А. П

Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, все смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой.

Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шел все время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, все сплошь утопало в холодной вечерней мгле. Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а
отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Гроз-ном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод; такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой.

Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали.
Слышались мужские голоса; это здешние работники на реке поили лошадей.

Вот вам и зима пришла назад, - сказал студент, подходя к костру. - Здравствуйте!

Василиса вздрогнула, но тотчас же узнала его и улыбнулась приветливо.

Не узнала, бог с тобой, - сказала она. - Богатым быть.

Поговорили. Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом няньках, выражалась деликатно, и с лица ее все время не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было странное, как у глухонемой.

Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр, - сказал студент, протягивая к огню руки. - Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!

Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул головой и спросил:

Небось была на двенадцати евангелиях?

Была, - ответила Василиса.

Если помнишь, во время тайной вечери Петр сказал Иисусу: "С тобою я готов и в темницу и на смерть". А господь ему на это: "Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня". После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед... Он страстно, без памяти любил Иисуса и теперь видел издали, как его били...

Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента.

Пришли к первосвященнику, - продолжал он, - Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: "И этот был с Иисусом", то есть что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно п сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: "Я не знаю его". Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: "И ты из них". Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то, обратился к нему: "Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?" Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери... Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В евангелии сказано: "И исшед вон, плакася горько". Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания...

Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль.

Работники возвращались с реки, и один из них верхом на лошади был уже близко, и свет от костра дрожал на нем. Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошел дальше. И опять наступили потемки, и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра пасха.

Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, все, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение...

Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему - к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра.

И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, - думал он, - связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.

А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, - ему было только двадцать два года, - и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья, овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.


Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента.

Пришли к первосвященнику, - продолжал он, - Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть, что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери… Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания…

Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль.

Работники возвращались с реки, и один из них верхом на лошади был уже близко, и свет от костра дрожал на нем. Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошел дальше. И опять наступили потемки, и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха.

Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…

Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему - к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра.

И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.

А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, - ему было только 22 года, - и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.

Инструкция

по выполнению работы


Экзаменационная работа состоит из двух частей, содержащих 25 заданий. Часть 1 содержит 24 задания, часть 2 содержит одно задание.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3,5 часа (210 минут).

Ответами к заданиям 1-24 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите по приведённым ниже образцам в бланк ответов № 1.

Задание 25 части 2 представляет собой сочинение по прочитанному тексту. Это задание выполняется на бланке ответов № 2.

Все бланки ЕГЭ заполняются яркими чёрными чернилами. Допускается использование гелевой, капиллярной или перьевой ручки.

При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.

Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.


Желаем успеха!

ВАРИАНТ 2

Часть 1

Прочитайте текст и выполните задания 1-3.

1) Человек всегда стремился выйти за границы реальности, проникнуть в мир, где действуют силы, управляющие судьбами людей. (2)Инструментов для этого придумано множество, в частности ритуалы с масками. (3)Функции масок в разные времена и у разных народов были разные. (4)Одни олицетворяли спустившихся на землю богов, другие изображали мифических или даже литературных героев, третьи считались знаками принадлежности к закрытым сообществам. (5)Маски всегда давали участникам ритуала возможность почувствовать себя причастными к чему-то выходящему за рамки быта. (6)..., чем дольше служит маска какому-то сообществу, тем больше она символизирует.

1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1)Человек всегда стремился выйти за границы реальности, проникнуть в мир, где действуют силы, управляющие судьбами людей.

2)Ритуалы с масками всегда давали участникам возможность почувствовать себя причастными к чему-то выходящему за границы реальности.

3)Функции масок в разные времена и у разных народов были разные.

4)Маски выполняли разные функции: олицетворяли спустившихся на землю богов, изображали мифических или даже литературных героев, считались знаками принадлежности к закрытым сообществам.

5)Маски, олицетворявшие богов или свидетельствовавшие о принадлежности к сообществу, позволяли людям приобщиться к силам, управляющим судьбами людей.

Ответ________________________

2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в шестом (6) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

Следовательно Как правило Итак Однако Может быть

3 . Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ЗНАК. Определите значение, в котором это слово употреблено в четвёртом (4) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЗНАК , -а, м.

1)Пометка, изображение, предмет, которыми отмечается, обозначается что-нибудь. Дорожные знаки.

2)Внешнее обнаружение, признак чего-нибудь. Знаки внимания.

3)Жест, движение которым сигнализируют, сообщают что-нибудь. Подавать знаки рукой.

4)Значимая единица языка. Языковые знаки.

_____

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

прозОрлива щавЕль срЕдства дОгмат фОрзац

Ответ___________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

На базе слышались КОНСКИЙ топот и ржание.

Картофель, ветчина и ЛУКОВЫЙ суп всегда подавались к обеду.

Далеко заходили МЕЧТАТЕЛЬСКИЕ планы, сдерживаемые лишь волей старших.

На банкете подали ИГРИВОЕ вино.

Обязанности, выполнения которых требовала НАСТОЯТЕЛЬСКАЯ должность, были игуменье не в тягость.

6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

много БАСЕН ДВОЕ сестёр ПРИЛЯГ на диван

самый ЧЕСТНЫЙ быстро ОБЕРНЁТСЯ

7. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Грамматические ошибки

Предложения

A)нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Б) ошибка в построении сложного предложения

B)неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом (ошибка в управлении)

Г) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм

1)К давлению столба воды высотой 10 метров прибавляется такое же давление столба воздуха над водой.

2)В последние годы Ливонской войны Ладога была одной из передовых крепостей, в задачу которых было отражать нападения шведов.

