Конспект лексико грамматические упражнения в подготовительной группе. Лексико-грамматические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста

Л Е К С И К А. (Словарь)

I . Развитие номинативного (предметного) словаря. Кто? Что?

/ Можно использовать фишки, флажки, проводится типа соревнования./

    «Что растёт в огороде (в саду)?»

« Кто живёт в лесу?» и т. д.

/использовать муляжи, игрушки, настоящие предметы, предметные и сюжетные картинки./

  1. «Что лишнее?» , «Кто лишний?» , «Четвёртый лишний» / отработка обобщающих понятий/
  2. «Хлопни в ладоши, если услышишь название …»

/ овощей, фруктов, весенних признаков, птиц…/

    Части целого. (Расширение предметного словаря.)

    кожица, мякоть, семечки, дольки …;

    перья, крылья, хвост, клюв, лапы …;

    чешуя, плавники, жабры, хвост … . и т.д.

    Формирование понятия существительных в связи с местоимениями. Игра «МОЙ, МОЯ, МОЁ, МОИ»

/ подбор предметов по любой теме, предм. картинки/

    «Кто? - Что?» , «Живое - неживое». Называние предметов, отвечающих на вопрос -Кто? или -Что?

    «Во саду ли, в огороде!»

    растёт в саду / ребёнок стоит, руки вверх/,

    на грядке / ребёнок присаживается/.

Воспитатель: картофель, огурец, слива, помидор, яблоко, редиска, груша. апельсин, капуста …

/Можно проводить как физ минутку/

    Расширение и активизация словаря признаков (прилагательных)

Какой? Какая? Какое? Какие?

    Игра «Какое яблоко?» /Дети стоят в круг и передают друг другу яблоко (мяч) и называют слова, кто молчит, тот выходит из круга/ (На любые темы: Какая зима, какой котёнок, какая снежинка …)

    Образование им. прилагательных от им. существительных.

« Времена года» весна - весенний, зима - зимний, осень - осенний, лето - летний …

«Фрукты» - Какой сок, если его сделали …

    из яблок - яблочный;

    из груш - грушевый;

    из слив - сливовый;

    из апельсина - апельсиновый … ит.д.

    Образование притяжательных прилагательных.

«Дикие животные» , «Домашние животные» ,

«Птицы - перелётные, зимующие»

«Чей хвост? Чья морда? Чьё ухо? Чьи следы?»

/лисий хвост, лисья морда, лисье ухо; вороньи следы, медвежьи следы …/

    «Узнай по описанию»

Воспитатель: оранжевая, твёрдая, длинная, хрустящая, сочная, длинная …(морковь)

Ребёнок - аналогично, но о других предметах.

/Все темы/

    Образование относительных прилагательных от существительных. «Лес, деревья» /гербарий /

«Какой лист?» (Экскурсия в лес)

Дуб - дубовый;

Клён - кленовый;

Липа - липовый;

Ель - еловый;

Осина - осиновый … ит.д.

    Развитие и активизация глагольного словаря.

Что делает? Что сделал? Что сделает?

    Игры - загадки.

«О ком я говорю?»

    летает, клюёт, вьёт, поёт, высиживает, …;

    воет, охотится, гонится, скалится …;

    убегает, прыгает, боится, грызёт, барабанит, петляет..; ит.д.

    Игра с мячом. «Скажи о котёнке» - что он делает?

/можно использовать, как орг. момент /

    «Я скажу об одной птице, а вы о стае птиц»

Изменение глаголов по числам.

    ходит ---ходят машет ---машут

    прыгает ---прыгают клюёт ---клюёт

    летает ---летают чирикает ---чирикают

    сидит ---сидят вьёт ---- вьют

    Работа над предлогами.

    Практическое усвоение предлога -НА-.

а) «Игра с листочком» «Осень»

    Куда упал листок. (На дорожку, на крышу, на

зонт, на на землю …

б) «Где лежит снег?» «Зима»

в) «Куда сел воробей?» «Зимующие птицы» …

2. Практическое усвоение предлога -В-.

а) «Что лежит в корзине?» «Овощи, фрукты»

б) «Кто где живёт?» «Дикие животные»

3. Практическое усвоение предлога -ИЗ-.

а) «Что выдёргивают из земли?» «Овощи»

/морковь, репу, редис, свёклу …/

б) «Что делают из …» «Фрукты»

/ из яблок - компот, варенье …/

в) «Что делают дети из снега?» «Зима»

Дети из снега лепят крепость /снеговика,

снежную бабу, горку …/

    Практическое усвоение предлогов: У, С («Кто с кем» «Дом. и дик животные» «Животные с детёнышем»), ОКОЛО, частично НАД, ПОД.

