Триумф Вакха. Описание картины Веласкеса

Арка Константина – это самая большая из сохранившихся римских триумфальных арок. Она дошла до нас практически в первоначальном состоянии за исключением металлических частей, в частности, четырёхметровой квадриги на вершине. История арки, а также деяния императора Константина в Риме и за его пределами продолжают вызывать споры по сей день.

Кроме арок, вдоль или вблизи пути триумфального шествия в честь победы строили храмы, святилища, гражданские здания.

Для того чтобы понять, с какой целью римляне строили триумфальные арки, нужно понять, что представляла собой триумфальная процессия.

Северный фасад арки

Триумфальные процессии в Риме

Триумф был ритуальной церемониальной процессией, которой сенат награждал римских военачальников. Это была традиция, которая сформировалась в IV веке до н.э. для демонстрации силы и прославления императора.

Первоначально триумф представлял собой процессию, несущую сломанное оружие побеждённого противника. Согласно римскому историку Луцию Аннею Флору (ок. 70 – 140 г.), до победы Мания Курия Дентата над царём Эпира Пирром в 275 году до н.э. триумфальные шествия были не столь зрелищными: «до того времени, единственной добычей, которую можно было увидеть, был скот волциниан, стада сабинян, повозки галлов и сломанное оружие самнитов» (Флор, 1.13.26). После победы над Пирром в триумфальных процессиях можно было увидеть «молосцев, салоникийцев, македонян, бруттиев, апулийцев и луканов… статуи из золота и очаровательные тарентийские расписные панели» (Флор, 1.13.27). Чем больше Рим завоёвывал земель, тем больше денег, металлов, драгоценностей, оружия, статуй, картин, редких деревьев, животных и пленников его генералы («триумфаторы») привозили в город.

Согласно историку Титу Ливию, для римлянина не существовало награды почётнее триумфа. Для того чтобы военачальника наградили триумфом, он должен был соответствовать всем критериям :

— занимать определённую должность (диктатора, консула, проконсула, претора или пропретора);
— разбить иностранного противника равного статуса, убив не менее 5000 человек (восставшие рабы, например, не считались «равным противником»);
— быть провозглашённым своими солдатами императором;
— вернуть армию домой (т.е. завершить войну до конца);
— получить от сената одобрение на проведение триумфального шествия.

Из-за высоких требований, триумф был очень редкой и престижной наградой . До Пунических войн (264 – 146 гг. до н.э.) в год редко проходило больше одного триумфа. Во время расширения империи триумфы проводились чаще, например, с 200 по 170 г. до н.э. прошло 35 триумфальных шествий.

Приблизительный путь триумфальной процессии в Риме

Триумфатору позволялось распределять захваченную добычу между государством, армией, генералами и собой по своему усмотрению. Из своей доли каждый полководец в первую очередь часть захваченного жертвовал Юпитеру Оптиму Максиму, поскольку, отправляющийся на войну, обычно обещал ему это в обмен на поддержку. Далее из своей же части добычи триумфатор мог организовать специальные игры.

Ритуальная природа триумфальной процессии предполагала, что порядок шествия в ней был строго определён (по крайней мере, в Республиканский период). Во главе каждой процессии ехали сенаторы и другие высокопоставленные римляне, далее шли музыканты, потом везли добычу, вели животных, предназначенных для принесения в жертву на алтаре Юпитера Оптима Максима. Пленников вели перед армией, которую возглавлял триумфатор . Если в войне был захвачен кто-либо из семьи правителя покорённого народа, то его вели прямо перед триумфатором, ехавшим на квадриге. Позади него стоял раб, который должен был держать над его головой лавровый венок и в течение всего шествия шептать «respice post te! Hominem te memento!» («смотри назад! Помни, что ты человек!»).

Триумфальные процессии никогда не шли по одному и тому же пути , поскольку, во-первых, город постоянно перестраивался, а во-вторых, каждый военачальник посещал алтари и храмы, связанные с историей своей семьи.

Южный фасад арки

История арки и вопросы

После того, как Константин завершил гражданскую войну и со своей армией отправился в Рим, римский Сенат распорядился начать строить в честь него триумфальную арку. Как на ней и написано, она была посвящена одновременно десятилетию императорского правления Константина и его победе над правившим тогда императором Максенцием в битве у Мульвийского моста , которая произошла 28 312 года. Официальное открытие этой триумфальной арки состоялось 25 315 года. В этом же году в Риме состоялись Деценналии – спортивные игры, которые проводили в честь богов один раз в десять лет правления императора.

Арка насчитывает 25,7 метра в ширину, 21 метр в высоту и 7,4 метра в глубину. Она была построена из использованного проконессийского мрамора (современный турецкий остров Мармара).

Поскольку арка состоит из деталей разных периодов , история её строительства вызывает множество споров. Многие учёные считают, что это была триумфальная арка Адриана, которую частично перестроили при Константине.

Другие придерживаются мнения, что арку построили, или, по крайней мере, начали строить, при Максенции (306 – 312). Этот император отличался тем, что, в отличие от своих предшественников, сконцентрировал внимание не на охране границ, а на восстановлении города, за что даже заслужил эпитет «conservator urbis suae» («хранитель своего города»). Константина же, помимо всего прочего, воспринимали как человека, который сверг одного из самых больших благодетелей Рима, из-за чего ему пришлось издать указ о «проклятии памяти» («damnatio memoriae») Максенция, и стереть его имя со всех памятников. Поэтому существует вероятность того, что изначально это была триумфальная арка не Константина, а побеждённого им Максенция.

В Средние века арка Константина была превращена в укрепление для одной из богатых римских семей (такая же участь постигла, например, и ). Первые реставрационные работы прошли здесь в XVIII веке, а последние археологические раскопки – в конце 1990-х. Во время летней Олимпиады 1960 года арка Константина служила финишной чертой в соревнованиях по бегу.

Вид на арку Константина со второго уровня Колизея

Выбор места для арки Константина

Триумфальные арки в Риме стояли обычно вдоль пути триумфальной процессии. Перед архитекторами Константина стояла непростая задача : им нужно было поставить арку в том месте, где дорога (названная в наше время «Триумфальная дорога») заходила на площадь Флавия, и при этом из-за асимметрии им нужно было выбирать между ориентацией арки по дороге или по площади. Сложности добавляло то, что на пересечении уже стоял фонтан Мета Суданс, который не имел отношения к военным победам и своим видом мог разрушить символическое наполнение будущей арки. Архитекторы нашли необычайно изящное решение всех этих топографических проблем. Они выбрали место не на самой дороге, а несколько к северу, из-за чего арка оказывалась на площади. Благодаря этому они избавились от необходимости размещать центральный пролёт арки над дорогой и сдвинули его на два метра к востоку. Это не было сильно заметно современникам, но из-за такого сдвига архитекторы смогли добиться того, что высокий конус фонтана Мета Суданс практически полностью скрывался за второй опорой арки. Кроме того, благодаря этому сдвигу через центральный пролёт стала видна гигантская бронзовая статуя бога Солнца («Колосс», по которому и получил второе название театр Флавия), которая находилась от неё в 108 метрах. Создание ассоциации между богом Солнца («Непобедимым солнцем» или Sol Invictus) и императором было необходимо в период гражданских войн и усиления восточных провинций.

