Подвиг 30 батареи. Тридцатая батарея в севастополе

30-я башенная береговая батарея - одно из наиболее мощных фортификационных сооружений береговой обороны Главной базы ЧФ. Начата постройкой в 1913 на возвышенности Алькадар (в р-не нынешнего пос. Любимовка) по проекту воен. инженера ген. Н.А.Буйницкого. Первоначально имела номер 26. В 1915 строительство прекращено. Достроена в 1928-1934 по проекту воен. инженера А.И.Василькова.

Предназначалась для обороны морских подступов к Севастополю с западного и северо-западного направлений. Была вооружена двумя 305-мм двухорудийными башенными установками "МБ-2-12" , спроектированными и изготовленными Ленинградским Металлическим заводом (широко распространенное мнение, что на 30 Б.Б. были установлены башни или орудия линкора "Императрица Мария" , ошибочно). Вес снаряда - 471 кг, дальность стрельбы - до 42 км. По своему устройству батарея состояла из орудийного блока (железобетонного массива длиной 130 и шириной 50 м, в котором были установлены орудийные башни; внутри блока на двух этажах располагались погреба боеприпасов, силовая станция, жилые и служебные помещения общей площадью свыше 3000 мг) и командного пункта с бронированными боевой и дальномерной рубками и расположенным на глубине 37 м под землей центральным постом с приборами управления стрельбой. Орудийный блок и командный пункт соединялись между собой 600-метровым подземным коридором (потерной).

Для проживания личного состава батареи в мирное время был построен специальный городок. С 1937 30 Б.Б. командовал ст. лейт. (с 1939 - кап., с 1942 - майор) Г.А.Александер. К началу Великой Отечественной войны входила в состав 1 -го отдельного артиллерийского дивизиона береговой обороны Главной базы ЧФ, являясь наиболее современной и хорошо подготовленной батареей. Первая боевая стрельба 30 Б.Б. в обороне Севастополя 1941-1942 была проведена 1.11.1941 по частям германской подвижной группы Циглера в р-не станции Альма (ныне Почтовое).

За два месяца боевых действий 30 Б.Б. произвела 1238 выстрелов, что привело к полному износу орудий. В янв.-февр. 1942 специалистами ленинградского завода "Большевик" , Артиллерийского ремонтного завода №1127 ЧФ (бригадиры С.И.Прокуда и И.Сечко), совместно с личным составом батареи в течение 16 суток были произведены не имеющие аналога в мировой практике работы по замене орудийных стволов весом более 50 т каждый, без специального кранового оборудования и всего лишь в 1,5 км от линии фронта. Готовясь весной 1942 к решающему штурму Севастополя и понимая всю важность "форта Максим Горький - I" (немецкое название батареи) в системе его обороны, противник сосредоточил для борьбы с 30 Б.Б. мощную группу тяжелой артиллерии,в том числе специально доставленные из Германии 600-мм мортиры "Тор" и "Один" и 800-мм железнодорожную пушку "Дора" . 7.06.1942 прямым попаданием нескольких тяжелых снарядов 1-я башня батареи была выведена из строя. Оставшаяся 2-я башня в течение последующих 10 суток произвела около 600 выстрелов.

Лишь после того, как утром 17 июня и она вышла из строя, германские войска (213-й пехотн. полк 132-й пехотн. дивизии, два батальона 132-го саперного полка и 1-й батальон 173-го саперного полка) к исходу дня смогли окружить батарею. Ее личный состав вместе с частью бойцов и командиров оборонявшейся в р-не Любимовки 95-й СД сражался в подземных сооружениях еще больше недели, неоднократно предпринимая попытки прорваться из окружения. Пытаясь сломить сопротивление защитников батареи, германские саперы произвели внутри уже разрушенных башен несколько мощных взрывов. В орудийном блоке начался пожар. Большая часть находившихся в нем людей погибла. Раненый при неудачной попытке прорыва комиссар батареи ст. политрук Е.К.Соловьев застрелился. Группа личного состава во главе с Г.А.Александером успела перейти по потерне в центральный пост, откуда в ночь на 26 июня через галерею водостока вышла на поверхность и попыталась прорваться к партизанам, однако на следующий день, в р-не д.Дуванкой (ныне Верхнесадовое) была обнаружена и пленена противником. 26 июня германские штурмовые группы прорвались внутрь орудийного блока и взяли в плен 40 последних его защитников.

