Бразилия – это не только футбол, это еще и капоэйра: боевое искусство, сочетающее в себе танец, акробатику, игру и стремление к свободе. Что такое капоэйра Полезные свойства капоэйра

«Научишься играть в роде, научишься играть в жизнь». Местре Корба Манса

Волшебное слово «капоэйра»

Капоэйра Режионал – игра силы и скорости. Этот стиль разработал местре Бимба в начале XX века. В нем приоритетны быстрые удары, высокая скорость, подсечки и броски. Основатель желал сделать капоэйру более эффективной, чтобы его последователи могли применить свои умения в поединках с представителями разных боевых искусств. Он первым ввёл градацию учеников (по цвету платков на шее) и церемонии вручения поясов: «батизада» - посвящение и «форматура» - выпуск учеников.

Местре Бимба был выдающимся бойцом. Его прозвище было «три удара», потому что их ему было, чтобы сразить любого противника. Он готовил своих учеников к победе в любом бою. Бимба сознательно и под строгим контролем привносил агрессию в образовательный процесс своих учеников. Он считал, что лучше проявить свои силы в стенах академии, чем на улице.

Капоэйра муджиньо - игра ловкости и взаимодействия. Этот стиль разработал Местре Суассуна. Он заметил, что капоэйристы стали забывать традиции, партнеры играли слишком далеко друг от друга. У Суассуны ушло более 16 лет на создание техники и упражнений, в которых соединяется техника и экспрессия Анголы (близкой игры) и скорость и динамика Режионала. В муджиньо, игроки на близком расстоянии друг от друга в маленьком кругу показывают свою динамичную игру. Удары при этом не наносятся в контакт.

Капоэйра контемпоранья – современная капоэйра, которая сочетает в себе традиции анголы и режионала и акробатики.

Особенности современной капоэйры (по материалам московской школы «Реал Капоэйра»)


Игра в кругу (рода)

Всё, что современные капоэйристы изучают на тренировках, делается для того, чтобы применить это в роде. Капоэйристы образуют собой круг. В центре встает батарея из студентов или мастеров, играющих на музыкальных инструментах. После того, как два игрока услышат звук беримбао, они жмут руки и начинают играть. Далее третий игрок выкупает одного из играющих, и игра начинается снова. В кругу капоэйристы обязательно делают джингу - базовый шаг, удары, броски, перемещения, подсечки и акробатику.

Музыка
Это неотъемлемая часть капоэйры. Она способна задать ритм, сделать игру осмысленной. Мастера с помощью песен и музыки рассказывают какую-либо поучительную историю, отмечают необычную игру или интересный момент во время роды. В игре обязательно должны присутствовать беримбао (однострунный музыкальный инструмент, состоящий из деревянного лука, металлической струны и тыквы, которая служит усилителем звука), пандейру (бубен), атабаке (большой барабан), агого (колокольчик), реку-реку (полая палка с параллельными вырезами, звук извлекается с помощью трения тонкой палки вдоль пазов для получения трещотки).

Танец
Некоторые современные мастера капоэйры отводят танцу на своих занятиях особое внимание. Они считают, что это необходимое условие для ритмичного и слаженного взаимодействия двух капоэйристов. Движения не должны быть отрезаны друг от друга, а плавно вытекают одно из другого. Для этого современные капоэйристы факультативно посещают классы самбы, афро, макулеле, форро и многие другие.

Акробатика.
Простую акробатику после полугода-года тренировок сможет выполнить любой новичок - колесо, мостик, стойки на руках. А вот сально и другие трюки необходимо осваивать отдельно. Это необязательная, но очень интересная часть тренировок. Она используется в показательных выступлениях.


Пояса

Посвящение (батизадо) проводится для тех, кто занимался регулярно более полугода и имеет представление об основных ударах и уходах. Мастер проводит «боевое крещение» и дает первый пояс. В дальнейшем каждый год ученики получают новые пояса, изучают новые движения, участвуют в семинарах. После прохождения инструкторского курса, некоторые начинают преподавать.

Пояс - не основная цель капоэйриста, можно даже сказать, что он даётся авансом, чтобы у ученика была мотивация расти. Правда, это не касается старших поясов. Они выдаются уже за определённые заслуги перед школой – участие в шоу- программах, регулярные поездки, преподавательскую деятельность, в общем, за активную жизнь в рамках школы.