Арка Константина и круглое основание фонтана Мета Суданс

Описание арки

Северный фасад (со стороны Колизея)

Северный фасад арки посвящён мирной деятельности императора Константина.

На широкой верхней части арки над каждой колонной стоит по скульптуре дака , создание которых относится к периоду правления императора Траяна (98 – 117). Даки стоят на квадратных пьедесталах из серого каристийского мрамора с греческого острова Эвбея.

Над центральной частью расположена надпись , идентичная с обоих фасадов. Она гласит:

IMP · CAES · FL · CONSTANTINO · MAXIMO
P · F · AVGUSTO · S · P · Q · R
QVOD · INSTINCTV · DIVINITATIS · MENTIS
MAGNITVDINE · CVM · EXERCITV · SVO
· TAM · DE · TYRANNO · QVAM · DE · OMNI · EIVS
FACTIONE · VNO · TEMPORE · IVSTIS
REMPVBLICAM · VLTVS · EST · ARMIS
ARCVM · TRIVMPHIS · INSIGNEM · DICAVIT

«Императору Цезарю Флавию Константину, великому, добродетельному и благословенному Августу: за то, что он, вдохновлённый высшей силой и своим великим умом, своей армией и силой оружия освободил государство от тирана и от всех его последователей, Сенат и народ Рима посвятил ему эту триумфальную арку».

Надпись на южной стороне арки

Первоначально эта надпись была сделана бронзовыми буквами , но к настоящему времени сохранились лишь хорошо читаемые лакуны.

Наибольшее количество споров в этой надписи вызывает выражение «INSTINCTV · DIVINITATIS», т.е. «вдохновлённый высшей силой /божеством». Его принято считать символом начала смены религиозных предпочтений императора Константина. Раннехристианские писатели Лактанций и Евсевий Кесарийский ссылались на историю о том, что перед битвой у Мульвийского моста 28 октября 312 года христианский бог послал Константину знак в виде большого креста на небе (оригинального креста, который позже стал частью лабарума). С этого же года император начал поддерживать христиан, хотя вплоть до 324 года в официальных документах (в т.ч. на монетах) значился только бог Солнце. Размытой формулировкой «вдохновлённый высшей силой» автор надписи на арке, вероятно, хотел угодить и язычникам и христианам. Как и было принято, побеждённый противник не называется, а именуется просто «тираном», подчёркивая правомерность его убийства.

По сторонам от надписи , над малыми арками, находится по паре рельефных панелей из каррарского мрамора, которые были сняты с неизвестного строения, возведённого в честь победы Марка Аврелия над маркоманами и сарматами, благодаря чему он был награждён триумфом в 176 году. На панелях изображено (слева направо):
— император, возвращающийся в Рим после военной кампании;
— император, выезжающий из города, которого приветствует персонификация улицы Фламиния;
— император, раздающий деньги народу (здесь затёрта фигура Коммода, сына Марка Аврелия, которого наказали «проклятием памяти»);
— император, допрашивающий германского пленника.

Две панели слева и два дака

Две панели справа

Пары круг лых рельефов из белого каррарского мрамора диаметром около 2 метров, расположенные над каждой из двух боковых арок, датируют временем правления императора Адриана (117 – 138), поскольку они сделаны в стиле начала – середины второго века и в одной из сцен на заднем плане стоит близкий друг императора Адриана Антиной. Тем не менее, их идентификация представляет проблему, потому что некоторые из них не закончены.

На медальонах изображены сцены охоты и жертвоприношений (слева направо):
— охотна на кабана;
— принесение жертвы Аполлону;
— охота на льва;
— принесение жертвы Геркулесу

Голова императора Адриана была переделана на всех медальонах: в сценах охоты на Константина, а в сценах жертвоприношений – на Лициния или Констанция I. Пространство вокруг круглых рельефов было отделано порфиром , однако эта отделка сохранилась лишь вокруг правой пары медальонов на этой стороне.

Медальоны слева, надпись VOTIS X и панель с обращением Константина к римлянам с ростры

Два медальона с порфирным обрамлением справа, надпись VOTIS XX и панель, на которой Константин раздаёт деньги римлянам

Выше круглых рельефов на этой стороне арки написано «VOTIS X » (слева) и «VOTIS XX » (справа). Эти надписи можно перевести как «священная клятва на 10 годовщину» и «священная клятва на 20 годовщину». Они относятся к 10 годовщине правления Константина, которое он праздновал в Риме летом 315 года (согласно другой версии, он уехал из Рима в начале 313 года и вернулся только в 326 году).

Ниже круглых рельефов как на длинных, так и на коротких сторонах, находятся длинные узкие «исторические» панели , созданные при Константине. Они иллюстрируют его военную компанию против императора Максенция, в которой он одержал победу и за которую ему и был дарован триумф. На западной короткой панели изображено отбытие войска из Милана («профекцио»). История продолжается на южном фасаде, где изображена осада Вероны («обсидио») слева и битва у Мульвийского моста («прелиум», справа), в которой армия Константина разгромила противника и загнала его в Тибр. На панели на восточном узком фасаде армия Константина входит в Рим («ингрессус»), но не в форме триумфальной процессии, поскольку Константин, вероятно, не хотел демонстрировать свой триумф. На северном фасаде, смотрящем в сторону города, изображены его действия после того, как он стал единоличным правителем: он обращается к римлянам на форуме с ростры, за которой видны арки Септимия Севера и Тиберия («орацио», слева), и раздаёт им деньги («либералитас», справа).

С каждой длинной сторон на арке Константина находится по четыре коринфских колонны с каннелюрами на высоких основаниях. Семь колонн высечены из нумидийского жёлтого мрамора, а восьмая – из белого мрамора, поскольку оригинальная колонна была перевезена в Латеранскую базилику (позже и там она была заменена на колонну из жёлто-фиолетового фригийского мрамора). Основания всех колонн украшены рельефами, сходными с рельефами арки Септимия Севера и разрушенной Новой арки Диоклетиана. На передней части изображена богиня победы Виктория, которая или делает надпись на щите или держит пальмовые ветви, а на боковых сторонах сделаны рельефы в виде пленных варваров либо пленных варваров и римских солдат. Вероятно, подобные украшения являлись стандартными для триумфальных арок своего времени. Основания колонн были сделаны во время правления императора Константина.

