В чем заключался культ предков у русских. Поклонение предкам Поклонение предкам

Культ предков, то есть поклонение умершим прародителям или просто родственникам, характерен для многих народностей и племен. С древности люди верили в то, что духи предков принимают активное участие в их жизни.

Захоронение предков

На Руси считали, что усопшие родственники помогают своим семьям, защищая их членов от пагубного влияния злых сил. Однако духи могли и вредить, наносить порчу и попросту всячески мешать живым. Для того, чтобы этого не происходило, умершего следовало похоронить, как положено.

Сам глагол «хоронить» изначально имел значение «прятать». Тела усопших родственников необходимо было спрятать так, чтобы они не смогли вернуться назад. Особенно, это касалось так называемых «нечистых» покойников: грешников, самоубийц, пьяниц, а после принятия христианства и некрещеных младенцев. Так могилы тех, кто самовольно ушел из жизни, обкладывали камнями для того, чтобы мертвецы не смогли выбраться наружу. Люди верили в то, что именно самоубийцы насылают на землю засуху и болезни на скот.

Однако хоронили покойников не только на кладбище или возле дома. Нередко это происходило и прямо в жилище. Например, в случае смерти старейшины рода, его тело закапывали на самом почетном месте в доме, а хозяева уходили жить в другое место. «Нечистых» новорожденных хоронили под порогом, так как на кладбище путь им был закрыт. Вот почему на Руси не разрешалось ступать на порог, а только аккуратно его перешагивать.

Гробом умершему иногда служила и погребальная ладья. Ладью вместе с помещенным в нее покойником сжигали, а на месте костра насыпали курган.

Вообще до конца I тыс. н. э. славяне в основном сжигали усопших. Прах их помещали в специальные сосуды, которые ставили на придорожные столбы. Делалось это видимо, для того, чтобы души умерших поскорее ушли по дороге в мир иной и обрели покой.

Духи предков

Одним из олицетворений почитаемого предка можно считать образ Домового. Домовой охранял дом и заведовал хозяйством. Хотя иногда мог и напроказничать. Именно для того, чтобы умаслить домового, ему, например, оставляли еду за печкой.

Покровителем же рода считался Чур или Щур. Отсюда и пошло слово «пращур». Чура часто призывали на помощь в трудных ситуациях, восклицая: «Чур меня!»

Благодаря археологическим раскопкам, были найдены и вырезанные из дерева идолы или кумиры, которые являлись культовыми изображениями предков. Их почитали, просили у них помощи и даже кормили. В основном, это была обрядовая пища – каша и хлеб.

Вообще к умершим предкам русские всегда относились, как к живым. Например, на кладбищах разводили костры для того, чтобы покойники погрелись, а на могилах оставляли еду для того, чтобы они насытились. В определенные дни предки даже могли навещать своих родственников. Так следующая неделя после Пасхи была как раз именно таким временем. Для усопших накрывали стол и топили баню, где обязательно оставляли для них полотенца и чистое нижнее белье.

Вера в загробную жизнь и силу ушедших туда родственников имела такое влияние, что в трудные времена в мир иной добровольно отправляли кого-либо из стариков. Пожилого человека сажали в сани и отвозили далеко от дома, где оставляли умирать от голода и холода. Смертнику давали задание помочь живым с того света.

Отголоски культа

В наши дни отголоски культа предков можно разглядеть в некоторых ритуалах. Например, на Святки одним из главных блюд на столе является кутья, которая известна в первую очередь как поминальное блюдо. А в православном календаре можно встретить несколько так называемых родительских суббот – особых дней поминовения усопших.

Меня зовут Виктория Райдос, и я – жрица культа предков.

Я не в силах передать каждому живущему на Земле человеку то, что духи хотят ему передать.

Но я могу передать всем людям то, что хотят передать нам, всем нам, наши предки. Через эту книгу. Чтобы напомнить людям о том, о чём они часто забывают, – что сил у человека всегда достаточно для решения любых, даже самых страшных и, казалось бы, неразрешимых проблем. Нужно просто знать, как найти эти силы, где их черпать.

Настоящую силу можно черпать только внутри себя. Цените ту чудесную силу, которая у вас уже есть.

Ваша сила – в вашей крови.

Крови, которую вы получили от своих предков.

Сила крови

В этой главе я расскажу о том, что же такое культ предков, зачем он нужен и как его соблюдать.

