Так, можно сделать морфологический разбор слова онлайн, только для этого нужно посещать профессиональные и проверенные страницы. Кроме того, лучше сначала выполнить задание самостоятельно, а Интернет использовать как проверяющую инстанцию.

Полезное видео: морфологический разбор

Надеемся, что вопрос, как сделать морфологический разбор слова, более не вызовет у вас затруднений. Желаем радости от обучения.

Вконтакте

План разбора имени прилагательного

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (мужской род, единственное число, именительный падеж). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки: разряд по значению (качественное, относительное, притяжательное).
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 только для качественных прилагательных:
а) степень сравнения (положительная, сравнительная, превосходная);
б) полная или краткая форма;
2 число, род (в единственном числе), падеж.
III Роль в предложении (каким членом предложения является прилагательное в данном предложении).

Образцы разбора имён прилагательных

После купанья мы лежали на горячем от южного солнца песке (Нагибин).

(На) горячем (песке)

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (на песке) каком?
  2. Н. ф. - горячий .
    горячее ) и краткая форма (горяч );
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в положительной степени, в полной форме, в единственном числе, мужском роде, предложном падеже.

(От) южного (солнца)

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (от солнца) какого?
  2. Н. ф. - южный .
    А) Постоянные морфологические признаки: относительное прилагательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в единственном числе, среднем роде, родительном падеже.
  3. В предложении выполняет роль определения.

Хороша страна Болгария, а Россия лучше всех (Исаковский).

Хороша

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (страна) какова?
  2. Н. ф. - хороший .
    А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; есть степени сравнения (лучше ) и краткая форма (хорош );
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в положительной степени, в краткой форме, в единственном числе, женском роде.

лучше

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (Россия) какова?
  2. Н. ф. - хороший .
    А) Постоянные морфологические признаки: качественное прилагательное; качественное прилагательное; есть степени сравнения (лучше ), краткая форма (хорош );
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено в сравнительной степени (простая форма).
  3. В предложении выполняет роль именной части сказуемого.

Не отвечая на сестрины слова, Никифор пожимал плечами и разводил плечами (Мельников-Печерский).

(на) сестрины (слова)

  1. Имя прилагательное; обозначает признак предмета, отвечает на вопрос (на слова) чьи?
  2. Н. ф. - сестрин .
    А) Постоянные морфологические признаки: притяжательное прилагательное;
    Б) Непостоянные морфологические признаки: употреблено во множественном числе, винительном падеже.
  3. В предложении выполняет роль определения.

Упражнение к теме «3.3.4. Морфологический разбор имён прилагательных»

  • 3.3.1. Понятие об имени прилагательном. Морфологические признаки имён прилагательных. Разряды имён прилагательных

Разбор слова как части речи – один из наиболее сложных в русском языке. Чтобы выполнить анализ прилагательного, необходимо хорошо ориентироваться во всех грамматических категориях и их особенностях, отличать постоянные признаки от изменяющихся. Несмотря на кажущуюся простоту разбора прилагательного, важно помнить все нюансы, сложные моменты, поскольку именно в морфологическом анализе данной части речи нередко допускаются ошибки, которых легко избежать. Принято считать наиболее трудным для разбора глагол, однако именно анализ прилагательного таит в себе множество «подводных камней». Запомните все особенности разбора прилагательного как части речи, выучите алгоритм и обязательно регулярно тренируйтесь. Постепенно вы заметите, что для вас уже практически не осталось неясных моментов, анализ выполняется почти автоматически. Однако не забывайте всё перепроверять, а работу сначала выполнять на черновике.

Разбираем прилагательное как часть речи: важные этапы подготовки и правила анализа

Когда возникает вопрос, как разобрать прилагательное как часть речи, необходимо в первую очередь правильно подготовиться к работе и вспомнить алгоритм анализа.

  1. Выполняйте разбор в спокойной обстановке, исключите отвлекающие факторы. Особенно важно правильно настраиваться на работу, когда вы тренируетесь, осваиваете методику, запоминаете сложные моменты.
  2. Заведите особую тетрадь, куда вы будете записывать все нюансы разбора прилагательного по пунктам. Не забывайте снабжать все правила примерами – так вы быстрее запомните материал, не возникнет путаницы в определениях, терминах.
  3. Отдельная тетрадь понадобится вам для тренировочных занятий. Обратите внимание: если вы привыкните самостоятельно анализировать хотя бы 2-3 прилагательных регулярно, потом вам будет значительно проще выполнять морфологический разбор. Это займёт минимум времени, позволит вам в дальнейшем быстро и правильно работать.
  4. Задания всегда сначала делайте на черновике. На первоначальном этапе чаще сверяйтесь с вашими записями, примерами и правилами разбора.
  5. Обязательно соблюдайте алгоритм разбора прилагательного как части речи. От этого многое зависит, последовательность не случайна. Если вы перепутаете словоформу и начальную форму, категории тоже будут определены неверно.
  6. В своих записях чаще подчёркивайте, делайте пояснения ручкой и карандашом, пользуйтесь цветными фломастерами для максимальной наглядности.