Капоэйра не может устареть или наскучить. Она слишком многогранна. Новые песни, новые ритмы, новые встречи. Главное - найти свой баланс между спонтанностью и предсказуемостью, тренировками и тусовками, гибкостью и силой. Основное требование - желание развиваться. Капоэйра никогда никого не ограничивает. Ведь ее главная цель и идея – стремление к свободе.

Источник фото (5), (6) vk.com/realcapoeira

Капоэйра — эта школа боевого искусства, визуально напоминающая удивительный танец. Освоить этот стиль под силу каждому, стоит лишь иметь желание и приложить много усилий. Сегодня в нашей статье мы поговорим о приемах капоэйра, происхождении этого направления, какую пользу подобные тренировки приносят для организма человека, а также, что человеку необходимо, чтобы каждая тренировка была максимально результативной.

Что это такое?

Капоэйра представляет собой национальное боевое искусство Бразилии, в котором уникальным образом сочетаются элементы борьбы, игры, акробатики и даже танца. Каждое движение должно осуществляться под зажигательную бразильскую музыку и в конечном итоге мы получаем превосходный энергический микс!

Стоит обратить внимание, в капоэйре удары сведены на нет, невзирая на то, что элементы боя все же присутствуют. Обусловлено это тем, что контакта между партнерам практически нет, поскольку большую часть занимают низкие положения, имитирующие удары ногами, разнообразные подсечки и акробатические приемы. В то время, когда один танцор начинает нападать , второй старается всячески увернуться, в итоге мы получаем удивительной красоты поединок. Но для того чтобы достичь мастерства в этом деле, необходимо, прежде всего, довести каждый свой прием до скоординированности и слаженности.

История возникновения

История образования и развития этого вида боевого искусства уходит корнями в XVIII столетие, но существуют предположения, что оно появилось значительно раньше. На сегодняшний день, существует общепринятая версия, которая гласит о том, что этот вид борьбы возник в Южной Америке благодаря чернокожим рабам, которые массово привозились в Португалию со своей родины: Анголы, Мозамбики, Конго и Гвинеи.

В те времена отношение к ним было невероятно жестоким и безжалостным, поэтому они никогда не теряли возможности сбежать. Беглые рабы формировали целые вольные города, которые получили название киломбуш, в которых не только самобытная, но и невероятно яркая африканская культура соединялась с более спокойной индийской. Чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме и при этом развлекаться, они танцевали. На основании этой истории и появилось понятие -капоэйра .

Существуют разные версии о происхождении первых ударов. Одни полагают, что они относятся к субкультурам национальных танцев африканских народов. Стоит обратить внимание, что изначально в этом виде искусства не использовались боевые приемы. Однако, имеет место быть и другая версия, которая гласит о том, что фундаментальной основой капоэйра стал национальный боевой танец Африки под названием нголо, который являлся обязательной составляющей обряда инициации в южных регионах Анголы.

Молодые люди, которые вступали в бой друг с другом, изображали зебр. В любом случае, истоки боевого искусства капоэйра всегда связывается с именем героя Зумби, который олицетворял для бразильского народа сопротивление.

Что касается названия, то существует тоже несколько вариаций его происхождения. Одна версия гласит, что в переводе с индейского языка тупи капоэйра переводится, как «поле, которое заросло кустарником и очищено выжиганием или вырубкой». Вполне возможно, что трактовка актуальна, поскольку для танцев необходимы были большие площадки, приходилось расчищать.

Вторая версия полагается на перевод слова с португальского — «клетка для кур» . Однако, существует и третья версия, приверженцы которой убеждены в том, что капоэйра является следствием искаженного произношения слов «kipura» и «kipula», которые в переводе с языка африканского киконга означают «порхать с места на место» и «драться». Стоит упомянуть о том, что некоторое время этот вид боевого искусства являлся запрещенным, поэтому долго находился в подполье.

Стили

В 1930 в Бразилии произошел военный переворот, который полностью видоизменил политическое положение вещей. С тех пор капоэйра признана законом и активно развивается. С тех пор появилось несколько ответвлений, каждое из которых позиционирует себя, как самостоятельное направление.

Давайте же рассмотрим основные стили капоэйры:

Стоит обратить особое внимание на то, что отличить друг от друга каждый из видов, невероятно сложно даже опытному человеку, поскольку некоторые элементы, удары и движения свойственны всем направлениям, а прочие постоянно видоизменяются и совершенствуются .