Основания (плинты) колонн на северной стороне арки

Крайний плинт справа на северной стороне

В пазухах сводов центральной арки с обеих сторон сделаны горельефы в виде Викторий, держащих трофеи. В пазухах сводов боковых арок находятся горельефы в виде речных богов. Все они, как и основания колонн, датируются эпохой Константина.

Виктории в пазухах сводов центральной арки на северной стороне

Речные боги над аркой слева

Речные боги над правой аркой

Южный фасад (со стороны форума)

Южный фасад арки посвящён военной деятельности императора Константина.

На верхних рельефах
— пленённый вражеский военачальник, которого привели к императору;
— пленник, которого привели к императору;
— император произносит речь перед армией;
— император собирается принести в жертву свинью, овцу и быка

Даки и две панели слева

Даки и панели справа

Ниже в круглых медальонах над боковыми арками изображено (слева направо):
— отправление на охоту;
— принесение жертвы Сильвану;
— охота на медведя;
— принесение жертвы Диане

На этих медальонах голова Адриана была переделана на Лициния или Констанция I в сценах охоты и на Константина в сценах жертвоприношений.

Медальоны слева, надпись SIC X и панель с изображением осады Вероны

Два медальона справа, надпись SIC XX и рельефная панель с изображением битвы у Мульвийского моста

Выше медальонов на этой стороне арки написано «SIC X » (слева) и «SIC XX » (справа), т.е. «как на 10, так и на 20 годовщину». Как и на противоположной стороне, эти надписи сделаны в честь десятой годовщины правления Константина.

Плинт в центре

Крайний левый плинт на южной стороне (Виктория в центре, пленники справа)

Виктории в пазухах свода центральной арки с южной стороны

Речные боги над левой аркой с южной стороны

Речные боги в пазухах свода над правой аркой на южной стороне

Короткие стороны

На верхней части коротких сторон, а также внутри центральной арки, встроены высокие (3 м) панели с изображением сцен войны Траяна с даками. Изначально они составляли большой фриз из пентелийского мрамора, который находился или на форуме Траяна или на бараках императорской конной стражи, стоявших на холме Целий. Эти панели также относятся к 98 – 117 годам.

Верхняя панель на западной стороне

Верхняя панель на восточной стороне

Ниже на коротких сторонах арки находится по медальону с рельефами, изображающими восходящее солнце (восточная сторона) и луну (западная сторона). Оба в виде женщин на колесницах. Они, в отличие от медальонов на длинных сторонах, были сделаны при Константине. Их присутствие на арке является символом вечности столицы Рима и связывает его правление с бесконечным процветанием.

Медальон с луной и панель с изображением отбытия войска Константина из Милана

Персонификация солнца и панель с изображением того, как армия Константина входит в Рим (восточная сторона)

Внутренняя часть арки Константина

Внутри центральной арки находятся две панели с изображением войны Траяна (переделанного в Константина) с даками. На одной он изображён на коне сражающим врагов, а на другой – стоящим в ожидании коронования Викторией в присутствии персонифицированных Чести и Добродетели.

Над каждой из панелей центральной арки сделана надпись , подчёркивающая, что Константин воевал не ради захвата чего-либо, а ради освобождения Рима от тирана:
«LIBERATORI VRBIS» («освободитель города»)
«FUNDATORI QVIETIS» («основатель мира»)

Панель внутри центральной арки с Траяном (Константином) на коне и надписью «освободитель города»

Внутри боковых арок в каждой из сторон вырезано по два бюста (всего 8), деградировавших до такой степени, что их нельзя идентифицировать.

Бюсты в боковой арке

Бюсты в боковой арке

Пояснение к описанию

Арка Константина является важным примером разрушения классического греческого скульптурного канона , который произошёл в Риме в IV веке. На арке очень хорошо виден контраст между панелями, сделанными при Траяне, Адриане и Марке Аврелии и панелями времени правления Константина. Например, на медальонах эпохи Адриана сцены охоты сделаны так, что создаётся ощущение свободного пространства, в котором люди могут идти, куда им захочется, тогда как на панелях эпохи Константина люди стоят очень плотно друг к другу, их жесты не скоординированы, а позы нелогичны. Кроме того, у этих фигур диспропорционально большие головы, короткие ноги, одинаковые причёски-шапки и угловатые накидки. Их ранг показан не с помощью композиции, а очень грубо – путём изменения размера всего тела.

Почему произошла деградация как стиля, так и исполнения?

Этот вопрос породил длительную дискуссию, которая не завершилась единым выводом. Возможные причины:
— разрушение процесса передачи мастерства из-за политического и экономического кризиса третье го века;
— усиление влияния восточных и других доклассических региональных стилей с окраин империи (маловероятно);
— усиление влияния простого «народного» или «италийского» стиля, существовавшего параллельно с высоким греческим стилем для нужд небогатых римлян;
— сознательное отторжение классического стиля.

Почему были использованы детали других памятников ?

— помещение рельефов с деяниями Константина рядом с рельефами императоров «золотого» второго века символически приравнивало его к ним;
— арка строилась всего три года, и, возможно, у мастеров не было времени, чтобы с нуля создать необходимое количество рельефов;
— скульпторы эпохи Константина считали, что они не способны превзойти своих предшественников;
— у римлянам IV века недоставало мастерства, чтобы сделать работу, достойную императора.
Вероятно, в той или иной степени все эти причины вместе привели к тому, что в арке Константина были использованы старые скульптурные панели.

Вид на северный фасад арки с Колизея

Достопримечательности поблизости: Колизей, форум, Палатинский холм, Золотой дом Нерона, Лудус Магнус

Полезная информация о триумфальной арке Константина в Риме

Где находится:
Между Колизеем и форумом

Как добраться:
Станция метро Колизей (Colosseo) на линии В (синей)

Остановка туристического автобуса Colosseo

УРОК 2. РИМСКИЕ ЗАВОЕВАНИЯ ВО II ВЕКЕ ДО Н. Э.

Рассматривается дальнейшее развитие римской агрессии и установление римского господства на всем Средиземноморье. Подчеркивается захватнический - со стороны римлян - характер войн II .в. до н. э., в результате которых некогда независимые цветущие области были превращены в бесправные провинции, ограбленные завоевателями.