В 1949-1954 батарея была восстановлена (взамен старых двухорудийных были установлены трехорудийные башенные установки "МБ-3-12-ФМ ", снятые с линкора "Фрунзе " (быв. "Полтава ") БФ, заменено силовое оборудование, установлена новая, самая совершенная для того времени, система управления стрельбой "Берег " с радиолокационной станцией и теплопеленгаторами) и переформирована в 459-й отдельный башенный артиллерийский дивизион. До середины 1990-х в составе 778-го артиллерийского, а затем 51-го ракетного и 632-го ракетно-артиллерийских полков дивизион обеспечивал береговую оборону Главной базы ЧФ. В 1997 личный состав дивизиона был переведен на Кавказское побережье, а фортификационные сооружения переданы 267-му взводу консервации.

Огромная благодарность командиру батареи и людям, которые отдают все силы на сохранение легендарной тридцатки, зачастую тратя на это личные средства! Дай Бог больше таких людей в рядах военных!

Рядом с территорией в/ч стоит храм...

Рядом с территорией в/ч стоит храм...

Территория закрыта, но к орудийным башням можно подойти почти вплотную, и полюбоваться на них из-за колючей проволоки.

Территория закрыта, но к орудийным башням можно подойти почти вплотную, и полюбоваться на них из-за колючей проволоки.

2. ВОСЕМЬ ЛЕТ СПУСТЯ

3. В СТОРОНЕ ОТ ВОЙНЫ

4. «СТВОЛИКИ»

5. ПЕРВЫЕ ЗАЛПЫ ПО ВРАГУ

6. НА КОРРЕКТИРОВОЧНЫХ ПОСТАХ

7. ПОЛИТРАБОТА БЫЛА ГИБКОМ И ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОЙ

9. ДРАЛИСЬ КОКИ И ХЛЕБОПЕКИ...

10. ЛАЗАРЕТ БАТАРЕИ

11. СМЕКАЛКА И ГЕРОИЗМ

12. ПЕРЕД ТРЕТЬИМ НАСТУПЛЕНИЕМ

13. МОРТИРЫ «КАРЛ» И ПУШКА «ДОРА»

14. НАКАНУНЕ ПОСЛЕДНЕГО БОЯ

15. В БЛОКАДЕ

16. ПОСЛЕДНИЙ ПРОРЫВ

17. ДО ПОСЛЕДНЕГО ПАТРОНА

18. В ПЛЕНУ

19. ДРУЗЬЯ И ВРАГИ ОБ ОБОРОНЕ СЕВАСТОПОЛЯ

20. ПАМЯТЬ О НИХ НИКОГДА НЕ УМРЕТ

21. ПУТИ-ДОРОГИ

Издание: Мусьяков П. И. Подвиг Тридцатой батареи. - М., Воениздат, 1961. 168 с.

Аннотация издательства: Книга о Тридцатой батарее береговой обороны Черноморского флота повествует о том, как героический гарнизон этой батареи дрался с врагом во время обороны Севастополя в 1941-1942 годах.

По роду своей служебной деятельности автору, генерал-майору Павлу Ильичу Мусь-якову довелось бывать на Тридцатой батарее еще в период ее строительства, присутствовать на первой стрельбе. Невыдуманных героев этой книги Ивана Андриенко и Ивана Подорожного автор знал еще в те времена, когда они были краснофлотцами. На протяжении примерно десяти лет автору приходилось не раз встречаться с Г. А. Александером. Знал он и молодых командиров подразделений лейтенантов Поля, Адамова, Теличко, Репкова, связиста Пузина и многих других офицеров, старшин, сержантов и краснофлотцев.

Во время боев за Севастополь П. И. Мусьяков редактировал газету «Красный черноморец», выходившую в осажденном городе.

После выхода в свет первого издания книги о Тридцатой батарее автор получил от участников героических событий ряд интересных писем. Они помогли ему дополнить книгу, но и сейчас еще нам не все известно о судьбе блокированного гарнизона, особенно о его последних днях. Военное издательство и автор надеются, что после опубликования второго издания будут получены новые отклики от воинов героического гарнизона, оставшегося до конца верным Родине.

P. S. Хотя и тираж большой, и второе издание, но книга раньше не попадалась - спасибо добрым людям, помогли. Ряд мифов и идеологических штампов присутствуют, но это и понятно: книга - отражение эпохи, в которую она создавалась, да и как может политработник не увековечить очередной митинг на тему «Ударим новым лозунгом по штурмовым группам врага!»???

1. РОЖДЕНИЕ БАТАРЕИ

С кем, Севастополь,

Тебя сравнить?!

С героями Г реции?

Древнего Рима?

Слава твоя - что в гранит не вгранить - Ни с чем в истории не сравнима.

С. Алымов.

1. РОЖДЕНИЕ БАТАРЕИ

Зеленый холм дружно вышвырнул наискось к небу четыре огненных меча, окутанных рыжим дымом, и тяжелый звук залпа разнесся эхом по горам и балкам. Десятки людей вскинули к глазам бинокли, направив их в сторону моря, где далеко-далеко, почти на самом горизонте, медленно шел миноносец, тащивший продолговатый полотняный щит. Долго летели снаряды. Но вот в районе щита выросли четыре белых столба.