Полезные свойства капоэйра

Чем полезны тренировки этого вида искусства не только для взрослого, но и для ребенка? Уже неоднократно отмечалось во многих источниках, что такие тренировки имеют множество неоспоримых преимуществ:

Что касается недостатков, то их мало. К ним следует отнести небольшое количество профессиональных школ, а также опасность некоторых ударов и движений!

Что необходимо для начала занятий?

Прежде всего следует определиться, с какой целью человек желает освоить данный вид боевого искусства: чтобы разнообразить свой досуг или получить пояс и звание мастера, чтобы в дальнейшем заниматься преподавательской деятельностью.

Так вот, чтобы каждая тренировка была результативной, следует найти подходящую школу и записаться в нее. К сожалению, профессиональных тренеров в России крайне мало , поэтому капоэйру преподают в фитнес-центрах в качестве направления фитнеса.

Для полноценных тренировок потребуется немного:

  • хорошее настроение;
  • боевой настрой, принуждающий трудиться и выкладываться по полной;
  • приобретать экипировку необязательно, достаточно любых свободных и удобных вещей;
  • рекомендуется заниматься без обуви, так удобнее.

Содержание статьи

вид боевого искусства. Родиной капоэйры является Бразилия. Отличительная черта капоэйры – обилие сложнейших акробатических элементов, обманных движений, нырков, уходов, подсечек и зацепов ног противника, а также частая смена позиции и полная непредсказуемость направления атаки. Сделав стойку на руках, капоэйрист может нанести удар ногами в голову одному противнику, затем, перекувырнувшись, сбить с ног другого, и прямо с земли атаковать третьего, образовав вокруг себя своеобразный «магический круг». Техника капоэйры требует от спортсменов хорошей физической подготовки, гибкости и пластики, акробатических навыков.

Как боевое искусство капоэйра уникальна тем, что развивалась самостоятельно, не испытывая влияния других боевых систем. В Бразилии капоэйра не только популярный вид спорта, но и неотъемлемый элемент так называемой уличной культуры.

Историческая справка.

В 1500 Бразилия стала португальской колонией. Для работы на плантациях в Бразилию начали ввозить рабов из Африки. Не желая мириться со своей участью, невольники при первой же возможности бежали от хозяев. В 1660 беглые рабы образовали в джунглях так называемую Пальмовую республику, которая несколько десятилетий успешно отражала натиск португальской армии. Именно к середине 17 в. относятся первые упоминания о боевом искусстве черных невольников. По одной из версий, само название «капоэйра» произошло от слова «капоэйрас», обозначающего разновидность джунглевых зарослей. Прообраз капоэйры – боевые танцы, до сих пор распространенные среди племен, обитающих на территории Мозамбика и Сенегала . Свои упражнения в боевом искусстве рабы маскировали под танцы. Тренировки проходили под музыку и песни. Со стороны все выглядело совершенно безобидно: невольники отдыхают после работы. До поры до времени хозяева и не предполагали, что их «движимое имущество» владеет приемами борьбы и замышляет что-то недоброе.

Специалисты до сих пор не пришли к единому мнению относительно происхождения капоэйры (некоторые историки полагают, что она была завезена из Африки в практически готовом виде) и этимологии самого слова.

После отмены в 1888 рабства в Бразилии капоэйра становится национальным видом спорта. В 1937 она получает официальное признание со стороны Национальной конфедерации спорта: в городе Сальвадоре была зарегистрирована первая школа капоэйры – Региональный центр физической культуры – под руководством мастера Бимба (наст. имя Мануэль дос Рейс Мачадо, 1900–1974). Присутствующее в названии школы слово «regional» со временем стало использоваться как название стиля, разработанного мастером Бимба. В 1941 мастер Пастинья (Винсенте Феррейра Пастинья, 1889–1982) основал Спортивный центр капоэйры ангола. Так было положено начало официальному развитию еще одного стиля капоэйры – ангола. Мастера Бимба и Пастинья – две ключевые фигуры в истории современной капоэйры.

С 1950-х годов проводятся официальные соревнования – как среди любителей, так и профессионалов. Чемпионаты мира, согласно установившейся традиции, проходят в Бразилии.