3)Приверженцы фэншуй верят, то что можно создать гармонию в жизненном пространстве, управляя потоками энергии.

4)После Второй мировой войны в США хлынул поток иммигрантов, стремящийся сделать успешную карьеру в стране больших возможностей.

5)Во время Гражданской войны в США (1861-1865)доллары обрели знакомую бумажную форму: в южных штатах печатают купюры с серым реверсом, на севере -

с зелёным.

6)Археологи установили точное расположение оборонительных конструкций, которые ранее были известны только по архивным документам и картам.

7)В 1546 году Испания заполучила одно из самых больших месторождений серебра в мире.

8)Цокая языком, зверьком издаются звуки, которые, отражаясь от предметов, помогают определить их пространственное положение.

9)Хотя глаза у всех людей устроены одинаково, зрительное восприятие может заметно отличаться.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

8. Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

ч...стокол

ск...морох

р…вноправие

обм…кнуть

Ответ___________________________

9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву.

дез...нформация, об...скать

ни…вергаться, бли…сидящий

фельд...егерь, нав...юченный

о...кланяться, пре...рейсовый

пр…клонить колени, пр...учить

Ответ________________________

10. Е. застра...вающий

испар...на

гуттаперч..вый

перекра…вать

причудл...вый

Ответ________________________

11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И. неотъемл…мый

замеш...нное(тесто)

нераскач...нный

(собака) ла...т

местность обезлес…ли

Ответ___________________________

12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Светлана услышала от Коли ничего (НЕ)ПРОЯСНЯЮЩИЕ оправдания. (НЕ)ОБРАБОТАННЫЙ медиками нарыв может долго болеть.

В Наташином рисунке уже (НЕ)БЫЛО прерывистых линий.

Выбор темы исследования (НЕ)РАЗРЫВНО связан с анализом проблемного поля.

(НЕ)МЕШКАЯ ни секунды, члены команды приступили к обсуждению.

Ответ______________________________

13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(КАК)РАЗ в это самое время в дверь постучали, (ПРИ)ЧЁМ довольно сильно.

Необходимо (ПО)НЕМНОГУ вводить в тесто молоко, ЧТО(БЫ) оно было не столь густым.

(ОТ)ЧЕГО ты не хочешь прийти в субботу? Это, (ПО)МОЕМУ, не плохой вариант.

Стоит только свернуть на (КАКУЮ)НИБУДЬ просёлочную дорогу, как не встретишь ни одного прохожего, КАК(БУДТО) всё вымерло.

Оппонент (НИ)(В)КАКУЮ не соглашался с тем, что пытался внушить ему (В)СЕРДЦАХ шеф.

Ответ_____________________________

14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Семёнов смолоду был трезве(1)ком и труже(2)иком, участвовал в осушении тряси(3)ых болот, за что получил правительстве(4)ую награду, и побеждал в райо(5)ых соревнованиях по лёгкой атлетике.

Ответ____________________________

15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1)Артель мастеровых вышла наружу и со смущением остановилась против музыкантов.

2)В белом домике главнокомандующему Корнилову отвели угловую комнату поставили полевые телефоны стол и кресло.

3)Вощев иногда наклонялся и подымал камешек а также другой слипшийся прах и клал его на хранение в свои штаны.

4)На щеках быстро вспыхивал густой румянец и так же быстро разливалась матовая бледность.

5)Ника вспомнил волшебную приподнятость ночи рассвет и своё утреннее всемогущество...

Ответ___________________________

16 .

Усатый подполковник с перевязанной головой (1) молодой красавец (2) поглядывал на прехорошенькую медсестричку (3) выскочившую посмотреть станцию (4) и постукивал многозначительно ногтем по картонной крышечке папирос (5) не заметив, что рядом (6) открыв от изумления рот (7) и (8) затаив дыхание (9) воззрился на драгоценную коробочку маленький оборвыш Колька.

Ответ___________________________

17. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Рифма (1) звучная подруга (2)

Вдохновенного досуга(3)

Вдохновенного труда(4)

Ты умолкла, онемела;

Ах (5) ужель (6) ты (7) улетела,

Изменила навсегда!

Ты (8) бывало(9) мне внимала,

За мечтой моей (10) бежала,

Как послушное дитя;

То, свободна и ревнива,

Своенравна и ленива,

С нею спорила шутя.

(А.Пушкин)

Ответ_________________________

18. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В письме был кратко описан поход (1) и два сражения (2) в которых участвовал Николушка (3) производство в офицеры (4) и сказано (5) что он целует руки maman и papa (6) прося их благословения (7) и целует Веру, Наташу, Петю.

Ответ_________________________

19. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Студент опять подумал (1) что (2) если Василиса заплакала, а её дочь смутилась (3) то, очевидно, то (4) о чём он только что рассказывал (5) что происходило девятнадцать веков назад (6) имеет отношение к настоящему...

Ответ___________________________

(1)Археологи не обнаруживали бы таких ранних стадий человеческого существования, когда не было бы у нас искусства. (2)Ещё в предутренних сумерках человечества мы получили его из Рук, которых не успели разглядеть. (3)И не успели спросить: з а ч е м нам этот дар? как обращаться с ним?

(4)И ошибались, и ошибутся все предсказатели, что искусство разложится, изживёт свои формы, умрёт. (5)Умрём - мы, а оно - останется. (6)И ещё поймём ли мы до нашей гибели все стороны и все назначенья его?

(7)...Искусство растепляет даже захоложенную, затемнённую душу к высокому духовному опыту. (8)Посредством искусства иногда посылаются нам, смутно, коротко, - такие откровения, каких не выработать рассудочному мышлению.