Отлично, если вы проговариваете всё вслух во время работы – таким образом вы задействуете больше видов памяти.

Определение грамматических категорий прилагательного как части речи

Запомните несколько моментов, чтобы потом всегда разбирать прилагательное как часть речи правильно.

  1. Возьмите два отдельных листочка, или отведите две страницы в вашей тетради. На одной странице запишите предложение с вашим прилагательным целиком, отдельно выпишите прилагательное в той форме, в какой оно употреблено в тексте. Именно по ней нужно определять изменяемые признаки.
  2. На втором листе должна быть начальная форма прилагательного. По этому слову вы будете определять все постоянные грамматические категории: разряд прилагательного, степень сравнения, форму (полную или краткую). Чтобы получить начальную форму, вам нужно поставить прилагательное в именительный падеж, мужской род, единственное число.
  3. Запомните, как правильно определять разряд прилагательного.
  • Качественные прилагательные указывают непосредственно на признак предмета, они не соотносят его с другими лицами, действиями, предметами: высокая трава, синие цветы, большие листья.
  • Конкретный признак предмета может быть обозначен через его отношение к другому действию, предмету или лицу. В таком случае прилагательное входит в разряд относительных. Любое относительное прилагательное легко «разворачивается», когда слово меняется и превращается из определения в дополнение, обстоятельство и т.д. Например: пуховая подушка – подушка из пуха, завтрашний концерт – концерт, который состоится завтра.
  • Принадлежность предмета конкретному лицу обозначается с помощью притяжательных прилагательных. Их вы можете без труда узнать по вопросам чья , чей , чьё , чьи .

Качественные прилагательные имеют целый ряд отличительных признаков, по которым вы сумеете их узнать.

  • Качественные прилагательные могут иметь краткую форму: высокий – высок.
  • Качественное прилагательное может иметь степени сравнения: высокий – самый высокий – более высокий – выше – высочайший.
  • Качественные прилагательные можно сочетать с наречиями степени, меры: чересчур высокий, очень высокий.

Запомните особенности образования степеней сравнения прилагательных. Обратите внимание, что данная категория может быть только у качественных прилагательных.

  • На степень сравнения с каким-либо предметом указывает сравнительная степень сравнения . В конструкцию с прилагательным в сравнительной степени всегда можно подставить второе существительное. Например: берёза выше – берёза выше рябины.
  • Образуют простую форму сравнительной степени благодаря суффиксам –ше, -е, -ее. Возможно и супплетивное образование, когда используются разные корни для получения двух форм одного слова. Например: хороший – лучше, плохой – хуже.
  • Сравнительная степень сложной формы образуется с помощью слов менее, более. Например: более высокая ель.
  • С помощью суффиксов –ейш-, -айш- образуют превосходную степень сравнения прилагательных: высокий – высочайший. Есть и супплетивные формы: хороший – лучший. Эти прилагательные имеют простую форму сравнения.
  • Сложные формы превосходной степени сравнения прилагательных образуются с помощью слов самый, наиболее, наименее, всего, всех. Например: самый высокий, выше всех.

Прилагательные способны легко переходить из одного разряда в другой. Очень важно внимательно относиться не только к формальным показателям разряда (суффиксам), но и тщательно анализировать лексическую составляющую. Обязательно думайте над содержанием, значением слова, прежде чем отнести его к конкретному разряду. Наиболее распространённая ошибка при разборе прилагательного как части речи связана именно с определением разряда. Например, слово «золотой» многие безоговорочно определяют как относительное прилагательное. На самом деле данное прилагательное является относительным только в соответствующем контексте: золотое кольцо, золотые серьги, золотые монеты. Здесь прилагательное указывает на отношение предметов к золоту – монеты, серьги и кольцо сделаны из золота. Если же перед вами словосочетания «золотое сердце», «золотые руки», «золотой голос», здесь речь идёт о качествах, а прилагательное является качественным.

Запомните ещё простой пример, чтобы не путать прилагательные разных разрядов:

  • волчий аппетит (качественное, указание на признак: отличный аппетит);
  • волчий след (притяжательное: след, который принадлежит волку);
  • волчья шапка (относительное: шапка из меха волка).