Капоэйра сегодня.

Современная капоэйра в том виде, в каком она была представлена широкой аудитории, состоит из двух основных стилей: ангола и региональ. Для анголы характерны медленные, «вязкие» движения, плавно перетекающие одно в другое. Региональ – скоростной, силовой стиль, изобилующий сальто, наносимыми в прыжке ударами и другими сложными акробатическими элементами. При том, что сейчас существуют школы (в том числе за пределами Бразилии), исповедующие какую-то одну из разновидностей капоэйры, ее разделение на стили условно. По ходу поединка капоэйристы могут переходить с одного стиля на другой. Предпочтение, отдаваемое бойцом тому или иному стилю, очень индивидуально и зависит от множества факторов (например, от его возраста: спортсмены в возрасте, как правило, предпочитают более спокойную анголу, а молодые – более динамичный и агрессивный региональ).

Для обоих стилей капоэйры характерна очень низкая стойка: боец почти касается руками земли. Основной вид перемещения называется «джинго», это своего рода пританцовывание в боевой стойке. Защита от ударов противника осуществляется, прежде всего, при помощи уходов с линии атаки. Основные атакующие действия проводятся ногами, работе руками отводится второстепенная роль: удары «размазанные», не акцентированные, в основном это шлепки ладонями. Удары ногами выполняются и в прыжках, и с опорой на руки, – причем на всех уровнях: в голову, в корпус и по ногам. Акробатические элементы (такие, как сальто вперед или назад) могут использоваться как для ухода от ударов противника, так и для проведения собственной атаки.

Перед началом боя его участники становятся в круг, внутрь которого по очереди выходят пары бойцов. Через какое-то время пара сменяется, но смена может происходить и по одному человеку. Очередность никем не оговаривается, каждый боец сам чувствует, когда ему нужно войти в круг и когда – выйти. Поединок называется «рода» (португ. «roda» – букв. «колесо», «круг») и может продолжаться несколько часов без остановки. Время поединка не ограничивается, ведь все происходит только для собственного удовольствия. Капоэйристы нередко передают суть роды словом «игра», а самих себя называют, соответственно, «игроками». Игра проходит под исполнение особых, магических песен в сопровождении традиционных инструментов: беримбау, атабаки, кашиши. Беримбау – струнный инструмент, напоминающий лук. Он крепится к высушенной и вычищенной изнутри тыкве, а звук извлекается ударом палочки по струне. (По преданию, когда-то беримбау делались как настоящие луки, а вместо палочки использовалась стрела, и в нужный момент музыкальный инструмент превращался в грозное оружие.) Атабаки – ударный инструмент наподобие тамтама. Кашиши – небольшая корзинка с камнями, которая издает звук, напоминающий шелест дождя. Музыкальное сопровождение задает необходимый ритм и темп, а также создает особое психологическое настроение всех участников роды. Со стороны рода выглядит как очень красивый и сложный танец, а мастера капоэйры – непременные участники традиционных бразильских карнавалов, на которых они дают показательные выступления.

Поединки в капоэйре проводятся как в полный, так и в ограниченный контакт. Проводятся также бои без правил. В них участвуют в основном профессионалы.

Помимо спортивного, в технике капоэйры имеется и боевой раздел. В боевом разделе изучаются: борьба одного человека против нескольких противников, борьба безоружного против вооруженного человека, борьба со связанными руками. В капоэйре культивируется также работа с оружием. Традиционное оружие капоэйры – мачете. Поединок с ним называется «мокелеле». Проходит он, как и рода, в кругу, под пение и музыкальное сопровождение. В качестве традиционного оружия в капоэйре используются также специальные небольшие ножи с изогнутым лезвием без рукоятки, которые удерживаются пальцами ног. Зажав пальцами ног лезвия, бойцы полосовали друг друга по спине и груди, оставляя глубокие кровоточащие раны. Однако таким образом рабы сражались только между собой, это был не совсем бой, ведь его участники не пытались убить друг друга. По мнению специалистов, это некий ритуал, назначение которого не совсем понятно. Возможно, таким способом проводилась психологическая подготовка бойцов.