Варианты начала урока : I . Б 1, 3-5; А 1, 3; Б 6-7. II . Б 1, 3-4; А 2; Б 6-7. III . Б 1, 3-5, 7; А 3. IV . Б 1-7. Вопросы и задания :

А. 1. Что началось раньше: вторая Пуническая война или поход войск Александра в Азию? На сколько раньше? Начертить на доске «линию времени», отметить на ней требуемые даты. 2. Одному ученику - рисовать на доске план расположения римских войск при Каннах, направление войсковых ударов и одновременно рассказывать о битве от имени ее участника- легионера. Другому ученику рисовать построение карфагенских войск, направление их ударов и одновременно рассказывать о битве от имени воина армии Ганнибала. Учитель руководит ответами, предоставляя слово то «римлянину», то «карфагенянину». 3. В чем вы видите выдающиеся полководческие способности Ганнибала? Учащиеся способны дать развернутое обоснование, используя следующие факты: а) внезапное вторжение Ганнибала-в Италию (переход через Альпы); б) окружение и разгром численно превосходящего войска римлян при Каннах; в) план привлечения на свою сторону покоренных Римом народностей Италии (галлов, греков и др.).

Б. 1. Как назывались войны между Римом и Карфагеном? Почему так назывались? Каковы были их причины? 2. Как римляне создали военный флот и победили карфагенян на море?

(По диафильму «Войны Рима с Карфагеном».) 3. Чем закончилась первая Пуническая война? 4. Расскажите о вторжении Ганнибала в Италию. Покажите на карте путь его войска. 5. Покажите на карте места двух главных сражений Ганнибала. (Канны, Замы.) Каковы результаты каждого сражения? 6. Почему Ганнибал не смог завоевать Италию? 7. Чем закончилась вторая Пуническая война?

План изучения (Данный план следует хронологии событий. В учебнике третья Пуническая война рассматривается до римских завоеваний в Восточном Средиземноморье (преимущество плана учебника в том, что разрушение Карфагена тематически связано с предшествующим уроком). Учитель может выбрать любой план изучения материала ): 1. Римские завоевания в Восточном Средиземноморье. 2. Третья Пуническая война и разрушение Карфагена. 3. Ограбление завоеванных стран римлянами.

1. Рим, сокрушив Карфаген, стал безраздельно господствовать в Западном Средиземноморье. Целесообразно показать учащимся на настенной карте примерные границы обоих этих районов (Западного и Восточного Средиземноморья). «Какие государства возникли в Восточном Средиземноморье после походов Александра Македонского?»-спрашивает учитель. Дополняя ответы, он напоминает, что Сирийское царство, Египет, Македония и другие более мелкие государства постоянно враждовали между собой. Междоусобные войны восточных парств были выгодны римлянам, правилом римского сената было: «разделяй и властвуй!» («Как вы понимаете это выражение?» Учащиеся способны указать, что римляне сознательно натравливали друг на друга соседние народы и государства и порознь громили их войска.)

Более подробный, чем в учебнике, рассказ о судьбе Ганнибала поможет связать материал предшествующего и данного уроков.

Вскоре после окончания второй Пунической войны Ганнибал вынужден был бежать на восток, где он стал советником сирийского царя Антиоха. Ганнибал был стар и болен, но оставался верен своей клятве и был готов бороться с римлянами. «Зйай, царь, - говорил он своему повелителю,- римляне воинственны и жестоки; они стремятся покорить весь мир. Вспомни, как они унизили мою родину. Почти все владения Карфагена римляне забрали себе. Забудь, царь, свою старую вражду с царями других государств Востока. Объединяйтесь! Только совместными усилиями вам удастся одолеть римлян. Иначе всех вас ждет рабство». Но царь Сирии не внял мудрому совету знаменитого полководца.

0 разгроме Сирийского царства учащиеся могут узнать в ходе чтения вслух учебника (§ 46, п. 2). После этого учитель заканчивает историю Ганнибала, который бежал в Вифинию (Малая Азия). И здесь он стал военным советником при царе.

Узнав об этом, римляне потребовали выдачи Ганнибала. Однажды старый полководец увидел, что его дом окружен вооруженными людьми. Не желая стать пленником римлян, Ганнибал принял яд.

Учитель говорит, что вслед за Сирией римляне подчинили Македонию. Он может предложить сравнить построение римского и македонского войск в бою и сделать вывод . (Какое войско было более совершенным? Чем?) Выслушав ответы, учитель либо вновь использует прием громкого чтения (§ 46, п. 3), либо рассказывает сам о битве при Пидне.

Удар македонской фаланги был настолько силен, что римские передовые отряды оказались смятыми и стали отступать к холмам, находившимся возле самого римского лагеря. Поседевший в боях римский консул впоследствии часто вспоминал, какое страшное впечатление произвела на него атака фаланги. Но сама стремительность удара погубила македонян. Ряды фаланги кое-где разорвались из-за быстрого преследования^ ими римлян и неровностей почвы. Консул воспользовался этим и бросил подвижные отряды в образовавшиеся интервалы. Римляне стали нападать на македонян с флангов и с тыла, расстраивая их ряды. Македонский царь Персей, растерявшись, бежал с поля боя. Битва продолжалась менее часа. 20 тыс. македонян остались на поле боя. 11 тыс. попали в плен. Римские потери были до смешного малы (См.: Ковалев С. И. История Рима. Л., 1948, с. 284-285 ).

Учащиеся узнают о завоевании Римом Македонии и Греции, о гибели крупнейшего торгового центра Греции - Коринфа (146 г. до н. э.). На разрушении города настаивали римские купцы. Место, на котором стоял Коринф, было предано проклятию, уцелевшие жители проданы в рабство, произведения искусства вывезены в Рим.

2. В военном отношении Карфаген не представлял никакой опасности для Рима, но римские купцы боялись соперничества более опытных карфагенских купцов. Карфагеняне занимались мирным трудом, они выращивали виноград и оливки и торговали вином и маслом во всех средиземноморских странах.

Однажды в Карфаген во главе римского посольства прибыл старый и влиятельный сенатор Катон. С неудовольствием рассматривал он карфагенский порт: множество кораблей стояло у причалов) купцы щеголяли яркими одеждами. «Пятьдесят лет назад, - думал Катон, - когда я сражался здесь под началом Сципиона, пуны трепетали от страха. А ныне они забыли все - радуются жизни и богатеют». Вернувшись на родину, Катон выступил в сенате. «Карфаген процветает! - с негодованием заявил он. - Морская торговля обогатила пунов, а наши купцы между тем терпят убытки. Я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен». Отныне, выступая на каждом заседании сената, о чем бы там ни шла речь, Катон всегда заканчивал выступление одними и теми же словами: «Все же я полагаю, что Карфаген должен быть разрушен» . Катона поддерживали римские купцы, знавшие, что вино и оливковое масло из африканских владений Карфагена покупают охотнее, чем италийские. Сенат открыто требовал смести Карфаген с лица земли.