Грамматические упражнения.

(Старшая группа)

    «Один - много». Образование множественного числа им существительных.

    яблоко - яблоки;

    медведь - медведи;

    снежинка - снежинки;

    ручей -- ручьи …

    «Назови ласково» , «Что у гномика» (игрушка гномика). Образование уменьшительно - ласкательной формы им. существительных.

У тебя. - У гномика.

слива - сливка

ягода - ягодка

заяц - зайчик

воробей - воробышек

зима - зимушка …

    «Чего (кого) нет?» (на блюде, в лесу, на грядке …)

Практическое усвоение родительного падежа единственного числа.

    нет груши, нет яблока;

    нет свеклы, нет лука;

    нет лисы, нет волка;

    нет сороки, нет вороны … и тд.

    «Посчитай» , «Игра с числами 2 и 5». Согласование им числительных с им существительным.

Одна репа, две репы, пять реп,

    один зонт, два зонта, пять зонтов,

    одно дерево, два дерева, пять деревьев …

    «Кому - что?» Практическое усвоение дательного падежа единственного числа.

Коту мышку. Использовать

Кролику морковку. предметные

Петуху зерна. картинки.

Медведю мёд. …

    «Про что можно сказать …?» Согласование им существительного с им прилагательным в роде, числе и падеже.

    КРАСНЫЙ - арбуз, мак, лист, лис, попугай …

    КРАСНАЯ - ягода, малина, редиска, гвоздика …

    КРАСНОЕ - солнце, яблоко, дерево.. итд.

    «Игра со словом ЕХАЛ». Префиксальное словообразование. (использовать игрушки)

УЕХАЛ, ПОЕХАЛ, ПРИЕХАЛ, ПОДЪЕХАЛ,
СЪЕХАЛ,ВЫЕХАЛ, ВЪЕХАЛ, ЗАЕХАЛ …

    Антонимы. «Скажи наоборот»

Зимой холодно, а летом жарко.

Виноград сладкий, а лук горький.

Река широкая, а ручеёк узкий. Итд.

Грамматические упражнения.

(Подготовительная группа)

    «Игра со словом МНОГО» Образование формы родительного падежа множественного числа.

    много лука, много картофеля …;

    много снега, много сугробов … ;

    много ежей, много зайцев … ит.д

2. Образование слов с уменьшительно - ласкательными и увеличительными оттенками. Работа по схеме.

«У гномика и у великана».

    лук - лучок - лучище;

    слива - сливка - сливища;

    кот - котик - котище;

    крыло - крылышко - крылище; … итд.

    Образование сравнительной степени прилагательных. «Похвались»

ЯБЛОКО - спелое - спелее

    красное - краснее

    вкусное - вкуснее

    сочное - сочнее

ОСЕНЬ - ЗИМА

    холодно - холоднее

    сильный (ветер) - сильнее

    темные - темнее

    тёплые (одежда) - теплее … итд.

    Образование сложных слов методом словосложения.

Лист + падает = листопад

Сад + разводит = садовод

Хвост + длинный = длиннохвостый

Белый + бок = белобокая

Большие + уши = большеухий

Красная + грудь = красногрудый

Толстое + брюхо = толстобрюхий

Длинные + крылья = длиннокрылый …

    Практическое усвоение сложных предлогов:

МЕЖДУ, НАД, ПОД, ИЗ - ЗА, ИЗ - ПОД.

«Кто выглядывает ИЗ - ЗА сугроба?»

«Что (кто) спрятался ПОД снегом?»

« Кто(что) сидит (растёт) МЕЖДУ …?»

«Кто выглядывает ИЗ -ПОД …?»

5. Префиксальное словообразование. (Использовать приставки на каждого ребёнка.)

СЛОВАРНАЯ РАБОТА.

    Многозначность слов. Обращать внимание детей, что у некоторых слов несколько значений.

Идёт - снег, дождь, человек, часы …

Ножка - у ребёнка, у стула, у торшера, у гриба..

Шляпка - у мамы, у гвоздя, у гриба …

Рожок - у телёнка, у люстры, название булки, мороженное, музыкальный инструмент …

    Родственные слова. (Использовать набор слов, дерево)

ЛЕС - лесной, лесник, лесок, перелесок …

    Антонимы. «Скажи наоборот»

    Синонимы. Подбор слов, имеющих одно значение и разное звучание.