(9)Как то маленькое зеркальце сказок: в него глянешь и увидишь - не себя, - увидишь на миг Недоступное, куда не доскакать, не долететь. (10)И только душа занывает...

(11)Достоевский загадочно обронил однажды: «Мир спасёт красота». (12)Что это? (13)Мне долго казалось - просто фраза. (14)Как это возможно? (15)Когда в кровожадной истории, кого и от чего спасала красота? (16)Облагораживала, возвышала - да, но кого спасла?

(17)Однако есть такая особенность в сути красоты, особенность в положении искусства: убедительность истинно художественного произведения совершенно неопровержима и подчиняет себе даже противящееся сердце. (18)Политическую речь, напористую публицистику, программу социальной жизни, философскую систему можно по видимости построить гладко, стройно и на ошибке, и на лжи; и что скрыто, и что искажено - увидится не сразу. (19)А выйдет на спор противонаправленная речь, публицистика, программа, иноструктурная философия, - и всё опять так же стройно и гладко, и опять сошлось. (20)Оттого доверие к ним есть - и доверия нет.

(21)Попусту твердится, что к сердцу не ложится.

(22)Произведение же художественное свою проверку несёт само в себе: концепции придуманные, натянутые не выдерживают испытания на образах: разваливаются и те и другие, оказываются хилы, бледны, никого не убеждают. (23)Произведения же, зачерпнувшие истины и представившие нам её сгущённо-живой, захватывают нас, приобщают к себе властно, - и никто, никогда, даже через века, не явится их опровергать.

(24)Так может быть, это старое триединство Истины, Добра и Красоты - не просто парадная обветшалая формула, как казалось нам в пору нашей самонадеянной материалистической юности? (25)Если вершины этих трёх дерев сходятся, как утверждали исследователи, но слишком явные, слишком прямые поросли Истины и Добра задавлены, срублены, не пропускаются, - то, может быть, причудливые, непредсказуемые, неожидаемые поросли Красоты пробьются и взовьются в то же самое место, и так выполнят работу за всех трёх?(А.И. Солженицын*)

* Александр Исаевич Солженицын (1918-2008) - русский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель.

20 . Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

2)Вопрос о назначении искусства не сразу раскрывается перед людьми.

3)Искусство способно побудить думать и чувствовать любого человека, даже недобродетельного.

4)Старое триединство Истины, Добра и Красоты изжило себя и в наше время не актуально.

5)Лишь «в пору самонадеянной материалистической юности» можно верить в триединство Истины, Добра и Красоты.

Ответ_____________________________

21. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1)В предложении 8 дан вывод, к которому подводит суждение, высказанное в предложении 7.

2)В предложениях 4-8 представлено рассуждение.

3)Предложения 2-23 включают описание.

4)Предложения 17-20 не содержат повествования.

5)В предложениях 17, 22, 23 даны ответы на вопросы, поставленные в предложениях 12, 14-16.

Ответ_____________________________

22. Из предложений 4-8 выпишите индивидуально-авторские неологизмы.

Ответ_____________________________

23. Среди предложений 1-8 найдите такое (-ие), которое (ые) соединяется(-ются) с предыдущим при помощи лексического повтора и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ______________________________

24 . Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 20-23.

«А.И. Солженицын говорит о божественном происхождении искусства, применяя при этом (А)____________ (предложение 2). Автор заставляет читателей задуматься, а средством реализации этого намерения служат (Б)____________(предложения 3, 6, 25).Образность тексту придаёт применение такого изобразительного средства, как (В)__________(затемнённую душу, рассудочному мышлению, противящееся сердце). Остроту мысли подчёркивает такой приём, как (Г)____________(предложения 18-20 и 22, 23)».

Список терминов:

1)эпитет 6)диалектизм

2)вопросно-ответное единство 7)антитеза

3)перифраз 8)градация

4)метафора 9)риторический вопрос

5)разговорная лексика

Часть 2

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте формулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).Объём сочинения - не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

№ задания

№ задания

понемногучтобычтобыпонемногу

какправило

прозорлива

1234569 любая другая последовательность этих цифр

игристое

13456 любая другая последовательность этих цифр

частокол

123 любая другая последовательность этих цифр

низвергатьсяблизсидящийблизсидящийнизвергаться

245 любая другая последовательность этих цифр

гуттаперчевый

растепляетзахоложеннуюзахоложеннуюрастепляет

обезлесили

неразрывно


Информация о тексте

Примерный круг проблем

1. Проблема назначения искусства.

1. Искусство делает человека лучше, способствует нравственному очищению.

2. Проблема сущности настоящего искусства.

2. Искусство дано Богом для спасения человечества от зла. Оно строится на правде.


Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

Ростовской области

«Октябрьский аграрно-технологический техникум»

Учебно-методическое пособие по дисциплине

«Литература»

Тема: «Анализ рассказа А.П. Чехова «Студент»»


Залог счастья – в умении изредка направлять внутренний взор в прошлое,

к вечным понятиям добра, любви, красоты

В умении прикоснуться к этому вечному…

Октябрьский район п. Качкан

2015 год

Учебно-методическое пособие согласовано на заседании методической комиссии «Общеобразовательные дисциплины»,

Разработчик: преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО РО ОАТТ Макарова Н.И.

Данное учебно-методическое пособие представляет собой материал обучающего и проверочного характера по дисциплине «Литература» и предназначено для обучающихся по программам СПО и НПО. В пособие включены материалы для изучения творчества А.П. Чехова.

