Святой мартин папа римский. Мартин исповедник, папа римский

Мартин Исповедник был уроженцем Тудера (ныне Тоди , Умбрия , Италия). Он получил хорошее образование и поступил в клир Римской Церкви. После смерти папы Феодора I (642-649) пресвитер Мартин был избран на Римский первосвятительский престол .

В то время мир Церкви был нарушен ересью монофелитов , получившей широкое распространение.

Бесконечные споры монофелитов с православными происходили во всех слоях населения. Император Констант (641-668) и Константинопольский патриарх Павел II (641-654) также были приверженцами ереси монофелитов. Император Констанс издал еретический "Образец веры" (Типос), обязательный для всего населения. В нем запрещались всякие дальнейшие споры.

Этот еретический "Образец веры" был получен в Риме в году. Святой папа Мартин, твердый поборник Православия, созвал в Риме Поместный Собор , который осудил монофелитскую ересь.

Разгневанный император, пытаясь воспрепятствовать Собору, приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину, то неожиданно ослеп. "И вот, убедившись, что рука Божья хранит Мартина, святейшего папу, экзарх Олимпий счел необходимым вступить в согласие с понтификом и все, что ему было приказано, рассказать святейшему мужу". Олимпий отказался исполнить порученную ему миссию и восстал против императора, на несколько лет (649-652) взяв под свой контроль имп. Италию. Военная экспансия арабов и прямая угроза Константинополю некоторое время не позволяли подавить этот мятеж, равно как и перейти к решительным действиям в отношении папы, остававшегося с точки зрения имперской администрации лишь «бывшим апокрисиарием».

Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя.

«Скажи, несчастный, какое зло умыслил ты против императора?» - начал допрос председатель. Папа молчал. Выдвинута была вереница свидетелей. Это были подчиненные Олимпия и его солдаты. Спасая свои животы, они должны были заслужить прощение за участие в деле Олимпия путем лжесвидетельства против папы. И они лгали по подсказке. Папа, слыша все эти гнусности, просил судей не приводить этих свидетелей к присяге, чтобы не отягощать их преступления еще и клятвопреступлением.

Когда спросили папу Мартина, что он на это скажет, он начал было свою речь: «Когда Типос был опубликован и прислан в Рим...» На этом его оборвал префект Троил: «Ты должен говорить не ο вере, a только ο бунте и твоем участии в нем. Ты знал, что Олимпий кует оковы на императора, и ты его не остановил. Наоборот, ты был с ним в сговоре.»

Папу вынесли на его носилках в атриум, т.е. во дворик судебной палаты, где уже собралась науськанная толпа; отсюда его выставили на особую площадку, специально предназначенную для показа преступников толпе. A напротив, с балкона своего дворца император мог видеть эту картину. От него генерал-прокурор Вуколеон вернулся со смертным приговором. Члены синклита - судьи - собрались около осужденного мученика. Выступил чиновник с обращением к папе: «Ты боролся с императором, на что ты теперь надеешься? Ты отступил от Бога, и Бог отступил от тебя». И он велел сорвать с папы его патриарший омофор (ψαχνιον) и его черно-белые сапоги, - приметы его сана. Подавая их градоначальнику (префекту), сказал: «Возьми и разруби их на куски». Затем сорвали с папы его верхнюю священническую одежду, a нижнюю тунику разодрали во многих местах и этим полуобнажили тело папы. Чиновник пригласил толпу анафематствовать преступника. Откликнулись лишь немногие. Народ был удручен и воздыхал от сочувствия страдальцу. Лишь отребье поносило «преступника». С цепью на шее и преднесением меча папу провели по городу на гауптвахту (в преторий) и бросили в камеру с уголовными. Через час увели его в холодную одиночку для смертников (в тюрьму Диомида) уже с такой жестокостью, что поранили ему ноги и залили кровью лестницу тюрьмы. Мартин был полумертвым. Одному клирику папы, однако, разрешено было остаться при нем для услуг, но под надзором специального сторожа, назначенного стеречь смертников. Тюремные сторожихи, мать и дочь, когда начальство удалилось, смогли просунуть страдальцу одеяло, чтобы он не замерз. Поздним вечером явился посыльный от градоначальника Григория с пищей - выразить надежду, что «даст Бог, папа так не умрет», и приказал снять кандалы с шеи. Папа ничего не сказал, только глубоко вздохнул. Он искренне ничего уже не хотел, кроме мученического конца своих мытарств.

Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: "Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению", - и просил прекратить мучения святителя Мартина. Император опять послал к святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса. Святитель отвечал им: "Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии". Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический .

Через три месяца тюремного сидения в марте года святитель был тайно погружен на судно и увезен в ссылку в крымский Херсонес. Отсюда он написал несколько писем, отразивших его страдания в этом «медвежьем» углу византийской державы, среди варварского населения и в лишениях, без необходимой пищи. Здесь, на перепутье хлебной дороги из Скифии в Грецию, папе не давали хлеба. Он жаловался в письме:

"Хлеб известен здесь только по имени... Я удивлялся и удивляюсь безучастию моих друзей и родни. Они забыли ο моем несчастии. Кажется, не хотят даже знать, существую ли я еще на свете или нет. Хотя римская церковь и не имеет денег, но она богата по милости Божией хлебом, вином и всем нужным для жизни. Очевидно, на людей напал страх, так что они чуждаются даже исполнения заповедей Божиих, страх там, где не должно быть никакого страха".

Папе действительно было горько, что порыв любви к нему, свидетелем которого он был при первом аресте, совсем исчез. Св. Мартина огорчало и то, что римские клирики принципиально предали его и канонически. Когда он был еще на острове Наксосе, они уже поставили себе 10 августа 654 года нового папу Евгения, a избрали его еще раньше, принимая во внимание, что эта дата есть дата уже императорского утверждения. В момент избрания Евгения папа Мартин еще не был формально судим и осужден. Клирики смалодушествовали перед полицейским давлением.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

И́стинных повеле́ний устне́ распространи́л еси́,/ уче́нии Боже́ственніми вся́ просвети́л еси́,/ злове́рие низложи́л еси́, Богому́дре Марти́не,/ святи́телю всече́стне,/ помина́й на́с, уго́дниче Христо́в,/ е́же к Нему́ хода́тайствы твои́ми,// да в ми́ре устро́иши живо́т на́ш .

