Объединяй и направляй примеры из истории. Разделяй и властвуйсенаторы готовят путч, или разрушительная демократия

«Труд» собрал 30 громких высказываний о работе и попросил экспертов их прокомментировать

«Разделяй и властвуй» — мудрое правило, но «объединяй и направляй» — еще лучше».

Иоганн Вольфганг Гете, немецкий поэт и мыслитель.

Анна Мухина:

— Если говорить об управлении коллективом, то именно это правило приведет к успеху. Оно позволит наиболее эффективно использовать потенциал сотрудников и добиться синергетического эффекта команды, когда общий результат выше суммы его отдельных составляющих.

«Кто не умеет говорить, карьеры не сделает».

Наполеон Бонапарт, император франции, выдающийся полководец и государственный деятель

Тимур Соколов:

— Очень категоричное заявление. Если речь идет о науке и технике, эти специалисты по природе своей часто неразговорчивы. В их случае только заслуги и проекты помогают преодолевать ступени карьерной лестницы.

«Неважно уметь хорошо работать — важно уметь хорошо доложить».

Бернар Тристан, французский писатель

Тимур Соколов:

— Вопрос хорошей презентации вечен и очень актуален. Так как большинство людей воспринимают информацию эмоционально, порой именно красочная презентация является ключевым элементом общего успеха. Но это совершенно не отменяет профессионального решения поставленных задач.

«За всякое порученное дело должен отвечать один и только один человек».

Отто фон Бисмарк, политик, первый канцлер Германской империи

Анна Мухина:

— Да, всегда должен быть кто то, с кого можно спросить.

«Чтобы сделать карьеру, следует одеваться во все серое, держаться в тени и не проявлять инициативы».

Шарль Талейран, французский политик и дипломат

Анна Мухина:

— Этот совет устарел. В современном мире трудно найти организацию, где таким образом можно было бы продвинуться. Сейчас особенно ценится инициативность. Успех во многом зависит и от успешного общения с коллегами. А человек, не умеющий строить отношения с окружающими, имеет мало шансов сделать карьеру.

«Карьеры, пробитые собственно головой, всегда прочнее и шире карьер, проложенных низкими поклонами или заступничеством важного дядюшки».

Дмитрий Писарев, литературный критик

Тимур Соколов:

— Добившись успехов в карьере своими силами, мы становимся лидерами в собственной сфере. Лидер по своей натуре оказывает влияние, которое выстраивается на доверии и уважении со стороны сотрудников. Поэтому карьеры, «пробитые своей головой», гораздо более ценные.

«Характер человека по-настоящему можно узнать, когда он станет твоим начальником».

Эрих Мария Ремарк, немецкий писатель

Вера Игнаткина:

— Чаще наоборот. Работники одного уровня часто поверяют друг другу душевные переживания и обсуждают руководство, часто в неблаговидных выражениях. И бац — один из них становится начальником другого Один не может понять, почему повысили не его, другой — почему тот не подчиняется и продолжает звать на вечерние посиделки. Конфликт неизбежен.

«Вверх лезут в той же позе, что и ползают».

Джонатан Свифт, английский сатирик, политический деятель, публицист

Анна Мухина:

— Мне сложно оценить мудрость этого высказывания. Каждый сам для себя делает выбор — «лезет» ли он наверх или развивается профессионально и строит карьеру. И это, на мой взгляд, разные вещи. Во втором случае речь идет явно не о «позе», а о каких-то иных способах достижения поставленных целей.

«Все искусство управления состоит в искусстве быть честным».

Томас Джефферсон, третий президент США

Анна Мухина:

— Тут можно и поспорить. Что понимать под честностью? Если это стремление всегда говорить правду, не идя на компромисс, то таким образом вряд ли получится чем-то управлять. Или упор в этой фразе мы делаем на слово «искусство», имея в виду умение что-то сказать к месту, а о чем-то умолчать, не обманывая? Без такой способности не обойтись.

«Лучше идеально выполнить небольшую часть задания, чем сделать плохо в десять раз больший объем работы».

Аристотель, древнегреческий философ

Тимур Соколов:

— Действительно, лучше делать одну работу, но на отлично, чем браться за все, но задевать лишь вершки. Выполняя малую часть работы идеально, вы избавляете себя от необходимости ее переделывать. Я часто замечал: команда работает идеально лишь тогда, когда каждый из ее членов выполняет работу на своем участке на 100%.

«Весьма трудно управлять, если делать это добросовестно».

Наполеон Бонапарт

Вера Игнаткина:

— Любая задача, выполняемая добросовестно, трудна. Но результат добросовестной работы приносит свои плоды. К примеру, руководство компании не выплачивает зарплату вовремя — налицо нарушение законодательства, что в итоге можно назвать недобросовестным управлением и даже демотивацией сотрудников. Могут руководители рассчитывать на лояльность персонала и высокую производительность труда? Нет.

«Здоровое недоверие — хорошая основа для совместной работы».

Иосиф Сталин, генералиссимус

Вера Игнаткина:

— Если между коллегами будут разногласия, то работа спориться не будет. В этом случае они будут либо проверять друг друга на стрессоустойчивость, либо перетягивать одеяло на себя. Плюс к этому еще перекладывать ответственность за выполняемую работу на соседа и представлять совместную работу своей заслугой. В итоге не выиграет ни один из участников процесса.