Как ритуалы поминовения выполняли в прошлом и как их нужно выполнять сейчас.

Это – самая большая, самая сложная и самая важная глава.

Все мы хотим прожить свою жизнь осмысленно и счастливо. «Построить дом, посадить дерево, вырастить сына». Стать уважаемым человеком. Реализовать свои способности и таланты. Достичь того, о чём мечтаем. И у каждого из нас есть достаточно энергии, чтобы добиться всего и прожить такую жизнь, какую мы хотим.

Если человек чувствует, что энергии у него не хватает, – обычно это означает, что человек просто не умеет ей воспользоваться. Больше всего энергии мы можем получить от нашего рода. Если в роду было много людей, проживших свои жизни разумно и счастливо, и в нём нет плохой наследственности, – такой род может считаться особенно почитаемым, ведь он даёт своим потомкам всю ту силу, которая копилась в нём веками. Если вам повезло родиться в таком роду – отнеситесь к этому дару с умом! Помните, что вы владеете большой силой, которую вам нужно приумножить и продолжить.

Но что, если род слабый (а это случается, когда в роду есть самоубийцы, нерождённые дети, исключённые члены семьи, проклятые) и не даёт человеку силы, а даже будто бы забирает? Часто в таком случае человек словно не может начать проживать свою собственную судьбу и бесконечно разбирается с родовыми задачами.

Часто родовые проблемы приводят к непонятно откуда взявшимся сложностям, которые человек не в состоянии решить: отсутствию радости жизни, суицидальным мыслям, физическим или психическим болезням, сложностям в создании своей собственной семьи (безответной любви, проблемам с супругом и детьми, бесплодию). И если человек вроде бы всё делает правильно, а жизнь всё равно не клеится – это признак того, что проблемы идут у него по роду.

И что же делать тогда – жаловаться на несправедливую судьбу, которая заставила человека родиться в таком роду?

У каждого человека есть его собственный жизненный путь и та цель, которую он должен достигнуть. И у всех есть условия, в которых мы находимся при прохождении этого пути. Это можно представить, как грузик на ноге: у вас есть какое-то задание, которое вы выполняете, но при этом вы не абсолютно свободны, у вас есть какая-то сложность . Но ведь даже в спорте эти грузики вешаются не просто так. Это делается для того, чтобы результат был лучше; чтобы прокачать какие-то определённые мышцы, например.

Примерно то же самое происходит и в судьбе. Первая реакция на какую-то сложность – это, конечно, раздражение. Ведь это несправедливо! Почему именно на меня свалилась эта беда – рождение в роду, где много проблем? В роду, в котором по наследству передаётся тяжёлое генетическое заболевание, или в котором каждый второй – алкоголик, или в котором мучили и убивали своих же собственных близких? Неужели у меня нет никакой личной миссии на Земле, кроме как разбираться с проблемами своих предков – проблемами, которые чаще всего они создали себе сами?

И только человек, духовный уровень которого уже достаточно высок, чтобы понимать неслучайность всего происходящего, видит, что те сложные условия, в которых он оказался, – это не досадная случайность, а условия, необходимые для него лично, для его роста и для творения его собственной судьбы.

Вселенная не ошибается, она даёт нам именно те условия, которые нам нужны. У каждого бывает время, когда Вселенная проверяет, насколько хорошо человек усвоил жизненные уроки. Это испытания, которые человек должен преодолеть, чтобы выйти на новый уровень или подтвердить, что он находится на своём уровне по праву. И одним из таких испытаний может стать работа с родовой кармой. Может быть, в одном из предыдущих воплощений именно вы создали тот кармический узел, который привёл к сложностям в роду, поэтому сейчас ваша задача – искупить свою ошибку, исправив или пострадав за неё. Сложно, почти невозможно выйти из негативных родовых программ просто по собственному желанию, их можно только исцелить. И в каждом роду всегда был кто-то, кто делал что-то первым.

Может быть, именно вы станете «первым сильным» в вашем роду – тем человеком, который изменит к лучшему жизнь всего рода?

Культ предков

Культ предков лежит в основе всех духовных учений и религий. Его можно было бы назвать «домашней религией» (или «семейной религией»), потому что это почитание мёртвых предков конкретной семьи. Духи предков – это те обитатели иного мира, которые изначально доброжелательно относятся к человеку и готовы покровительствовать ему. Они, как самые главные хранители семьи, способны давать своим потомкам помощь и защиту со всей силой, свойственной духам. Главное – уметь принять эту помощь; и именно этому человек учится, исполняя ритуалы почитания предков, – правильному поведению и отношению к своему роду.