Литература

  • Grizar H., Una vittima del despotismo bizantino. Papa S. Martino (649-654/655) // Civilta cattolica. Roma, 1970. T. LVIII. P. 272-275, 656-666;
  • Brandes W., "Juristische" Krisenbewältung im 7. Jahrhundert? Die Prozesse gegen Papst Martin I. und Maximos Homologetes // Forschungen zur Byzantinischen Rechtschichte. Fontes Minores. 1998. Bd. 10. S. 141-212;
  • Бородин О. Р. Римский папа Мартин I и его письма из Крыма // Причерноморье в средние века. М., 1991. С. 173-190:
    • http://www.st-martin.ru/about/holy/zhitiya-svyatyh/rimskij-p...ma/ (электронная версия на сайте прихода храма Святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе)
  • Бородин О. Р. Церковно-политическая борьба в Византии и «дело» папы римского Мартина // Византийский Временник, [Ч1]: 1991, Т. 52 (77), С. 47-56, [Ч2]: 1992, Т. 53 (78), С. 80-88:

Использованные материалы

  • Карташев А.В., "Πапа Мартин I и Латеранский собор 649 г." // Вселенские соборы / Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор:
  • "Святитель Мартин Исповедник, папа Римский", страница календаря на портале Православие.Ru :
  • Бородин О. Р. Церковно-политическая борьба в Византии и «дело» папы римского Мартина // Византийский Временник, [Ч1]: 1991, т. 52 (77), с. 47-56

(Греч. ), в Соборе Крымских святых

Мартин Исповедник был уроженцем Тудера (ныне Тоди , Умбрия , Италия). Он получил хорошее образование и поступил в клир Римской Церкви. После смерти папы Феодора I (642-649) пресвитер Мартин был избран на Римский первосвятительский престол .

В то время мир Церкви был нарушен ересью монофелитов , получившей широкое распространение.

Бесконечные споры монофелитов с православными происходили во всех слоях населения. Император Констант (641-668) и Константинопольский патриарх Павел II (641-654) также были приверженцами ереси монофелитов. Император Констанс издал еретический "Образец веры" (Типос), обязательный для всего населения. В нем запрещались всякие дальнейшие споры.

Этот еретический "Образец веры" был получен в Риме в году. Святой папа Мартин, твердый поборник Православия, созвал в Риме Поместный Собор , который осудил монофелитскую ересь.

Разгневанный император, пытаясь воспрепятствовать Собору, приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину, то неожиданно ослеп. "И вот, убедившись, что рука Божья хранит Мартина, святейшего папу, экзарх Олимпий счел необходимым вступить в согласие с понтификом и все, что ему было приказано, рассказать святейшему мужу". Олимпий отказался исполнить порученную ему миссию и восстал против императора, на несколько лет (649-652) взяв под свой контроль имп. Италию. Военная экспансия арабов и прямая угроза Константинополю некоторое время не позволяли подавить этот мятеж, равно как и перейти к решительным действиям в отношении папы, остававшегося с точки зрения имперской администрации лишь «бывшим апокрисиарием».

Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя.

«Скажи, несчастный, какое зло умыслил ты против императора?» - начал допрос председатель. Папа молчал. Выдвинута была вереница свидетелей. Это были подчиненные Олимпия и его солдаты. Спасая свои животы, они должны были заслужить прощение за участие в деле Олимпия путем лжесвидетельства против папы. И они лгали по подсказке. Папа, слыша все эти гнусности, просил судей не приводить этих свидетелей к присяге, чтобы не отягощать их преступления еще и клятвопреступлением.

Когда спросили папу Мартина, что он на это скажет, он начал было свою речь: «Когда Типос был опубликован и прислан в Рим...» На этом его оборвал префект Троил: «Ты должен говорить не ο вере, a только ο бунте и твоем участии в нем. Ты знал, что Олимпий кует оковы на императора, и ты его не остановил. Наоборот, ты был с ним в сговоре.»

Папу вынесли на его носилках в атриум, т.е. во дворик судебной палаты, где уже собралась науськанная толпа; отсюда его выставили на особую площадку, специально предназначенную для показа преступников толпе. A напротив, с балкона своего дворца император мог видеть эту картину. От него генерал-прокурор Вуколеон вернулся со смертным приговором. Члены синклита - судьи - собрались около осужденного мученика. Выступил чиновник с обращением к папе: «Ты боролся с императором, на что ты теперь надеешься? Ты отступил от Бога, и Бог отступил от тебя». И он велел сорвать с папы его патриарший омофор (ψαχνιον) и его черно-белые сапоги, - приметы его сана. Подавая их градоначальнику (префекту), сказал: «Возьми и разруби их на куски». Затем сорвали с папы его верхнюю священническую одежду, a нижнюю тунику разодрали во многих местах и этим полуобнажили тело папы. Чиновник пригласил толпу анафематствовать преступника. Откликнулись лишь немногие. Народ был удручен и воздыхал от сочувствия страдальцу. Лишь отребье поносило «преступника». С цепью на шее и преднесением меча папу провели по городу на гауптвахту (в преторий) и бросили в камеру с уголовными. Через час увели его в холодную одиночку для смертников (в тюрьму Диомида) уже с такой жестокостью, что поранили ему ноги и залили кровью лестницу тюрьмы. Мартин был полумертвым. Одному клирику папы, однако, разрешено было остаться при нем для услуг, но под надзором специального сторожа, назначенного стеречь смертников. Тюремные сторожихи, мать и дочь, когда начальство удалилось, смогли просунуть страдальцу одеяло, чтобы он не замерз. Поздним вечером явился посыльный от градоначальника Григория с пищей - выразить надежду, что «даст Бог, папа так не умрет», и приказал снять кандалы с шеи. Папа ничего не сказал, только глубоко вздохнул. Он искренне ничего уже не хотел, кроме мученического конца своих мытарств.

Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: "Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению", - и просил прекратить мучения святителя Мартина. Император опять послал к святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса. Святитель отвечал им: "Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии". Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический .

Через три месяца тюремного сидения в марте года святитель был тайно погружен на судно и увезен в ссылку в крымский Херсонес. Отсюда он написал несколько писем, отразивших его страдания в этом «медвежьем» углу византийской державы, среди варварского населения и в лишениях, без необходимой пищи. Здесь, на перепутье хлебной дороги из Скифии в Грецию, папе не давали хлеба. Он жаловался в письме:

"Хлеб известен здесь только по имени... Я удивлялся и удивляюсь безучастию моих друзей и родни. Они забыли ο моем несчастии. Кажется, не хотят даже знать, существую ли я еще на свете или нет. Хотя римская церковь и не имеет денег, но она богата по милости Божией хлебом, вином и всем нужным для жизни. Очевидно, на людей напал страх, так что они чуждаются даже исполнения заповедей Божиих, страх там, где не должно быть никакого страха".

Папе действительно было горько, что порыв любви к нему, свидетелем которого он был при первом аресте, совсем исчез. Св. Мартина огорчало и то, что римские клирики принципиально предали его и канонически. Когда он был еще на острове Наксосе, они уже поставили себе 10 августа 654 года нового папу Евгения, a избрали его еще раньше, принимая во внимание, что эта дата есть дата уже императорского утверждения. В момент избрания Евгения папа Мартин еще не был формально судим и осужден. Клирики смалодушествовали перед полицейским давлением.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

И́стинных повеле́ний устне́ распространи́л еси́,/ уче́нии Боже́ственніми вся́ просвети́л еси́,/ злове́рие низложи́л еси́, Богому́дре Марти́не,/ святи́телю всече́стне,/ помина́й на́с, уго́дниче Христо́в,/ е́же к Нему́ хода́тайствы твои́ми,// да в ми́ре устро́иши живо́т на́ш .