«Если все кажется легким, это безошибочно доказывает, что работник весьма малоискусен и что работа выше его разумения».

Леонардо да Винчи, титан эпохи Возрождения

Тимур Соколов:

— С одной стороны, он может быть высоким профессионалом и ему все может быть по плечу, а с другой — сотруднику это задание может быть просто неинтересно. Хочу провести аналогию: каждый раз сюжет из Библии открывается по-разному. Если человек открывает ее первый раз — все понятно, а далее все сложнее и сложнее.

«Искусство управления состоит в том, чтобы не позволять людям состариться в своей должности».

Наполеон Бонапарт

Вера Игнаткина:

— Для тех, кто нацелен на карьерное и профессиональное развитие, — идеальное суждение. Кризис, начавшийся в 2008 году, сильно изменил рынок: теперь рынок труда стал рынком работодателя. Сегодня работодателю есть из кого выбирать, а значит, для того чтобы не состариться в своей должности, необходимо прикладывать максимум усилий и со своей стороны.

«Любая простая задача может быть сделана неразрешимой, если по ней будет проведено достаточно совещаний».

Райнер Мария Рильке, австрийский поэт

Вера Игнаткина:

— К сожалению, это норма сегодня. Основные причины: задача на самом деле не должна быть решена, и совещания проводятся для отвода глаз. «Специалисты», которые не в теме, считают-либо из-за высокой занимаемой должности, либо из-за завышенной самооценки, — что обязаны высказаться.

«Критикуешь — предлагай, предлагаешь — делай, делаешь — отвечай».

Сергей Королев, советский ученый и конструктор в области космонавтики

Тимур Соколов:

— Критика — это лишь оценочная обратная связь, которая не показывает направлений для роста сотрудника, но если, критикуя, мы предлагаем новое решение, то мы растем. Для получения результата необходимо только действие. И последний элемент любого успеха — это полная ответственность за результат.

«Есть много способов сделать карьеру, но самый верный из них — родиться в нужной семье».

Дональд Трамп, американский бизнесмен

Анна Мухина:

— От семьи действительно многое зависит. И дело не только в том, что протекция позволяет получить хорошую должность. Семья, обеспечившая достойное воспитание и образование своим детям, уделившая внимание развитию способностей, формированию уверенности, создает надежную основу для достижения успеха.

«Нельзя стать узким специалистом, не став в строгом смысле болваном».

Бернард Шоу

Тимур Соколов:

— Быть узким и высококлассным специалистом — это цель, к которой стремятся большинство осознанных людей. А дальнейшее развитие зависит лишь от кругозора специалиста. Для успешного развития нужно стать мастером своего дела, а затем создать хороший маркетинг».

«Дело несделанное лучше дела испорченного, потому что первое можно сделать, а второго нельзя поправить».

Василий Ключевский, русский историк

Вера Игнаткина:

— Спорно и в каждой ситуации индивидуально. Пример. Сотрудник, отвечающий за безопасность на производстве, не проверил исправность фрезерных станков, и рабочий получил серьезную производственную травму. То есть дело не сделано, но его можно сделать после. Да, но здоровье рабочему не вернешь.

«Любой человек способен сделать любую работу при условии, что за нее не нужно приниматься сейчас».

Роберт Бенчли, писатель-юморист

Тимур Соколов:

— Любой человек может сделать любую работу в любое время. Его готовность обусловлена двумя вещами — мотивированностью и компетентностью.

«Нет ничего более деморализующего, чем маленький, но постоянный заработок».

Эдмунд Уилсон, американский литератор

Вера Игнаткина:

— А вот и нет. Суждение о том, что каждый работник стремится к повышению по службе, неверное. Для многих наличие маленького стабильного заработка лучше, чем нестабильный, но высокий, например, как у менеджеров по продажам, и повышенная ответственность, как у начальников. И сетования на деморализующий маленький заработок — не более чем уловка.

«Если служащий всегда согласен с боссом, он бесполезен для бизнеса».

Элберт Хаббард, английский литератор

Анна Мухина:

— Это взгляд современного западного руководителя, который, безусловно, приведет организацию к процветанию. К сожалению, в наших компаниях далеко не все боссы достаточно дальновидны и уверены в своем профессионализме, чтобы окружать себя сотрудниками, обладающими высокой квалификацией, и ценить наличие у них собственного мнения.

«Нелегко встретить человека, который, отдав учению три года, не мечтал бы занять высокий пост».

Конфуций, древнекитайский философ

Анна Мухина:

— Это высказывание справедливо по отношению к большинству современных выпускников вузов, считающих так: наличие диплома означает, что им обеспечена высокая должность. Завышенные требования к работодателю в сочетании с отсутствием каких-либо требований к себе встречаются нередко.

«Не позволяйте жить слишком спокойно тем, кто у вас работает. Не давайте им прочно обосноваться. Поступайте противоположно тому, чего они от вас ожидают. Пусть все время тревожатся и оглядываются через плечо».

