Инфекционные заболевания их классификация. Конспект урока по Основа Безопасности Жизнедеятельности на тему: «Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика. Факторы риска

План-конспект урока по ОБЖ (10 класс)

Тема: ОСНОВНЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА

Разработчик: Преподаватель-организатор ОБЖ Синьковская А.А.

Тип урока: Комбинированный

Цель:

Сформировать представление о инфекционных заболеваниях и их развитии, об иммунной системе и профилактике заболеваний

Задачи урока:

1. Воспитывать потребность соблюдения санитарно-гигиенических навыков,

ответственность за свое здоровье и здоровье окружающих людей.

2. Развивать умение избегать инфекционных заболеваний

3. Закрепить имеющиеся знания по профилактике инфекционных заболеваний

Средства наглядности: презентация к уроку и тесты.

План урока:

    Организационный момент 2 мин.

    Фронтальный опрос обучающихся по ранее

изученному материалу 5 мин.

    Изучение нового материала 20 мин.

    Первичное закрепление 5 мин.

    Обобщение и систематизация знаний 1 мин.

    Закрепление материала 4 мин.

    Подведение итогов занятия 2 мин.

    Домашнее задание 1 мин.

ХОД УРОКА

Учитель: Здравствуйте, пожалуйста, присаживайтесь. Сегодня на уроке мы продолжаем изучать раздел: «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни».

Учитель: А для того, чтобы понять, как вы усвоили предыдущую тему, я задам несколько вопросов:

1. Что присваивается юношам на медицинской комиссии при начальной постановке на воинский учет? (Категории годности)

2. Какие категории годности подлежат призыву? (А и Б)
3. Назовите основные мероприятия, проводимые в ВС РФ по сохранению и укреплению здоровья военнослужащих.
4. Какие вы знаете мероприятия, проводимые в воинской части, по закаливанию военнослужащих?

Учитель : Откройте, пожалуйста, тетради и запишите число, тему урока.
Сегодня у нас тема урока:
ОСНОВНЫЕ ИНФЕКЦИОННЫЕ БОЛЕЗНИ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА.

Инфекционные болезни – это группа болезней, которые вызываются специфическими возбудителями:

    болезнетворными бактериями;

    вирусами;

    простейшими грибками.

Учитель: Как вы думаете, какова причина возникновения инфекционной болезни ?

Ученик: Непосредственной причиной возникновения инфекционной болезни является внедрение в организм человека болезнетворных возбудителей и вступление их во взаимодействие с клетками и тканями организма.

Учитель: Иногда возникновение инфекционной болезни может быть вызвано попаданием в организм, главным образом с пищей, токсинов болезнетворных возбудителей.

Рассмотрим основные пути передачи инфекции и их характеристику (слайд 3).

Существует так же классификация основных инфекционных болезней (слайд 4).

Инфекционные заболевания, которыми болеет только человек, передаются от человека к человеку (антропозы)

Инфекционные заболевания, общие для животных и человека

Кишечные инфекции

Брюшной тиф, вирусный гепатит А, вирусный гепатит Е, дизентерия, полиомиелит, холера, паратиф А и В

Ботулизм, бруцеллёз, сальмонеллёз

Инфекции дыхательных путей

Ветряная оспа, грипп, дифтерия, коклюш, корь, краснуха, оспа натуральная, скарлатина

Геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, орнитоз

Кровяные инфекции

Возвратный тиф эпидемический (вшивый), окопная лихорадка, сыпной тиф

Блошиный тиф эндемический, возвратный тиф клещевой, жёлтая лихорадка, клещевой энцефалит, комариный энцефалит, туляремия, чума

Инфекции наружных покровов

Вирусный гепатит В, вирусный гепатит С, вирусный гепатит D, ВИЧ-инфекция, гонорея, рожа, сифилис, трахома

Бешенство, сап, сибирская язва, столбняк, ящур

Учитель: Большинству инфекционных болезней свойственна периодичность развития. Различают следующие периоды развития болезни: инкубационный (скрытый), начальный, период основных проявлений (разгара) болезни и период угасания симптомов болезни (выздоровление) (слайд 5).

Инкубационный период это промежуток времени от момента заражения до появления первых клинических симптомов заражения.

Для каждой инфекционной болезни существуют определённые пределы продолжительности инкубационного периода, которые могут составлять от нескольких часов (при пищевых отравлениях) до одного года (при бешенстве) и даже нескольких лет. Например, инкубационный период при бешенстве составляет от 15 до 55 дней, но может иногда затянуться до года и больше.

Начальный период сопровождается общими проявлениями инфекционной болезни: недомоганием, часто ознобом, повышением температуры тела, головной болью, иногда тошнотой, т. е. признаками болезни, не имеющими сколько-нибудь чётких специфических особенностей. Начальный период наблюдается не при всех болезнях и длится, как правило, несколько суток.