Литература

  • Grizar H., Una vittima del despotismo bizantino. Papa S. Martino (649-654/655) // Civilta cattolica. Roma, 1970. T. LVIII. P. 272-275, 656-666;
  • Brandes W., "Juristische" Krisenbewältung im 7. Jahrhundert? Die Prozesse gegen Papst Martin I. und Maximos Homologetes // Forschungen zur Byzantinischen Rechtschichte. Fontes Minores. 1998. Bd. 10. S. 141-212;
  • Бородин О. Р. Римский папа Мартин I и его письма из Крыма // Причерноморье в средние века. М., 1991. С. 173-190:
    • http://www.st-martin.ru/about/holy/zhitiya-svyatyh/rimskij-p...ma/ (электронная версия на сайте прихода храма Святителя Мартина Исповедника в Алексеевской Новой Слободе)
  • Бородин О. Р. Церковно-политическая борьба в Византии и «дело» папы римского Мартина // Византийский Временник, [Ч1]: 1991, Т. 52 (77), С. 47-56, [Ч2]: 1992, Т. 53 (78), С. 80-88:

Использованные материалы

  • Карташев А.В., "Πапа Мартин I и Латеранский собор 649 г." // Вселенские соборы / Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор:
  • "Святитель Мартин Исповедник, папа Римский", страница календаря на портале Православие.Ru :
  • Бородин О. Р. Церковно-политическая борьба в Византии и «дело» папы римского Мартина // Византийский Временник, [Ч1]: 1991, т. 52 (77), с. 47-56

Великолепный, один из красивейших в столице, храм, освященный во имя св. Мартина Исповедника близ Таганки. Столь редкое для Москвы его посвящение объясняется тем, что он был основан в честь дня венчания на престол великого князя Василия III, отца будущего первого русского царя Ивана Грозного. Его восшествие на престол состоялось в праздник св. Мартина, 14 (27) апреля 1503 года.

http://zoopunks.livejournal.com/132900.html

В честь этого храма переулок рядом назван Мартыновским

Вся жизнь святого была воплощением мученичества - он прошел через страшные и долгие страдания за истинную веру, оставаясь верным учению христианской Церкви.Святитель Мартин Исповедник Пострадавший в 647 году от императора Констанца II при византийском патриархе-еретике Павле Самосадском за Истину и чистоту Православия против монофилитской ереси

В 648 г. сторонники ереси монофелитства император Констант II и Патриарх Константинопольский Павел издали декрет, так называемый Типос (tupoV peri pistewV), в котором предписывалось "ни порицать, ни осуждать никого за учение в прошлом об одной воле и одной энергии, ни за учение о двух волях и двух энергиях". За неповиновение налагались наказания церковные и гражданские: лишение должностей, имущества, а также телесное наказание и ссылка.

Папа Теодор умер, не узнав ο Типосе. На его место избран был Мартин, бывший апокрисиарием в Константинополе.

В 649 году он стал епископом Римским, тогда как правящий император Конста был приверженцем монофелитской ереси. Император велел новому епископу принять монофелитство, но получил от него не только твердый отказ, но и проклятие: в 653 году св. Мартин собрал поместный собор из западных епископов, на котором монофелитское учение было проклято.

Человек выдающийся и своей внешностью, и своими знаниями в спорном вопросе. Β это время, после папы Иоанна IV, римский клир старался избегать представления пап на утверждение еретичествовавших императоров. По-видимому, не представлен был и новоизбранный Мартин. Впоследствии греки его обвиняли в том, что он irregulariter et sine lege episcopatum subrapuisse.

Мейендорф Иоанн, прот, : Сопротивление монофелитству сконцентрировалось в одном лице, простом монахе, святом Максиме Исповеднике. подвергнутый унижению, оскорблению и избиению глумящейся толпой, святой старец был сослан в наш крымский Херсонес Таврический, где и умер от нужды, голода, холода и болезненного старчества в 655 году. Был погребен в Херсонесской церкви Богородицы Влахернской (в Севастополе). У его гробницы произошли чудесные исцеления. Его честные мощи были подняты cвв. Кириллом и Мефодием, славянскими учителями, одновременно с мощами Святителя Климента, папы Римского. Святые тела Святителей Мартина и Климента были перенесены сначала в Константинополь и затем в Рим, где обрели покой в храме святого Мартина Турского. , а глава каждого и правая рука остались в Херсонесе.

ИСПОВЕДНИКИ -разряд святых, к которому Православная церковь причисляет христиан, претерпевших гонения (в т. ч. во время иконоборчества) за веру, но, в отличие от мучеников, оставшихся в живых.

Тропарь св. Мартину Исповеднику, Папе Римскому

Истинных повелений устне распространил еси,
зловерие низложил еси, Богомудре Мартине,
святителю всечестне, поминай нас,
угодниче Христов, еже к Нему ходатайствы твоими,
да в мире устроиши живот наш.

Москве идет восстановление храма Святителя Мартина Исповедника. Церковь, которая напоминает уменьшенную копию лондонского собора Святого Павла, построили в XVII веке по проекту русского архитектора Родиона Казакова.

Как гласит московское предание, новый храм св. Мартина Исповедника был выстроен по образцу собора святого Апостола Павла в Лондоне, построенного гениальным архитектором Кристофером Реном.

Храм Св Павла в Лондоне строительство завершено в 1708г

Первый деревянный храм св. Мартина Исповедника в Москве был основан в дворцовой ремесленной слободе на Таганке. Считается, что он появился здесь уже в 1492 году как местный приходской храм, а при Василии III был перестроен в камне и освящен.

В 1791 году богатейший московский купец-чаеторговец, позже городской голова Москвы, Василий Яковлевич Жигарев заказал проект новой церкви Мартина Исповедника у архитектора Родиона Казакова. Р. Р. Казаков являлся крупным, - но незаслуженно забытым зодчим, стоящим в одном ряду с В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым. Начав свой творческий путь архитектурным учеником "Экспедиции Кремлевского Строения", он приобрел прекрасные теоретические знания и практические навыки у двух великих московских зодчих Баженова и Казакова. Достойно продолжив их деятельность, Родион Казаков после ухода на пенсию М. Ф. Казакова возглавил московскую архитектурную школу, вырастившую многих мастеров классицизма.
По благословению Митрополита Московского Платона (Левшина) в 1792 году приступили к строительству храма святителя Мартина Исповедника. В 1798 году храм был выстроен,

В 1800-1801 годах церковь была расписана в итальянском стиле живописцем Антонио Клауди, эти росписи сохранились и до нашего времени. (который прежде расписал первую домовую церковь св. мученицы Татианы в Главном здании Московского университета на Моховой и не сохранившиеся фрески Малого собора Донского монастыря)) Им же были выполнены большие овальные иконы для главного иконостаса. Настенная живопись церкви в итальянском стиле была нетрадиционна. Так, на парусах под барабаном были написаны несвойственные для православного храма сюжеты: пророк Моисей, апостол Петр в окружении множества фигур.

В 1806 году состоялось освящение храма:

  • придел - во имя Грузинской иконы Богоматери
  • придел - святителя Мартина Исповедника.

В 1812 году во время оккупации Москвы французами храм святителя Мартина Исповедника пострадал от пожара. В течение 9 лет, с 1813 по 1821 год, приводились в порядок железные покрытия и облицовка здания. При одном из ремонтов послепожарного периода был заложен открытый прежде переход между храмом и колокольней.