Генри Форд, промышленник

Анна Мухина:

— Если вы поставили себе цель развалить коллектив, деморализовать сотрудников и подорвать их стремление добиться положительных результатов, то надо действовать именно так.

«Комплимент повышает производительность женщины вдвое».

Франсуаза Саган, французская писательница, драматург

Тимур Соколов:

— Женщина более эмоционально воспринимает события. А так как те чувства, которые мы испытываем, отражаются на нашей эффективности, мы можем говорить о комплиментах как об отличном мотивационном инструменте. Но открою секрет: не только на женщин действует правильный и красивый комплимент.

«Любимая работа поднимает рано, и мы с радостью принимаемся за нее».

Уильям Шекспир, английский поэт и драматург

Тимур Соколов:

— Безусловно, любимая работа вдохновляет нас, она позволяет нам использовать ресурсы, о которых мы даже не догадывались ранее. Именно гармония внутренних ожиданий и внешней значимости делает нас успешными. Не зря главный и первый принцип успешного человека звучит так: делай то, что хочешь.

«Легче сделать так, чтобы о вас говорили: «Почему он получил это место?», чем добиться, чтобы кто-нибудь спросил: «Почему он не получил этого места?»

Жан де Лабрюйер, французский моралист

Вера Игнаткина:

— Отказ в повышении не всегда зависит от качеств сотрудника. Во-первых, пост может быть отдан своему человеку. Во-вторых, кандидат, может быть, перерос эту должность, и работодатель понимает, что, заняв ее, сотрудник через какое-то время уйдет.

«Искусство управления заключается в организации идолопоклонства».

Бернард Шоу, писатель и драматург

Вера Игнаткина:

— Идолопоклонство — это перебор, но крупицы здравого смысла в этом есть. Портрет руководителя сегодня примерно таков: профессионал, авторитет для подчиненных, он должен обладать лидерскими качествами, демонстрировать уверенность и нести ответственность за эти решения. Только такой руководитель сможет эффективно решать поставленные задачи.

«Изучив людей, управляют лучше, нежели изучив книги».

Франсуа Фенелон, французский писатель

Вера Игнаткина:

— Наиболее эффективен синтез теории и практики. Книги должны выступать базисом в изучении вопросов управления. Но не стоит забывать, что книги ведущих мировых экспертов — это в большинстве случаев переводные издания западных гуру, чьи советы можно применять, только адаптировав к реалиям российского бизнеса. А вот здесь и требуется наработка собственного опыта.

«Лучший способ сделать карьеру — работать на того, кто делает карьеру».

Марион Келлог, одна из первых женщин-менеджеров в Америке

Анна Мухина:

— С этим утверждением готова согласиться. У такого руководителя есть чему поучиться. И в профессиональной области, и в области взаимоотношений. Кроме того, как правило, такие начальники стремятся создать команду, на которую можно положиться, и, продвигаясь вверх, они и сотрудников ведут за собой по карьерной лестнице.

Высказывания комментировали:

Вера Игнаткина, коуч, наставник по поиску работы компании Job Search Coach

Анна Мухина, психолог, руководитель отдела карьерного консультирования центра «Гуманитарные технологии»

Тимур Соколов, управляющий партнер компании Club Consult Development

Являясь членом региональной предметной комиссии по обществознанию, я ежегодно проверяю часть С Единого государственного экзамена. Большинство работ обязательно включает в себя написание эссе (нередко бывает даже, что эссе является единственным выполненным выпускником заданием), однако работ, которые получают 4-5 первичных баллов (максимальный первичный балл по этому заданию – 5) , очень мало. Очень часто выпускники не могут правильно определить подлежащее рассмотрению в рамках выбранной темы содержание обществоведческого курса, сформулировать проблему или основную мысль, подобрать аргументы – как теоретические, так и фактические. При этом, школьники озабочены вопросом: как научиться писать эссе, а учителя – как научить его писать. Как учитель, у которого ежегодно более 70% выпускников выбирают ЕГЭ по обществознанию , меня тоже не обошла стороной эта проблема, а потому не устаю искать новые эффективные формы работы.

Так например, в прошедшем учебном году в блоге Электронные тетради мы с учениками предприняли попытку совместной работы над эссе онлайн. Как это происходило, и что получилось в итоге, можно прочитать в соответсвующих сообщениях блога (в каждом случае, рядом со ссылкой указана тема эссе, которая отрабатывалась на онлйн-занятии):

Пишем эссе онлайн вместе №1 . Экономика. «Деньги – признаваемое всеми средство обращения, которые принимаются в обмен на товары и услуги и могут быть использованы для накопления богатства и использования в будущем» (Любимов Л.).

Пишем эссе онлайн вместе №6 . Экономика. «Налоги - это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого» (С. Джонсон).

Пишем эссе онлайн вместе №7 . Экономика. «К онкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей » (Д. Сарнофф).