Недолет!..

А кучность-то какая! Будто в шапку уложил...

Пока гости батареи и члены приемной комиссии обменивались впечатлениями, башни, скрытые в зеленом холме, разразились новым залпом. Два высоких всплеска поднялись до щита, два - за ним.

Накрытие! Со второго залпа. Молодец Донец! - сказал командующий флотом Кожанов.

Все молодцы! - поправил командующего флотом член Военного совета Гугин.

Третий и четвертый залпы - прямые попадания. Пятым снесло стойку щита, и серое

полотнище, похожее издали на коробку спичек, вдруг стало треугольным. А снаряды через каждые полминуты летели к щиту, и третья группа наблюдателей, находившихся на эсминце, каждый раз отмечала попадания. Девятым залпом снесло еще две стойки, и полотно, пробитое снарядами, медленно сползло к основанию щита. Десятый залп был дан уже туда, где ползли по взлохмаченной воде только расщепленные бревна основания щита.

Начальник артиллерии береговой обороны, оторвав потное улыбающееся лицо от окуляров панорамы, сказал:

Товарищ командующий, люди заслуживают награды, особенно командир.

Кожанов медленно отвел от глаз бинокль и, посмотрев на начальника артиллерии,

И вам большое спасибо, ваши ученики на батарее.

Командир дивизиона Петр Алексеевич Моргунов, еще не успокоившийся от пережитого волнения, подошел к Кожанову и доложил:

Стрельба окончена, третья группа доносит: девять прямых попаданий, из них три в основание щита.

Комфлот, высокий, стройный и смуглолицый, пошел впереди группы офицеров штаба и приемной комиссии в массив артиллерийских башен и силовых агрегатов. Председатель государственной комиссии по приемке батареи А. А. Рулль с мягким акцентом уроженца Прибалтики спокойно и деловито докладывал Кожанову предварительные итоги приемки батареи. Надо наградить, прежде всего, командира батареи. Хорошо бы именными золотыми часами.

Деньжонок у нас маловато, Август Андреевич, но все же, посмотрим. Ребята заслуживают поощрения.

Из-под бетона показались командир и комиссар батареи. Они шли, придерживая противогазы, болтавшиеся на боку. Командир батареи Емельян Петрович Донец, набрав в легкие побольше воздуха и подавив минутное волнение, выпалил:

Товарищ командующий, Тридцатая батарея окончила стрельбу. Залпов десять, пропусков, осечек и поломок механизмов нет, израсходовано сорок выстрелов. Подробные данные будут доложены после получения снимков третьей группы наблюдения.

Комиссар батареи М. И. Бакаев доложил, что политико-моральное состояние личного состава высокое, нарушений дисциплины за последние два месяца не было.

Вольно! - радостно произнес Кожанов, резко шагнул навстречу и поцеловал немного растерявшегося Донца. - Командуйте «Отбой», выводите людей из-под массива, проведем митинг.

Кожанов любил митинги. В юности он командовал матросскими отрядами на Волге и побережье Каспия. Матросы любили своего командира за смелость и лихость в бою. Даже вражеские снайперы прозвали его «заколдованным». Перед боем или после него Кожанов умел сказать огневое слово, крепко берущее за матросское сердце. Так и сегодня он заговорил первым. Он начал издалека, вспомнив налет немецкого линейного крейсера «Г ебена» на базу флота во время первой мировой войны.

Немецкий линейный крейсер «Г ебен», переданный Турции накануне первой мировой войны, ранним осенним утром 1914 года показался вблизи Севастополя. Командир корабля, зная, что русская крепостная артиллерия устарела, подошел на выгодную ему дистанцию и открыл огонь из одиннадцатидюймовых орудий. Снаряды падали в городе и на рейде, среди кораблей. Дальность огня «Гебена» превышала дальность стрельбы большинства русских крепостных батарей. Броненосцы, стоявшие на якоре, тоже практически не могли стрелять по вражескому кораблю: одни - из-за устарелости своей артиллерии, другие - потому, что не видели цель, скрытую от них берегом. Так и ушел безнаказанным быстроходный крейсер противника. Правда, его огонь не нанес существенного урона, но шуму наделал много.

Царское правительство наконец поняло, что Севастополь нуждается в новых дальнобойных крупнокалиберных батареях, и отпустило некоторую сумму денег на постройку двух башенных батарей двенадцатидюймового калибра. Одну наметили создать южнее Севастополя, другую - севернее.