В рассказе об осаде и штурме Карфагена можно использовать либо цветной диафильм «Войны Рима с Карфагеном» (кадры 37-46), либо рисунки на стр. 191-192. Последний рисунок дает представление о героизме жителей, оборонявших Карфаген в течение шести суток, когда никаких надежд на спасение уже не было. Озверевшие римские легионеры брали штурмом дом за домом, медленно продвигаясь по горящим улицам к центру города, убивая всех на своем пути.

Семнадцать дней горел Карфаген. Удушливый дым низко стлался по земле. Вместо прекрасного, полного жизни города до самого залива простиралось безжизненное поле с бесформенными развалинами. Место, где стоял Карфаген, где трудились ремесленники и торговали купцы, предавалось вечному проклятию, чтобы отныне на нем не появлялось ни дома, ни пашни. Так повелел сенат (См.: Немировский А. И. Три войны. Л., 1961, с. 131-132 ).

Обобщая, учитель отмечает, что в результате победоносных войн Рим стал в середине II в. до н. э. сильнейшим государством на всем Средиземноморье . Еще сохраняли независимость Египет и несколько более мелких государств, но ни одно из них уже не отваживалось бороться с Римом.

3. Вопрос раскрывается в объеме учебника (§ 46, пп. 4-5); вводятся понятия провинция и триумф .

Желательно использовать картину С. Анкундинова «Триумф римского императора». Перед ее показом учитель говорит, что в Риме после каждой крупной победы устраивался праздник, который называли триумфом: войско во главе с полководцем торжественно вступало в город.

Вывесив картину, учитель объясняет, что специально для празднества возводились парадные ворота в форме арки: через них проходили все участники триумфа. Он предлагает учащимся построить рассказ по картине и помогает им это сделать: «Мы видим на картине три группы людей: 1) римских воинов; 2) пленников; 3) граждан, встречающих войско. Включите в рассказ описание каждой группы». Обычно учащиеся успешно выполняют задание; учитель исправляет ошибки в ответах, делает дополнения (см. пособие, табл. 19).

Таблица 19. Работа с учебной картиной "Триумф римского императора"
- При описании картины учащиеся способны высказать следующие мысли Дополнения учителя в процессе описания учащимися картины
РИМСКОЕ ВОЙСКО Полководец едет на позолоченной колеснице. В нее запряжены белые кони. Одежда на нем красная, на голове - венок. В одной руке полководца жезл, в другой зеленая ветвь Впереди колесницы идут трубачи и охрана консула. За колесницей полководца следует его войско Одежда выкрашена пурпурной краской. Раб держит над головой полководца еще один венок - золотой. Этот полководец получил почетное прозвище - император (по-латински «повелитель, главнокомандующий»). Оно дано ему сенатом или непосредственно войском за успехи на войне. Отличившегося полководца называли императором не всю его жизнь, а некоторый срок - обычно во время праздника по случаю одержанной победы Учитель либо предлагает учащимся вспомнить, что им известно о ликторах (см. пособие, стр. 273), либо рассказывает о них сам
ПЛЕННИКИ Впереди гонят пленных, связанных одной цепью. На них лохмотья. По их взглядам видно, что они ненавидят римлян. На руках у женщины ребенок Вероятно, это самые знатные пленники, их превратят в рабов, а возможно, казнят. Ребенок мертв, он не выдержал долгого пути
ТОЛПА Горожане приветствуют воинов, машут ветками, протягивают цветы. На их лицах улыбки Перед огнями жертвенников (справа) стоят жрецы, они благодарят богов за победу

В заключение работы с картиной возможно задание: «Подумайте, какие чувства вызвал бы триумф у вас, окажись вы в Риме. Каким было бы ваше личное отношение к подобным празднествам?» Выслушав ответ, учитель обращает внимание на контраст между ликующей римской толпой и горестными фигурами пленников. Для одних триумф-радость, для других - унижение и потеря свободы. Пышное зрелище триумфа было не чем иным, как показом награбленной добычи и порабощенных людей.

Учитель может и сам сделать описание картины, не поручая это учащимся. (Если в школе отсутствует названная картина, может быть использован цветн. рис. 17.)

Домашнее задание : § 46. Ответить на вопрос к документу «Описание Плутархом триумфа» (стр. 194). Вопросы и задания 1-3 к § 46.

В Рим отправляли послов и просили устроить триумф. Сенат давал разрешение на его проведение только при действительно значительных успехах римского оружия. Впоследствии возникли четкие границы триумфа: оный можно было получить, если в одном сражении противник потерял не менее 5000 убитыми. В торжественных случаях триумфатор получал наградное оружие, украшенную золотом тогу и лавровый венец. Триумф военных – это парад. Это было зрелище красочное и довольно редкое, ибо вступление войск в священные пределы города Рима строжайше запрещалось римскими законами и рассматривалось как святотатство. Кстати говоря, на Марсовом поле, вне пределов города, стоял и древний алтарь бога войны Марса. Там власть принадлежала военным. В самом же Риме власть была у гражданских лиц – магистратов. Народ обладал высшей формой власти – империем. Народное собрание вручало империй высшим должностным лицам, а в эпоху Империи его стали давать императору при вступлении на трон. «Империя» означало «власть» и со временем стало обозначать территорию, на которую распространялось правление магистратуры. Получить право на триумф можно было лишь в том случае, если полководец полностью и окончательно завершил военные действия. Обязательной была не просто победа, но крупная, в итоге которой Римское государство расширило границы.

Триумф был не только важным социальным стимулом, но и психологическим инструментом в деле воспитания народа, становления всей системы римских ценностей. Реставрировавший старые памятники император Август специально ставил статуи выдающихся людей Рима в триумфальном облачении на форуме. Он говорил, что делается это с одной целью: чтобы и его, и других правителей сам народ при выполнении ими долга побуждал бы брать пример с победителей. Таких полководцев-триумфаторов прославляли статуи, надгробные памятники и особые надписи (элогии). Так, в храме Матер Матуты была установлена доска с перечислением подвигов Тиберия Семпрония Гракха (174 г. до н. э.). Воинам вручались и различного рода венки (за спасение граждан, за храбрость и т. п.).