Если внимательно прочитать все семь сообщений, то можно увидеть, что, хотя получившиеся в результате работы эссе являются очень разными и неоднородными по качеству, тем не менее, они значительно улучшили первоначальный вариант. Полезность и эффективность такой работы отмечали и большинство учащихся, принимавших участие в ней. А поэтому, с ейчас, когда до дня сдачи ЕГЭ по обществознанию в этом году осталось менее 10 дней, я предлагаю своим читателям принять участие в эксперименте: давайте попробуем не просто отредактировать имеющееся эссе, как это было в приведенных выше примерах, а написать эссе с нуля в онлайне . Конечно, в первую очередь, эта работа ориентирована на выпускников 11-х классов МАОУ гимназии №23 г. Челябинска им. В.Д.Луценко (сч итаю подобную работу более эффективной в сравнении с традиционными консультациями) , но я приглашаю и всех желающих.

Для совместной работы я предлагаю вам пять тем эссе из демонстрационного варианта ЕГЭ по обществознанию 2013 г. Пять дней – с понедельника по пятницу – пять отработанных тем, попытка написать 10 эссе – по два на каждую тему, используя два разных шаблона: шаблон О. В. Кишенковой и шаблон С. А. Маркина . Описание шаблонов можно прочитать (в сообщении они идут как вариант 3 и вариант 4), более подробно о шаблоне С.А. Маркина с подробным разбором шаблона и примерами готовых эссе написано , сравнительная характеристика этих двух шаблонов (тоже с примерами готовых эссе) есть .

Понедельник, 3 июня 2013 г.

Философия. «Все наши теории – это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов». (В.А. Амбарцумян)
.

1)
2)
_________________________________________
Итоги первого дня. В работе приняли участие:

  • Татьяна Соколова (взяла на себя основную работу по первому шаблону и немного помогала по второму)
  • +Аня Беляева (практически в одиночку работала по второму шаблону)
  • Виктория Усманова (помогала идеями при работе над первым шаблоном, очень жаль, что не закончила работу над идеей по Дидро)
Усталость после ЕГЭ по математике не позволила завершить работу, но даже то, что было сделано таким небольшим кругом за ограниченное время, является вполне достойной работой. Я немного дописала, просто, чтобы закончить работу. 5 баллов такое эссе, конечно, вряд ли наберет на экзамене (хотя...почему бы и нет, возможно, я просто очень требовательна), но 3 — 4 вполне реально. Получилось два варианта эссе по одной теме.
Главное "открытие" первого дня: не работает чат в документе. Пока не разобралась, в чем причина. Подозреваю, что после обновлений, чат работает только в условиях персонализированного доступа. Будем приспосабливаться.

Вторник, 4 июня 2013 г.
Экономика. «Спрос и предложение – это процесс взаимного приспособления и координации». (П.Т. Хейне)
Документ для совместной работы .
Что можно почитать в блоге по теме эссе: .
___________________________
Итоги второго дня. В работе приняли участие:
  • Галина Сергиенко (молодец, сделала основную часть работы по шаблону С. А. Маркина)
  • Татьяна Соколова (могу только восхищаться тем, что человек не ищет легких путей — ведь экономика совсем не ее конек, могла бы пропустить вечер, но молодец, хватается за любую возможность углубить свои знания по курсу, сделала почти всю работу по шаблону О.В. Кишенковой)
  • +Аня Беляева (не сразу включилась в работу, но именно благодаря ей второй шаблон отработан полностью, до конца, мне осталась только больше речевая, нежели содержательная чистка); Социология, социальная психология. «Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)

Однажды И. В. Гёте сказал: «”Разделяй и властвуй” – мудрое правило, но “объединяй и направляй” ещё лучше». По мнению автора, основным принципом успешного политического лидерства является способность управленца объединять различные социальные группы и вырабатывать политический курс, отражающий реалии жизни общества. Лидер должен консолидировать общество, заниматься согласованием интересов различных групп, организаций.

Тезис «Разделяй и властвуй» у многих людей на слуху. Идея заключается в том, что для эффективного управления обществом необходимо разделить его на группы и создать между ними искусственный конфликт.

Лидер в такой ситуации будет иметь функцию арбитра, к которому будут обращаться за решением своих проблем. Именно за счет этого полномочия правитель будет властвовать над обществом. Гёте же вывел новую формулу, которая при рассмотрении намекает на то, что предыдущая определенно имеет место быть, при этом она далеко не идеальна и требует преобразования и переосмысления. Для политического лидера огромное значение имеет сам подход к управлению, поэтому идея, выдвинутая Иоганном Гёте, нуждается в качественном осмыслении. Принцип «разделяй и властвуй» имеет некоторые плюсы, такие как строгий контроль над обществом и твердая власть управленца. Но в определенный момент систему, построенную на данной идее, ждет крах, потому что один человек будет не в состоянии больше сдерживать общественную массу, ведь однажды решительные и бескомпромиссные решения такого лидера могут повлечь негодование со стороны управляемых масс. В свою очередь правило «объединяй и направляй» гласит, что лидеру необходимо соединять общество воедино при помощи согласования интересов различных групп. После консолидации следует направить людей в том направлении, которое соответствует их запросам. Так лидер обеспечивает стабильность политической жизни общества и предохраняет себя от потери власти, ведь все его действия базируются на мнении группы и подкрепляются поддержкой этих самых людей.