ИДЁТ - шагает, движется, стремится …

БЕЖИТ - несётся, торопится, мчится, стремится …

    Подбор слов - рифм. Использовать фишки, флажки.

ОВЕЧКА - свечка, печка, крылечко, уздечка, колечко, …

ШИШКА - крышка, мышка, малышка, мальчишка, книжка, фишка, коврижка, зайчишка, хвастунишка мартышка … итд.

СОСТАВЛЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

С союзом КАК:

    У мухомора шляпка красная, как косынка.

    Вишня мелкая, как бусины.

Слон огромный, как гора. …

С союзом А:

Ранней осенью погода тёплая, а поздней холодная.

    Зимой ветер холодный, а летом тёплый. …

С союзом ПОТОМУ ЧТО:

Почему на улице тепло?

На улице тепло, потому что наступила весна.

    Почему Катя не пошла на прогулку?

Катя не пошла на прогулку, потому что промочила ноги. … итд.

«Угадай настроение».

Сначала детей знакомят с различным эмоциональным состоянием (радость, грусть, безразличие, возмущение), анализируют средства их передачи и выражения, позволяющие окружающим их понять. (Это удобно разбирать в теме «Человек - живое существо».)

Затем предлагаются различные ситуации, к которым необходимо подобрать наиболее соответствующее настроение, состояние, чувство.

Например, ситуация «заболела бабушка» - какое настроение, чувство возникает сразу? (Грусть, страх, испуг.) Какое качество характера больше всего пригодится в данной ситуации? (Решительность, находчивость, смелость.)

«Пословицы».

Детям предлагается несколько известных пословиц и «расшифровывающих» их картинок. Задачей является соотнесение пословицы и наиболее отвечающей ее смыслу картинки. Обязательным следует объяснение, почему ребенок выбирает ту или иную картинку. Среди набора картинок должны присутствовать такие, которые буквально отражают содержание пословицы или поговорки.

Пошла Настя по напастям.

Отец накопил, а сын рассорил.

Не смейся, братец, над чужой сетрицей: своя в девицах.

Наш Авдей никому не злодей.

Яблоко от яблони далеко не катится.

Добрый (умный) Демид на худых (глупых) не глядит. (Не берет плохой пример и не сваливает потом вину на других.)

Дедушка и не ведает, где внучек обедает (тайком что-то делает от своей семьи - крадет).

Нашего Мины не прошибешь и в три дубины (упрямый).

Отец бьет не на мученье, а на ученье.

Нелюбимого сына - калачом, а любимого - лозою.

В дороге и отец сыну - товарищ.

Река Волга - матушка, Дон - батюшка.

Земля-мать подает кладь.

И у родного брата душа - потемки.

Маменькин сынок - это батюшкин горбок.

Малые детки - малые бедки.

Этот ребенок - что поросенок.

Он нашему слесарю троюродный купец. (Чужой.)

Ближняя родня: на одно солнышко глядим, из одной землицы испечены.

Твоя бабушка моего дедушку за нос водила. (Далекие.)

Родня средь дня (в обед), а как солнце зайдет (горе), так и черт не найдет.

Речевые логические задачи на понимание социальной взаимосвязи:

1) Мальчика Сашу спросили:

У тебя есть брат?

Есть,- ответил Саша.

А у твоего брата есть брат?

Нет,- сказал Саша.

Правильно ли ответил мальчик и почему?

2) Шли семь братьев. У каждого брата - по сестре.

Сколько всего шло человек? (Восемь.)

В семье - восемь детей. У каждого брата есть сестра. Сколько в этой семье мальчиков? (Семь.)

Живут в семье дети: у каждого брата есть сестра и по шесть братьев. Сколько детей в семье? (Восемь.)

3) За столом сидели: две мамы, две дочки, одна бабушка да одна внучка. Сколько всего человек сидело за столом? (Три.)

4) По дороге шли: два папы, два сына, один дед да один внук. Сколько всего человек шло по дороге? (Три.)

5) По улице идут два сына и два отца, а всего три человека. Может ли так быть?

«Умозаключения». На установление причинно-следственных связей (по типу «Закончи предложение»):

а) Петя старше Маши, а Маша старше Коли. Кто самый старший? Кто самый младший?

б) Мама попросила вдеть нитку в иголку, потому что…

в) Папа включил телевизор, потому что…

г) Если мама младше папы, то папа… (старше мамы)

д) Если брат старше сестры, то сестра… (младше брата)

е) Папа с сыном готовят обед, потому что…

ж) Дедушка огорчился, потому что…

з) Мама обрадовалась, потому что…

и) Если я заболею, то мама…

«Проблемные ситуации».

