Программа преподавания предметов в епархиальных женских училищах. Епархиальное женское училище (Екатеринбург)

Существовавшее в 1838-1920 годах. В настоящий момент административно-учебное здание, здание епархиального женского училища и здание пансиона являются памятниками истории и культуры регионального значения.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    ✪ Регентское отделение Екатеринбургской духовной семинарии

Субтитры

История

В связи с проводимыми реформами обер-прокурора Святейшего синода К. П. Победоносцева количество церковно-приходских школ в России увеличивалось, так в Екатеринбургской епархии выросло с 117 в 1885 году до 162 школ в 1900 году. Рос спрос на педагогические кадры .

В 1880 году школа была расширена c 4-классного до 6-классного епархиального училища и переведена из Ново-Тихвинского монастыря в только построенное здание на углу Александровского проспекта (ныне улицы Декабристов , дом 83) и Щепной площади (Университетский переулок) .

Наметился дефицит педагогических кадров. Начиная с 1881 года, окончившие курсы получали профессию учительницы, готовились кадры для церковно-приходских школ. В первый выпуск в 1887 году из 23 выпускниц 19 успешно сдали выпускные экзамены и получили звания домашних учительниц. Среди талантливых педагогов была и выпускница Анастасия Павловна Беренова была награждена золотой медалью на Аннинской ленте в 1912 году .

Училище принимало девочек не моложе 9 лет, окончившие церковно-приходские школы . Отбор учениц в 1-4 классы проводился в результате вступительных экзаменов. Обучение было платным, приходилось платить и за обучение, и за содержание, и за проживание в пансионате. Дочерям из семей малообеспеченных священнослужителей предоставлялись скидки . Большинство воспитанниц происходили из духовенства, однако были и дети светских лиц, им не предоставлялась скидка. Стоимость полного содержания в 1885 году для светских лиц составляла 180 рублей в год, а стоимость для детей духовных лиц - 90 рублей .

Училище находилось в ведении Святейшего синода и духовного комитета при нём под управлением местного преосвященного (главного начальника женского училища и духовной консистории, утверждавшего все должностные лица при училище) . Первой начальницей училища в 1880-1890 годах была настоятельница Ново-Тихвинского монастыря игуменья Магдалина (в миру М. А. Неустроева). Начальницей училища в 1903-1918 годах была выпускница Казанского родионовского института В. В. Рогинская .

Программа дисциплин в училище включала в себя следующие предметы: Закон Божий, церковнославянский язык, арифметику, физику, геометрию, географию, историю, церковное пение, рукоделие, чистописание, русский язык, словесность, французский и немецкий языки, гигиену, гимнастику и педагогику . При Екатеринбургском епархиальном женском училище была открыта воскресная церковно-приходская школа в 1884 году, а с 1887 года она было преобразовано, согласно определению Святейшего cинода, в образовательную школу .

При осуществления учебного процесса использовались отдельные кабинеты для рисования, рукоделия, музыки. А в кабинете физики имелись приборы для лабораторных занятий: динамометр, гидростатические весы, сифон и ливер, подзорная труба . В «Акте об осмотре помещений Епархиального училища» за 1886 год отмечалось, что учебные кабинеты - теплые, но отсутствует вентиляция. В училище была свою значительная библиотека .

В разные годы в училище преподавали И. Д. Знаменский, В. К. Коровин, И. А. Левитский, Н. И. Макушин, Г. А. Младов, а в 1907-1913 годах учителем письма, чистописания, грамматики был Павел Бажов .

В декабре 1916 года по проекту архитектора К. А. Полкова был построен новый учебный корпус училища по адресу Щепная площадь (Университетский переулок, дом 9) с церковью Святой Великомученицы Екатерины при нём. 10 января 1917 года храм и новый корпус были освящены . В 1915 году в связи с тяжёлым финансирование количество воспитанниц сократились на одну треть. Материальная поддержка от государства и церкви была прекращена. Весной 1917 года в здании стал размещаться военный госпиталь, а до августа 1918 года - Академия Генерального штаба. Занятия в училище продолжались до весны 1920 года .

В настоящий момент в здании старого учебного корпуса располагается Екатеринбургский монтажный колледж, в здании пансиона -Екатеринбургский экономико-технологический колледж., в здании нового учебного корпуса - корпус горного университета с 1919 года.