В1990 году храм был возвращен Русской Православной Церкви.

19 апреля 1991 года освящен первый престол возвращенного храма - престол в честь преподобного Серафима Саровского. Указом Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II настоятелем вновь открытого храма был назначен протоиерей Сергей Родионович Суздальцев. Усилиями о. Сергия храму была передана колокольня и возобновились богослужения.
1 сентября 1991 года, ко дню празднования Грузинской иконы Божией Матери, крестным ходом в храм был перенесен чудотворный образ Богоматери Грузинской, находившийся до революции в церкви Покрова на Воронцовом поле, а затем в храме Петра и Павла у Яузских ворот. Чудотворная икона, память которой празднуется 4 сентября, имеет особую благодать помогать женщинам, страдающим от бесплодия. Местонахождение собственно храмовой иконы Грузинской Богоматери, утраченной после революции, до сих пор неизвестно.
В 1992 году настоятелем храма был назначен протоиерей Александр Абрамов. К 1996 году храм был полностью освобожден от фондов книжной палаты. Произведена разборка шести этажей железобетонных перекрытий и перегородок, созданных внутри храма при большевиках, полностью заменены система отопления, кровля, полы, оконные рамы храма. Воссоздана настенная живопись, возвращен в храм иконостас центрального алтаря, перевезенный из Донского монастыря , где он находился на временном хранении. Активное участие в реставрации храма принимали священник Сергий Точеный, священник Михаил Федин, священник Андрей Бондаренко, диакон Дионисий Пряхин.
28 мая 1998 года Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II совершил Великое Освящение храма. На молитвенную память Святейший Патриарх Алексий передал настоятелю и приходу храма Феодоровскую икону Божией Матери со своей дарственной надписью.
В 1999 году в левом предалтарии Благочинным храмов Центрального округа г. Москвы Заведующим Канцелярией Московской Патриархии протоиереем Владимиром Диваковым был освящен придел в честь преподобного Александра, монаха Первоначальника обители «Неусыпающих».

Александр Константинопольский преподобный Александр, начальник обители Нусыпающих. Он жил где-то в 5 веке. Его жизненный подвиг особенный! И напрямую связан с псалмами. Дело в том, что он распространил чин Неусыпаемой Псалтири, который сейчас так особо излюблен монастырями, и прославился как великий чудотворец.
Как читаем в Четьи-Минеях:
"Он, по числу часов дня и ночи, разделил братию на двадцать четыре чреды, чтобы всякий зная час своей чреды, являлся к этому времени на место пения. Для пения назначены были Давидовы псалмы; петь их положено было по стихам, на два лика, без поспешности, кроме того времени, в которое совершались обычные церковные службы. На время совершения сих служб прерываем был новоучрежденный чин псалмопения. Таким образом, в церкви киновии и днем и ночью непрестанно славословили Бога, от чего и самая эта киновия стала именоваться обителью неусыпающих"..

Преподобный Александр, первоначальник обители "Неусыпающих", родился в Азии и получил образование в Константинополе. Он состоял некоторое время на военной службе, однако его влекло иное призвание: он оставил мир и принял пострижение в одной из пустынных сирийских обителей близ Антиохии под руководством игумена Ильи. Четыре года он провел в строгом послушании и иноческих подвигах, после чего получил благословение игумена на пустынножительство. Уходя в пустыню, преподобный ничего не взял с собой из монастыря, кроме Евангелия. Преподобный подвизался в пустыне семь лет. Затем Господь призвал его на проповедь язычникам. Святой обратил ко Христу местного градоначальника Равула, который впоследствии был удостоен святительского сана и 30 лет управлял епископской кафедрой в городе Едессе. Одновременно с Равулом Крещение приняли все местные жители, которые перед таинством сожгли на площади своих идолов. Утвердив в вере новообращенных, преподобный Александр опять ушел в пустыню, где случайно попал в пещеру разбойников. Не испугавшись грозившей ему смерти, он проповедал им Евангелие и убедил покаяться. Действительно, все разбойники искренно раскаялись, приняли святое Крещение, а свой вертеп обратили в монастырь, где пребывали в покаянии и молитве. Преподобный Александр поставил им игумена, дал устав, а сам удалился еще дальше в пустыню. Несколько лет он жил в полном одиночестве. Но и туда начали стекаться к преподобному любители безмолвия. Возник монастырь, насчитывавший до 400 иноков. Желая в этом монастыре установить непрерывное славословие Господу, преподобный три года молился, чтобы Создатель открыл ему Свою волю и, получив откровение, ввел в монастыре следующий порядок: все иноки были разделены на 24 молитвенные стражи. Сменяясь каждый час, день и ночь они пели на два лика псалмы Давида, прерываясь лишь на время совершения Богослужения. Обитель получила наименование "неусыпающих", потому что подвижники круглосуточно песнословили Бога.

Двадцать лет правил преподобный Александр монастырем на Евфрате. Затем, оставив игуменом одного из своих учеников, опытного старца Трофима, отправился он с избранной братией по городам, пограничным с Персией, с проповедью Евангелия среди язычников. После этого миссионерского путешествия, преподобный Александр со своими иноками жил некоторое время в Антиохии. Там он построил для жителей города церковь, больницу и странноприимный дом на средства, которые обильно поступали в его распоряжение от милосердных антиохийцев. Однако, по проискам злых завистников, преподобный Александр вынужден был удалиться в Константинополь. Здесь он основал новый монастырь, в котором также ввел устав "неусыпающих". В Константинополе преподобный Александр и его иноки пострадали от еретиков несториан, претерпев побои и заключение. После того, как миновала буря еретических волнений, преподобный Александр провел конец своей жизни в основанном им Константинопольском монастыре. Умер он в глубокой старости около 430 года, после 50 лет непрерывных иноческих подвигов.

В следующем году в крипте храма создана крестильная церковь, освященная в честь преподобного Михаила Клопского с купелью для крещения взрослых

Сайт http://www.s-martin.ru/

В Храме 5 приделов

  1. Главный престол освящен во имя Вознесения Господня
  2. придел во имя Грузинской иконы Богоматери
  3. придел святителя Мартина Исповедника.
  4. преп. Александра монаха
  5. преп Михаила Клопского

Сильное впечатление, как и внешний вид храма, производит и его интерьер - мощный, богатый, классический, с обилием позолоты и украшений. И храм посетившему его человеку предстает как единое целое

Святыни

Грузинская икона Божьей Матери

В царство благоверного Царя Михаила Фёдоровича в 1622 году персидский шах Аббас покорил Грузию. Тогда были взяты и вывезены в Персию многие грузинские святыни и иконы не почитания ради, но с целью продажи их русским купцам. В1625 году эту икону с великой радостью купил у персиянина благочестивый приказчик ярославского купца Георгия Лыткина. В то же время самому Георгию было откровение Божие во сне о драгоценной иконе, приобретённой его приказчиком Стефаном в Персии и повеление отослать её в Красногорский мужской монастырь Двинской области (Холмогоры). Купец отнёс икону в указанную обитель и здесь она прославилась многими чудотворениями. По благословению Святейшего Патриарха Филарета икону стали с крестным ходом обносить по городам и монастырям России. Тогда повсеместно появились списки этой чудотворной иконы. Одним из самых древних считается список, хранящийся в Раифской обители Казанской епархии. Списки были сделаны и в Москве. Один из них находится в храме Живоначальной Троицы в Никитниках, другой находился в храме Покрова Божией Матери на Воронцовом поле, который в начале XX века был разрушен, а образ перенесли в храм св. апостолов Петра и Павла на Яузе. В 1991 году по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II икона торжественным крестным ходом была перенесена в храм святителя Мартина Исповедника, где поныне и находится