Поощрение венками в то время было принято римлянами, македонцами, да и в других армиях мира. Наградой за проявленную в боях выдающуюся храбрость был золотой венок. Такие венки вручались тем, кто подавал примеры мужества остальным, скажем, взобравшись первым на крепостную стену во время осады города или штурма укрепленного лагеря противника. После захвата Карфагена Сципион наградил золотым венком сразу двоих – центуриона легиона и солдата абордажной команды, которые первыми из римлян взобрались на стену города. Того воина, кто в бою спас жизнь товарища (будь то римлянин или их союзник), награждали дубовым венком. Венок ему лично вручал спасенный им человек. При этом тот, кого спасли, должен был до конца жизни относиться к спасшему его воину как к родному отцу. Эти сердечные связи обычно сохранялись на всю жизнь. Пример тому Сократ и Фемистокл. Командир конницы римлян Минуций Руф так относился к диктатору Фабию Максиму Кунктатору, ибо он спас его от Ганнибала в битве при Герунии (217 г. до н. э.). Человека, который оказал решающую помощь армии и спас ее, подобно Фабию, обычно награждали самой высшей из наград – «венком за освобождение от осады» (corona obsidionalis). Сей травяной венок считался у римлян самой желанной из всех наград. Плиний Старший (I в. н. э.) насчитал только восьмерых награжденных таким венком людей. В случае проявления традиционной отваги и мужества любым воином в бою (убийство командира, захват оружия противника) храбреца награждали чашей, оружием. Самым простым и понятным вознаграждением солдата был кабачок и женщина.

Героям воздавали должное и в произведениях литературы, науки, искусства. Тема триумфа, писал историк архитектуры В. Поплавский, находила отражение в творчестве историков, живописцев, скульпторов, архитекторов или у мастеров декоративно-прикладного искусства. Известны описания наиболее знаменитых триумфов республиканского периода – у Плутарха (Луция Эмилия Павла), Аппиана (Корнелия Сципиона Африканского), Плиния (Гнея Помпея Великого). Такого рода описания можно найти у Тацита, Светония, Флавия. Триумфальные празднества и военные победы римлян часто были запечатлены в декоративно-прикладном и изобразительном, монументальном искусстве. Конечно, это было сугубо заказное искусство, но римляне считали это абсолютно в порядке вещей. Покоритель Греции – Эмилий Павел – даже специально привез с собой из Афин греческого живописца Метродора и поставил перед ним задачу – создавать большие батальные сцены, которые бы славили подвиги римских легионеров… Такого рода батальные сцены порой находят в Риме во время археологических изысканий. Во время триумфального шествия воины несли упомянутые сцены и картины, хранили их у себя дома, выставляли в общественных местах, в том числе для воспитания. Эти же сюжеты в дальнейшем будут украшать и большие архитектурно-скульптурные ансамбли (такие, как ансамбль Форума Августа).

Смотрите также

Положение о службе охраны труда
В организации с численностью 100 и менее работников решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда принимается руководителем организации с учетом специфики...

Греция – родина европейской цивилизации
История как особый вид научного знания – или, лучше сказать, творчества – была детищем именно античной цивилизации. Разумеется, и у других древних народов, и, в частности, в соседних с греками стран...

Анализ расчетов с покупателями
Дебиторская задолженность - это суммы, причитающиеся от покупателей и заказчиков. Естественно, что предприятия заинтересованы продавать продукцию покупателям и заказчикам, которые способны оплатить...

Для римского солдата триумф был всем. Быть награжденным сенатом Рима триумфом в знак признания заслуг на военном поприще было величайшей почестью, на которую солдат мог надеяться. Триумф приносил ему славу, богатство и восхищение сограждан. Если у солдата были политические амбиции, триумф гарантировал ему голоса, необходимые для занятия высокой должности. Более того, человек возносился до полубожественного статуса триумфатора, руководителя священных церемоний, проводимых в честь победы в храме Юпитера, священнейшего места в Риме. Даже по прошествии времени триумфатора продолжал окружать ореол величественного, почти божественного.

Для римских граждан триумф был кульминационным торжеством города, государства и общества. Парады и празднования, прославляющие великолепие и силу Рима, стали символом того, что значило быть римлянином. Это было время, когда боги спускались с небес на землю, чтобы отпраздновать величие Рима и его народа.

Само собой, ничто в этом мире не могло сравниться с Триумфом.

Удивительно, но для церемонии, столь значительной и пышной, каким являлся триумф, информации о нем очень мало. Главные религиозные обязанности триумфатора были понятными и редко менялись, однако сценарий проведения триумфа мог изменяться, и достаточно существенно. Дело не только в том, что некоторые детали праздника являются для нас полной загадкой, складывается впечатление, что сами римляне, устраивавшие эти праздники, не до конца понимали их значения. Например, мы знаем, что для торжественной церемонии триумфа лицо победоносного полководца раскрашивалось красной краской, но не знаем почему.

Мы знаем, что толпа выкрикивала в адрес шествующей кавалькады непристойности, но не знаем зачем.

Изначально триумфом была простая процессия, устраиваемая солдатами римской армии по возвращении домой в честь очередной победы. Согласно свидетельствам древних писателей, самый первый триумф был проведен в 740 году до н. э. Ромулом, первым царем Рима. Город Рим, будучи на тот момент больше похожим на большую деревню - его население составляло всего несколько сот человек, - воевал с соседней деревней Ценина, расположенной на небольшом расстоянии к северо-востоку. Перед началом сражения Ромул пообещал посвятить свою победу Юпитеру за его участие в роли Феретрия, сокрушителя врага. Ромул убил Акрона, царя Ценины, в первом же бою и разгромил врага. Затем он приказал побежденному народу уничтожить свою деревню и отправляться жить в Рим, увеличив таким образом население собственного царства.

Чтобы выполнить свое обещание, Ромул срубил дуб, священное для Юпитера дерево, и вырезал из него стойку, на которую повесил оружие и доспехи Акрона. Затем он взвалил ее на плечо и понес в Рим, сопровождаемый своими солдатами и жителями Ценины. На голове у Ромула был лавровый венок, надетый в знак победы, солдаты пели песни. Процессия направилась прямо на Капитолийский холм, где Ромул воздвиг свой трофей и отдал дань Юпитеру.

Первый триумф Ромула был относительно простым мероприятием, основанным на греческой традиции. Подношение доспехов, оружия или вещей врага богу - покровителю города, празднующего победу, - было давней устоявшейся традицией. Нововведение Ромула заключалось в том, что шествие солдат стало частью торжественной церемонии. И действительно, римляне сделали процессию главным событием триумфа, отодвинув подношение трофеев на второй план.