Период основных проявлений болезни характеризуется возникновением наиболее существенных и специфических симптомов данной болезни. В этот период может наступить смерть больного, или, если организм справился с действием возбудителя, болезнь переходит в следующий период – выздоровление.

Период угасания симптомов болезни характеризуется постепенным исчезновением основных симптомов. Клиническое выздоровление почти никогда не совпадает с полным восстановлением жизнедеятельности организма.

Выздоровление может быть полным, когда все нарушенные функции организма восстанавливаются, или неполным, если сохраняются остаточные явления.

Учитель: Эпидемия - массовое распространение инфекционных заболеваний, значительно превосходящее обычный уровень заболеваемости. (слайд 6)

Пандемия - эпидемия, охватывающая несколько стран или материков. (слайд 7)

Профилактика инфекционных заболеваний

Профилактика инфекционных болезней – комплекс мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний или устранение факторов риска. Эти мероприятия бывают общими (повышение материального благосостояния людей, улучшение медицинского обеспечения и обслуживания, устранение причин заболеваний, улучшение условий труда, быта и отдыха населения, охрана окружающей среды и др.) и специальными (медико-санитарные, гигиенические и противоэпидемические). (слайд 8)

Специальные мероприятия – противоэпидемические и санитарно-гигиенические мероприятия направленные на предупреждение, уменьшение размеров и последствий эпидемий. (слайд 9)

Профилактика подразумевает проведение предупредительных мероприятий, направленных на повышение иммунитета организма человека для поддержания или выработки его невосприимчивости к инфекционным болезням.

Для своевременной профилактики инфекционных заболеваний ведётся регистрация их возникновения. В нашей стране обязательной регистрации подлежат все инфекционные заболевания, в том числе туберкулёзом, брюшным тифом, паратифом А, сальмонеллёзом, бруцеллёзом, дизентерией, вирусными гепатитами, скарлатиной, дифтерией, коклюшем, гриппом, корью, ветряной оспой, сыпным тифом, малярией, энцефалитами, туляремией, бешенством, сибирской язвой, холерой, ВИЧ-инфекцией и др.

Иммунитет – это невосприимчивость организма к инфекционным и неинфекционным агентам. (слайд 10)

Такими агентами могут быть бактерии, вирусы, некоторые ядовитые вещества растительного и животного происхождения и другие продукты, чужеродные для организма.

Иммунитет обеспечивается комплексом защитных реакций организма, благодаря которым поддерживается постоянство внутренней среды организма.

Различают два основных вида иммунитета: врождённый и приобретённый. (слайд 11)

Врождённый иммунитет передаётся по наследству, как и другие генетические признаки. (Так, например, есть люди, невосприимчивые к чуме рогатого скота.)

Приобретённый иммунитет возникает в результате перенесённой инфекционной болезни или после вакцинации 1 .

Приобретённый иммунитет по наследству не передаётся. Он вырабатывается лишь к определённому микроорганизму, попавшему в организм или введённому в него. Различают активно и пассивно приобретённый иммунитет.

Активно приобретённый иммунитет возникает в результате перенесённого заболевания или после вакцинации. Он устанавливается через 1-2 недели после начала заболевания и сохраняется относительно долго – годами или десятками лет. Так, после кори остаётся пожизненный иммунитет. При других инфекциях, например, при гриппе, активно приобретённый иммунитет сохраняется относительно недолго – в течение 1-2 лет.

Пассивно приобретённый иммунитет может быть создан искусственно – путём введения в организм антител 2 (иммуноглобулинов), полученных от переболевших какой-либо инфекционной болезнью либо вакцинированных людей или животных. Пассивно приобретённый иммунитет устанавливается быстро (через несколько часов после введения иммуноглобулина) и сохраняется непродолжительное время – в течение 3-4 недель.

Общие понятия об иммунной системе

Иммунная система это совокупность органов, тканей и клеток, обеспечивающих развитие иммунного ответа и защиту организма от агентов, обладающих чужеродными свойствами и нарушающих постоянство состава и свойств внутренней среды организма. (слайд 12)

К центральным органам иммунной системы относятся костный мозг и вилочковая железа, к периферическим – селезёнка, лимфатические узлы и другие скопления лимфоидной ткани. (слайд 13)

Иммунная система мобилизует организм на борьбу с патогенным микробом , или вирусом. В теле человека микроб-возбудитель размножается и выделяет яды – токсины . Когда концентрация токсинов достигнет критической величины, проявляется реакция организма. Она выражается в нарушении функций некоторых органов и в мобилизации защиты. Болезнь чаще всего проявляется в повышении температуры, в учащении пульса и в общем ухудшении самочувствия.