Папа позвал тебя с улицы домой, а ты не хочешь идти, т. к. не закончил игру…

Ты съел конфеты, которые мама отложила для гостей…

У тебя плохое настроение, ты капризничал, и поэтому вся семья опаздывает на представление в цирке…

«Измени слова».

Измени слова так, чтобы получилось как можно больше предложений:

а) Мама, кормить, каша, Даша.

б) Папа, сын, учить, пилить, полено, у.

в) Бабушка, помогать, сумка, внук, нести. И т. п.

Предлагайте эту игру с опорой на предметные картинки или знаки-символы.

«Исключение лишнего».

Мама, бабушка, внук, папа, Маша.

Мама, папа, бабушка, внучка.

Дедушка, бабушка, сын, Петров, мама.

Брат, братья, сестра, братьев, братьям.

Мамы, папы, сестры, сын, братья.

«Многозначные слова».

Объяснить значение слова МАТЬ в различных вариантах:

Моя родная мать.

Родина-мать зовет.

Мать-земля нас кормит.

Маменькин сынок.

Материнский совет.

Мамин день и День матери - это один день?

«Сравнения».

Для сравнения разных предметов (лиц) нужно сопоставлять только признаки, противоположные по значению. Найди ошибки и исправь их:

Было у одной вдовы две дочери: одна была красивая и работящая, а другая сварливая и злая (надо: уродливая и ленивая).

Было у отца двое сыновей: старший был умен и толков, все у него ладилось, а младший дурень - ничего как следует не понимал.

«Укрась слово».

Эта игра хорошо развивает образное мышление, воображение, ассоциативный процесс и общую информированность детей. Основной задачей игры является подбор к предлагаемому существительному (на начальных этапах - с опорой на картинки или фото своих близких) как можно больше прилагательных.

Группа делится на две команды.

Какая команда предложит последнее слово-определение, та и выиграла.

Каждой команде предлагается свое слово и подсчитывается количество придуманных определений (украшений) к нему за определенное время (используются песочные часы).

Например: Бабушка какая?

Добрая, старенькая, ласковая, мудрая, красивая, молодая, заботливая, сгорбленная, уставшая, большая, приболевшая, трудолюбивая, мастерица, слабая, прожившая большую и интересную (трудную) жизнь, одинокая, любящая и любимая, умелая, беззубая, седая.

« ».

Это упражнение способствует развитию навыков творческого конструирования образов фантазии при корректирующей (критической) функции мышления.

Детям предлагается соединить два слова при помощи предлога или падежа:

а) в словосочетание;

б) в предложение.

Слова для работы: бабушка - внучка (бабушка с внучкой);

папа - пиджак (папа в пиджаке, без пиджака);

мама - туфельки;

брат - игрушка;

семья - дети.

Л. Ладутько, С. Шкляр

План-конспект непосредственно образовательной деятельности (НОД) по развитию лексико-грамматических средств языка «Дикие животные весной» в подготовительной группе