Культ почитания предков – это целое мировоззрение, в котором человек – часть гармоничной системы мира, часть природы. Знание этого может уберечь нас от многих ошибок и дать нам много ценного.

Ведь огромную важность предков можно понять, исходя только из знания биологии. Наши предки присутствуют (можно сказать – воскресают) в нас в виде генов. Мы сделаны из их мяса и их крови, всё пережитое ими – действия, ощущения, мысли – передаётся нам, а потом – нашим детям. И мы должны отдать дань уважения предкам хотя бы за то, что они выжили и подарили нам жизнь: ведь если бы их не было, не было бы и нас.

Человек – это не только биологическое существо. Люди полагаются не на одни инстинкты, для нас огромное значение имеет культура, которая и является основной системой, благодаря ей мы передаём наш опыт потомкам. Это существует как на уровне общечеловеческой культуры, так и на уровне самого человека и его близких. И культура почитания предков – это то, что связывает всех людей. Ведь какую бы веру вы ни исповедовали, вы – чей-то потомок и, если повезёт, – чей-то предок.

Каким образом умершие предки могут помогать своим живым потомкам? В данный момент научного объяснения для принципа работы культа предков нет.

Мы можем пользоваться этим только как практическим инструментом, получая результаты, но не понимая, как это происходит, создаётся ли эта информационная и энергетическая связь поколений с помощью генетического кода или какого-то другого способа, о котором мы ещё не знаем ничего определённого.

То же самое происходит не только в эзотерике, но и в другой науке, изучающей человеческую душу, психику, сознание и поведение, – в психологии. Например, в системно-семейных расстановках – психологическом методе, открытом в конце XX века Бертом Хеллингером. В этом методе история семьи клиента описывается как система, работающая по определённым законам. Сама расстановка происходит в группе, и в роли клиента и членов его семьи выступают посторонние люди, которые ничего не знают о его истории. Однако в процессе расстановок они неожиданно для себя начинают чувствовать, думать и поступать так же, как замещаемый ими человек. Так клиент получает информацию об истории своего рода, понимает, в чём корень его жизненных проблем, и может повлиять на всё это. Но каким образом он получил это знание – объяснения нет. В теории системных расстановок есть понятие «знающее поле», но как это поле работает, непонятно.