Так в чем же заключается недостаток идеи «разделяй и властвуй»? В том, что при таком подходе власть лидера становится авторитарной и постепенно переходит к тоталитарной. При неограниченной власти лидер может постепенно потерять контроль над искусственно созданным конфликтом и таким образом лишиться своей тотальной власти. Яркой иллюстрацией пагубного воздействия данного принципа может послужить фигура Адольфа Гитлера. Получив титул рейх-канцлера, он создал строгое разделение людей, основанное на расовом неравенстве. Появились низшие расы, такие как еврейская и славянская, которые должны были быть истреблены. И напротив, высшая арийская раса – подобие сверх человека, имевшая право на угнетение и порабощение других народов. Власть Гитлера в скором времени превратилась в тоталитарную и стала основываться исключительно на желаниях и решениях фюрера. В итоге это привело к самым катастрофическим последствиям. Адольф Гитлер развязал самую кровопролитную войну в истории человечества, которая была несравнима с другими по степени своей жестокости. По итогам войны были убиты миллионы людей, разрушены сотни городов, погублены тысячи судеб. Принцип «Разделяй и властвуй» в конечном счете довел Гитлера до самоубийства, а Германию привел к печальным последствиям: развалил ее на две части, которым не удавалось объединиться на протяжении долгих лет.

А что же несет в себе принцип «объединяй и направляй»? Он призывает учитывать интересы общества, препятствовать возникновению внутренних конфликтов и двигать людей в нужном для них, а не для клики, направлении. И только лишь одаренный лидер может создавать такие условия, ведь не так просто учитывать интересы большого множества социальных групп. Более того необходимо направлять их в правильном политическом русле. Примером может послужить правление Ивана III Великого. Эпоха раздробленности нанесла немалый ущерб Русскому государству. Земли нуждались в объединении, а народ в мудром правителе. На фоне этих событий возникла фигура Ивана III, который, воспользовавшись своими навыками дипломатии, сумел собрать большинство русских земель воедино. Без кровопролития, конечно, не обошлось, только вот цель оправдала средства и консолидация послужила мощным толчком к развитию Русского государства. Иван Великий направил свою страну на борьбу с иноземными захватчиками и на объединение родных народов под именем единого государя. Период правления Ивана III можно назвать одним из самых подходящих периодов российской истории для иллюстрации принципа «объединяй и направляй» и демонстрации его положительного влияния на практике.

Таким образом, политическое лидерство может быть основано на разных идеях. При этом, если говорить о правиле «разделяй и властвуй», то стоит помнить, что такая модель организации политической жизни может рухнуть из-за того, что искусственный конфликт перерастет в угрозу для власти лидера. Эта модель определенно может быть хорошая на старте политического объединения определенной группы, но не удастся руководствоваться эти принципом долгие годы, при этом не понеся серьезных потерь. Идея «объединяй и направляй» в свою очередь придает стабильность политической системе и помогает людям двигаться к той цели, которую они видят перед собой.

Я - начальник, ты - …

«Разделяй и властвуй» - мудрое правило,
но «объединяй и направляй» - еще лучше.
Иоганн Гете

Наша жизнь наполнена конфликтами. Мы ежедневно сталкиваемся с ситуациями, когда нам нужно отстоять свои позиции и получить желаемое. А что если в спорной ситуации ты должен отключиться от своих эмоций и принять решение для достижения цели не только в своих интересах? И это необходимо делать каждый день, потому что ты - начальник? Давайте разберемся, правильную ли мы занимаем позицию и умеем ли быть эффективными руководителями?

Любой конфликт - это война, где каждая сторона отстаивает свои интересы, будучи абсолютно убежденной в виновности противника и необходимости его наказания. Ни одна из сторон не признает свою неправоту, пока не будет подписан мир. И это в лучшем случае! Стороннее объяснение «объективной» ситуации приводит только к «охлаждению» конфликта, но не к его разрешению. При этом обе стороны останутся при своем мнении и будут копить силы и «оружие» для успешного возобновления боевых действий.

Ежедневно руководители всех уровней становятся одновременно и одной из сторон конфликта, и силой, решающей этот конфликт. Залогом успеха этого решения становится только его управленческая эффективность. Именно поэтому руководитель ни на минуту не должен забывать, что каждый сотрудник - личность, профессионал, знающий цену своему опыту и своему мнению. Ценой вопроса становится автоматическое лишение компании невероятной суммы, определяющей снижение психологической мотивации профессионального сотрудника. Грамотный руководитель не выясняет отношения - он работает! Его цель - получить максимальный эффект из любой ситуации. В противном случае он может обвинить самого себя в некомпетентности, посчитать себя просто «отводящим душу» в остром диалоге с подчиненным.

Поле боя - офис!

В отношениях «руководитель - подчиненный» конфликт заложен изначально. Разные полномочия, разные навыки, разные зоны ответственности - все это рождает бесчисленные столкновения между иерархическими уровнями.
Статистические данные утверждают, что 70% всех межличностных конфликтов в коллективах занимают именно конфликты «руководитель - подчиненный». При этом в отличие от «горизонтальных» отношений они носят в подавляющем большинстве именно профессиональный характер и возникают чаще всего по вопросам обеспечения качества деятельности, оценки результатов работы и введения инноваций.