Магия – еще одна грань капоэйры, темная ее сторона, скрытая от посторонних глаз. О «магической основе» капоэйры известно немного. Черные невольники привозили с собой свою религию, свои верования, ритуалы и обряды. И хотя португальцы силой насаждали христианство, афробразильцы, приобщаясь к новой вере, не спешили забывать старую. До сих пор в Бразилии сохранились магические ритуалы, пришедшие из далекого прошлого, – такие, как умбада и кондомбле. Сама рода – это не просто спортивный поединок, но и магический процесс, в котором участвуют не только бойцы, непосредственно занятые игрой, но и те, кто образует круг и под хлопанье в ладоши поет магические песни, и музыканты, извлекающие из своих инструментов магические звуки. Все участники процесса входят в состояние транса, когда становится возможным любой сложности технический элемент, а усталость совершенно не чувствуется.

Кровавые ритуалы остались в прошлом. Современная капоэйра совершенно лишена агрессии, а бойцы не стремятся вывести друг друга из строя. Тренер-капоэйрист занимается не только физической подготовкой и постановкой техники своих учеников, но и развитием в них положительных человеческих качеств.

Традиционный костюм капоэриста составляют белые хлопчатобумажные брюки и белая майка с эмблемой школы. Цвета пояса (кардао) свидетельствуют об уровне мастерства капоэриста. (Эти цвета соответствуют цветам государственного флага Бразилии.) Новички (алуну) носят зеленый пояс, следующий их этап – зеленый пояс с желтой полосой. У инструкторов (монитору) цвет пояса желтый или желтый с синей полосой. Синий и синий с белой полосой носят старшие инструктора (профессора), а белый – мастера (мейстре); это высший ранг в капоэйре. Подобная цветовая символика принята в Федерации капоэйры. Школы, официально не входящие в Федерацию, отличаются не только своеобразными «фамильными» приемами в технике борьбы, но и расцветкой поясов.

Капоэйра в России.

До недавнего времени за пределами Бразилии о бразильских боевых искусствах практически никто не знал. C середины 1990-х годов в США , а затем и в других странах (включая Россию) стали проводиться бои без правил, в результате чего на весь мир прославились бойцы из клана Грейси, практикующие «бразильское джиу-джитсу» и валетюдо (искусство уличной драки), основанное на технике «обычного» и тайского бокса, карате и приемах вольной борьбы. Появившиеся чуть позже фильмы с участием актера Марка Дакаскоса, демонстрировавшего мало кому известное тогда в мире боевое искусство под названием «капоэйра», способствовали его популяризации.

Сейчас капоэйра культивируется более чем в 60 странах мира, в том числе в странах СНГ. В России капоэйра начала развиваться в середине 1990-х годов. В конце 1990-х годов в России прошли несколько научно-практических конференций с участием иностранных мастеров капоэйры, в том числе из Бразилии. Сегодня школы капоэйры существуют в Москве (Клуб ИНБИ и «Группа Аше КАПОЭЙРА»), Санкт-Петербурге, Орле, Н.Новгороде, Уфе, Брянске. В 2000 была образована Межрегиональная ассоциация капоэйры.

Что такое капоэйра

Капоэйра — это бразильское национальное искусство, которое сочетает в себе танец, игру и акробатику. Здесь тонко переплетено искусство сражения, духовное единение с высшими силами и общение. Капоэйра имеет свою уникальную философию, характерные черты, направления и стили. Ударная техника капоэйры во многом схожа с техникой других боевых искусств. А красоту добавляют силовые стойки и акробатические элементы.

В нынешнее время боевой аспект занятий капоэйрой немного отступил на задний план, и современная техника представляет собой в большей степени танцевальную игру. Ритм и музыка воплощаются в движениях бойцов, и создается впечатление, что они разговаривают между собой на языке танца, а победителем становится тот, кто сумел запутать противника своей хитростью и мастерством.

Во время так называемого боя участники собираются в круг, играют на музыкальных инструментах, поют и хлопают. Два игрока выходят в центр, и начинается импровизация, состоящая из сложных движений, вращений, стоек на голове и на руках. Участники по очереди выходят в круг, постепенно сменяя друг друга.

Существует множество самых противоречивых гипотез и догадок, касающихся истории возникновения капоэйры как воинского искусства. Одни исследователи говорят, что прообразом был танец, распространенный среди африканских племен, другие утверждают, что капоэйра произошла от слияний различных культур бразильских индейцев. И даже само слово «капоэйра» не имеет однозначного толкования. Но многие мастера переводят это слово как «низкая растительность», а точнее место с невысокой травой, где удобно практиковать занятия.