Иммунная система мобилизует специфическое оружие против возбудителей инфекции – лейкоциты, которые вырабатывают активные химические комплексы – антитела.

Учитель: Для закрепления полученных знаний, я предлагаю вам ответить на 10 несложных вопросов. (тест)

Учитель: Итак, в завершение урока меня волнует вопрос, чему же мы сегодня учились? (Следует ответ учеников.)
– Что нового вы узнали?
(Ответ учеников.)
– Замечательно. А что мы ещё с вами не сделали?
(Следуют ответы: не записали домашнее задание; не выставили оценки за урок.)
– Правильно! Итак, оценки за урок:
(выставляются оценки за урок).
– И теперь мы записываем

Домашнее задание: Заполнить таблицу: 1 ряд – грипп, сибирская язва, ящур, 2ряд – скарлатина, чума, сальмонеллез, 3 ряд – дизентерия, краснуха, гонорея. Повторить конспект и выучить определения.
– Наш урок окончен. Всем спасибо. До свидания.

Тема: «Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика. Факторы риска» (п. 3.2)

Цель урока: Познакомить учащихся с понятием и содержанием здорового образа жизни и его составляющими.

Тип урока: изучение нового материала

Учебно-наглядный комплекс: учебник ОБЖ 10 класс

Ход урока:

I. Вступительная часть

* Организационный момент

II. Основная часть

Объявление темы и цели занятия

Инфекционные болезни - это группа болезней, которые вызываются специфическими возбудителями:

    болезнетворными бактериями;

    вирусами;

    простейшими грибками .

Профилактика инфекционных болезней - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей.

Непосредственной причиной возникновения инфекционной болезни является внедрение в организм человека болезнетворных возбудителей и вступление их во взаимодействие с клетками и тканями организма.

Классификация основных инфекционных болезней человека

Тяжесть течения, клинические особенности и исход инфекционной болезни в большой степени зависят от состояния организма человека, его физиологических особенностей и состояния иммунной системы. Люди, ведущие здоровый образ жизни, менее подвержены инфекционным болезням и более успешно их переносят.

Большинству инфекционных болезней свойственна цикличность развития. Различают следующие периоды развития болезни:

инкубационный (скрытый),

начальный,

основных проявлений болезни

угасания симптомов болезни (выздоровление).

^ Инкубационный период - это промежуток времени от момента заражения до появления первых клинических симптомов заражения.

Для каждой инфекционной болезни существуют определенные пределы продолжительности инкубационного периода, которые могут составлять от нескольких часов (при пищевых отравлениях) до одного года (при бешенстве) и даже нескольких лет. Например, инкубационный период при бешенстве составляет от 15 до 55 дней, но может иногда затянуться до года и больше.

^ Начальный период сопровождается общими проявлениями инфекционной болезни : недомоганием, часто ознобом, повышением температуры тела, головной болью, иногда тошнотой, т. е. признаками болезни, не имеющими сколько-нибудь четких специфических особенностей. Начальный период наблюдается не при всех болезнях и длится, как правило, несколько суток.

^ Период основных проявлений болезни характеризуется возникновением наиболее существенных и специфических симптомов данной болезни. В этот период может наступить смерть больного или, если организм справился с действием возбудителя, болезнь переходит следующий период - выздоровление.

Период угасания симптомов болезни характеризуется постепенным исчезновением основных симптомов. Клиническое выздоровление почти никогда не совпадает с полным восстановлением жизнедеятельности организма.

Выздоровление может быть полным, когда все нарушенные функции организма восстанавливаются, или неполным, если сохраняются остаточные явления.

Для своевременной профилактики инфекционных заболеваний ведется регистрация их возникновения. В нашей стране обязательной регистрации подлежат все инфекционные заболевания, в том числе туберкулезом, брюшным тифом, дизентерией, вирусными гепатитами, скарлатиной, дифтерией, коклюшем, гриппом, корью, ветряной оспой, сыпным тифом, малярией, сибирской язвой, холерой, ВИЧ-инфекцией и др.

Известны 6 основных механизмов передачи инфекции

    Пищевой (алиментарный) – с любой пищей плохо промытыми оващами, мясом, молоком) (брюшной тиф, холера, дизентирия.

    Водный - при нарушение санитарно-гигиенических правил и норм водоснобжения, питье сырой воды, при мойки посуды, продуктов. А так же при купание (брюшной тиф, дизентирия)

    Воздушно-капельный. при кашле, чихние, разговоре, во время поцелув, часто происходит заражение гриппом, туберкулезом, корью. Краснухой, оспой.

    Воздушно-пылевой. При вдхание зараженных пылевых частиц могут возникнуть заболеваия оспой, туберклуезом легких, пневмонией.