Инженерная служба после долгих препирательств с артиллерийским ведомством в 1915 году приступила к рытью котлованов и прокладке подъездных путей. Но вскоре из-за недостатка средств строительство было прекращено. Для Тридцатой батареи успели только вырыть котлованы башен и заложить фундаменты.

30-я береговая батарея — легендарное оборонительное сооружение и шедевр фортификационного искусства, расположенное в севастопольском микрорайоне Любимовка. Своему второму названию «Максим Горький I» фортификация обязана немцам.

30-я береговая батарея известна тем, что в годы Великой Отечественной войны она играла роль огневого щита. С 1941 по 1942 годы сооружение не позволяло противникам подступиться к Севастополю. Во время обороны города с устройства было произведено больше тысячи выстрелов. Следует отметить, что артиллерийские установки, которыми была оборудована «тридцатка», могли посылать снаряды на 40-километровое расстояние. Вес каждого составлял полтонны. Сооружение было настолько крепкое, что могло уцелеть даже после попадания в него авиационной бомбы.

Подобных фортификаций на территории Советского Союза было немало. Однако только 30-й береговой батарее в Севастополе удалось сохраниться лучше всех. После окончания войны сооружение восстановили и оснастили 6 орудиями, радиолокационной станцией и современными системами наведения.

Несмотря на то, что военный объект действующий, последние выстрелы из него были произведены в 1958 году при съёмке фильма «Море в огне».

Экскурсия на 30-ю батарею

К сожалению, приобрести организованный тур к сооружению вам вряд ли удастся. Всё дело в том, что «тридцатка» находится на территории действующей воинской части. Чтобы посмотреть своими глазами на уникальный объект, нужно получить специальное разрешение. С соответствующим запросом можно попытаться обратиться в пресс-службу Черноморского флота.

В случае положительного ответа, не ограничивайтесь только внешним осмотром комплекса. Посетите и казематированное помещение батареи. Перед входом в каземат установлен мемориал в честь защитников сооружения. Внутри вам предстоит пройтись по длинным коридорам, проходящим под двумя орудиями 30-й батареи. О печальных событиях тех времён посетителям напоминают висящие на стенах таблички с именами. Видели ли вы когда-нибудь бронедверь? Здесь ей снабжено каждое помещение.

В длинных коридорах расположены и «внутренности» сооружения — системы управления, командный мостик, пост управления огнём, снаряды, подающие механизмы, пороховые заряды, переговорное устройство, коммуникации, желоба и тому подобные.

Музей 30-й батареи

Об образовании на территории сооружения полноценного гражданского музея Министерство обороны говорит уже на протяжении нескольких лет. По предварительным планам учреждение планируют открыть в преддверии 75-летней годовщины освобождения Севастополя. На данный момент рядом с фортификацией ведётся строительство парка.

Единственный музей, который сейчас доступен для просмотра (опять же только при наличии специального пропуска), содержит небольшую экспозицию. Она состоит из вещей, которые были обнаружены на территории «тридцатки» после боёв 40-х годов. В качестве экспонатов выступают немецкие тарелки 1941 года, памятка командиру взвода и командиру орудия, немецкая воинская книжка, уцелевшие части пистолетов и пулемётов.

История создания 30-й береговой батареи

Годом строительства сооружения считается 1913 . В те времена эта местность называлась Алькадар. Известно, что разработкой проекта занимался инженер Буйницкий. В расчёт принимались и рекомендации известного фортификатора Цезаря Кюи .

Спустя год работы по строительству батареи приостановились. Возобновились они лишь в 1928 году . В планах разработчиков значилось создание полностью электрифицированного сооружения. Для выполнения операций по наведению и заряжанию орудия батарею снабдили 17 электродвигателями . Причём все они находились под землёй, в специально отведённых для этих целей помещениях. Над земной поверхностью выступали лишь 305-миллиметровые орудийные башни.

В 1934 году сооружение протестировали. После артиллерийских стрельб фортификации был присвоен 30-й номер. Первым, кто командовал «тридцаткой», был капитан Ермил Донец.

В последующие годы сооружение модернизировалось и достраивалось. К началу Второй Мировой войны на территории города было две ББ (бронебашенная батарея), одна из которых называлась 35-ая .

Как добраться

От центра города закрытый объект отделён Севастопольской бухтой, преодолеть которую можно только на плавательном средстве. Такой фактор создаёт незначительные неудобства, которые легко решаются благодаря развитой транспортной системе города.