Тема НОД: Дикие животные весной.
Цель НОД: обучать детей образованию притяжательных прилагательных.
Задачи :
Коррекционно-образовательные:
- уточнять, расширять и активизировать словарь детей по теме: «Дикие животные»;
-совершенствовать грамматический строй речи: образовывать существительные в творительном падеже единственном числе (с медвежонком, с волчонком)
-образовывать существительные в родительном падеже единственном числе (нет хвоста, нет лапы и.т.д)
- актуализировать умение отвечать на вопросы полными предложениями;
- продолжать работу по составлению рассказа с использованием мнемотаблиц;
-продолжить работу над средствами интонационной выразительности: умение задавать вопрос, использую вопросительную интонацию: " кто это?"
Коррекционно-развивающие:
-развивать высшие психические функции (память, мышление, внимание);
-развивать мелкую моторику с помощью Су-Джок терапии.
-развивать общую моторику
Коррекционно-воспитательные:
-формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само-стоятельности, инициативности, ответственности.
- закреплять стойкий познавательный интерес детей к рассматриваемой, изучаемой теме, через привлечение разнообразного дидактического материала;
-воспитывать любовь к животным;
Направление (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования): речевое.
Тип НОД: обобщение.
Интегрируемые образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие»
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, двигательная.
Планируемые результаты формирования целевых ориентиров воспитанников (в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования):
-проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности;
-активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
-происходит развитие слухового и зрительного внимания.
Форма проведения НОД : фронтальная.
Методы и приёмы:
-словесный, наглядный, игровой, эмоциональный, познавательный.
Применяемые педагогические технологии: су-джок терапия, информационно-коммуникативные, развивающие и здоровьесберегающие.
Характеристика аудитории: дети подготовительной группы (6-7 лет).
Время, требуемое для проведения мероприятия: 30-35 минут.
Оборудование: домик; картинки следы животных; 7 конвертов, муляжи диких животных, картинки диких животных, волшебный мешочек, шарики, змейка-шагайка, аудиозапись, магнитофон, коврограф.
Методические приёмы:
1. Организационный момент.
2. Проблемно-поисковый момент.
3. Прослушивание аудиозаписи.
4. Дидактические игры и упражнения.
5. Динамическая пауза.
6. Практические речевые упражнения.
7. Итог НОД - релаксация.
Предварительная работа:
1. Изготовление пособий.
2.Предварительная работа с детьми
Рассказ детям о том, что все лесные звери рады весне: «Зимой было голодно и холод¬но, а теперь стала расти травка, на деревьях и кустах появились первые листочки. Рады зайчики - надоело им за зиму ветки да кору грызть, хочется отведать свежей зелени. На прогретую землю начали выползать жуки, червяки, все чаще из своих норок выходят полевые мыши. Значит, и ежам будет, чем подкрепиться.
Весной животным жарко в зимних шубах, слишком мех густой. А солнышко все горячее и горячее, пришло время менять зимний наряд. Начали звери линять. Постепенно выпадает у них старая шерсть - мех становится редким. Теперь не так жарко будет лесным жителям на весеннем солнышке. Некоторые звери не только линяют, но даже меняют цвет своей шубки. У зайца зимой мех был белым, а вес¬ной стал серым. Так ему в лесу от хищников прятаться легче. И зимой на снегу в белой шубке не видно зайчишку, и весной серый мех помогает под кустами от врагов прятаться.
Подготовила : Матвеева Ольга Юрьевна, учитель-логопед МБДОУ № 51 города Пскова.

I. Организационный момент
А) Звучит аудиозапись (весна-лес)
Она превращает почки
В зеленые листочки.
Деревья одевает,
Посевы поливает.
Всех разбудит ото сна.
А зовут её ?
Дети: весна
Давайте ощутим её прикосновение (звучит аудиозапись)
Массаж лица.
Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание и ласкает нам лицо.
Дождик ещё холодный. - постукивание подушечками пальцев
По утрам ещё иногда пощипывает морозец. - пощипывание
А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание
Б) Проблемно-поисковый момент. Следы животных приводят детей к домику, который закрыт. Дети находят конверт. Слышат смех. Домик закрыт, чтобы его открыть выполните задания.За каждое задание я буду оставлять ключики.
II. Основная часть
1. Актуализация знаний по теме: «Дикие животные»
1. Игра «Отгадай чьи следы».

– Кто оставил этот след? Этот след оставил медведь.
– Чей это след? Это медвежий след.
-Дети отвечают по очереди: это волчьи, это лисьи, беличьи, заячьи следы, кабаньи следы, оленьи следы, рысьи следы. Ребята получают ключик.
Беседа о диких животных.
Почему этих животных называют дикими? (картинка диких зверей)
Дети. Они живут в лесу, сами добывают себе корм, сами о себе заботятся.
Логопед. Чем дикие животные отличаются друг от друга?
Дети. Они разного размера. Они питаются разной пищей. У них разные хвосты, лапы и т.д. Мех у них разного цвета и т.д.
Что происходит весной с животными? Звери весной линяют, меняют свою теплую зимнюю шубку на более легкую. Зайчик меняет свою белую шубку на серую, белочка – серую шубку меняет на рыжую)Ребята получают ключик.
2. Игра "Чей хвост" (работа с пособием)


Это лисий хвост.
Это беличий хвост.
Это заячий хвост.
Это волчий хвост.
Это медвежий хвост.
Это рысий хвост.
Ребята получают ключик
3. «Кто как голос подает?» (с мячом)
Если прислушаться, то в лесу можно услышать много разных звуков.
Волк в лесу - … воет
Медведица - … ревет, рычит
Кабан - … хрюкает
Лиса - … тявкает
Еж -фыркает
4. Игра "Чем питаются звери " (работа за столом)
– Чем питается заяц? Ответ: Заяц питается травой, листочками).
- Чем питается медведь? Ответ: Медведь питается травой, жуками, мышами, зайцами, мёдом).
– Чем питается белка? Ответ: Белка питается шишками, орехами).
– Чем питается еж? Ответ: Ёж питается жуками, червяками, мышами).
– Чем питается волк? Ответ: Волк питается мясом - ловит мышей, зайцев, лис).
–Чем питается лиса? Ответ: Лиса питается мышами, зайцами).Ребята получают ключик.
III. Физкультминутка (двигательная активность детей).
5. Речедвигательное упражнение:
В лес отправимся гулять, дети маршируют.
Будем весело шагать.
На носочки встали к лесу побежали. бегут на носочках.
Ноги выше поднимаем, ходят высоким шагом.
мы на кочки наступаем. идут по кочкам
Мы на кочки наступаем.
Очень весело шагаем. дети маршируют
IV. Продолжение темы
6. Игра “Животные и их детёныши ”. (работа на коврографе).