Одной из самых древних и распространенных форм религии является обоготворение мертвых. На известных ступенях развития человек всякого умершего считает существом сверхчеловеческим и божественным; он поклоняется, как богам, покойникам из своей семьи, создает особые обряды этого поклонения и, таким образом, с течением времени вырабатывается то, что в науке известно под названием К. предков. Это почитание мертвых имеет почти всегда исключительно домашний характер, распространяется только на предков каждой отдельной семьи, в ней замыкается и получает дальнейшее развитие. Даже в самой семье сперва поклоняются не всем предкам, а только ближайшим, о которых сохранились у живых воспоминания; поклонение более отдаленным предкам характеризует более позднюю эпоху. Такое ограничение поклонения одними непосредственными предками завесит от грубого понимания загробной жизни, какое по плечу первобытному человеку: ему чуждо представление о вечной загробной жизни, его вера в души усопших далека от веры в бессмертие; по его убеждению, покойники живут за гробом не вечно, а только некоторое время. Умершие, в уме их почитателей, не отрешаются вполне от человеческих свойств, живут не новой, а только видоизмененной жизнью; они обитают в своих прежних домах вместе с своими потомками, чувствуют те же потребности, имеют те же заботы, что и до смерти. Обоготворенный предок интересуется своей семьей, покровительствует ей, принимает от нее молитвы и жертвоприношения, продолжает быть владыкой в семье, помогать ее друзьям, вредить врагам и т. п. По особенностям своего состояния, дух предка может это делать с большей силой, чем человек, хотя власть его не безгранична. Его семья нуждается в его помощи, боится его гнева и мести; с другой стороны, и предок нуждается в поклонении живых, для своего спокойствия и удовлетворения потребностей. К. предков является, таким образом, связующим звеном между поколениями в данной семье, делает из нее организованное тело, своего рода церковь, обязанности по отношению к умершим начинаются с самого обряда погребения и проникают всю жизнь потомков, до повседневных мелочей.С усопшим погребают предметы, признаваемые для него необходимыми за гробом - одежды, сосуды, оружие, рабов, жен, коней и пр. Индусы, в продолжение тысячелетий, каждый день приносят предкам "шрадду" из риса, молока, кореньев и плодов, а в известные дни и случаи приносят жертвы, обставленные особыми специальными обрядностями. Древние греки и римляне называли умерших самыми почтительными именами - добрыми, святыми, блаженными божествами; гробницы были храмами этих божеств; на них вырезались надписи "богам-манам" или, у греков, "подземным богам". Перед могилами ставился алтарь для жертвоприношений и приготовления пищи; самые могилы помещались обыкновенно в соседстве дома, недалеко от дверей. В известные дни года на каждую могилу приносили трапезу; первые плоды земли, первые части всего съестного приносились в дар этим родовым богам. Если потомки переставали совершать жертвоприношения духам предков, последние покидали свое мирное жилище, начинали скитаться и беспокоить живых; из блаженных и благосклонных они становились несчастными, злыми гениями, посылая на людей болезни и поражая почву бесплодием; только возобновление жертв, принесение пищи и возлияние вина вновь вводили их в могилу. Такое почитание мертвых обходилось древним грекам и римлянам и обходится в настоящее время индусам и китайцам очень дорого, так что и в древности, и теперь слышатся жалобы на его дороговизну. Особенно велики расходы, сопряженные с К. предков, в Китае. В религии славян, как и других арийцев, было развито верование в новую жизнь человеческой души после смерти, связанное с известным поклонением жертвам. Роды и рожаницы, покровители семей, были обоготворенными предками; русалки и мовки считались душами умерших, которые каждую весну вместе с природой как бы воскресали и с особыми обрядами встречался живыми. В честь русалок устраивались праздники (масляница, семик и др.), игры с переряживанием, приготовлялись определенные кушанья в виде жертвы предкам. Еще до сих пор блины в народе считаются кушаньем для поминовения "родителей"; в некоторых местах выносится в лес горячий хлеб для русалок; огоньки на могилах признаются за блуждающие души. Религия японцев является одним из видов К. предков. Многочисленные дикари поклоняются и в настоящее время предкам. Заботливость о том, чтобы доставить своим умершим крепкое и спокойное жилище, в виде кургана, урны, гроба, целых каменных сооружений и пр., свойственна почти всем дикарям. По всему дикому и варварскому миру с призраками и изображениями умерших родственников разговаривают, советуются, молятся им, кормят и поят их. Гвинейские негры прибегают к ним за помощью во всех испытаниях жизни; во время опасности или бедствия целые толпы их на вершинах холмов или на опушках леса взывают самым жалобным и трогательным тоном к духам предков; больной австралиец убежден, что в него вошел и выедает ему печень какой-нибудь разгневанный дух умершего человека; патагонские знахари пляшут, кричат, барабанят, чтобы выгнать из больного злого духа кого-либо из предков; североамериканский индеец верит, испытав неудачу на охоте, что он пренебрег сделать какое-нибудь приношение духам предков и те послали ему наказание; зулус уверен, что он не должен поступать дурно с братьями, иначе покойный отец нашлет на него болезнь; остяки вырезают из дерева фигуры, изображающие предков, ставят их в юрте и поклоняются им. Так как семье нужно иметь мужское потомство для продолжения К., то брак приобретает религиозное значение и обязательность; безбрачие считается грехом и несчастьем. Из необходимости продолжать К. предков вытекал развод с бесплодной женой, a также обычай бездетных вдов выходить замуж за брата или ближайшего родственника умершего мужа; этим же объясняется легкость усыновления чужеродцев. К. предков является, таким образом, фактором, упрочивающим семью. В К. предков главную роль играют мужчины: они поклоняются, когда живы, им поклоняются, когда они умрут; женщины лишь присутствуют при священнодействиях. Это стоит в тесной связи с главенством отца в семье. Наследственное право многих народов приноровлено, в интересах К., к тому, чтобы имущество умершего закрепить за продолжателем К., а не за иным членом семьи. Ср. Тэйлор, "Первобытная культура"; Мэн, "Древний закон и обычай"; Спенсер, "Социология"; Фюстель де-Куланж, "Древняя община"; Афанасьев, "Поэтические воззрения славян на природу" (т. 3).