Комбинированный вариант : на железнодорожном вокзале Севастополя садитесь на маршрутное такси № 109, № 120 или троллейбус № 12. Выходите на остановке «Площадь Нахимова». Дальше около шести минут идёте пешком до Графской пристани. Там ждёте катер, который доставит вас на противоположный берег. Интервал движения транспорта — 10-17 минут. На площади Захарова нужно будет сесть на маршрутку № 36. Она доставит вас до остановки «Совхоз «Перовской». Потом ещё немного пройтись, следуя на север, пока перед вами наконец-таки не появится бронебашенная батарея. От автостанции «Северная» до «Совхоз «Перовской» также можно добраться на маршрутке № 45.

На автомобиле : от городского аэропорта до «тридцатки» можно быстро, в течение 11 минут, доехать на машине. Направляйтесь на юго-запад по Т2707. Батарея будет справа.

На такси : значительно сократить путь вам поможет такси. Пассажирскими перевозками в Севастополе занимаются «СЕВТАКСИ», Pickup, Maxim, «Такси Метро».

Видео-экскурсия по 30-й батарее в Любимовке

256-дневная оборона Севастополя 1941-1942 годов останется одной из наиболее ярких страниц . По плану Гитлера, его войска должны были захватить город за считаные дни. Однако мечты фюрера о стремительной победе разбились о стены русской крепости.Свою роль в обороне Севастополя сыграла легендарная «тридцатка» - 30-я бронебашенная батарея береговой обороны Черноморского флота. Как защитникам Севастополя удалось так долго удерживать город, выяснил Арарат Кещян в программе на телеканале «Звезда».В течение полугода, с 30 октября 1941-го по 26 июня 1942-го, 30-я батарея не давала войскам Вермахта взять Севастополь. Чтобы пробить эту линию обороны, Гитлер перебросил в Крым элитные силы третьего Рейха. Но даже этого оказалось недостаточно. Даже со всей мощью 11 немецкой армии, составлявшей более 200 тысяч солдат, 1060 самолетов, 150 танков, 670 полевых и осадных орудий, фашисты не смогли стремительно ворваться на Крымский полуостров.
С потерей Крыма советская авиация лишилась бы возможности налетов на нефтепромыслы союзной Гитлеру Румынии. Руководство СССР понимало всю важность удержания полуострова и сосредоточило на этом все усилия.«Закопанный линкор» - так 30-ю бронебашенную батарею прозвали защитники Севастополя. И действительно, снаружи видны только две орудийные башни. Сама же батарея спрятана глубоко под землей. По сути, это – бетонный мешок, глубиной до 40 метров. На его строительство ушло три тысячи тонн армированной стали и 22 тысячи кубометров бетона.Легендарная «тридцатка» недаром названа мощнейшим оборонительным сооружением Европы. Маршалы Вермахта признавали, если бы не 30-я батарея, гитлеровцы захватили бы Крымский полуостров за считанные дни.Свою роль сыграли легендарные «обуховские двенадцатидюймовки» - корабельные пушки, отлитые в Ленинграде на Обуховском заводе, весили по 50 тонн каждая. Дальность стрельбы – 44 километра.Утром 1 ноября 1941 года передовые части 20-й дивизии Вермахта сосредоточились в районе станции Альма. По данным немецкой разведки, сил Красной Армии в этом районе не было, внезапно один за другим прогремели два мощнейших взрыва. Это по гитлеровцам открыла огонь 30-я береговая батарея. Ударная волна после падения только одного 305-миллиметрового снаряда уничтожила живую силу в радиусе километра. Враг был разбит и сбит с толку.Грамотная маскировка сделала 30-ю береговую батарею практически неуязвимой. Визуально определить расположение батареи можно было только с воздуха. Но даже сверху немецкие летчики ничего не увидели, потому что вокруг башен была посажена целая роща металлических деревьев.Металлическая роща скрывала настоящий подземный город. Батарея представляла собой монолитный железобетонный блок длиной 130, шириной 50 и глубиной 40 метров. На огромной территории площадью три тысячи квадратных метров расположились боевые рубки, хозяйственные и складские помещения, жилые комнаты для личного состава, кухни, силовые станции и многое другое.