В России капоэйра появилась менее 10 лет назад и не сразу была понята. Сочетание акробатики и танцевальных элементов у нас восприняли как новое направление фитнеса и на тренировки ходили с целью похудеть. Но постепенно люди поняли, что капоэйра - это больше чем фитнес. И, несмотря на то, что все удары наносятся мимо противника, в реальной жизни они достаточно эффективны. Поэтому приверженцы самозащиты не будут разочарованы.

Сегодня многие фитнес центры приглашают заняться капоэйрой и полностью погрузиться в бразильскую культуру. Можно прийти одному или с компанией друзей - будьте уверены, что каждый найдет для себя что-то свое. А акции фитнес клубов позволят приобрести абонемент на несколько занятий со скидкой.

С чего начать

Заниматься капоэйрой может каждый желающий, вне зависимости от возраста и физической подготовки. Для начала можно сходить на пробное занятие и понаблюдать. Сами занятия имеют две разновидности: тренировки и Рода, поэтому прежде чем записаться, лучше уточнить, куда вы попадете. Тренировки состоят из упражнений на растяжку, выносливость и гибкость, которые дополнены акробатическими элементами.

Рода - самая интересная и зрелищная часть. Под бразильскую музыку капоэйристы попарно выходят в круг, и начинается танцевальный диалог. Удары наносятся в большей степени ногами, а руки используются для защиты, бросков и подсечек. Рода, как правило, проходит без физических контактов, и удары идут на дистанции. Бойцы тесно взаимодействуют друг с другом и стремятся сделать капоэйру красивой.

Одежда для занятий, прежде всего, должна быть удобной. Цветом капоэйры является белый, но не произойдет ничего страшного, если вы придете в темном. Обувь на занятиях не требуется, поскольку они проходят на босую ногу. Девушкам лучше собрать волосы в хвост, иначе, как вы будете стоять на голове?

Необязательно воспринимать капоэйру как путь воина. Кому-то она помогает расслабиться после тяжелого дня, кто-то занимается, чтобы поднять настроение или завести друзей, а для кого-то это веселый и необычный вид спорта.

В мире десятки боевых искусств и сотни танцев. И лишь единичны случаи, когда искусство обороняться и искусство танцевать объединяются в одно гармоничное целое. Таким впечатляющим симбиозом и является Капоэйра (capoeira) – танец-борьба или боевое искусство, рожденное в танце.

Надо признать, что танцевальное искусство пересекается с боевым не только в капоэйре. Украинский гопак, боевой танец с шашками, казачий пляс обладают не менее отточенной боевой техникой и великолепной хореографией. Эти танцы впечатляющи и колоритны. Однако, все они остаются в рамках своей национальной культуры и являются почти экзотикой. А вот капоэйра давно перешагнула рамки бразильского национального боевого искусства и стала весьма популярной во всем мире.
Капоэйра признана у себя на родине официальным видом спорта и насчитывает более полумиллиона «игроков», зарегистрированных по федерациям, не считая бесчисленных приверженцев-любителей во многих странах. И, в то же время, капоэйра представляет собой обособленный танцевальный стиль, эффектный, притягательный и весьма сложный.

В чем секрет популярности капоэйры?
Включайте воображение! Этот танец из категории тех, которые лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать его описание. Но все же, мы постараемся передать философию танца, его суть и эмоции.

Капоэйриста трудно назвать просто танцором. Скорее, это спортсмен, ловкий и расчетливый игрок. А сама капоэйра – это встреча двух противников, демонстрирующих под ритмичную музыку умение владеть своим телом, обороняться и нападать, уходить от ударов и просчитывать намерение оппонента. Встреча капоэйристов, впрочем, и называется не «баттл», не «матч», не «раунд» и, тем более, не танец, а игра («жогу»).

Капоэйра имеет устойчивые традиции. Музыка капоэйры – это звуки бубнов пандейру, барабана атабаке, трещоток реко-реко и колокольчиков агого. А главную «скрипку» в этой экзотической симфонии играет беримбау - струнно-щипковый инструмент, похожий на лук.