Содержание

1. Рассказ А.П. Чехова «Студент»….……..………………………...…..……..4

2. Анализ рассказа «Студент»……………………..…………………….……..8

3. Приложения …………..……………………………………………….……18

4. Список источников информации и литературы ……………………….….19

А. П. Чехов
Студент

Погода вначале была хорошая, тихая. Кричали дрозды, и по соседству в болотах что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку. Протянул один вальдшнеп, и выстрел по нем прозвучал в весеннем воздухе раскатисто и весело. Но когда стемнело в лесу, некстати подул с востока холодный пронизывающий ветер, всё смолкло. По лужам протянулись ледяные иглы, и стало в лесу неуютно, глухо и нелюдимо. Запахло зимой.

Иван Великопольский, студент духовной академии, сын дьячка, возвращаясь с тяги домой, шел всё время заливным лугом по тропинке. У него закоченели пальцы, и разгорелось от ветра лицо. Ему казалось, что этот внезапно наступивший холод нарушил во всем порядок и согласие, что самой природе жутко, и оттого вечерние потемки сгустились быстрей, чем надо. Кругом было пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах около реки светился огонь; далеко же кругом и там, где была деревня, версты за четыре, всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле. Студент вспомнил, что, когда он уходил из дому, его мать, сидя в сенях на полу, босая, чистила самовар, а отец лежал на печи и кашлял; по случаю страстной пятницы дома ничего не варили, и мучительно хотелось есть. И теперь, пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре, и что при них была точно такая же лютая бедность, голод, такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета, – все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше. И ему не хотелось домой.

Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая, пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали. Слышались мужские голоса; это здешние работники на реке поили лошадей.
– Вот вам и зима пришла назад, – сказал студент, подходя к костру. – Здравствуйте!

Василиса вздрогнула, но тотчас же узнала его и улыбнулась приветливо.

– Не узнала, бог с тобой, – сказала она. – Богатым быть.

Поговорили. Василиса, женщина бывалая, служившая когда-то у господ в мамках, а потом няньках, выражалась деликатно, и с лица ее всё время не сходила мягкая, степенная улыбка; дочь же ее Лукерья, деревенская баба, забитая мужем, только щурилась на студента и молчала, и выражение у нее было странное, как у глухонемой.

– Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр, – сказал студент, протягивая к огню руки. – Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!

Он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул головой и спросил:

– Небось, была на двенадцати евангелиях?

– Была, – ответила Василиса.

– Если помнишь, во время тайной вечери Петр сказал Иисусу: «С тобою я готов и в темницу, и на смерть». А господь ему на это: «Говорю тебе, Петр, не пропоет сегодня петел, то есть петух, как ты трижды отречешься, что не знаешь меня». После вечери Иисус смертельно тосковал в саду и молился, а бедный Петр истомился душой, ослабел, веки у него отяжелели, и он никак не мог побороть сна. Спал. Потом, ты слышала, Иуда в ту же ночь поцеловал Иисуса и предал его мучителям. Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед... Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били…

Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента.
– Пришли к первосвященнику, – продолжал он, – Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть, что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери... Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания…

Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль.
Работники возвращались с реки, и один из них верхом на лошади был уже близко, и свет от костра дрожал на нем. Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошел дальше. И опять наступили потемки, и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха.

Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…

Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра.
И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.

А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, – ему было только 22 года, – и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.

Мне кажется, человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста…

Анализ рассказа «Студент»

    Каково значение слова «концепция »? (Взаимоотношения личности и мира – мироощущение)

Стремление русских писателей найти единственно правильную позицию в жизни чутко воспринял и точно выразил Николай Бердяев: “В русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира… Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания.» С Булгаков писал: “В произведениях Чехова ярко отразилось это русское искание веры, тоска по высшему смыслу жизни, мятущееся беспокойство русской души и ее больная совесть”

2. Как вы понимаете смысл слов “искание веры”. Для чего эту нужно человеку? Почему нельзя русскому человеку без веры? Веры во что?

3.Обратимся к эпиграфу. « Мне кажется, человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста…»

Героиня Чехова также говорит о значимости веры. Отсюда, можно сделать вывод, что для писателя поиски смысла жизни, вера, прежде всего в человека, была главной в жизни. О поиске смысла жизни, о вере человека человеку, в Бога рассказ Чехова “Студент”

3.Обратимся к определению жанра новеллы

Новелла - (от шпал, novella - новость) близкая к рассказу жанровая форма, отличающаяся четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки "новелла ничто иное, как случившееся неслыханное происшествие" (Гете). Тип малой формы повествования, возникший в эпоху Возрождения, характеризующийся динамичной интригой и вниманием к личности героя, его индивидуальному сознанию и поступкам. Новелла - один из жанров эпического рода литературы.

(краткий словарь литературных терминов М.И. Мещеряковой. М., 1998г.)

Никто ни до Чехова, ни после него не умел писать так ярко и лаконично, на нескольких страничках умещая целую человеческую жизнь. Приглашаю Вас к открытому обсуждению, свободному обмену мнениями о прочитанной новелле, и пусть девизом нашего сегодняшнего разговора станут слова В.Г.Белинского: "Пусть каждый выскажет свое мнение, не беспокоясь о том, что другие думают не так, как он. Нельзя заставить всех думать одинаково".

4. Смысл названия

Анализ любого текста принято начинать с рассмотрения смысла названия, в котором заложена свёрнутая информация обо всём тексте. Почему вначале рассказ назывался «Вечером», а затем Чехов заменяет заголовок.