Частота возникновения конфликтов связана с повышением интенсивности общения в периоды выполнения основных заданий года, вышестоящих проверок, аттестаций, подведения итогов и т.д. В это время происходит около 60% всех конфликтов «по вертикали», при этом особо «острыми» месяцами считаются май и январь, самым «спокойным» - июнь.

На счет отношений непосредственного подчинения приходятся около 55% всех конфликтов, при этом большее количество из них происходит между близкими по служебному положению должностями, соответственно, при увеличении статусной дистанции частота конфликтов уменьшается.

Откуда берется конфликт?

Не секрет, что контролировать труд подчиненных гораздо сложнее, чем их организовывать. Что же обычно начальникам не нравится в подчиненных? По опросам, чаще всего руководители упрекают работников в безынициативности, пассивности и невнимательности в выполнении своей работы. Также не находит понимания исключительно исполнительская позиция подчиненных, нежелание улучшить свою работу, неумение предвидеть проблему, ограниченность и отсутствие идей. Глупость, лень и желание спорить по любому вопросу вызывают раздражение у всех руководителей без исключения.

Но даже простые вопросы руководителя часто воспринимается исполнителем как недоверие или критика и уже вызывают защитную реакцию. Именно так возникает изначальное напряжение в отношениях, которое впоследствии переходит в конфликт. Из этой ситуации руководителю необходимо всегда выходить победителем. Он должен уметь направить энергию назревающего конфликта в позитивное русло и использовать ситуацию для движения к намеченной цели.

«Эффективный» управляющий глазами подчиненных

Вне зависимости от причин возникновения конфликтов руководитель должен справляться со своей задачей - предупреждать и конструктивно разрешать конфликты. Что же отличает успешного руководителя от неудачника, который едва успевает латать кадровые прорехи, теряя самых лучших работников и набирая первых попавшихся кандидатов? Прежде всего, грамотное управление в установленных правилах иерархического конфликта. Успешные организаторы изначально не отрицают возможность появления конфликта и всегда используют его как средство для развития организации.

Прежде всего, руководитель должен обладать неким управленческим авторитетом, которому подчиняются по долгу службы, не саботируя и не сопротивляясь. Однако не подчиняемся мы, как правило, тем начальникам, в ком чувствуем управленческую слабину. Она проявляется в поведении самого руководителя: может ли он сам себя организовать, расходится ли слово с делом, как он ведет себя со своим непосредственным начальством и т.д. И как только подобные недостатки руководителя в глазах подчиненных наберут «критическую массу», исполнители смогут расслабиться и позволить себе многое, как бы «отзеркаливая» непрофессиональность своего руководителя.

По опросам главными недостатками руководителей подчиненные называют неумение четко ставить цели, нежелание вникать в проблемы и рассматривать чужие точки зрения, излишнюю авторитарность, подозрительность и отстраненность от коллектива. Причем чем выше должность самого подчиненного, тем более щепетильно он относится к личностным характеристикам начальника. Негативную реакцию вызывают некомпетентность и подозрительности начальника, а также отсутствие у него вкуса. С другой стороны, эта категория сотрудников с большей лояльностью относиться к требовательности и въедливости в отличие от линейного персонала.
Еще один серьезный «прокол» руководителей в глазах подчиненных - проявление грубости в конфликтах. Часто подчиненные описывают конфликт как следующую ситуацию: руководитель вызывает к себе в кабинет и начинает выражать свое негодование. При этом подчиненный не имеет права высказывать свое мнение и тем более указывать руководителю на некорректность общения. В крайнем случае может попытаться оправдаться, сваливая вину на кого-нибудь другого. Как показывают исследования, такая картина складывается в 30% конфликтов.

Конечно же, причинами низкого авторитета могут стать серьезные проблемы, не зависящие от личностных качеств руководителя. Например, если он недостаточно обеспечен всем необходимым для реализации управленческих решений по объективным причинам или недавно вступил в руководящую должность и испытывает сложность социальной и профессиональной адаптации в роли управленца. Но даже такие причины не смогут оправдать начальника перед вышестоящим руководством, если возникающие конфликты в его подразделении станут причиной проблем для всего бизнес-процесса.

10 правил «эффективного» руководителя

Необходимым условием «здоровья» организации является корпоративная культура, которую создают ее лидеры. Как же правильно должен вести себя руководитель в решении конфликтных ситуаций? Попробуем коротко сформулировать рекомендации:

1. Уделите время и выслушайте подчиненного, ведь именно он обладает необходимой информацией, которой может не хватить для принятия правильного решения. Постарайтесь вникнуть в заботы подчиненного: разумное отношение к его интересам делает подчиненного менее конфликтным и компромиссным.

2. Выражайте свою критику спокойно и кратко, направляя ее на конкретные действия, а не на личность.

3. Аргументируйте свои требования к подчиненному убедительными доводами и правовыми нормами.

4. Заинтересуйте подчиненного в вашем видении решения конфликта. Повлиять на его мотивацию можно путем разъяснения его ошибок, убеждением, некоторыми уступками и т.д.

5. Действуйте уверенно, выражайте полное владение собой и ситуацией. Соблюдайте служебную дистанцию, не допускайте фамильярности, грубости и повышенных тонов в разговоре. Повышенная эмоциональность снижает степень объективности и правоты оппонентов.