Икона Божией Матери «Всецарица» и мощевик в северной части храма и мощевик в северной части храма
В мощевике хранятся: Частица Животворящего Креста Гоподня; Частицы мощей: Святителя Мартина Исповедника (в центре мощевика); Святителя Тихона; Блаженной Матроны; Преподобных: Никодима, Дамиана, Лонгина, Анатолия, Серафима, Григория Киево-Печерских подвижников.
Икона «Всех святых» и мощевик в южной части храма.
В мощевике хранятся частицы мощей: Митрополитов Московских Святителей Филиппа, Иннокентия, Филарета; Святого праведного старца Алексия Мечёва; Святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии; Святых младенцев, Иродом убиенных; Преподобного Саввы Сторожевского.

частица мощей Матроны Московской и рубашечка (срачица), в которой она была похоронена.

Когда св. Мартин занял Кафедру св. Петра после папы Феодора (649), положение Церкви, на Востоке особенно, было плачевное. Вследствие определенного на Халкидонском Соборе православного учения Кафолической Церкви о двух естествах и одном лице в Иисусе Христе на Востоке произошло глубокое разделение. Так как эллинизм народностей, входящих в состав византийской Империи был чисто внешний, то каждая этническая группа и
поторопилась, дабы избавиться от политической гегемонии Византии, обеспечить за собой независимость хотя бы в области церковной. Успех несторианства в Месопотамии создал Халдейскую церковь, проникшую в Персию вплоть до Индии. Распространение монофизитства породило Коптскую церковь в Египте, Абиссинскую церковь в Эфиопии, Яковитскую церковь в Сирии и Армянскую церковь в Средней Азии. Монофелитству же обязана своим существованием Маронитская церковь в Ливан.
В силу этих условий монофелитство показалось Константинопольским императорам и патриархам средством удержать под законами Империи и под своей юрисдикцией ускользающих от их власти монофизитов. Сохраняя оба естества во Христе, они одновременно прибегли к ловкой сделке, уступив им, что в этих двух естествах действовала одиа воля, разрушая тем самым цельность одного из естеств. С этой-то ересью пришлось Св. Мартину бороться. Ее главными распространителями были один за другим три патриарха Константинопольских, Павел, Сергий и Пирр, александрийский патриарх Кир, Феодор епископ Фаранский и императоры Гераклий (610—641) и Констанс (641—668).
Впервые проявилось монофелитство в указе императора Гераклия, обнародованном в 638 г. под названием Эктезиса (Изложение) и тайно составленном Константинопольским патриархом Сергием. Указ этот от начала до конца богословский трактат. Он запрещает проповедь о двух естествах во Христе, но разрешает признавать в Нем лишь одну волю.
Тогда как Сергий, а за ним Пирр и Павел старались распространить этот указ, римские папы не только отказались его подписать, но даже произнесли ему анафему; точно также спустя 10 лет патриарх Павел сделал вид что он уступает, а сам между тем издал указ, обнародованный императором Констансом в 648 г. под названием Типос (образец), в котором запрещался всякий спор о едином естестве или единой воле так же как и о двух природах и двух волях. Истину заглушало молчанье.
Тогда и явился Мартин.
Латеранский Собор издал 20 канонов против монофелитства на латинском и греческом языках; они были впоследствии приняты шестым вселенским Собором и их считали лучшим и яснейшим изложением православного учения Кафолической Церкви

В 669 г. уже в их монографии о монофелистве агиографы братья Феодосий и Феодор иеромонахи Гангрские величали Св. Мартина славными титулами: «верховнейший и апостольский папа, председатель всей церковной иерархии правоправящей под небесами, папа верховнейший и вселенский, папа апостольский и корифей». Позднее, но не известно точно в котором году, останки его были перевезены в Рим и положены в церкви Св. Мартина Турского или Милостивого. Церковь наша празднует память его 14 апреля и величает его величанием, которым чествуют святых Пап: «Что тя ныне, Мартине, провещаем?.. Верховника священных повелений божествениых неложна... (Стихиры). В каноне знаменитого песнопевца Иосифа (+ 883) читается: «Украсив Петров божественный престол и на того камени Церковь неколеблему соблюд, Мартине, с ним прославился еси (песнь 7-я).
Приведем из этой же песни 7-й часто въшускаемое в современном славянском тексте место, которое находится в греческом оригинале: «Признаем тебя за основание епископов, за столп веры православной и за наставника в духовном учении

Предлагаем вниманию читателей сайта посвященную святителю главу из книги А. Трофимова «Икона Божией Матери Одигитрия Корсунская (Ефесская) в судьбах России».

«Украсив Петров божественный престол
и на того камени Церковь неколеблему соблюд,
Мартине, с ним прославился еси»

Песнь 7-я канона песнопевца Иосифа († 883)

Св. Мартин родился в городе Тудертума Умбрийской области в Италии в начале VII века. Получив хорошее образование, он стал священнослужителем Римской Церкви. После смерти папы Феодора I (642–649 гг.) священник Мартин был избран на Римскую кафедру. В это время на Востоке все более распространялась монофелитская ересь*, и св. Мартин вместе с другими православными иерархами должен был вести борьбу с ней.

* Эта ересь была как бы продолжением прежде бывшей и более крайней ереси монофизитов, в которой утверждалось, что во Христе человеческая природа была полностью поглощена Божественной. Когда империя уже вела тяжелейшие оборонительные войны против мусульман, император Ираклий I (575– 641) решил объединить всех христиан, придумав компромиссную формулу относительно природы Христа. В 638 году он издал по этому поводу специальный указ, озаглавленный словом «Экфесис» (Изложение), в котором провозгласил, что Иисусу Христу присуща одна, Божественная воля, но у него два естества – Божественное и человеческое. Эта доктрина получила название «монофелитство» (единоволие).


Споры православных с монофелитами волновали очень многих, покой в империи был нарушен. Чтобы прекратить дальнейшие споры, император Констанс (641–668 гг.) написал еретический «Образец веры» (Типос). Это было сделано по совету Константинопольского патриарха-еретика Павла II (641–654 гг.). Православные решили противостоять нечестивому повелению императора, вплоть до смерти. В числе исповедников был и св. Мартин.

Получив Типос и ознакомившись с его содержанием, св. Мартин, папа Римский сказал: «Если бы и весь мир принял это несогласие с православным учением, то я все равно отверг бы его: я готов пострадать даже до смерти за Евангельское и апостольское учение, за предание святых отцов».