Вечером” - вечер, сумерки, ночь, тьма, прекращение жизни. Такова цепочка ассоциаций, выстраивающаяся в связи со смыслом этого слова. Сумерки и ночь - движение в темноту, пустоту, безжизненность, что никак не могло стать знаками этого рассказа.

Студент” - это вектор, направленный к духовному росту, это стремление познавать и познать; студент - человек, находящийся на трудном и долгом пути к приобретению знания (метафорически путь обозначен в рассказе словом “тропинка” - дорога).

-Какие проблемы затрагивает автор в данном произведении?

5.Герой

-Кто и что является предметом изображения в новелле?

Обратим особое внимание на то, что герой рассказа - студент именно духовной академии, а это подчёркивает движение главного героя рассказа к обретению божественной истины.

Главный герой называется по имени лишь один раз - в самом начале: «Иван Великопольский, студент духовной академии». В этом имени - колокольня Иван Великий; сказочный Иван-дурак; святитель Иоанн Константинопольский. Но далее герой везде именуется просто «студентом», вырастая до размеров символа. Это подчеркивается и самим названием рассказа.

-Что означает имя главного героя?

Символику божественного откровения выражает и имя главного героя (Иван - Иоанн), означающее в переводе с древнееврейского буквально “Бог милует”. Момент уныния, которое переживает Иван (по аналогии с Петром), уходит бесследно, а герой воскресает духовно - Бог милует его верой в благодатность и богосотворённость

- Одинаково ли умонастроение героя в начале и в конце рассказа ?
(Оно кардинальным образом меняется, попытаемся понять как и почему)

-Перескажите кратко сюжет рассказа.

6. Пейзаж. Обратимся к экспозиции произведения. Рассказ начинается с описания пейзажа.

-Однороден ли чеховский пейзаж? Приведите ключевые слова, доказывая его внутреннюю диалогичность.

-Что перевешивает на чаше природных весов : добро или зло?

7. «Добро и Зло»

-Что ощущает Иван Великопольский, устало бредущий "с тяги домой" и по воле автора оказавшийся на арене борьбы двух стихий?

- Почему героя охватило мрачное настроение? Опишите мироощущение героя.

В начало произведения Чехов помещает безрадостные мысли студента о «лютой» бедности русской жизни: «...такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнёта - все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдёт ещё тысяча лет, жизнь не станет лучше». Зло, как видится чеховскому персонажу, не только лежит в основе общественного устройства, печатью несовершенства отмечен также царственный мир природы: «Ему казалось… не станет лучше» Подобный угрюмый пессимизм, исторический и философский, писатель объясняет не только реальным состоянием русской жизни, но и плохим настроением самого студента. Он с утра ушёл из дома на охоту и за целый день одинокого блуждания по лесу устал и очень проголодался. Однако «ему не хотелось домой», потому что там, он знал, ему не дадут горячего ужина. В Страстную пятницу Великого поста должно вспоминать страдания Христа и поститься самым строгим образом - и мать Ивана целый день ничего не варила. Кроме того, погода стояла не по-весеннему холодная, «по лужам протянулись ледяные иглы».

Все эти обстоятельства (одиночество, вечерние сумерки, усталость, голод, холод, Страстная пятница) удручающе подействовали на Ивана,

Приведенные примеры со всей неумолимостью свидетельствуют, что силы зла, мрака и холода значительно перевешивают на чаше природных весов. В день светлого Христова воскресения сила добра, света восторжествуют, а пока: “дул жесткий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра пасха”. Рядом с именами Рюрика, Иоанна, Петра - великих деятелей русской истории - стоят вечные "ветер", "голод", "чувство гнёта".

Причём автор подчёркивает неизменность людских несчастий вне зависимости от времени, повторяя сходные синтаксические конструкции: "точно такой же ветер ", "точно такая же лютая бедность ", "такая же пустыня кругом". Подчёркивают эту неизменность и три глагольные формы: "были, есть и будут". Прошлое, настоящее и будущее объединены ветром, голодом и страданиями.

Из этого Иван делает неутешительный вывод: жизнь никогда не станет лучше, что бы ни делали люди. Это открытие леденит душу и сердце героя. Однако остановиться на этом выводе нельзя, он с неизбежностью влечёт за собой вопрос, прямо ни автором, ни героем не сформулированный, но подразумевающий: для чего жить? В чём смысл человеческого бытия, если оно до того мимолётно, скоротечно, что не меняет ничего в общей картине мира? Если не смогли избавить людей от "ужасов" ни Рюрик, ни Иван, ни Пётр, что делать мне, для чего мне жить? Полный таких мыслей, Иван не хочет возвращаться к своей жизни, в которой он ничего не может изменить. "Ему не хотелось домой" – поистине страшная фраза.

Тоска, безысходность, уныние – так можно описать состояние юноши. Герой впадает в уныние.

В воображении героя предстает мрачная картина.

- А как вы себе нарисовали бы образ мира, представшего перед студентом? Язык имеет свои краски, и прежде чем вы сформулируете мысль, вы, вольно или невольно, создаете в воображении образ или картину того, что потом оформите словесно.

8. «Дерево». И. Ганиковский. 1988 г.

Репродукция картины художника-авангардиста И. Ганиковского «Дерево». Попробуйте выразить философскую концепцию автора. Как вы воспринимаете картину? Попробуйте охарактеризовать репродукцию одной фразой, что приходит на ум? (Цветовая гамма - темная, черная, мрачная. Приличный хаос, красивое месиво, изображение целого мира через нагромождение стволов и веток. Мир, в котором все дополняет друг друга. Мир - хаос и он разнообразен и един; и все в нем, и плохое и хорошее, и жизнь и смерть, взаимосвязано. Зеленый листочек справа - символ зарождения новой жизни, надежды на возрождение, зерно новой жизни) .