Логопед: У каждого животного есть семья. Сейчас мы узнаем, с кем живут животные и чья это семья. Каждый ищет семью животному (индивидуально)
С кем живёт медведица?
Первый ребёнок: Медведица живет с медвежонком.
Логопед: С кем живет ежиха?
Второй ребёнок: Ежиха живет с ежонком.
Логопед: С кем живет зайчиха?
Третий ребёнок: Зайчиха живет с зайчонком.
С кем живёт белка? Белка живёт с бельчонком.
С кем живёт волчица? Волчица живёт с волчонком.
Ребята а кого здесь не хватает? Ответ: Не хватает (волка, зайца, ежа, медведя, оленя).Как вы думаете почему их нет? Ответ: они ушли охотится.
Ребята получают ключик
7. Игра “Чего нет у зверей?” (работа с разрезной картинкой). Картинка разрезана на 6 частей.
Упражнение в образование сущ. в единственном числе родит. падеже.
На столах у детей конверты. В них животные без каких-либо частей тела.
Логопед: Откройте свои конверты и составьте животное целиком.
Логопед: Чего нет у лисы? У лисы нет носа.
Чего нет у белки? У белки нет хвоста.
Чего нет у волка? У волка нет уха.
Чего нет у медведя? У медведя нет хвоста.
Чего нет у зайца? У зайца нет лапы.
Чего нет у ежа? У ежа нет носа.
8. Игра "Угадай кто это?" (с использованием мнемотаблицы)


закреплять умение подбирать существительные к прилагательным. Дети загадывают загадки друг другу, вытягивая картинки из чудесного мешочка.
-Он косолапый, неуклюжий, спит в берлоге, ест мёд...кто это? медведь
-Он серый, зубастый, страшный, спит в логове, ест мясо...кто это? волк
-Она хитрая, пушистая, рыжая, спит в норе, ест зайцев...кто это? лиса.
-Он маленький, длинноухий, зимой белый, летом серый...кто это? заяц...
-Он колючий, питается жуками, червяками...кто это? ....ёжик
-Любит орехи, живёт в дупле, меняет серую шубку на рыжаю.....кто это? белка
Ребята получают ключик
9.Су-Джок-терапия (дети садятся на подушечки)
Упражнения с шариком массажером Су – Джок
На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/

Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/
И катались по траве, /катать вперед – назад/
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/
Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/
Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/
10. Найди нужный ключик от домика(развитие мышления)
V. Итог НОД
11.Сюрпризный момент.

Тема «Кто где живет?»

ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

Закреплять знания о диких животных, знакомить с их жилищами.

Расширять и активизировать словарный запас по темам «Дикие животные». «Зима».

Формировать практические навыки правильного употребления относительных прилагательных, закреплять умение согласовывать существительные с прилагательными.

Развивать навыки связного высказывания, познавательные способности, воображение, творчество.

Формировать экологическую культуру, воспитывать чувство прекрасного.

ОБОРУДОВАНИЕ

Магнитофон; кассета с записью музыки П.И.Чайковского «Времена года»; предметы для «зимнего леса»: искусственные ели, пеньки, ветки, вата, снежинки, белая бумага (дорога со следами зайца), корзиночка с орехами и шишками, мягкие игрушки: медведь, заяц, белка, волк, еж, лиса; фланелеграфы (один большой и два маленьких); картинный материал (дикие животные, их жилища, две-три елочки, кустики, солнышко, сугробы, облака, снежинки и т.д.), маски зайчиков.

Лексический материал:

Имена существительные: белка, медведь, лиса, ежик, заяц, волк, жилище, дятел, дупло, нора, берлога, логово, крона;

Имена прилагательные: дикие, беличья, медвежья, лисья, заячьи, волчье, косолапый;

Глаголы: поселяются, утепляют, выдолбить.

Организационный момент

Логопед. Сегодня к нам на занятие пришли гости. Угадайте, кто?