6. Не допускайте злоупотреблений своим должностным положением через увеличение нагрузки, создание сложностей, применение дисциплинарных санкций и т.д. Это не только озлобит подчиненного и затруднит разрешение конфликта, но и позволит ему указать на вашу предвзятость и непрофессионализм.

7. Не идите на обострение конфликта без особой необходимости, это ухудшает межличностные отношения и повышает уровень негативных эмоций.

8. Используйте поддержку вышестоящего руководства или коллектива только с целью разрешение противоречия, а не для усиления давления на подчиненного.

9. Не затягивайте конфликт. С течением времени вероятность решения конфликта уменьшается из-за перехода проблемы в эмоциональную сферу. Максимальный результат можно достигнуть в самом начале процесса или в период спада. Самое сложное решение конфликта - в период обострения и с еще меньшей вероятностью - в период повторного обострения. Кроме этого, нельзя забывать, что время, потраченное на решение конфликта, можно смело вычеркнуть из рабочего графика.

10. Не бойтесь идти на компромисс, особенно если вы не уверены в своей правоте. Найдите мужество признаться в этом самому себе, а при необходимости без лишних свидетелей извиниться перед подчиненным.

Помните: как бы ни складывалась ситуация, вы несете в ней большую ответственность. Главные качество «эффективного» руководителя - не прятать «голову в песок», быть справедливым, требовательным к себе и к подчиненным, решать проблемы, а не просто обострять отношения. Вы должны не искать виновных, а выяснять и устранять причину конфликта. И тогда благодаря вашим грамотным действиям раздоры в компании могут исчезнуть навсегда, а психологический климат в офисе станет еще одним фактором мотивации подчиненных.

12 Сен 26.09.2017

Как писать эссе? ЕГЭ по обществознанию, задание № 29

Последнее задание КИМ ЕГЭ по обществознанию принято считать самым сложным. На написание мини-сочинения экзаменаторы ФИПИ отводят 45 минут. Правильное выполнение задания дает максимально возможное количество первичных баллов.

В этом кратком руководстве я расскажу, как максимально просто и быстро написать эссе.

Критерии оценки эссе

Для начала посмотрим на формулировку задания №29 из демоверсии ЕГЭ по обществознанию:

Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы).

При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), при аргументации своей точки зрения используйте знания , полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия , а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт . (В качестве фактической аргументации приведите не менее двух примеров из различных источников).

Философия
«Все наши теории - это не что иное, как обобщение опыта, наблюдаемых фактов» (В.А. Амбарцумян).
Экономика
«Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).
Социология, социальная психология
«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида» (Б.Г. Ананьев).
Политология
«„Разделяй и властвуй“ - мудрое правило, но „объединяй и направляй“ ещё лучше» (И.В. Гёте).
Правоведение
«Закон не знает сословных преступлений, не знает различий по кругу лиц, в среде коих совершается его нарушение. Он ко всем равно строг и равно милостив» (А.Ф. Кони).

Чтобы справиться с заданием, нам обязательно нужно ознакомиться с . Найти критерии можно на сайте ФИПИ, они размещены в одном документе вместе с демоверсией экзамена.

Первый критерий (К1) - определяющий. Вам нужно раскрыть смысл высказывания. Если вы этого не делаете или раскрываете смысл высказывания неточно, по К1 вам ставится ноль баллов и все эссе не проверятся. Если К1 соблюден, вам ставится 1 балл и эксперт проверяет работу дальше.

Второй критерий (К2). Вы должны привести аргументы из курса обществознания. Нужно привести и объяснить понятия, общественные процессы, законы, которые помогут раскрыть смысл высказывания.

Максимальное количество первичных баллов по этому критерию - 2. Если «в ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения», эксперт снижает оценку и ставит один балл.

Если смысл хотя бы одного термина передан неверно, то оценка по К2 снижается на 1 балл: с 2 баллов до 1 балла, с 1 балла до 0 баллов.

Третий критерий (К3). Согласно этому критерию, вам нужно привести 2 фактических аргумента в пользу собственной точки зрения. Если вы допустите фактическую ошибку (например, скажете, что Путин является председателем правительства), аргумент не зачтут. Если аргумент не будет работать на вашу точку зрения и раскрывать смысл высказывания, его тоже не зачтут.

Аргументы должны быть из различных источников: «сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения». Два аргумента из литературы или два аргумента из СМИ могут посчитать как «аргументы из источника одного типа», что приведет к снижению оценки на 1 балл.

Как выбирать цитату?

Прежде чем писать эссе, нужно выбрать цитату. И выбирать нужно не по принципу «понравилась - не понравилась», «скучная - интересная». Нужно внимательно изучить высказывания и оценить перспективы написания хорошего сочинения по каждому из них. На это должно уйти не больше 2-3 минут.

  1. Внимательно прочитайте высказывания. Определите несколько цитат, смысл которых вам наиболее ясен.
  2. По каждому высказыванию, смысл которого понятен, определите круг терминов, процессов, явлений и законов из курса обществознания. Те цитаты, в которых вы не уверены, отбрасывайте.
  3. Из оставшихся цитат выберете те, к которым вы можете привести качественные аргументы.