Св. Мартин обратился с письмом к патриарху Павлу, с любовью увещевая заблудшего иерарха покаяться и оставить еретические заблуждения: святой также просил патриарха повлиять на императора и убедить его в пагубности лжеучения монофелитов. Однако патриарх не только не послушался увещеваний святителя Мартина, но предал бесчестию и побоям послов его, а затем отправил их в ссылку.

Св. Мартин по совету пребывавшего тогда в Риме Хрисаиолитанского аввы прп. Максима Исповедника, созвал в 649 году Поместный Собор Римской Церкви. Этот Собор, состоявший из 105 епископов, предал ересь монофелитов анафеме, а императорский Типос осудил. Собор разослал также послание ко всем православным христианам, в котором утверждал их в правой вере.

Весть о действиях св. Мартина дошла до императора. Разгневанный Констанс приказал военачальнику Олимпию привезти св. Мартина на суд в Константинополь. Но Олимпий не смог выполнить возложенную на него миссию. В Риме он побоялся открыто схватить чтимого народом и клиром святителя, поэтому решил подослать к папе Мартину убийцу. Но едва убийца приблизился к святителю, как тотчас же ослеп. Олимпий в ужасе оставил Рим и отправился на Сицилию, где вскоре погиб в сражении.

Другой посланный нечестивым императором военачальник Феодор ночью с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Целый год томился святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи. Затем измученного исповедника направили на суд в Константинополь.

17 Сентября 654 г. его перевезли в Константинополь, где толпа его встретила с насмешками и бранью. Он находился в тюрьме 93 дня, больной и умирающий с голода, прежде чем явиться перед судьями. Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя. Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя. На суде выступили лжесвидетели, оклеветавшие святого в изменнических связях с сарацинами. Ни в чем неповинный святой Мартин начал оправдываться от возводимой на него клеветы: «Никогда я,– говорил он,– не имел никаких сношений с сарацинами кроме тех случаев, когда посылал жившим среди них бедным и убогим братьям по вере милостыню; кто же не почитает Пречистую Богородицу, не признает Ее за Матерь Божию и не поклоняется ей, тот да будет проклят в сей век и будущий; веру же святую,– заключил он свое оправдание,– не мы, но несправедливо разномыслящие с нами сохраняют неправо». Но пристрастные судьи не стали даже слушать оправданий святителя. В глубокой скорби он сказал: «Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти».

После такого суда святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: «Анафема Папе Мартину!» Но те, кто знал, что святой Папа страдает невинно, со слезами уходили. Наконец, посланец императора подошел к военачальнику и огласил приговор: лишить Папу сана и предать смертной казни.

Спекулаторы (палачи) заковали полунагого святителя в цепи и поволокли в темницу через весь город в преторию, неся впереди обнаженный меч, которым его намеревались убить. Из народа некоторые поносили святого и, издеваясь над ним, кричали, качая головою: «Где Бог его? где содержимое им вероучение?» Другие же не могли удержаться от плача и рыданий при виде подобного бесчестия и мучения, причиняемого святителю Божию.

Придя в преторию, спекулаторы потащили связанного святого в темницу вверх по лестнице: спотыкаясь на ступенях святой Мартин падал и ушибался, так что тело его покрылось кровоподтёками и ссадинами; здесь бросили его вместе со злодеями и разбойниками. Все эти издевательства имели единственной целью заставить папу войти в общение с Константинопольской церковью.

Спустя некоторое время его отсюда перевели в другую темницу – Диомидову, где он от болезни и сильного холода (был январь месяц) чуть не умер. Жена одного из темничных стражей сжалилась над святым Мартином: придя тайно к святому узнику, она взяла его к себе в дом и обвязав ему раны положила на своей постели, одев его теплым покрывалом; святой Мартин лежал до вечера, не издавая, подобно мертвецу, ни одного звука. Поздно вечером начальник царских евнухов Григорий послал управляющего своим домом с небольшим количеством снедей, и велел ему передать их святому Мартину со словами: «Не изнемогай в скорби; мы надеемся, что Бог не попустит тебе умереть».

Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому Патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: «Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению»,– и просил прекратить мучения святителя Мартина. Император опять послал к святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса. Святитель отвечал им: «Делайте со мной, что хотите, изрубите меня на куски, как вы приказали, но я не буду никогда в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии».


Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический. Здесь святому пришлось до самой кончины переносить голод, нужду и болезни. В Таврику Мартин прибыл 15 мая 655 года, и здесь ему довелось прожить 124 дня.

В последние месяцы жизни, находясь в Крыму, Мартин постоянно болел (его мучила подагра, а возможно, и дизентерия, которой он заразился еще на корабле по пути из Италии в Грецию). Он был истощен и измучен полуторагодичным заключением. Однако до самой своей смерти оставался врагом монофелитства и сохранял полную убежденность в истинности своей веры. Незадолго до кончины, Мартин отправил из ссылки свое последнее письмо, которое закончил следующими словами: «О бренном же сем теле моем позаботится и сам Господь, как угодно будет ему распорядиться, и в непрестанных мучениях, и в незначительном утешении. Ибо Господь близко, и чего же я беспокоюсь? Конечно, я уповаю на Его милосердие в том, что не замедлит завершить мой путь, коий он предначертал… Да предохранит вас Всевышний Бог мощной рукою ото всякого наказания и спасет во Царствии своем!».


Святой Мартин скончался 16 сентября 655 года. Из текста «О страданиях иже во святых отца нашего Мартина Исповедника, папы Римского» узнаем, что «посажен был святой Мартин на корабль и в заточение, послан в Херсон, где гладом, теснотою и всяких потреб недостаточеством моримый, через два года ко Господу отошел. Святое же его тело погребено было вне града Херсона, в церкви Пречистой Богородицы, нарицаемой Влахернская. И гроб его славен есть».

Автор «Жития св. Элигия» Авден писал в VII веке, что описываемый им святой в 659 году видел усыпальницу Мартина. Уже тогда, спустя 4 года после кончины папы, к месту его упокоения совершались массовые паломничества, причем, не только из близлежащих восточных провинций империи, но и из западных. Об огромной популярности мавзолея Мартина среди христиан Таврики и прилегающих областей в начале VIII века императору Льву III Исавру (717–741) сообщал в письме римский папа Григорий II (669–731), отмечая, что к мавзолею блаженного Мартина «стекается Боспор и весь Север и обитатели Севера с тем, чтобы исцелиться от болезней».

Борьба между православием и ересью завершилась в 680 году, когда монофелитство было осуждено на Шестом Вселенском церковном соборе, собравшемся в столице Византийской империи. Тогда было провозглашено, что Христос – Богочеловек и имеет две воли, причем Его человеческая воля подчиняется Божественной. Но до победы православных догматов должна была пройти еще четверть века…

После того как ересь монофелитов осудил VI Вселенский Собор, мощи св. Мартина Исповедника* были торжественно перенесены сначала в Константинополь, во Влахернский храм? а затем – в Рим, где находятся и по сей день в церкви Святителя Мартина на Семи Холмах. День памяти святого Мартина Исповедника отмечается 14/27 апреля.
* Его честные мощи были подняты cвв. Кириллом и Мефодием, славянскими учителями, одновременно с мощами Святителя Климента, папы Римского. Святые тела Святителей Мартина и Климента были отправлены в Рим, а глава каждого и правая рука остались в Херсонесе.