Но вот в океане холодной мглы забрезжил огонек костра, горевшего “жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю”. Посмотрим, согреет ли он душу нашего неприкаянного героя. Почему герой идет к костру?

После своих мрачных размышлений о беспросветных и нескончаемых ужасах жизни герой разговорился с двумя бедными вдовами, встреча с которыми должна была, по логике вещей, лишь подтвердить его угрюмую убежденность в неизбывной нищете и нескончаемых бедствиях русского народа.

9. . Василиса и Лукерья.

- Сопоставьте облик вдовы и её дочери. Что подчёркивает автор в их облике: сходство или различие?

(Внешний облик женщин изображен контрастно)

За внешней противопоставленностью просматривается глубокое внутреннее единство образов. Именно благодаря контрасту в изображении двух героинь момент их духовного единения воспринимается острее, ярче.

10 . Притча.

-С какой целью Иван Великопольский рассказывает Василисе и Лукерье легенду об апостоле Петре? Какой смысл он вкладывает в легенду?

Все эти обстоятельства (одиночество, вечерние сумерки, усталость, голод, холод, Страстная пятница) удручающе подействовали на Ивана, и он, греясь у вдовьего костра, вспомнил, что девятнадцать веков назад «точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр. (...) Значит, и тогда было холодно. Ах, какая то была страшная ночь (...)! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!». Иными словами, библейский эпизод появляется в рассказе по ассоциации, которая родилась в голове студента духовной академии. Иван рассказывает вдовам, как апостол Пётр из страха трижды отрёкся от Иисуса.

Прошлое, настоящее, будущее объединены ветром, голодом, страданием. Иван стремится доказать своим собеседницам, что на земле не осталось места для добра, верности, преданности. Излагая канонический сюжет, Иван пытается найти оправдание Петру, пересказывая, пытается пропустить евангельскую историю через себя. Он стремится доказать себе и своим собеседницам, что на земле не осталось места для добра, верности, преданности. (Вспомним 10 нравственных заповедей. ) Если даже «страстно, без памяти» любивший Иисуса ученик трижды отрекается от своего Учителя, значит, утрачены важнейшие общечеловеческие представления о нравственности, без которых человек перестает быть человеком. Холод словно выстудил людские сердца, оттого миром правит подленькое и трусливое себялюбие.

Студент так увлекся, что даже Евангелия ему показалось мало, и он добавляет от себя картину, которая, по его мнению, ещё более должна тронуть душу слушательниц (“Воображаю: тихий-тихий, тёмный-тёмный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания... Студент вздохнул и задумался”.)

Как назвать то, что произошло между Студентом и двумя бедными вдовами? Он им рассказал историю Петра. Но они давно ее знали, тем более что не далее как вчера вечером слушали в церкви чтение Двенадцати Евангелий. (12 отрывков из Евангелия – описание “страстей Христовых”, которые читаются в православной церкви в страстной четверг.)

Они вспомнили события той трагической ночи? Но чего же и вспоминать, если не далее как вчера уже вспоминали?

(Да, он так же как и Петр усомнился в силе Христа. Иван Великопольский доподлинно знает, что происходило в душе апостола в ту ночь. Студент и сам чуть не предал Христа, когда его одолели мрачные чувства, когда он засомневался в справедливости жизнеустройства. Размышляя о страданиях Иисуса и Петра, он как бы почувствовал угрызения совести за недавние мрачные мысли - разве напрасно страдал Иисус? Разве напрасно верил в него Петр?)

Потому, кстати, и заговорил герой с женщинами об отречении Петра, а не о самой казни Христа (которая и составляет главное содержание евангельских чтений Великих четверга и пятницы). Иван Великопольский, как и Пётр, усомнился, но, усомнившись, раскаялся.

11. «Поцелуй Иуды » , Е.Келлер 1989 г.

-Определите идею автора, философский аспект картины.

(Цветовая гамма холодная, зеленый – ядовитый. Идея предательства – укус змеи, предательство строится на расчете, отсюда цифры на картине, предательство превращает человека в ноль. Бесцветный предатель (змея белого цвета, т.е. никакая) – его трудно выделить в толпе, он безликий, он трудно узнаваем. Предательство бывает добровольное (Иуда) и невольное (от слабости человеческой); предательство от сатаны, поэтому фон –черный, ибо с молчаливого согласия окружающих, от их равнодушия совершаются все предательства).

12. Отречение Петра.

-Какова реакция на рассказанную легенду двух различных женщин? Почему заплакала Василиса, а Лукерья изменилась в лице?

История о том, что имело место несколько веков тому назад, одинаково потрясла этих таких непохожих друг на друга женщин. События далекого прошлого в легенде о Петре, воспринимаются Василисой и Лукерьей как явление сегодняшнего дня. Душевные страдания Петра для них не историческое "далеко", не мифологическое прошлое. Муки Петра тревожат их так же, как заботы сегодняшнего дня. И Петр для них не вымышленный персонаж древней легенды, а живой грешный человек, достойный сострадания. Это тот самый "ближний", которого, по заповеди Христовой, следует "возлюбить как самого себя". Для них это непреложный жизненный принцип. Не мудрствуя лукаво и даже не осознавая в полной мере своей нравственной высоты, они живут в согласии с учением Христа. Исполнение первейших заповедей для них - нечто само собой разумеющееся, ведь они люди, поэтому должны жить и чувствовать по-людски.