    Контактно-бытовой – при соприкосновение с больными, либо его одеждой, посудой(в редких случаях) возможно заражение гриппом, скарлатиной, брюшным тифом.

    Через передатчиков – вши – сыпной тиф, клещи – энцефалит, блох – чума, мух – желудочно-кишечные заболевания. Комаров – малярия.

Факторы риска инфекционных заболеваний

    Войны, социально экономические бедствия, стихийные бедствия, голод, бедность – следствие: ослабление организма, снижение защитных функций

    Моральные, психические травмы.

    Изнуряющие болезни организм

    Плохие жилищные условия, непосильный физ. Труд, плохое питание

    Несоблюдение личной гигиены

    Контакты с бомжами, цыганами, в том числе их одеждой, руками и прочее

    Общее неряшество

    Рукопожатие с неизвестными людьми

    Отказ от плановых прививок

    Беспорядочная половая связь, наркомания, алкоголизм

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Основные инфекционные заболевания и их профилактика

Учебные вопросы Понятие о инфекционных заболеваниях Механизм передачи инфекции Профилактика инфекционных заболеваний

Отличие инфекционных болезней от обычных заболеваний Их вызывает болезнетворные микроорганизмы. Видимые лишь с помощью микроскопа Передаются от зараженного организма здоровому Каждая заразная болезнь вызывается определенным микробом - возбудителем

Виды микроорганизмов, влияющих на организм человека Сапрофиты – безвредные для человека микроорганизмы. Попадая в организм человека, они никогда не вызывают заболеваний Условно-патогенные микробы. Попадая в организм человека, они до поры до времени не вызывают серьезных изменений. Но если организм человека ослаблен, то эти микробы быстро превращаются в опасные для здоровья Болезнетворные (патогенные) микроорганизмы. Попадая в организм человека и преодолевая его защитные барьеры, вызывают развитие инфекционного заболевания

Группа инфекционных заболеваний Краткая характеристика Инфекции, входящие в группу Кишечные инфекции Возбудитель выделяется с фекалиями или мочой. Факторами передачи служат пища, вода, почва, мухи, грязные руки, предметы бытовой обстановки. Заражение происходит через рот. Брюшной тиф, паратиф А и Б, дизентерия, холера, пищевые токсикоинфекции и др. Инфекции дыхательных путей, или воздушно-капельные инфекции Передача осуществляется воздушно-капельным или воздушно-пылевым путем. Грипп, корь, дифтерия, скарлатина, натуральная оспа и др. Кровяные инфекции Возбудитель передается через укусы кровососущих насекомых (комары, клещи, вши, москиты и др.) Сыпной и возвратный тиф, малярия, чума, туляремия, клещевой энцефалит и др. Зоонозные инфекции Болезни, передающиеся через укусы животных Бешенство Контактно-бытовые Болезни передаются при непосредственном контакте здорового человека с больным, при котором возбудитель инфекции переходит на здоровый орган. Фактор передачи отсутствует Инфекционные кожно-венерологические заболевания, передающиеся половым путем (сифилис, гонорея, хламидиоз и др.)

Фекально-оральный Этим путем передаются все кишечные инфекции. Микроб с калом, рвотными массами больного попадает на пищевые продукты, воду, посуду, а затем через рот в желудочно-кишечный тракт здорового человека Жидкостный Характерен для кровяных инфекций. Переносчиками этой группы заболеваний служат кровососущие насекомые: блохи, вши, клещи, комары и т.п. Контактный или контактно-бытовой Этим путем происходит заражение большинством венерических заболеваний при тесном общении здорового человека с больным Зоонозные Переносчиками зоонозных инфекций служат дикие и домашние животные. Заражение происходит при укусах или при тесном контакте с больными животными. Воздушно-капельный Этим путем распространяются все вирусные заболевания верхних дыхательных путей. Вирус со слизью при чихании или разговоре попадает на слизистые верхних дыхательных путей здорового человека. Основные пути передачи инфекции и их характеристика

Инфекции дыхательных путей передаются воздушно капельным путем Распространение капелек слизи и слюны, содержащих возбудителей инфекционных заболеваний, при кашле и чиханье больного.

Кишечные инфекции распрастроняются через продукты, воды

Кровяные инфекции – через укусы кровососущих насекомых

Инфекция наружных покровов – контактный путь.

Соблюдение личной гигиены – уменьшает риск заболеваний

Проводятся профилактические прививки

Своевременно изолировать больных

Проводят дезинфекцию. Обеззараживание квартиры и предметов, находящихся в ней.

Ответить на вопросы Чем характеризуются инфекционные болезни? В чем заключается механизм передачи инфекции дыхательных путей? Какое значение имеет личная гигиена? Профилактика инфекционных заболеваний.

Домашнее задание Составить инструкцию поведения при распространении инфекционных болезней (эпидемиях)


Статьи по теме