Культ Предков в Энциклопедическом словаре:
Культ Предков - одна из ранних форм религии, поклонение духам умершихпредков, которым приписывалась способность влиять на жизнь потомков.

Значение слова Культ Предков по словарю Брокгауза и Ефрона:
Культ предков - Одной из самых древних и распространенных форм религии является обоготворение мертвых. На известных ступенях развития человек всякого умершего считает существом сверхчеловеческим и божественным; он поклоняется, как богам, покойникам из своей семьи, создает особые обряды этого поклонения и, таким образом, с течением времени вырабатывается то, что в науке известно под названием К. предков. Это почитание мертвых имеет почти всегда исключительно домашний характер, распространяется только на предков каждой отдельной семьи, в ней замыкается и получает дальнейшее развитие. Даже в самой семье сперва поклоняются не всем предкам, а только ближайшим, о которых сохранились у живых воспоминания; поклонение более отдаленным предкам характеризует более позднюю эпоху. Такое ограничение поклонения одними непосредственными предками завесит от грубого понимания загробной жизни, какое по плечу первобытному человеку: ему чуждо представление о вечной загробной жизни, его вера в души усопших далека от веры в бессмертие; по его убеждению, покойники живут за гробом не вечно, а только некоторое время. Умершие, в уме их почитателей, не отрешаются вполне от человеческих свойств, живут не новой, а только видоизмененной жизнью; они обитают в своих прежних домах вместе с своими потомками, чувствуют те же потребности, имеют те же заботы, что и до смерти. Обоготворенный предок интересуется своей семьей, покровительствует ей, принимает от нее молитвы и жертвоприношения, продолжает быть владыкой в семье, помогать ее друзьям, вредить врагам и т. п. По особенностям своего состояния, дух предка может это делать с большей силой, чем человек, хотя власть его не безгранична. Его семья нуждается в его помощи, боится его гнева и мести; с другой стороны, и предок нуждается в поклонении живых, для своего спокойствия и удовлетворения потребностей. К. предков является, таким образом, связующим звеном между поколениями в данной семье, делает из нее организованное тело, своего рода церковь, обязанности по отношению к умершим начинаются с самого обряда погребения и проникают всю жизнь потомков, до повседневных мелочей. С усопшим погребают предметы, признаваемые для него необходимыми за гробом - одежды, сосуды, оружие, рабов, жен, коней и пр. Индусы, в продолжение тысячелетий, каждый день приносят предкам "шрадду" из риса, молока, кореньев и плодов, а в известные дни и случаи приносят жертвы, обставленные особыми специальными обрядностями. Древние греки и римляне называли умерших самыми почтительными именами - добрыми, святыми, блаженными божествами; гробницы были храмами этих божеств; на них вырезались надписи "богам-манам" или, у греков, "подземным богам". Перед могилами ставился алтарь для жертвоприношений и приготовления пищи; самые могилы помещались обыкновенно в соседстве дома, недалеко от дверей. В известные дни года на каждую могилу приносили трапезу; первые плоды земли, первые части всего съестного приносились в дар этим родовым богам. Если потомки переставали совершать жертвоприношения духам предков, последние покидали свое мирное жилище, начинали скитаться и беспокоить живых; из блаженных и благосклонных они становились несчастными, злыми гениями, посылая на людей болезни и поражая почву бесплодием; только возобновление жертв, принесение пищи и возлияние вина вновь вводили их в могилу. Такое почитание мертвых обходилось древним грекам и римлянам и обходится в настоящее время индусам и китайцам очень дорого, так что и в древности, и теперь слышатся жалобы на его дороговизну. Особенно велики расходы, сопряженные с К. предков, в Китае. В религии славян, как и других арийцев, было развито верование в новую жизнь человеческой души после смерти, связанное с известным поклонением жертвам. Роды и рожаницы, покровители семей, были обоготворенными предками; русалки и мовки считались душами умерших, которые каждую весну вместе с природой как бы воскресали и с особыми обрядами встречался живыми. В честь русалок устраивались праздники (масляница, семик и др.), игры с переряживанием, приготовлялись определенные кушанья в виде жертвы предкам. Еще до сих пор блины в народе считаются кушаньем для поминовения "родителей"; в некоторых местах выносится в лес горячий хлеб для русалок; огоньки на могилах признаются за блуждающие души. Религия японцев является одним из видов К. предков. Многочисленные дикари поклоняются и в настоящее время предкам. Заботливость о том, чтобы доставить своим умершим крепкое и спокойное жилище, в виде кургана, урны, гроба, целых каменных сооружений и пр., свойственна почти всем дикарям. По всему дикому и варварскому миру с призраками и изображениями умерших родственников разговаривают, советуются, молятся им, кормят и поят их. Гвинейские негры прибегают к ним за помощью во всех испытаниях жизни; во время опасности или бедствия целые толпы их на вершинах холмов или на опушках леса взывают самым жалобным и трогательным тоном к духам предков; больной австралиец убежден, что в него вошел и выедает ему печень какой-нибудь разгневанный дух умершего человека; патагонские знахари пляшут, кричат, барабанят, чтобы выгнать из больного злого духа кого-либо из предков; североамериканский индеец верит, испытав неудачу на охоте, что он пренебрег сделать какое-нибудь приношение духам предков и те послали ему наказание; зулус уверен, что он не должен поступать дурно с братьями, иначе покойный отец нашлет на него болезнь; остяки вырезают из дерева фигуры, изображающие предков, ставят их в юрте и поклоняются им. Так как семье нужно иметь мужское потомство для продолжения К., то брак приобретает религиозное значение и обязательность; безбрачие считается грехом и несчастьем. Из необходимости продолжать К. предков вытекал развод с бесплодной женой, a также обычай бездетных вдов выходить замуж за брата или ближайшего родственника умершего мужа; этим же объясняется легкость усыновления чужеродцев. К. предков является, таким образом, фактором, упрочивающим семью. В К. предков главную роль играют мужчины: они поклоняются, когда живы, им поклоняются, когда они умрут; женщины лишь присутствуют при священнодействиях. Это стоит в тесной связи с главенством отца в семье. Наследственное право многих народов приноровлено, в интересах К., к тому, чтобы имущество умершего закрепить за продолжателем К., а не за иным членом семьи. Ср. Тэйлор, "Первобытная культура"; Мэн, "Древний закон и обычай"; Спенсер, "Социология"; Фюстель де-Куланж, "Древняя община"; Афанасьев, "Поэтические воззрения славян на природу" (т. 3). Е. З.