13. Чудо воскрешения. Лукерья.

-Когда и под влиянием чего возникло духовное единение героинь?

Героям, выхваченным светом пламени из обступившей весь мир тьмы, предначертано авторской волей испытать «момент истины».

Если в Евангелии на слёзы несчастного Петра («И исшед вон, плакася горько») никто не реагирует, то в чеховском рассказе, «всем своим существом» сочувствуя Петру, плачет Василиса, а у Лукерьи такой вид, будто она с трудом сдерживает сильную боль. Направляясь домой и обдумывая реакцию вдов на свой рассказ, Иван приходит уже к оптимистическому взгляду на окружающий мир: «Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра». А если так, то, думает студент, «прошлое (...) связано с настоящим непрерывной цепью событий, вытекавших одно из другого», значит, человек не отделён, а включён в мир природы и людей. Так Иван преодолевает чувство одиночества, и, хотя сумерки, усталость, холод, голод, Страстная пятница никуда не исчезают, жизнь начинает представляться студенту «чудесной».

Очевидно, что пересказ библейского сюжета разграничил в произведении философский пессимизм и оптимизм студента. Что же понял молодой человек в вечер Страстной пятницы, что заставило его столь кардинальным образом поменять своё отношение к миру? Пессимизм Ивана был связан с тем, что он смотрел на жизнь со стороны, отделяя себя от окружающего мира, то есть как эгоист. При такой точке зрения всё хорошее сосредоточивается в самом эгоисте, а мир, конечно, из рук вон плох, причём неизменно и всегда плох. Оптимизм появился у Ивана тогда, когда он поместил свою неповторимую личность внутрь мира и, подобно Пьеру Безухову, почувствовал своё бессмертие , потому что окружающий мир - «всё это моё, и всё это во мне, и всё это я» (Л.Н.Толстой «Война и мир», 4, 2, XIV). Так человек, не теряя своей индивидуальности, оказывается связан со всем миром и со всеми людьми, бывшими, настоящими и будущими, то есть становится необходимым звеном в великой исторической цепи человечества.

- Что же объединяет людей? Вывод: Всех героев объединяет необыкновенная чуткость, сострадание, острое восприятие событий далекого прошлого и чувство своей личной сопричастности к ним.. В саду первосвященника Христос страдает за своё гуманистическое религиозное учение (правда) и, несмотря на побои и грозящее распятье, не отрекается от него (красота). Апостол Пётр, отрекаясь от учителя во дворе первосвященника, убеждается, что сам - слабый человек (правда), хотя несколько часов назад гордо отделял себя от обыкновенных смертных и говорил Христу: «С тобою я готов и в темницу и на смерть». Понимая своё малодушие и ничтожность по сравнению с Христом, Пётр одновременно сочувствует учителю, плача о нём (красота). Василиса не разумом, а душой постигает подвиг Христа и поведение Петра (правда) и плачет о них, жалея обоих (красота).

- Но в самом ли деле героя волновали безответные переживания Василисы? Или он искал ответы на собственные вопросы?

- Как и почему изменяется его умонастроение? Почему он испытывает радость?

После разговора с вдовами об апостоле Петре Ивану «показалось, что он только что видел оба конца... цепи», соединяющей всех людей в мире - и выдающихся героев (любимого ученика Христа), и заурядных деревенских жителей (Василису, Лукерью, да и самого студента): Иван «дотронулся до одного конца, как дрогнул другой» конец цепи. Любовь к ближнему своему – вот сила, от века направляющая человеческую жизнь, составляющая «главное в человеческой жизни и вообще на земле». Финал рассказа подтверждает, что молодой человек (хотя бы на время) выбирает оптимистический взгляд на мир, потому что по дороге домой «жизнь казалась ему восхитительной».

- Какими красками вы выразили бы возвращение души из мрака к свету?

14. « Ангел пересек мою душу» , репродукция картины Е. Горчаковой. 1986 г

- Каков философский смысл этой картины?

(Цветовая гамма - теплая, жизнерадостная. Прекрасное в наших душах – это что – то возвышенное, идеальное, недоступное для суеты, мелких чувств и стремлений. Но прекрасное – это и сама жизнь, ее истинная сущность, без постижения которой человек нравственно гибнет. Встреча с ангелом наполняет душу прекрасными, возвышенными чувствами.)

15 - В чем же залог счастья, по мнению Чехова?

Студенту пришло озарение, что мы являемся в этот мир не случайно, что все поколения до нас и что будут после нас несчастны потому, что не горят тем божественным огнем души, огнем сострадания и духовного совершенствования.

И залог счастья, похоже, не в вещном, материальном мире, а в умении изредка направлять внутренний взор в прошлое, к вечным понятиям добра, любви, красоты В умении прикоснуться к этому вечному

16.- Итак, какова философская концепция рассказа А.П. Чехова “Студент”? О чем хотел поведать миру А.П.Чехов, написав свою короткую новеллу?

(Примерные выводы. Связь времен собирают воедино человеколюбие и сострадание. Человек не может жить без веры. Любовь к ближнему своему – вот сила, от века “направлявшая человеческую жизнь”, составлявшая “главное в человеческой жизни и вообще на земле”.)

17.- Почему же Чехов называл этот рассказ любимым?