Даже в 1598 году, когда Херсонес уже больше века не существовал как город, известный церковный писатель, кардинал Бароний написал, что «…и до сего дня почитается память св. папы Мартина греками, и большие толпы народа собираются к его могиле, чтобы получить благодать излечения».

Популярность св. Мартина среди приверженцев православной и католической веры огромна. В его честь освящены сотни храмов по всему христианскому миру, а его Житие («Мартирий») – беспрецедентный случай – было написано еще при жизни святого! В Севастополе пещерный храм во имя св. Мартина освящен в Инкерманском православном монастыре.

СВЯТИТЕЛЮ МАРТИНУ ИСПОВЕДНИКУ, ПАПЕ РИМСКОМУ

Тропарь, глас 4:

Истинных повелений устне распространил еси, учении Божественными вся просветил еси, зловерие низложил еси, Богомудре Мартине, святителю всечестне, поминай нас, угодниче Христов, еже к Нему ходатайствы твоими, да в мире устроиши живот наш.

Кондак, глас 2:

Божественный гром, труба духовная, веры насадителю и отсекателю ересей, Троицы угодниче, великий святителю Мартине, со ангелы предстоя присно, моли непрестанно о всех нас.

Величание

Величаем тя, святителю отче Мартине, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Святитель Мартин Исповедник, папа Римский, был уроженцем Тосканской области в Италии. Он получил хорошее образование и поступил в клир Римской Церкви. После смерти Папы Феодора I (642 - 649) пресвитер Мартин был избран на престол.

В то время мир Церкви был нарушен ересью монофелитов, получившей широкое распространение.

Бесконечные споры монофелитов с православными происходили во всех слоях населения.

Император Констанс (641 - 668) и Константинопольский Патриарх Павел II (641 - 654) также были приверженцами ереси монофелитов. Император Констанс издал еретический "Образец веры" (Типос), обязательный для всего населения. В нем запрещались всякие дальнейшие споры. Этот еретический "Образец веры" был получен в Риме в 649 году. Святой Папа Мартин, твердый поборник Православия, созвал в Риме Поместный Собор, который осудил монофелитскую ересь.

Святитель Мартин одновременно послал Константинопольскому Патриарху Павлу послание с увещанием вернуться к Православному исповеданию. Разгневанный император приказал военачальнику Олимпию доставить святителя Мартина на суд. Но Олимпий, прибыв в Рим, побоялся духовенства и народа, сошедшегося на Собор, и подослал воина, чтобы тайно убить святого Папу. Когда убийца приблизился к святителю Мартину то неожиданно ослеп. Испуганный Олимпий поспешно уехал в Сицилию и вскоре был убит в сражении.

В 654 году император послал в Рим с прежней целью другого военачальника, Феодора, который предъявил святителю Мартину тяжкие обвинения в тайном общении с врагами империи - сарацинами, хулении Пресвятой Богородицы и неканоническом вступлении на папский престол.

Несмотря на предъявленные римским духовенством и мирянами доказательства полной невинности святого Папы, военачальник Феодор ночью с отрядом воинов схватил святителя Мартина и отправил его на один из Цикладских островов (Наксос) в Эгейском море. Целый год томился святитель Мартин на этом почти безлюдном острове, терпя лишения и оскорбления от стражи. Затем измученного исповедника направили на суд в Константинополь.

Больного старца принесли на носилках, но судьи грубо приказали ему подняться и отвечать стоя.

Пока шел допрос, воины поддерживали ослабевшего от болезни святителя. На суде выступили лжесвидетели, оклеветавшие святого в изменнических связях с сарацинами. Пристрастные судьи не стали даже слушать оправданий святителя. В глубокой скорби он сказал: "Господу известно, какое великое благодеяние окажете вы мне, если скоро предадите смерти".

После такого суда святителя в разодранной одежде выставили на издевательство толпы, которую заставляли кричать: "Анафема Папе Мартину!" Но те, кто знал, что святой Папа страдает невинно, со слезами уходили. Наконец сакелларий, посланный императором, подошел к военачальнику и огласил приговор - лишить Папу сана и предать смертной казни. Полунагого святителя заковали в цепи и поволокли в темницу, где заключили с разбойниками. Они были более милосердны к святителю, чем еретики.

Между тем император пришел к умиравшему Константинопольскому Патриарху Павлу и рассказал ему о суде над святым Мартином. Тот отвернулся от императора и сказал: "Горе мне! Еще новое деяние к моему осуждению", - и просил прекратить мучения святителя Мартина. Император опять послал к святителю в темницу нотария и других лиц для дополнительного допроса. Святитель отвечал им: "Если даже и раздробят меня, не буду в общении с Константинопольской Церковью, пока она пребывает в зловерии". Мучители были поражены мужеством исповедника и заменили смертную казнь ссылкой в отдаленный Херсонес Таврический.

Там святитель и скончался, изнуренный болезнью, нуждой, голодом и лишениями (+ 16 сентября 655). Он был погребен вне города во Влахернской церкви во имя Пресвятой Богородицы. Ересь монофелитов была осуждена на VI Вселенском Соборе в 680 году. Мощи святого исповедника папы Мартина были перенесены в Константинополь, а потом в Рим.

День памяти: Апрель 14

Жизнеописание Св. Мартина, Епископа Римского

(выдержки из книги «Жития святых Таврических (крымских) чудотворцев» Д. М. Струков.)

После кончены Феодосия, епископа Римского, на кафедру римской церкви был возведен св. Мартин в 649 г., в то время императором был Конста, сын Константина, внук Ираклия, последователь монофелитской ереси: он написал изложение веры «тупос» заключавшее в себе монофелитское учение.

Когда Мартин был возведен на римский престол, то император Конста послал ему свою книгу с повелением отказаться от православия и принять монофелитство: блаженный же Мартин ответил императору: «если бы и весь мир это новое учение, православию противное, захотел принять, то и не приму и не отступлю от евангельского и апостольского учения и от предания Св. Отец, если бы даже пришлось пострадать до смерти».

Потом к патриарху Павлу, исповедовавшему монофелитскую ересь, Мартин отправил послов, поручив им просить патриарха о том, чтобы он пребывал с ним в единомыслии, не творил церковного раздора, не сеял плевелов еретических посреди пшеницы веры благочестия, и чтобы увещевал царя отказаться от мудрования, столь противного Церкви; патриарх Павел не только не внял совету св. Мартина, но даже послов его избил и заточил в дальние страны.

Тогда св. Мартин, по совету св. Максима епископа Хрисополитанского, бывшего в то время в Риме, собрал поместный собор из западных епископов, которых собралось 150 в 653 году; на этом соборе монофелитская ересь была предана анафеме и написано послание к верным, объясняющее вред монофизитской ереси; царь Конста, услышав о том, весьма разгневался и послал воеводу Олимпия в Рим, взять епископа Мартина. Олимпий, приехав в Рим, застал еще поместный собор и не решился сделать никакого насилия епископу, но приказал одному из воинов убить его в церкви; когда пришел в церковь воин с мечом, спрятанным под одеждою, и приблизился к святому, то вдруг ослеп: Олимпий, видя, что сам Господь хранит служителя своего, оставил святого Мартина в покое и отправился в Сицилию сражаться с сарацинами и там был убит.