По деревьям скок-скок,

Да орешки щелк-щелк.

Дети. К нам пришла белка.

После каждого ответа логопед выставляет на фланелеграф картинку с изображением животного.

Логопед. А как вы догадались?

Дети. Белка питается орехами. Она быстрая, легко прыгает.

Логопед. Ходит летом косолапо,

А зимой сосет он лапу.

Дети. Медведь.

Логопед. А как вы понимаете слово косолапо?

Дети предлагают варианты лексического значения данного слова, которые, как правило, неточны.

Логопед поясняет: «Ходить косолапо - ступать пятками врозь, неуклюже, неловко».

Рыжая, хитрая, кур крадет.

Дети. Лиса.

Логопед. А что значит хитрая?

Дети. Умная. Она обманывает всех. Лиса скрывает свои намерения (желания).

Логопед. Ползун ползет,

Иголки на себе везет.

Дети. Ежик.

Логопед. А что вы еще можете сказать о еже?

Дети. У него колючие иголки. Он ест яблоки. Зимой спит долго.

Логопед. Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, любит морковку.

Дети. Заяц.

Логопед. А что еще можно сказать о зайце?

Дети. Он меняет шубку, зимой она белая. Заяц всех боится.

Логопед. Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

Дети. Волк.

Логопед. Посмотрите на картинки, которые появились на фланелеграфе. Назовите наших гостей одним или двумя словами.

Дети. Звери. Дикие животные.

Логопед. Почему этих животных называют дикими?

Дети. Они живут в лесу, боятся человека. Это неприрученные животные.

Сообщение темы занятия

Логопед. Сейчас мы продолжим разговор о диких животных, их жилищах. Как вы понимаете слово жилище?

Дети предлагают варианты лексического значения данного слова, которые, как правило, неточны. Логопед поясняет: «Жилище - место обитания животных вдали от человеческого жилья». Названия некоторых жилищ животных вы знаете. А вот как они выглядят, мы посмотрим в сказочном лесу.

Основная часть

7. Проведение психогимнастического этюда

Звучит музыка.

Логопед. Закройте глаза и представьте себе все, о чем я буду вам рассказывать.

На улице зима. Все кругом белым-бело. Снег искрится на морозе, хрустит под ногами. Мы встали на лыжи и отправились в лес. В лесу тихо. Ветви деревьев стали тяжелыми от снега и опустились вниз. Деревья, словно из сказки: пушистые снежинки облепили все веточки. Крона (так называется верхняя часть дерева) вся ослепительно белая, только ствол темнеет на фоне пушистого снега. Стоит подуть ветерку, как снег начинает осыпаться с веток. И это так красиво. Л теперь, дети, откроем глаза. Я скажу вам но секрету, что маленький уголок сказочного леса находится рядом с нами.

Дети вместе с логопедом идут в другую комнату, где создан «зимний лес».

Присмотритесь и прислушайтесь. Что вы видите? Что вы слышите?

Дети. Тут тихо. Стоят зеленые елочки, усыпанные снежинками. На деревьях птички. В дупле сидит белка.

Музыка смолкает.

Логопед. Где? Покажите мне ее. Как называется ее дом? Дети. Ее дом называется дуплом.

Логопед. Белка сама не может выдолбить себе дупло. Откуда это дупло? Как вы думаете?

Дети. Там жила другая белка. В старом дереве белка нашла себе дом.

Логопед. Белки поселяются в дупле, которое остается после дятла. Они утепляют его мхом, сухими листьями и травой. (Раскрывает корзиночку, опрокидывает ее, орехи и маленькие сосно вые шишечки раскатываются по «снегу».)

Ой! Что я наделала. Как вы думаете, откуда это?

Дети. Это запасы белки на зиму. Она сама собирала.

Логопед. Возьмите орех или шишку и положите на ладошку. Рассмотрите их.

2. Проведение пальчиковой гимнастики и упражнения по профилактике нарушения зрения

Логопед. Давайте поиграем с орехами (шишками).

Дети зажимают орехи (шишки) в кулачок (5-10 раз), прокатывают между ладонями (вверх-вниз, вправо-влеьо), делают круговые движения по ладоням, затем вытягивают правые руки, большим и указательным пальцами удерживают данные предметы и медленно отводят руки вправо, влево, делают круговые движения руками и внимательно следят глазами за движением предмета, не поворачивая головы.

У вас очень хорошо все получилось. Положите орехи и шишки в корзиночку и оставьте их белке. А теперь посмотрите, что это? (Выставляет картинку.)

Ребята, посмотрите, что это?