Определение «Культ Предков» по БСЭ:
Культ предков - одна из ранних форм религии, поклонение душам умерших предков, которым приписывалась возможность влиять на жизнь потомков и приносились жертвы. К. п. известен в отдельных материнско-родовых обществах (Меланезия и Микронезия), особое развитие получил в патриархально-родовых обществах, когда прижизненное подчинение власти глав семей и родовых старейшин перешло в их посмертное обожествление - семейно-родовой К. п. В процессе распада первобытного общества возник также общеплеменной и общенародный К. п. вождей и князей, чья личность у многих народов обожествлялась уже при жизни и чьи предки считались особенно могущественными (Полинезия, Южная Азия, Центральная Африка и др.). В то же время сохранялся и часто даже переходил в классовое общество семейно-родовой К. п., занимавший видное место в политеистических религиях древних греков, римлян, славян и многих др. народов, а в Китае легший в основу конфуцианства. В научной литературе К. п. часто толкуют расширительно, включая в него заботу об умерших, веру в тотемических предков (см. Тотемизм) и культ семейно-родовых покровителей, не считающихся предками. В действительности это более древние представления и культы, позднее влившиеся в К. п.
Лит.: Токарев С. А., Религия в истории народов мира, 2 изд., М., 1965.
А. И. Першиц.

Тема взаимодействия с Предками в современном мире становится все более и более популярна. Появляются различные статьи и видеоролики о том, как правильно взаимодействовать с Родом и Предками. Но, к сожалению, популярность этой темы обуславливается не столько желанием прямого взаимодействия с умершими Предками, почитания их и стремлением им помочь на непростом пути, сколько от того, что человек желает избавиться от разного рода проблем, которые могут наполнять его жизнь в результате неблаговидных поступков его Предков. Иными словами, человек хочет решить свои личные проблемы за счет работы с Родом, нежели проблемы Рода за счет работы с собой. А согласись между этими двумя позициями большая пропасть и она может не дать возможности понять тему взаимодействия с Предками и погрузиться в нее с головой.