Под поверхностью находилось полметра грунта, затем два с половиной метра железобетона, еще два метра песка, снова два с половиной метра железобетона, потом 30 сантиметров асфальтобетона, а в самом низу вся конструкция укреплена дугообразными стальными швеллерами. За полгода обороны ни один немецкий снаряд не проник сквозь такую защиту, а батарея строилась еще в самом начале 20 века.Решение о строительстве батареи принимал еще император Николай II после Русско-Японской войны. 21 мая 1911 года на разработку и осуществление оборонительного объекта была выделена гигантская сумма – восемь миллионов рублей. Проектировать сооружение император доверил знаменитому профессору фортификации Цезарю Кюи. Он был первым военным инженером, который предложил использовать бронебашенные установки в сухопутных крепостях. По его задумке, батарея должна была одинаково успешно обстреливать и море, и сушу.Большинство людей знает Цезаря Кюи благодаря его операм и романсам. Успешный композитор и музыкальный критик был еще и талантливым генерал-инженером.Цезарь Кюи смог заглянуть далеко в будущее и фактически предсказал появление современного оружия. Ведь на момент строительства батареи никто и помыслить не мог о том, что на нее сверху будут падать бомбы весом свыше тонны. Даже коллеги по фортификационному делу убеждали Кюи не тратить напрасно время и деньги, но он твердо стоял на своем. И принцип слоеного пирога, использованный при постройке батареи, помог ей выдержать удары даже двухтонных снарядов.30-я батарея строилась последней по счету в береговой оборонительной линии Севастополя. Поэтому к началу строительства были учтены все ошибки и недоработки, допущенные при возведении других береговых батарей.В мини-командном пункте вели расчет необходимой мощности, рассчитывали траекторию, делали поправку на ветер. Потом переходили к следующему этапу – передавали команды наверх по телефону. Если телефоны выходили из строя, прибегали к помощи корабельного телеграфа.Уже на стадии разработки «тридцатка» проектировалась полностью электрифицированной. Тем не менее, абсолютно всю работу 30-ой батареи могли при необходимости перевести в ручной режим за несколько минут.Каждый снаряд весил 471 килограмм. Скорость полета - 762 метра в секунду. При попадании в танк, он разлетался на части. Арсенал 30-й батареи насчитывал по 200 снарядов для каждого ствола и к ним по три пороховых полузаряда разной мощности для стрельбы на различные дистанции.За 16 дней первого немецкого штурма 30-я батарея выпустила 517 снарядов. Эти снаряды стоили фашистам 60% личного состава. Надежды генерала Манштейна на быстрый захват Севастополя не оправдались. «Тридцатка» в буквальном смысле намертво заморозила наступление немцев.
17 декабря 1941 года гитлеровцы начали мощнейшую артподготовку. Против города-крепости было развернуто свыше 200 вражеских батарей. Начался второй штурм Севастополя. На уничтожение 30-й батареи были брошены колоссальные силы – в атаку пошли сразу пять дивизий противника. Авиация обрабатывала позицию «тридцатки» сверхтяжелыми бомбами. Но «Закопанный линкор» устоял.Утром 28 декабря дюжина немецких танков при поддержке пехоты подошла на опасно близкое к командному пункту расстояние. Танки выстроились в линию и приготовились к стремительной атаке, тогда крупнокалиберная береговая батарея впервые открыла огонь прямой наводкой по бронетехнике.«Земля под нами вздрогнула, и раздался взрыв огромной силы. Выглянув из траншеи, я увидел, что там, где только что стоял танк, уже ничего не было! Лишь падали комья земли и какие-то обломки», - так описывал те события один из защитников Севастополя.
Гигантские танки буквально исчезали от прямых попаданий. Немцы были настолько шокированы, что в панике отступили. Более того, с тех пор они даже не пытались идти на батарею в лобовую танковую атаку.
30-я батарея работала на износ. Согласно техническим нормам, из одного ствола можно было совершить всего 250 выстрелов. Однако норма была превышена в пять раз. Крупнокалиберные пушки достигли предела живучести. Орудия нужно было срочно менять.В мирное время стволы на бронебашенных орудиях должны были меняться при помощи 75-тонного подъемного крана. По инструкции, на это отводилось два месяца. Но во время войны взять такой кран было негде. Более того, предстояло установить новые стволы под бомбежками.30 января 1942 года из секретного хранилища в Севастополе были извлечены запасные 50-тонные стволы. Их доставили на батарею и тщательно замаскировали. С наступлением темноты начали демонтировать вышедшие из строя орудия. При этом снятые стволы заменил бревнами нужного размера. Близко немцев не подпускали, а издалека эти бревна ничем не отличались от настоящих стволов.