Дети. Это нора. Мы видим хвост лисы. Это дом лисы. Логопед. Это лисья нора. Давайте повторим название дома лисы.

Дети хором и индивидуально произносят предложение.

А как называется жилище медведя? Дети. Берлога.

Логопед. Давайте пофантазируем и представим, как медведь строит берлогу?

Дети. Большое дерево упало, и медведь залез под него. Это большая яма, а сверху ветки.

Логопед. Я принимаю ваши ответы и во мпогом с вами согласна: медведь устраивает берлогу в большой яме, обязательно в сухом месте, под вывернутым с корнями деревом и там засыпает. Как вы думаете, где расположился медведь в нашем «лесу»?

Дети показывают на большой «сугроб».

Но тревожить медведя не будем, пусть спит в своей берлоге. А кто еще спит зимой? Дети. Еж.

Логопед. А какое жилище у ежа? Дети. Он спит в листьях.

Логопед. Ежи спят полгода. Они забираются под кучу листьев, травы, веток, а иногда под корни старых деревьев. А сейчас посмотрите, что это за следы? (Выставляет картинку.)

Дети. Это следы лисы, зайца.

Логопед. Правильно. Сейчас мы превратимся с вами в зайчиков и попрыгаем по заячьим следам. Я думаю, они нас приведут к дому зайца.

Татьяна Бурмистрова
Лексико-грамматические игры и упражнения для детей старшего дошкольного возраста.

Лексико-грамматические игры и упражнения способствуют расширению и активизации словарного запаса детей, развивают логическое мышление, воображение, направлены на формирование умения грамотно строить предложения и умение отвечать на поставленные вопросы. В своей работе я часто использую данные упражнения для развития речи детей, расширения словарного запаса, развития логического мышления.

1. Если я…

Цель: развивать логическое мышление, учить грамматически правильно строить предложения.

Педагог предлагает детям закончить предложение, подумав о возможных результатах:

Если я полью цветы…

Если я соберу свои игрушки.

Если я выйду летом в пальто…

Если я открою в ванной кран с горячей водой.

Если я поеду в зоопарк…

Затем можно продумать ответы на те же ситуации с частицей «Не».

2. Что бывает круглым?

Цель: развивать логическое мышление, активизировать словарь детей, развивать воображение.

Педагог, кидая мяч детям по очереди, задает вопрос, на который те должны ответить, после чего вернуть мяч обратно.

Что бывает круглым?

Что бывает длинным?

Что бывает высоким?

Что бывает зеленым?

Что бывает сладким?

Что бывает горьким?

Дети дают свои варианты ответов на каждый вопрос.

3. Кто больше?

Цель: расширить словарный запас детей, развивать память, речь.

Педагог просит детей назвать как можно больше слов, начинающихся с определенной буквы. Выигрывает тот, кто назвал больше всех слов на определенную букву.

К этой игре можно подготовиться заранее и иметь при себе небольшой список слов.

4. Говори наоборот.

Цель: развивать речь, воображение, логическое мышление.

Педагог называет слово и просит детей назвать слово «недруг», т. е. противоположное по значению. Например:

Веселый-грустный

Быстрый-медленный

Полный-худой

Большой- маленький

Тяжелый-легкий

Гладкий-шершавый

Умный-глупый

Твердый- мягкий и т. д.

5. Кто как разговарива ет?

Цель: расширять словарный запас детей, развивать связную речь.

Педагог поочередно бросает детям мяч, называет животных. Дети возвращая мяч, должны правильно ответить, как животное «разговаривает».Например:

Корова- мычит

Тигр-рычит

Змея-шипит

Комар – пищит

Собака – лает

Волк – воет и т. д.

6. Кто мы?

Цель: расширять словарный запас детей.

Педагог поясняет детям, что один и тот же человек в разных местах называется по-разному. А вы знаете, кто вы?

У мамы с папой (Сын, дочка.)

У учителя (ученики.)

В детском саду у воспитателя (Воспитанники.)

В транспорте едете? (Пешеходы.)

В магазине, если что-то покупаете (Покупатели.)

В санатории, в доме отдыха (Отдыхающие.)

7. Назови то же самое, но по-другому.

Цель: расширять словарный запас детей, логическое мышление, произвольную память.

Педагог просит детей назвать слова- «друзья», близкие по значению к названным словам:

Смелый- храбрый, отважный.

Красивый- прекрасный, чудесный.

Большой-огромный, громадный.

Маленький-крошечный, малюсенький.

Тихий-бесшумный, неслышный и т. д.

Статьи по теме