Участников танца-игры может быть сколько угодно. Капоэйристы и публика образуют круг (по португальски «Roda»), в «изголовье» которого встают музыканты. Под ритмичные звуки музыкальных инструментов (ну, а в упрощенном варианте просто под запись) участники исполняют ладаинью - специальную припевку и прихлопывают в ладоши. Кодекс капоэйриста требует, чтобы каждый умел петь песни на португальском. Кстати, даже в российских школах капоэйры уделяется этому умению большое внимание, дабы соблюсти традиции танца.

В центр круга по особому знаку выходит пара танцоров-бойцов. Соблюдая ритуал, игроки сначала присаживаются на корточки, ладонью касаются пола и после пожатия рук одновременно вскакивают, начиная «игру».
Движения капоэйры напоминают схватку «летающих» ниндзя. Под гудение беримбау игроки «ходят колесом», «стелятся» по земле, стоят на одной ладони, выделывают акробатические сальто, уходя от выпадов противника или вынуждая его упасть. Бойцы полностью растворяются в капоэйре, почти впадают в транс, повинуясь густой музыке барабанов, угадывают намерения и мысли друг друга и сокращают расстояние между частями тел до нескольких миллиметров.
Для несведущего зрителя очевидно, что двое дерутся, и вроде бы наносят удары ногами в голову противника или того и гляди раздробят головой его подбородок. Но… пятки «летают» в миллиметре от лиц, а сокрушительные удары не достигают цели. В этом принцип наиболее зрелищного стиля капоэйры «режьонал» – бесконтактность. Режьонал отличается резкими амплитудными движениями, высокими стойками, эффектной акробатикой, а сама игра происходит под постоянно убыстряющийся музыкальный ритм.

Другой стиль капоэйры «ангола» – совершенно иной, с медленными движениями, происходящими под неторопливый барабанный ритм. Это нижняя техника. Основных элементов танца три:

  1. Низкая стойка , в которой ноги бойцов широко расставлены и все передвижения осуществляются маятниковым шагом. Вес тела попеременно перемещается с одной ноги на другую, образуя движения танца. Из этого положения капоэйрист часто принимает упор на руки, чтобы нанести удар одной или обеими ногами, сделать прыжок, сальто или подсечку. А сама капоэйра получила за изобилие таких движений название «бокс ногами».
  2. В капоэйре существуют две зоны атаки : нижний уровень (различные удары по ногам противника, зацепы и подсечки) и верхняя зона – удары ногами в голову противника.
  3. Третий элемент танца – защита , которая состоит из уклонов, поворотов и сальто. Капоэйра изобилует акробатическими элементами, где блоки не жесткие, а удар противника отводится за счет скользящих и вращательных движений.

Еще одна традиция капоэйры – это одежда танцоров-бойцов. Принято, что капоэйру исполняют в белых брюках и белых же футболках. Танцоры, мускулатура которых хорошо подкачана, любят танцевать капоэйру с голым торсом. Хорошим бойцом считается тот, кто вышел из поединка «безупречно белым» и даже при использовании нижней техники ни разу не коснулся земли своей одеждой.

Откуда пришло это чудо - капоэйра (немного истории).
Капоэйру можно смело назвать симбиозом борьбы, игры и танца.
Перевод названия «капоэйра» неоднозначен. По одной версии «капоэйра» происходит от «капоэйрас» – «джунглевые заросли». Другое значение, которое приписывают слову capoeira – «вырубленный лес», «вырубка» - место, где скрывались беглые рабы, основавшие данный стиль. Третьи источники переводят слово «капоэйра», как "низкая растительность" – площадка с низкой травой, где удобно заниматься боевым искусством.

Происхождение капоэйры до сих пор спорно. Но, самая распространенная и правдоподобная версия гласит о том, что её история начиналась, как боевая пляска чернокожих невольников, завезенных португальцами в период колонизации в Бразилию. Навыки капоэйры оттачивались ими в минуты отдыха и маскировались под танец. Считается, что некоторые приемы капоэйры чернокожие рабы, сбежавшие с плантаций, заимствовали у местных индейцев. Техника капоэйры совершенствовалась в поселениях беглых рабов для будущих сражений с колонизаторами. С 1820-х годов капоэйристов жестоко преследовали, и в качестве сурового наказания назначали каторжные работы и 200 ударов плетьми.