Защитники батареи смогли заменить стволы всего за 12 суток практически без инструментов. В их распоряжении был лишь небольшой кран и пара домкратов. И это под самым носом у противника. Линия фронта на тот момент проходила в полутора километрах от позиций батареи. И уже 11 февраля 1942-го года «Закопанный линкор» вновь был в полной боевой готовности.Во время третьей операции по штурму Севастополя немцы сделали основной расчет на сверхтяжелое железнодорожное артиллерийское орудие под названием «Дора». Диаметр ствола – 800 миллиметров. Вес снаряда – семь тонн. «Дора» могла пробивать один метр стальной брони, или семь метров бетона, или 30 метров плотного грунта с расстояния 40 километров.Колоссальные размеры «Доры» казались фюреру гарантией скорой победы. Для установки этого пятидесятиметрового монстра в районе Бахчисарая пришлось даже спиливать скалы и прокладывать железную дорогу. И 5 июня 1942 года в 5.35 утра пушка «Дора» выпустила первый бетонобойный снаряд. Взрыв прогремел в северной части Севастополя. Столб дыма поднялся более чем на 160 метров. Следующие восемь снарядов были выпущены в район 30-й береговой батареи.Оказалось, что супер-пушка Третьего рейха не отличается точностью. Из 48 снарядов только один попал в цель. Возможно, дело было в том, что для «Доры» Севастополь стал первой битвой. Испытать чудо-агрегат немцы толком не успели. В Севастополе орудие себя не оправдало, и немцам пришлось спешно эвакуировать самый грозный ствол Второй Мировой.Гитлер был в гневе. Спустя пять месяцев после начала штурма Севастополь не сдавался. Фюрер отчитывал своих генералов за то, что всего один русский город держится дольше, чем половина Европы. Норвегию Германия оккупировала за 63 дня, Францию - за 44, Польшу - за 35, Бельгию - за 19, Голландию за - пять, а Данию и вовсе за один день.На смену «Доре» гитлеровцы привезли «Тор» и «Один» - самоходные мортиры с диаметром пушки 600 миллиметров. 7 июня 1942 года в 5 часов утра вместе с вражеской авиацией «Тор» и «Один» начали наносить удары по Севастополю и 30-ой батарее. Три пехотных полка немцев двинулись на новый штурм города-крепости.Советские войска отбивали атаку за атакой. Только за четыре дня армия генерала Манштейна потеряла почти 20 тысяч солдат. Однако силы все же были неравны. 17 июня «Закопанный линкор» был окружен. Снаряды в батарее закончились. Казалось, у защитников больше нет никаких шансов. Немецкие саперы подобрались вплотную к башням, рассчитывая их взорвать. Но в этот момент раздался очередной выстрел - артиллеристы выпустили холостой пороховой заряд.Трое суток краснофлотцы не подпускали врага к батарее, но к 20 июня не осталось даже пороховых зарядов. Вскоре обе башни были подорваны немцами, и война ушла под землю.Когда внутрь «Закопанного линкора» приникли немцы, бойцы батареи открыли двери в стометровом коридоре, который тянется вдоль всей конструкции, в шахматном порядке. Этот прием не позволил простреливать коридор насквозь.У защитников «Закопанного линкора» не оставалось ни еды, ни воды. Чтобы выкурить изможденных бойцов, гитлеровцы применили отравляющий газ. Однако бойцы еще девять суток сражались в подземных казематах. Многие из них умерли жуткой смертью – задохнулись или сгорели заживо.Спастись удалось только командиру 30-й батареи Георгию Александеру и трем краснофлотцам. Они штыками выкопали тоннель и выбрались на поверхность. Днем прятались в оврагах. Ночами ползли в сторону леса. Но беглецов обнаружил немецкий патруль. Командира тут же увезли в Симферополь в отдел Гестапо. Троим краснофлотцам, которых поймали той ночью, чудом удалось бежать. Один из них по фамилии Шаринов и рассказал о последних героических днях 30 батареи.В июне 1942 года Севастополь был практически стерт с лица земли. . Севастополь был отбит у врага в мае 1944 года, и 30-я батарея стала единственным сооружением береговой охраны, которое решили вернуть в строй.В ходе боев серьезно пострадала только наземная часть «Закопанного линкора». Внутренние помещения поддавались реконструкции и модернизации. В итоге новые башни снабдили уже тремя пушками, усилили броню, и, согласно спецификации, сегодня 30-я батарея может выдержать даже воздушный ядерный удар.