Если после того, как вы пропустите все цитаты через эти три фильтра, у вас останутся все пять цитат, можно выбрать ту, что ближе всего к сердцу. (В таком случае вы отлично знаете курс обществознания, поздравляю!)

Алгоритм написания эссе

Вы выбрали цитату, смысл которой вам ясен, и вы без труда сможете привести теоретические и фактические аргументы. В худшем случае эта цитата вызовет у вас меньше всего затруднений, что тоже неплохо.

Мы пишем эссе, исходя из того, что читателей у него будет только два - эксперты ЕГЭ. Значит, нам нужно максимально облегчить им работу по проверке сочинения. Эксперту будет удобно проверять, если работа будет структурирована по блокам согласно критериям.

Структура эссе может выглядеть так:

1) Передаем смысл цитаты. Важно, чтобы это не был просто пересказ высказывания. Вы должны продемонстрировать понимание слов автора.

Не страшно, если вы напишете примитивно. В критериях к эссе нет требований к стилю текста.

Мы выбрали цитату из экономики. «Спрос и предложение - это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).

Пример: Автор высказывания, американский экономист Пол Хейне , утверждает, что механизм спроса и предложения регулирует отношения участников рынка.

2) Формулируем собственную точку зрения : я согласен / я не согласен с автором.

Как правило, с высказываниями, которые предлагают выпускникам на ЕГЭ сложно спорить. Но если вы чувствуете, что не согласны, не бойтесь спорить.

Пример: Я согласен с П. Хейне, потому что…

3) Подкрепите точку зрения терминами, понятиями и законами из курса обществознания. Причем, важно использовать материал из той сферы общественных отношений, который обозначен в задании. Цитату по экономике раскрывайте в экономических терминах, по политологии - в терминах политологии и т.д.

Пример: Основой взаимодействия потребителя и производителя (продавца) в условиях рынка является механизм спроса и предложения. Спрос - это желание и способность потребителя купить конкретный товар или услугу здесь и сейчас. Предложение - это желание и возможность производителя предложить потребителю товар или услугу по конкретной цене в течение определенного времени. Спрос и предложение взаимосвязаны. Увеличение спроса способно повлиять на величину предложения, и наоборот.

Идеальной является ситуация, когда на рынке складывается равновесная цена. Если спрос превышает предложение - складывается дефицитный рынок определенного товара. Если предложение превышает спрос - это может привести к перепроизводству.

В условиях высокой конкуренции, когда на рынке большой спрос и много производителей, качество товаров растет, а цена падает, поскольку продавцы вынуждены бороться за покупателя. Это один из примеров изменения ситуации на рынке под влиянием спроса и предложения.

4) Приведите два фактических аргумента из разных источников. Если вы используете в качестве аргумента факт из личного опыта, старайтесь не придумывать его. Экзаменатор, скорее всего, не поверит вам, если вы заявите, что баллотировались в президенты Чили или состоите в Нобелевском комитете.

Пример: Одним из примеров, доказывающих регулирующую функцию предложения, является ситуация на рынке нефти в современном мире. В 2014 году цена на углеводороды упала по причине снижающегося спроса. Рынок нефти потеснили перспективные технологии: энергия солнца, ветра и других возобновляемых ресурсов. Нефтяным компаниям пришлось приспосабливаться под новые условия - снижать издержки по добыче нефти, уменьшать добавленную стоимость и понижать цены на товар.

Закон спроса и предложения работает не только на глобальных сырьевых рынках. Мы можем видеть, как под воздействием спроса и предложения меняется ситуация буквально за окном нашего дома. В спальном районе, где я живу больше 15 лет, в подвале многоэтажки работал продуктовый магазин. Жители близлежащих домов регулярно покупали там продукты первой необходимости. Однако в микрорайоне открылся супермаркет одной из крупных торговых сетей. Цены там были ниже, график работы удобнее, а ассортимент в разы богаче. Люди проголосовали ногами, через некоторое время маленький магазин закрылся, потому что не смог приспособиться к новой ситуации на местном рынке.

5) Вывод. Здесь можно подвести итог вашим размышлениям. Вывод пишите, только если у вас осталось время и вы уверены, что все остальные задания не требуют перепроверки. В противном случае про вывод забудьте - в критериях к заданию наличие или отсутствие вывода не оценивается .

Пример: В рыночной и смешанной экономике регулирующее воздействие спроса и предложения - это основа экономических отношений. Показатели спроса и предложения учитываются при планировании деятельности любого предприятия и всей страны. Важно, чтобы спрос и предложение были сбалансированы, иначе в экономике могут возникнуть кризисные явления.

Стоит помнить, что враг хороших результатов на экзамене - бесполезная трата времени. Не делайте лишнюю работу. Многие учителя требуют вывести проблему, затронутую автором. Этого делать не нужно, на оценку это не повлияет, а риск сделать ошибку возрастет.

Этот алгоритм - не истина в последней инстанции. Его можно придерживаться, можно на него ориентироваться, но не стоит пользоваться этими рекомендациями бездумно. Возможно, после тренировки у вас появится собственное представление о том, как нужно писать эссе. Прекрасно! Главное, не забывайте, что эта работа оценивается по жестким критериям, которые вам нужно стараться соблюсти.

Статьи по теме