Разбив антеманатов, Ромул отпраздновал второй, аналогичный первому, триумф, однако после победы над могущественной армией этрусского города Вейи ввел новшество, которое продержалось до имперских времен. Армия Вейи возглавлялась старым полководцем, одетым в пурпурную мантию, демонстрирующую его главенство. Во время процессии этот старик, закованный в цепи, шел впереди группы пленных. После завершения триумфа пленников отправляли на невольничий рынок. С тех пор и повелась традиция, чтобы в конце церемонии триумфа один из магистратов Рима проводил по Форуму седовласого раба и отводил его на Капитолийский холм. Затем он должен был повернуться лицом к Форуму и прокричать: «Этрусков на продажу».

Нума, второй царь Рима, был слишком занят налаживанием торговли и проблемами религии, чтобы вести захватнические войны, поэтому не организовал ни одного триумфа. Его последователь, Тулл Гостилий, был настроен более воинственно: он сокрушил города Альба и Фидены, разбил сабинов. Единственное, что нам известно о его триумфе, это то, что царь Альбы Миттий после падения своего города был доставлен в Рим и казнен. Четвертый царь, Анк Марций, провел только одну войну, в которой разбил армию латинов. Он организовал триумф, во время которого он и его солдаты прошли через улицы города на Капитолий.

Подробности этого события неизвестны, единственное, что мы знаем, так это то, что он преподнес Юпитеру гораздо больше доспехов, чем кто-либо до него.

После смерти Анка Марция трон был свободным. Римляне устроили выборы и провозгласили королем Луция Тарквиния Приска, сына изгнанного коринфского аристократа. Тарквиний оказался не только талантливым правителем и полководцем, но и большим любителем пышных представлений. Он настоял на том, чтобы должностным лицам предоставили особую одежду и особые привилегии. Тарквиний, будучи царем, имел привилегий и почестей больше, чем кто-либо другой. Город Коринф славился своей роскошью и непомерным богатством, поэтому Тарквиний решил привнести в Рим частичку своего родного города.

Первое, что сделал Тарквиний на «должности» царя, это начал строительство на Капитолийском холме храма Юпитеру. Он не мог поверить, что римляне отдают почести своему верховному богу посредством установки дубового столба, окруженного трофеями и несколькими статуями. Храм Тарквиния выполнили в греческом стиле, впоследствии ему суждено было сыграть выдающуюся роль в торжествах триумфа.

Одним из нововведений Тарквиния стало обеспечение каждого магистрата слугой, ликтором, чтобы тот расчищал ему путь через огромные толпы, бродившие по улицам Рима. Слуга был вооружен топориком, чтобы показать всем и каждому, какая незавидная участь ждет того, кто осмелится обидеть хозяина. Топорик был привязан к пучку прутьев, которые символизировали народ Рима, показывая, что вместе они непобедимая сила. Сам же по себе этот предмет, получивший название фасцы, являлся символом римской власти. Низшие магистраты имели в своем распоряжении по одному ликтору, высшие чины - больше. В свое распоряжение Тарквиний взял двенадцать ликторов.

Помимо этого Тарквиний выделил себе и высшим магистратам новый вид транспорта - колесницу. Безусловно, сам он имел самую большую и красивую колесницу. В ней было достаточно места, чтобы вместить его самого, слугу и возничего.

Корпус колесницы был украшен рельефными изображениями сцен из жизни богов и отделан золотом.

Эти нововведения, как, впрочем, и другие, были использованы во время триумфа Тарквиния, приблизительно в 600 году до н. э., устроенного в честь его победы над латинским городом Апиолы. Для своего триумфа Тарквиний счел унизительным устраивать простое шествие вернувшихся с войны солдат. На протяжении нескольких дней он готовился к своему торжеству, уделяя пристальное внимание каждой мелочи.

Впереди процессии шли сенаторы - Тарквиний, что было очень мудро с его стороны, позволял самым уважаемым гражданам Рима принимать участие в подобных процессиях. Следом - трубачи, играя торжественный марш. Далее шли пленные из Апиол, которым суждено теперь было стать рабами. Следом за пленными ехали повозки, груженные трофеями, захваченными в результате военной кампании. Восторженные римляне смотрели на все то богатство, которое привезли в их город. Они и представить себе не могли, что военная кампания может принести столько денег. Позади повозок маршировали двенадцать ликторов, символически расчищая путь через город к строящемуся храму Юпитера на Капитолии. Далее, одетый в пурпурную мантию и восседая в роскошной колеснице, запряженной четверкой коней, появился сам Тарквиний. И наконец, завершая процессию, маршировала римская армия, вернувшиеся с войны солдаты и офицеры, которые грелись в лучах славы триумфа на глазах у своих родственников и друзей.

После завершения триумфального шествия Тарквиний приступил к традиционным церемониям на Капитолии. Затем он явил народу еще одно новшество: повел население Рима к долине Мурсии смотреть игры, которые он организовал. Впоследствии на этом месте будет построен великий Циркус Максимус, но на тот момент это была всего лишь открытая долина.

Так как Тарквиний являлся поклонником греческой культуры, игры, организованные в честь его триумфа, были показом достижений греческих атлетов. В Греции атлеты состязались полностью обнаженными, чтобы показать гармонию и совершенство своих тел народу как часть поклонения богам. В Риме публичное обнажение сурово порицалось, поэтому атлеты соревновались в нижнем белье. Римлянам пришлись по душе скачки и представления, что же касается атлетики, то ей не удалось завоевать популярность, и в скором времени она была удалена из программы празднеств. Но было одно исключение: пугилатус - бокс.

Бокс, существующий в эпоху античности, имеет некоторое сходство со своим современным аналогом. Как и сегодня, наносить удары можно было исключительно кулаками, удары ногами, ребром ладони или захваты были запрещены, а боксер, применивший запрещенный прием, мог быть дисквалифицирован. Наряду с этим правила римского бокса разрешали наносить удары кулаком в любую часть тела, хотя есть свидетельства, что позднее удары ниже пояса были запрещены.

Во время боя не было ни раундов, ни временных ограничений. Бой продолжался до тех пор, пока один из боксеров не был нокаутирован или сдавался. Даже когда человек лежал на земле, его сопернику разрешалось наносить по нему удары, вынуждая тем самым его сдаться.