Не зря крымский Севастополь называется городом воинской славы — этот статус подтверждают различные достопримечательности, расположенные на морском побережье. — одно из таких мест. К слову, это не музей, а законсервированный военный объект, постоянно готовый к бою. Форт располагается неподалеку от Качинского шоссе (северный район города). Ближайшие ориентиры:

  • Дом-музей Перовских;
  • Мемориал ВОВ;
  • река Бельбек;
  • Церковь святого Николая.

История «тридцатой береговой»

Дальнобойные крупнокалиберные батареи берегового типа появились благодаря дредноутам — артиллерийским судам, получившим распространение в начале прошлого века. Береговые батареи не могли достать вражеские линкоры и дредноуты в ходе русско-японской войны, поэтому военные инженеры занялись модернизацией укреплений. Вот и получается, что 30-я береговая батарея появилась после трагических событий 1905 года. Тогда японские линкоры обстреливали Порт-Артур безнаказанно — слабенькие русские пушки не могли их достать.

Идея была в том, чтобы создать бронебашенные батареи, оснащенные орудиями крупного калибра. Проект такого сооружения появился в 1908 году — его предложил Нестор Буйницкий, генерал-лейтенант Российской империи. Проект подвергся ряду существенных изменений, после чего был утвержден верховным командованием. С 1913 года начались масштабные строительные работы в ключевых российских портах. Вот несколько интересных фактов, касающихся «тридцатой береговой»:

  1. На возвышенности стояли две установки кругового вращения.
  2. Наведения осуществлялось благодаря 17 электродвигателям.
  3. Под землю инженеры спрятали силовую станцию, склад боеприпасов и служебные комнаты.
  4. Батарею и командный пункт соединял коридор продолжительностью 600 метров.
  5. Первый этап строительства завершился в 1914 году.

Историки полагают, что 30-я береговая батарея в Севастополе могла бы выглядеть еще солиднее, но фортификационные работы были прекращены из-за первой мировой. Революция также не пошла на пользу военной инфраструктуре. Строительство возобновилось лишь в 1928 году — тогда комплекс оснастили 305-миллиметровыми пушками. Перед самым началом ВОВ батарея уже входила в состав Главной базы береговой обороны под командованием Черноморского флота. В то время батарейные головы были значительно толще корабельных — их броня определялась параметром в 300 миллиметров.

Работала 30-я береговая батарея в Севастополе от электроэнергии, но при отсутствии подачи тока башни приводились в движение по старинке — механическим вращением. Сама батарея представляла собой огромный бункер с целой системой погребов, комнат, проходов и коридоров. Внутри комплекса имелась собственная скважина с питьевой водой и впечатляющий запас провианта. При желании 400 защитников могли держать оборону около месяца в полностью автономном режиме.

В те времена мощность и дальнобойность батареи поражала воображение. Снаряды, выпущенные орудиями «тридцатки» спокойно доставали до Почтового (48 километров), Николаевки (44 километра) и Бахчисарая (30 километров). Мощность должна сопровождаться точностью наводки, поэтому вокруг Севастополя выросла целая сеть наблюдательных пунктов для корректировки огня. Эти пункты располагались в следующих местах:

  • Фиолент;
  • Херсонес;
  • устье Альмы;
  • устье Качи;
  • Лукулл.

Батарея активно участвовала в обороне Севастополя на протяжении 250 дней и выполнила 1238 выстрелов по немецким позициям. Даже после повреждения одной из башен, защитники города продолжали сражаться. Немцы чудом прорвались внутрь комплекса, взяли в плен советских артиллеристов, и лишь после этого пушки замолчали. После войны батарея была демонтирована, затем ее опять ввели в эксплуатацию и использовали в качестве военного объекта вплоть до распада СССР.

Чем батарея привлекает туристов

В эпоху противостояния Советского Союза и фашистской Германии 30-я береговая батарея была практически целиком уничтожена. После 1945 года объект был восстановлен, оснащен радиолокационной станцией и современными системами наведения. В 1997 году было принято решение о полной консервации объекта. Сейчас на территории комплекса работает музей, но попасть туда нелегко — для этого вам потребуется специальное разрешение. Внутрь пропускают журналистов, военных и общественных активистов.

Простому туристу попасть в музей почти нереально, поэтому вокруг объекта наблюдается усиленный ажиотаж. Батарея окутана атмосферой таинственности, а с экспозицией люди знакомятся преимущественно по газетным и телевизионным репортажам. Вот перечень интересных экспонатов, представленных в музее:

  • осколки снарядов «Карла»;
  • предметы быта советских и немецких солдат;
  • топографические карты;
  • бочки для пороховых зарядов;
  • макеты снарядов;
  • амуниция.

Любителей истории привлекает архивная документация. Особый интерес представляют советские офицерские инструкции, на которых проставлен штамп с немецким «орлом». Вражеское командование пыталось использовать эти документы для обучения собственных воинов. Еще одна интересная часть экспозиции — фрагменты дореволюционных пушек, датированные 1914-1917 годами. Эти орудия не утратили боевой потенциал и продолжают функционировать.

Практическая информация

Комплекс расположился на улице Батарейной, а добраться туда можно разными способами. Проще всего сесть на катер, отплывающий от Графской пристани (Южная бухта, окрестности площади Нахимова). Попав на другой берег, идите в сторону автостанции Северная. Дальше вам нужно сесть на маршрутку (или автобус), следующую до «Совхоза „Перовской“» — подойдут номера 45, 42, 47, 36, 51 и 52. В конце настройтесь на пешую прогулку (примерно 120 метров).

До батареи можно доехать и на собственном авто. Путь, конечно, будет извилистым и займет около часа — это в том случае, если вы будете выезжать из центра Севастополя. GPS-координаты объекта: 44.663792, 33.559225. Приятного путешествия!

Статьи по теме