Спустя десятилетия капоэйра не исчезла, а лишь «закалилась», став основным инструментом уличных боев в Рио-де-Жанейро. Кстати, и первые подробные описания капоэйры дошли до нас по большей части из полицейских отчетов. Эффективное и весьма опасное боевое искусство использовалось бандами и кланами города для выхода «стенка на стенку». Они терроризировали горожан и были практически неуязвимыми для полиции. Капоэйристов пытались «остудить» и насильно вербовали в армию. Но, это лишь способствовало распространению капоэйры в отдаленных провинциях, куда засылали новобранцев.
В конце концов, уголовный кодекс Бразилии в 1890 году возвел капоэйру в ранг уголовно наказуемых занятий. Тем, кто практиковал капоэйру, полагалось полгода тюрьмы и высылка на отдаленный северо-восточный остров, для криминальных «авторитетов» срок наказания увеличивался вдвое.

Капоэйра обязана вторым рождением мастеру Бимбе.
Борьба с капоэйрой оказалась весьма эффективной, и к началу ХХ века это боевое искусство было почти забыто. Традицию капоэйры возродил человек-легенда по прозвищу Бимба (официальное имя - Мануэл дус Рейс Машаду). Его называли Бимба- Три Удара – говорят именно столько ему было необходимо, чтобы уложить любого противника. В поединке против него никто не мог удержаться дольше полутора минут.
Бимба решил доказать, что капоэйра незаслуженно забыта и является национальным боевым искусством, которое может послужить своему народу. В 1932 году он открывает первую школу капоэйры и разрабатывает технику, которая и легла в основу бесконтактного стиля «режьонал».
Потенциально почти половина ударов капоэйры являются смертельными, но учитель-Бимба и ввел тот самый гуманный принцип, который ныне является каноническим для капоэристов – бесконтактность.

Вскоре после Бимбы другой мастер (местре) капоэйры Висенте Феррейра Пастинья основал свою школу капоэйры «Ангола» с альтернативной философией. Он считал, что акробатика не главное в капоэйре, а выделял в ней ритуальное и игровое начало. В 1941 году Пастинья положил начало новому «ангольскому» стилю и объединил вокруг себя множество противников чересчур спортивного стиля «режьонал».

Возрождение капоэйры в 1930-х годах совпало в Бразилии с активными поисками национальной идеи. Власти сочли капоэйру ярким и достойным выражением бразильского характера и закрыли глаза на её криминальное прошлое.
Окончательное признание капоэйры произошло после показательных выступлений, которые в 1953 году продемонстрировал Бимба с учениками своей школы специально для президента страны – Жетулиу Варгаса. Тот был впечатлен и напророчил капоэйре блестящее будущее.

Настоящий бум ожидал капоэйру в 1970-1980 – х годах. Толпы последователей обоих стилей увлеклись капоэйрой на волне культа физического здоровья. Кроме того, капоэйра в исполнении «мулатов в белых штанах» была зрелищным и, в то же время, неагрессивным искусством, которое развлекало туристов. Бразильцы с гордостью демонстрировали капоэйру и зарождали интерес к этому красивому спорту-танцу-игре у любителей во всем мире.

Капоэйра распространялась стремительно. Элементы капоэйры четко прослеживаются в хип-хопе и брейк-дансе. Сегодня боевая, спортивная, танцевальная и фитнес-капоэйра очень популярна на всех пяти континентах. В частности, в России капоэйра существует уже более 10 лет и признана полноценным видом спорта. Первый серьезный интерес к капоэйре всколыхнул в России фильм, вышедший в 1994 году - «Только сильнейший». Главную роль в нем исполнял Марк Дакаскос, который произвел на зрителей неизгладимое впечатление этим боевым искусством и зажег во многих энтузиастах искру любви к капоэйре и огромное желание учиться.

В итоге, капоэйра приобрела всемирную известность и продолжает увеличивать число своих поклонников. Что удивительно, капоэйра в отличие от множества боевых искусств за долгий период своего развития сохранила практически все традиции в чистом неизменном виде. Действительно уникальный случай, когда, будучи столь распространенной, капоэйра не подверглась влиянию других боевых систем.

Навыки капоэйры можно совершенствовать всю жизнь, а вершин мастерства достигают особо упорные через десяток лет интенсивных занятий. Это сложное искусство, требующее хорошей физической подготовки, пластики и координации движений. Впрочем, стоит лишь начать заниматься, и капоэйра постепенно научит ваше тело быть совершенным.

Статьи по теме