Точно определяйте краткую форму, не путайте её с непостоянными признаками. Определять краткую и полную форму нужно по начальной форме прилагательного. Запишите и выучите признаки прилагательных, имеющих краткую форму:

  • с традиционной точки зрения краткую форму имеют только качественные прилагательные;
  • прилагательные в краткой форме изменяются по родам, числам;
  • краткие прилагательные не изменяются по падежам.

Притяжательные прилагательные, которые в именительном падеже имеют суффикс –ий-, тоже могут быть отнесены к кратким.

Алгоритм разбора прилагательного как части речи

Разбирайте прилагательное как часть речи внимательно, обязательно следуйте заданному алгоритму, помните все нюансы определения грамматических категорий.

  1. Сначала выпишите словоформу, прилагательное должно выглядеть именно так, как оно употреблено в тексте. По данной форме вы определите затем все непостоянные признаки.
  2. Запишите начальную форму. По этой форме прилагательного вы определите постоянные грамматические категории.
  3. Отметьте общее грамматическое значение. Для прилагательного это признак предмета.
  4. Определите следующие постоянные признаки прилагательного: разряд, степень сравнения, форма.
  5. Запишите изменяемые признаки прилагательного: падеж, число, род.
  6. Определите синтаксическую роль анализируемого прилагательного: запишите, каким членом предложения оно является.

Помните все особенности анализа, чаще тренируйтесь и обязательно проверяйте себя, тогда вы будете всегда правильно разбирать прилагательное как часть речи.

Имени прилагательного - это полная его грамматическая характеристика как части речи. Разбор проводят только тех имен прилагательных, которые представлены в конкретном предложении, т.к. правильно проанализировать слово вне контекста невозможно.

Чтобы выполнить морфологический разбор прилагательного, нужно знать:

Какие морфологические признаки имеет ;

Какие из них являются постоянными, неизменяемыми и характерными для всех имен прилагательных в целом;

Какие из признаков являются непостоянными, изменяемыми и характерными для данной формы слова;

Невидимой (жизнью) — прилаг.

1. Жизнью (какой?) невидимой. Н. ф. — невидимый.

2. Постоянн.: относительн. Непостоянн.: полн. форма, Т. п., ед.ч., ж.р.

3. (Какой?) Невидимой.

Зимний (лес) — прилаг.

1. Лес (какой?) зимний. Н. ф. — зимний.

2. Постоянн.: относительн. Непостоянн.: полн. форма, И. п., ед. ч., м. р.

3. (Какой?) зимний.

Образец устного разбора

Невидимой (жизнью) — имя прилагательное.

Во-первых, оно называет признак предмета: жизнью (какой?) невидимой. Начальная форма — невидимый.

Во-вторых, постоянным морфологическим признаком является разрад - относительное прилагательное. Непостоянные признаки: полная форма, творительный падеж, женский род и единственное число.

Зимний (лес) — имя прилагательное.

Во-первых, оно называет признак предмета: лес (какой?) зимний. Начальная форма — зимний.

Во-вторых, постоянным морфологическим признаком является разряд - относительное прилагательное. Непостоянные признаки: полная форма, именительный падеж, мужской род и единственное число.

В-третьих, в предложении выступает определением.

Порядок разбора:

1.Часть речи, общее значение, вопрос
2.Начальная форма (ед.ч., м.род, им.падеж)
3.Морфологические признаки: постоянные (разряд – качественное, относительное или притяжательное); непостоянные (только у качественных – полная или краткая форма, степень сравнения; у всех – род (в ед.ч.), число, падеж)
4.Чем является в предложении.

Она была самой красивой девочкой в лагере.

  1. Самой красивой (какой?) – имя прилаг., обозначает признак предмета;
  2. Н.ф.- красивый;
  3. Пост.признаки: качественное; непост. признаки: в полной форме, в превосходной степени, в ж.р., в ед.ч., в Т.п.;
  4. В предложении является определением.

Это была деревянная шкатулка.

1.Деревянная (какая?) – имя прилаг., обозначает признак предмета;
2.Н.ф. – деревянный;
3.Пост.признаки: относительное; непост.признаки: в ж.р., в ед.ч., в И.п.

Папин пиджак хорошо сел на мне.

Папин (чей?) – имя прилаг., обозначает признак предмета;
2.Н.ф. – папин;
3.Пост.признаки: притяжательное; непост.признаки: в м.р., в ед.ч., в И.п.
4.В предложении является определением.

Статьи по теме