Культ Предков основан прежде всего не на ритуалах и медитативных практиках. Он основан на определенных взаимоотношениях внутри Рода. Для понимания и правильного вхождения во взаимодействие с Предками требуется сделать хотя бы первые шаги к созданию доверительных и уважительных отношений внутри семьи, которые, ни в коем случае не должны быть ограничены, только лишь близкими родственниками, родственниками вообще или обществом, в котором мы живем. Эти отношения должны в буквальном смысле пронизать мир живых и стать мостиком в мир мертвых. Рассуди сам, те, кого мы так сильно любили, наши бабушки и дедушки, наши родители, а может быть и братья и сестры, уйдя в иной мир, не перестали быть нашими любимыми родственниками, но отношения к ним, ввиду того, что они умерли, к сожалению, меняется.

Это изменение обусловлено не какими-то чертами нашего характера, а скорее нашим воспитанием и тем мировоззрением, которое формируется сегодня в обществе. Современное предельно утилитарное мировоззрение основывается на грубом, где-то циничном, где-то вульгарном материализме, который отрицает все, что невозможно разделить на части, пощупать, порезать, умертвить с целью исследования. Такое мировоззрение в принципе исключает понимание красоты, которая также не осязаема, исключает понимание счастья и любви, которые сводятся просто к выработке определенных гормонов в нашем теле. И, естественно, такое мировоззрение отрицает духовную составляющую человеческой жизни. Именно это становится причиной того, что люди отворачиваются от Предков после их похорон. И если уж следуют каким-то обрядам, то во многом ни по любви к родственнику, а по требованию общества, в котором еще живы эти традиции. И в этом отношении следует дать себе ответы на следующие вопрос: «Каковы мои цели взаимодействия с Предками? Действительно ли я их люблю и желаю им блага?»

Только ответив себе на эти вопросы утвердительно, можно говорить о том, что человек начнет практику взаимодействия с Предками и она принесет ему существенные результаты в его жизни. В противном же случае все будет сводиться к тому, что человек разовьет в себе еще большее потребительское отношение к жизни, к миру и, наверное, к самому святому, что есть в его жизни, это помощь и благословление его Предков.

Наши Предки - это те Души, которые имеют с нами наибольшую связь и в случае необходимости первыми приходят к нам на помощь. Но не стоит думать, что Душа каждого Предка способна в буквальном смысле прийти и участвовать в земных делах своих детей. Не всегда приходят родители, бабушки и дедушки, бывает так, что приходят и более далекие Предки. Все зависит от того, насколько в этом конкретном роду люди жили осознанно и праведно. Насколько они сохранили и приумножили ту духовную силу, которая им была дана. Благодаря наличию этой духовной силы, им удается сохранить свою осознанность, проходя этот рубеж, который мы называем смертью.

Безусловно, Душа, помещенная в нашем мире в физическое тело, погружается в страсти. И она вынуждена думать о том, как прожить еще день, где заработать, чем накормить семью, как их защитить, но перейдя этот рубеж Душа проходит очищение. Сколько будет длиться это очищение сказать сложно. Но, можно точно сказать, что оно произойдет. Когда-нибудь оно закончится и Душа вернется в изначальное, истинное состояние и будет напрямую взаимодействовать с Всевышним. Помощь Предку – это другая сторона Культа Предков. Большой ошибкой будет думать, что все действия должны быть направленны на стяжание благ и помощь идущих к нам от Предков. Живые также помогают мертвым, как и мертвые живым. На плечи живых ложится выполнение ритуалов и иных действий связанных с сопровождением Предка в мир иной и поддержка его на этом пути. И в связи с этим хочется особенно подчеркнуть то, что Культ Предков подходит для представителей абсолютно всех религий и учений, как духовных, так и светских. Он не требует отречения от того, чему ты следуешь сейчас.

Как и для чего общаться с Предками?

Взаимодействие с Предками поможет скорректировать ваш путь, они подскажут, как было бы лучше поступить в той или ной ситуации или какое принять решение. Для того, чтобы начать общение с Предками, не требуется принимать новую веру и не нужны какие-то специальные посвящения, достаточно открыть свое сердце. Достаточно быть готовым к общению с Предками и взаимодействовать с ними. Время от времени на первых этапах надо преподносить им в дар чистую воду, что называется Даром Жизни, зажигать свечу, что называется Даром Света в память о Предках и своими словами проговаривать обращение к ним с благодарностью, за то что они помогают, поддерживают, защищают нас в этом мире и с просьбой, о том чтобы они и впредь защищали, благословляли, напутствовали и помогали в делах. И уже после того, как сформируется здоровое отношение к Предкам и когда не будет возникать внутренних вопросов и о том: «живы ли они?» и «как я к ним могу обратиться, если они умерли?». Только тогда, когда эти вопросы исчезнут сами собой и появится внутреннее безмолвное понимание связи с ними, начнется адекватная практика взаимоотношений с Предками.