Римляне не делили боксеров на весовые или ростовые категории. Соперниками на ринге могли стать боксеры разной комплекции. Перед началом состязаний проводилась жеребьевка: для этого в горшок помещались глиняные дощечки, которые потом вытягивались боксерами. В современном боксе подобное распределение поставило бы легковеса в очень сложное положение. В античном же аналоге в силу того, что ринга как такового не существовало, легковесного боксера нельзя было загнать в угол и заставить сдаться. Наоборот, маленький человек мог вволю бегать, подныривать и приседать, используя преимущества собственного веса, чтобы вымотать более крупного и сильного соперника.

Базовая стойка боксера была аналогична стойке лучника. Левая рука, ладонью вперед, была выставлена перед собой. Это положение позволяло мешать сопернику и отражать его удар. Правая рука находилась возле груди, готовая нанести удар сокрушительной силы.

Первые боксеры, как и те, что участвовали в играх Тарквиния, дрались с кожаными повязками на руках. Приблизительно к 400 году до н. э. повязки превратились в специальные перчатки. Предплечье было защищено толстым кожаным рукавом, подбитым мехом, который позволял смягчать пропущенные удары. Ладонь обматывалась несколькими слоями кожи. Костяшки пальцев, основные «ударные» точки кулака, были дополнительно оснащены толстой полоской из грубой, вареной кожи с острыми углами. В кулаке зажималась D-образная кожаная подушечка, защищающая пальцы во время нанесения удара.

Травмы были частым явлением во время пугилатуса. Сломанные носы, выбитые зубы, подбитые глаза и разорванные уши были обычны, а травмы головы, должно быть, более распространенным явлением, чем сейчас. Смертельные случаи во время боксерских матчей происходили не часто. В основном ущерб здоровью, полученный от занятий боксом, проявлялся по прошествии некоторого времени, так как постоянные сотрясения мозга пагубно влияли на его работу.

После смерти Тарквиния его место занял его приемный сын Сервий Туллий. Будучи латином, Сервий провел серию войн с этрусками, в результате которых отпраздновал три триумфа в той же манере, что и Тарквиний Приск. Сервий был убит собственным зятем, внуком Луция Тарквиния Приска, известным как Тарквиний Гордый. Тарквиний II отпраздновал два триумфа, но самым главным его вкладом в развитие этой церемонии было завершение строительства храма Юпитера. Здание было построено в этрусском стиле, но позднее еще несколько раз переделывалось.

С завершением строительства храма церемония триумфа превратилась в самое грандиозное шествие. Но именно около храма суждено было совершиться большому числу жертвоприношений и пролиться рекам человеческой крови.


Позднереспубликанский период. Триумфальная процессия победоносного полководца шествует по улицам Рима. Триумфатор восседает в парадной колеснице, запряженной белыми лошадьми. Солдаты, проявившие особую храбрость во время военной кампании, идут впереди колесницы, неся флаги подразделений, участвовавших в войне. Каменная арка - знаменитая Триумфальная арка - отмечала начало триумфального шествия по городу.

Диего Веласкес. Триумф Вакха
1629. Музей Прадо, Мадрид.

Картина севильского живописца Диего Веласкеса «Триумф Вакха». Размер картины 165 x 225 см, холст, масло. Картина испанского художника Веласкеса имеет также и другое название «Пьяницы».
Из античной истории. Триумф (triumphus) в древнем Риме - торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумфатор облачался в особый роскошный костюм, подобный одеянию статуи Юпитера Капитолийского. Он надевал вышитую пальмовыми ветвями тунику (tunica palmata), украшенную золотыми звездами пурпуровую тогу (toga picta), позолоченную обувь, в одну руку брал лавровую ветвь, в другой держал богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла наверху; на голове его был лавровый венок. Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряженной четырьмя белыми конями. Вместо лошадей иногда впрягались слоны, олени и другие животные. Триумфальная колесница составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами и магистратами. Сзади шли музыканты (трубачи). Для публики, теснившейся по всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из цветов и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и богатством захваченной военной добычи. В древнейшую эпоху, пока Рим вел войны со своими бедными соседями, добыча была проста: главную часть ее составляло оружие, скот и пленники. Но когда Рим стал вести войны в богатых культурных странах Востока, победители привозили иногда так много добычи, что приходилось растягивать Триумф на два, три дня. На особых носилках, на колесницах или просто в руках, несли и везли множество оружия, вражеские знамена, впоследствии также изображения взятых городов и крепостей и разного рода символические статуи, затем таблицы, на которых были надписи, свидетельствовавшие о подвигах победителя или объяснявшие значение проносимых предметов. Иногда тут же были произведения завоеванных стран, редкие звери и т. п. Часто несли драгоценную утварь, золотую и серебряную монету в сосудах и драгоценные металлы не в деле, иногда в громадных количествах. Культурные страны, особенно Греция, Македония и другие местности, где утвердилась эллинистическая образованность, давали для Триумфа много художественных сокровищ, статуй, картин и т. п. Неслись также золотые венки, поднесенные победителю разными городами. Во время триумфа Эмилия Павла их было около 400, а во время триумфов Юлия Цезаря над Галлией, Египтом, Понтом и Африкой - около 3000. Жрецы и юноши сопровождали белых жертвенных быков с позолоченными рогами, украшенных гирляндами. Особенно ценное украшение Т. составляли в глазах римских полководцев знатные пленники: побежденные цари, их семейства и помощники, вражеские военачальники. Некоторых из пленников во время Триумфа убивали, по приказу триумфатора, в особой тюрьме, лежавшей на склоне Капитолия. В древнейшую эпоху такое избиение пленных было обычным и, вероятно, имело первоначально характер человеческой жертвы, но можно указать примеры и из поздней эпохи: так погибли Югурта и противник Цезаря в Галлии Верцингеторикс. Перед триумфатором шли ликторы с фасцами, обвитыми лавром; скоморохи увеселяли толпу. Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял государственный раб, державший над его головой золотой венок. За триумфатором двигались его помощники, легаты и военные трибуны верхами; иногда за ними шли освобожденные триумфатором из плена граждане, совершали шествие солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Начинаясь на Марсовом поле, подле триумфальных ворот, шествие Триумфа проходило через два наполненных народом цирка (Фламиниев и Большой, Maximus), затем по виа сакра через форум поднималось на Капитолий. Там триумфатор посвящал Юпитеру лавры фасоли и приносил пышную жертву. Затем шло угощение магистратов и сенаторов, солдат и даже всей публики; для последней устраивались еще игры в цирках. Иногда триумфатор раздавал публике подарки. Подарки солдатам были общим правилом и достигали иногда значительных сумм (так, солдаты Цезаря получили по пяти тысяч денариев). Лица, получившие Триумф, имели право и впоследствии в праздники носить триумфальное одеяние.

Статьи по теме