Тогда Конста, по наущению патриарха Павла, послал в Рим воеводу Феодора Каллиопа, чтобы заключить св. Мартина в темницу, обвинив его ложно в том, что он еретик и относится без должного уважения к Пресвятой Богородице. Когда посланный от царя приехал в Рим, то публично начал обвинять св. Мартина, блаженный же Мартин оправдывался от взводимой на него клеветы, говоря: «С сарацинами никакого не имею сношения, кроме того, что посылаю милостыню православным, живущим у сарацин в бедности; а кто Пречистую Матерь не чтит, и не исповедует и не поклоняется ей, тот да будет проклят в нынешний век и в будущий веру же от святых Апостол и Богоносных отец преданную, ни я, а царь и патриарх исповедуют еретично».

Посланный от царя, не слушая оправдания епископского, во всем его обвинял, и сказал, наконец, что он неправильно взошел на престол; затем приказал воинам ночью взять Мартина, привести в гавань, посадить на корабль и отправить на Цикладские острова; на одном из этих островов Накасии, св. провел целый год, моримый голодом. Если, что ему приносили боголюбцы, милосердствующие об изгнанном епископе, то все это похищали стражники, отнимая силою у приносящих, и говорили им, что если кто из вас любит его и милосердствует о нем, тот враг отечеству; так как Мартин – изгнанный еретик и противник Божий. Наконец, святой изнемог телесно и был отвезен в Византию в 654 г.

В Византию корабль приехал осенью в гавань Евфимьеву, близ Архандии, рано утром, и тотчас же к святому, очень больному, пришли некоторые лица, нарочно от царя и от патриарха, присланные для злословия и поношения столь праведного архиерея Божия, и он должен был переносить это с утра до вечера; вечером же пришел нотарий, по имени Саголива ж со многими воинами и взял святого с корабля на носилках (так как по болезни он не мог ходить), принесли его в дом ирандиаия, положили в темной и тесной комнате, и, приставили сильную стражу; в темнице святой пробыл двадцать три дня, не могши ни с кем беседовать. Потом его принесли в дом саккелария к собравшимся сенаторам, и когда он был внесен к ним в заседание на носилках, то старший сенатор закричал на святого, повелевая ему встать; принесшие слуги сказали, что он стоять не может, так как очень болен; тогда сенатор с гневом приказал Мартину стоять пред ними, хотя и больному, а если стоять не может, что чтобы его поддерживали; встал святый посреди комнаты, поддерживаемый воинами; в заседании были также и многие лжесвидетели, возводившие на святого ложные вины, в справедливости которых клялись Св. Евангелием.

Когда же блаженный Мартин, не умея говорить по-гречески, хотел оправдаться чрез переводчика, то не дали ему говорить, а переводчика бесчестными словами унижали. Говорил же им святейший епископ: «видит Господь, что великое благодеяние сотворите мне, если вскоре каким-либо образом убьете меня». Потом святой был приведен к позорному столбу, где не мог стоять, был посажен; царь же смотрел на него тайно с высокой башни.

Потом пришел от царя сакелларий и грозно сказал святому «смотри, ты оставил Бога и Бог оставил тебя»; сказавши это, повелел народу проклинать блаженного Мартина; и чернь народная кричала: «анафема Мартину епископу»; те же, которые знали о невиновности его, с унылыми лицами и слезами уходили с позорища; затем сакелларий велел претороначальнику взять святого и разорвать на части, спекулаторы совлекли с него верхнюю одежду, нижнюю же разодрали на святом сверху до низу, надели тяжкие вериги на шею и на все тело, повлекли с позорищного места в преторию, впереди несли обнаженный меч, которым он должен был быть усечен. Некоторые из народа ругались, поносили святого и кивали головами, говоря: «Где есть Бог его, где учение веры его?», некоторые же плакали и рыдали, видя такое бесчестие и мучение, причиняемое столь великому святителю Божию.

Привлекши блаженного в преторию, ввергли его в темницу среди злодеев и разбойников: затем связанного влекли его по лестнице, на которой святый ударялся от ступени и получил ушибы даже до пролития крови. Чрез несколько времени принесли его в другую темницу, называемую Диомидовою, в которой от болезни и холода святой едва не умер.

Жена темничного стража сжалилась над святым, пришла тайно в темницу к узнику, взяла его оттуда, обвязала раны, положила на своей постели и одела теплым одеялом, где лежал святой до вечера безгласен, как мертвый; поздно же вечером Григорий, старейшина царских евнухов, послал с пищею к святому своего дворецкого, приказав при этом сказать, чтобы он не изнемогал в скорби, уповал бы на Бога, ибо не умрет; услышав его слова, преподобный Мартин опечалился, неприятно ему было это слышать, желая лучше умереть в страдании за правоверие; на утро царь посетил болящего патриарха Павла еретика, который был при смерти, и рассказал ему все о Мартине. Павел же тяжко застонал и, обратясь к стене, сказал: «Увы мне, и это приложится к осуждению моему», царь тогда спросил, что значат сии слова, на что отвечал патриарх: «Очень тяжкие страдания переносит епископ», и клятвенно увещевал царя, чтобы он перестал мучить Мартина.

Через восемь дней умер патриарх Павел, и послал царь нотария Демосфена со знатными мужами в темницу Диомидову к святому Мартину, который пришел сказал: «Владыка, наш царь говорит тебе: в какой ты был славе, и в какое бесчестие впал: в бесчестии же этом ты сам виновен».

Святой епископ возведя очи к Богу ответил: «Слава и благодарение о всем Единому царю бессмертному».

Через восемьдесят пять дней пребывания святого в темнице, пришел к нему нотаций Саголива говоря: «Приказано мне взять тебя в дом мой, а потом, куда-то ты будешь послан»; просил святой: «Куда я буду послан и в какое место?», но натарий не желал отвечать; после чего сказал преподобный: «Оставьте меня здесь в темнице даже до того часа, в который уже некуда будет послать». Когда ушел нотарий, св. Мартин сказал своим соузникам: «Приступите братия, и дадим последнее друг другу целование, так как хотят меня отсюда взять, – все с ним прощались со слезами, а святой с веселым лицом сказал им: «не плачьте, но еще более радуйтесь за меня, так как в заточение иду я за правоверие», потом опять пришел вышеупомянутый нотарий, взял святого и посадил в корабль при неутешном плаче всех бывших в темнице. На корабле святого отправили в Херсонес, что на Таврическом полуострове, в Инкерманские каменоломни, где его мучили голодом в продолжении двух лет.

Через два же года святой скончался о Господе в 655 году 16 сентября и святое тело его было погребено вне города Херсонеса, в церкви Пресв. Богородицы Влахернская, гроб же его прославился многими исцелениями. Память его празднуется апреля 14 день. По сказанию Сурия, мощи св. Мартина из Херсонеса перенесены в Константинополь, а потом в Рим, где находятся в церкви св. Мартина Турского.

Статьи по теме