Следование Культу Предков в своей жизни приведет к постепенному введению в практику ритуалов кормления Предков, которые могут совершаться еженедельно и ритуалов направленных на призыв Предков, с целью получения от них советов, помощи и поддержки в делах. Тогда появятся практики совершения поминальных ритуалов и принесения им специальных даров в так называемые поминальные дни, которые проходят шесть раз в год. Появятся практики усиления своего Рода с помощью специальных ритуалов и молитвенных практик, когда идет обращение к божествам с целью благословления Предков и оказания им помощи в их посмертном пути, чтобы они могли в полной мере очиститься, избежать страдания и вознестись, стать хранителями Рода.

Святые Предки - Прародители

Особой темой в практике почитания Предков является обращение к Святым Предкам, которых называют Прародителями. Но под этим понятием следует понимать, что Прародитель - это не тот, кто основал Род, не тот, кто является Предком для всех потомков и представителей этого народа, но тот, кто стяжал наибольшее количество духовной Силы за свою жизнь и в духовном плане эта Душа поднимается над всем Родом и становится его покровителем и защитником. И к таким Предкам принято обращаться не иначе, как Святые Предки. Хорошо если известны такие пращуры и в семейной традиции есть практика сохранять имена Предков. Но если нет, то можно использовать для обращения к ним такую обезличенную форму, как «Святые Предки».

Наиболее частой молитвой к Святым Предкам, можно считать молитвы благодарности за помощь и поддержку. Для обращения к Предкам, с целью их благодарения, можно зажигать свечу и проговаривать вслух или же шепотом следующую молитву:

Святые Предки, благодарим Вас за Ваше духовное присутствие и приносим бесконечно благодарность за то, что Вы слушаете нас и мы признательны Вам за то, что Вы поддерживаете нас. Просим Вас всегда откликаться на наши призывы и приходить когда кто-то из нас станет нуждаться в Вас. О Святые и Мудрые Предки примите нашу благодарность и будьте благословенны.

Такая практика может реализоваться в качестве ежедневной практики, когда к месту, где хранятся образа Предков ставится свеча. Хорошо если это будет делать старший в семье, обращаюсь за всю семью о поддержке всех.

Также можно использовать следующую молитву. Ее проговаривают для получения удачи в делах. Причем под делами может подразумеваться самые разные вещи. Это могут быть внутрисемейные дела и профессиональные дела. В то же время под делом может подразумеваться даже намерение что-либо воплотить:

Святые и Мудрые Предки, не оставьте меня без Вашей защиты, защитите мой дом и родных моих. Я тружусь … (здесь можно описать то, чем вы конкретно занимаетесь) для того, чтобы сделать мир лучше и наполнить его добром. Благодаря Вашей милости, преодолеваю я все препятствия, и не будут на моем пути стоять люди, которые несут мне горе, но будут добрые люди, полные любви и уважения ко всем, кто населяет этот мир. Будьте со мной днем и ночью.

Подводя итог, скажем что главным шагом в практике взаимодействия с Предками к возрождению Культа Предков в своей семье является выстраивание правильных, здоровых, наполненных уважение и доброжелательностью отношений внутри семьи, как среди живых, так и между живыми и мертвыми. В этом случае, отношения будут обоюдными, и всегда можно будет рассчитывать на поддержку и помощь Предков. Когда эти отношения будут сформированы, когда они будут выстроены, тогда уже можно будет переходить к следующим практикам. А именно, создание алтаря Предков (смотри статью «Алтарь Предков» ), проведение ритуалов кормления, поминания. Но первый шаг является самым важным, поскольку без него не будут реализованы все эти практики. Без правильных отношений с Предками не получится взаимодействия с ними. Культ Предков - это очень серьезная практика, которая требует не просто внимания и понимания тех действий, которые человек совершает в рамках ритуальной практики, но и требует определенного участия сердца и проявления любви к своим ближним, своим Предкам и именно это позволяет достичь взаимности и преодолеть границу между живыми и мертвыми.

Мира и благословления тебе и твоим Предкам!

Статьи по теме