Именно в этом рассказе Чехов сумел представить своё оригинальное понимание «вечных» мировоззренческих вопросов. Человек не одинок в мире - он связан с множеством людей в пространстве (Иван и вдовы) и во времени (Иван и апостол Пётр). Эта духовная связь придаёт отдельному человеку силу и наполняет его жизнь высоким смыслом. Иван Велико-польский специально не задумывается над смыслом жизни, подобно героям Л.Н.Толстого или Ф.М.Достоевского, но сами жизненные обстоятельства наталкивают чеховского героя на философские размышления, внешне (но только внешне) очень простые и неокончательные.

Чеховские герои из рассказов, более поздних, чем «Студент», пытаются обрести эту общую идею-опору в любви («Маленькая трилогия»), в семье («Душечка»), в труде («Ионыч»), но всё безрезультатно. Поэтому в некоторых литературоведческих работах можно даже прочитать, что Чехов вообще не нашёл свою «общую идею»

-Как вы думаете, наш герой раз и навсегда укрепился в своей вере? В финале чеховского рассказа выражено сомнение, что герой раз и навсегда определил для себя смысл жизни. Достаточно обратить внимание на авторские оговорки - «ему было только двадцать два года», «жизнь казалась ему...» - и на тот факт, что молодой человек так и не доходит до дома: писатель оставляет его на пути к родной деревне. Так Чехов подчёркивает относительность философской идеи рассказа и, следовательно, не навязывает читателю понимание жизни, сформулированное студентом духовной академии Иваном Великопольским.

Рассказ очень короткий, но вмещает в себя очень важные для автора размышления и яркие образы, какими же языковыми средствами это достигается?

Выписать в тетрадь примеры, зачитать. Например:

    метафоры: цепь событий; запахло зимой; разгорелось… лицо; всё сплошь утопало в холодной вечерней мгле;

    эпитеты: пронизывающий ветер, лютая бедность, сладкое ожидание счастья, ледяные иглы;

    олицетворения: природе жутко;

    сравнения: …что-то живое жалобно гудело, точно дуло в пустую бутылку…

Дать развернутый письменный ответ на один из вопросов:

    «Динамика мироощущения героя в рассказе Чехова «Студент»

    Роль контрапункта в новелле «Студент».

Приложение 1

«Если ты равнодушен к страданиям других, ты не заслуживаешь названия человека»

Саади

«Ибо тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить»

Ф.М. Достоевский

«Тут дьявол с богом борется, а поле битвы - сердца людей»

Ф.М.Достоевский

«Человек должен быть всегда радостным. Если радость кончается, ищи, в чем ошибся»

Л. Н. Толстой

«Чехов – поэт нежнейших прикосновений к страдающей душе человека»

М.М. Пришвин

«Мне кажется, человек должен быть верующим или должен искать веры, иначе жизнь его пуста, пуста...»

А.П.Чехов. «Три сестры»

«Погубивший единую душу – губит весь мир, а спасший невинного - спасает все человечество»

Библия

Приложение 2

Я Господь, Бог твой, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.

Не сотвори себе кумира; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой.

Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

Помни день субботний, чтобы святить его.

Почитай отца твоего и мать твою.

Не кради.

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ничего, что у ближнего твоего.


Источники информации

    Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. – М.,1975.

    Головачева А.Г. К жизни, полной высокого смысла. Рассказ Чехова “Студент” // Литература в школе. – 1998. - №4. – С. 45-51.

    Харитонова О.н. Философская новелла А.П. Чехова “Студент” на уроке литературы в 10 классе // Литература в школе. – 1993. - №6. – С. 51-54.v

Интернет- ресурсы:

Его связанного вели к первосвященнику и били, а Петр, изнеможенный, замученный тоской и тревогой, понимаешь ли, не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вслед… Он страстно, без памяти любил Иисуса, и теперь видел издали, как его били…

Лукерья оставила ложки и устремила неподвижный взгляд на студента.

Пришли к первосвященнику, - продолжал он, - Иисуса стали допрашивать, а работники тем временем развели среди двора огонь, потому что было холодно, и грелись. С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь. Одна женщина, увидев его, сказала: «И этот был с Иисусом», то есть, что и его, мол, нужно вести к допросу. И все работники, что находились около огня, должно быть, подозрительно и сурово поглядели на него, потому что он смутился и сказал: «Я не знаю его». Немного погодя опять кто-то узнал в нем одного из учеников Иисуса и сказал: «И ты из них». Но он опять отрекся. И в третий раз кто-то обратился к нему: «Да не тебя ли сегодня я видел с ним в саду?» Он третий раз отрекся. И после этого раза тотчас же запел петух, и Петр, взглянув издали на Иисуса, вспомнил слова, которые он сказал ему на вечери… Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В евангелии сказано: «И исшед вон, плакася горько». Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания…

Студент вздохнул и задумался. Продолжая улыбаться, Василиса вдруг всхлипнула, слезы, крупные, изобильные, потекли у нее по щекам, и она заслонила рукавом лицо от огня, как бы стыдясь своих слез, а Лукерья, глядя неподвижно на студента, покраснела, и выражение у нее стало тяжелым, напряженным, как у человека, который сдерживает сильную боль.

Работники возвращались с реки, и один из них верхом на лошади был уже близко, и свет от костра дрожал на нем. Студент пожелал вдовам спокойной ночи и пошел дальше. И опять наступили потемки, и стали зябнуть руки. Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха.

Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё, происходившее в ту страшную ночь с Петром, имеет к ней какое-то отношение…

Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей. Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а ее дочь смутилась, то, очевидно, то, о чем он только что рассказывал, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему - к обеим женщинам и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям. Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Петр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра.

И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.

А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, - ему было только 22 года, - и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла.

Статьи по теме