Архитектура

В настоящий момент административно-учебное здание представляет собой каменное здание, расположенное в начальном квартале улицы Декабристов (Александровский проспект), которое было перестроено в 1952-1953 годах по проекту архитектора С. А. Васильева. Здание имеет трехчастную симметричную композицию с центральным и двумя боковыми ризалитами со стороны северного главного фасада. На газоне перед главным фасадом, с примыканием к центральному ризалиту имеется экседр со скамьями, обозначенными по красной линии крупными вазонами на постаментах. По центру расположен массивный ризалит с шестиколонным портиком дорического ордера. Первый этаж ризалита отделан штукатуркой «под руст» с выделением главного входа высоким прямоугольным порталом с парными арочными нишами по сторонам от него. Глубокий шестиколонный портим в центре имеет невысокую балюстраду ограждения. Центральный ризалит с гладкими архитравом и фризом, лепным карнизом и треугольным фронтоном сочетает в себе античные элементы с советской эмблематикой. Тимпан с лепниной, изображающую государственный герб, украшен лавровыми ветвями с лентой, на которую указана дата строительства - «1952-1953». Внизу - классический маскарон, а ещё ниже - на плоскости архитрава - пятиконечная звезда в лавровом венке с лентами. Скаты фронтона с античными акротерии имеют крупные модульоны, конек - флагшток в форме чаши на основании. Боковые корпуса отделаны штукатуркой. Этажи выделены профилированными междуэтажными поясами. Окна верхних этажей с прямыми сандриками и подоконными филенками, фасады с профилированными карнизами, имеющие линейный рисунок и примыкающие к центральному ризалиту гладкими парапетами. Фасады разновысоких боковых ризалитов симметричны. По их центральным осям идёт декор из двух окон - прямоугольного и арочного. Прямоугольное окно с наличником в форме двухколонного портика с антаблементом является пластическим акцентом фасадов. В здании выделяются парадная лестница и актовый зал. А само здание является памятником архитектуры послевоенного периода советской неоклассики, которому свойственно академическое воспроизведение классицистических приемов . Решением Свердловского областного Совета народных депутатов № 75 от 18.02.1991 года здание поставлено на государственную охрану как памятник градостроительства и архитектуры регионального значения . Постановлением Правительства Свердловской области № 1056-ПП от 29.10.2007 года внесены изменения в название объекта с Здания епархиального училища, где в 1903-1914 гг. преподавал Бажов П. П. на Административно-учебное здание .

В настоящий момент пансион женского епархиального училища представляет собой двухэтажное каменное здание с подвалом, расположенное там же в начальном квартале улицы Декабристов (Александровский проспект) и Университетского переулка (Щепной площади). Здание имеет Г-образный план постройки в связи с его расположением на углу квартала с функциональным разделением на школьный корпус и жилой дом, которые составляет единый объём. Здание имеет срезанный угол школьного корпуса. К северному торцу здания примыкает объём для туалетов. Краснокирпичное здание почти без декора с ордерным членением фасадов. Междуэтажная тяга простого профиля выделяет верхний ярус от нижнего, цокольного. Узкими тягами выделены фриз в верхней части стены и низ оконных проемов. Западный и южный фасады имеют фигурный фронтон с тимпанами, прорезанными круглыми слуховыми окнами. Здание является образцом рационального кирпичного стиля конца XIX века, характерного для массового, дешёвого строительства, для школ и больниц . Решением Свердловского облисполкома № 454 от 04.12.1986 года здание поставлено на государственную охрану как памятник градостроительства и архитектуры, памятник истории регионального значения . Постановлением Правительства Свердловской области № 1056-ПП от 29.10.2007 года внесены изменения в название объекта с Бывшего здания Уральского лесотехнического института, где в 1925-1936 гг. работал учёный-лесовод Семёнов К. С. на Пансион женского епархиального училища .

Здание епархиального училища

В настоящий момент корпус бывшего здания епархиального училища, расположенного там же в квартале, ограниченном Университетским переулком (Щепной площади), улицей Народной Воли (Монастырской улицей), улицей Декабристов (Александровским проспектом), представляет собой каменное трехэтажное здание в кирпичном стиле. Функции учебного корпуса были разделены на главный блок с вестибюлем и фойе, церковный блок, трех учебных и жилой блок с квартирами для преподавателей. Главная лестница частично вынесена за северную стену главного корпуса, а восьмигранный ярус колокольни перекрыт куполом. Западный главный фасад разделён разновеликими ризалитами, делая асимметрию. Цокольный этаж облицован грубо обработанными гранитными квадрами. Первый этаж выделен горизонтальной тягой, а второй и третий этажи объединены широкими лопатками. Главный вход находится в северном ризалите и выделен широкой аркой. Декор здания использован различных архитектурных стилей. На фасадах использована классическое трехчастное членение, а стены имеют крупную рустовку подобно флорентийским палаццо. В здании использованы прямоугольные окна, окна с лучковым завершением, венецианские окна с романсковизантийскими колонками в простенках, французские окна, одинарные арочные и двухчастные древнерусские с подвесными арками окна. На фасадах использованы рельефный карниз мелкого рисунка, геометрические вставки на плоскости лопаток и простенков, килевидные кокошники. После передачи здания горному институту была проведена перепланировка церковного блока и удалены главки с крестами. В 1960-х годах с восточной стороны корпуса пристроили дополнительный учебный блок, образовавший в центре здания два дворовых каре . Решением Свердловского облисполкома № 454 от 04.12.1986 года здание поставлено на государственную охрану как памятник градостроительства и архитектуры, памятник истории регионального значения . Постановлением Правительства Свердловской области № 207-ПП от 10.03.2011 года внесены изменения в название объекта с Бывшего здания епархиального училища, позже Уральского государственного университета А. М. Горького. В этом здании в августе 1917 года проходил 2-й окружной съезд Советов Урала на Здание епархиального женского училища и даты с первой половины XX века на 1913-1916 годы .

Численность учащихся и выпускников

Численность учащихся в Екатеринбургском епархиальном женском училище и количество выпускников в 1886-1916 годах :

Учебный год Всего учеников Кол-во выпускников
1 1886/1887 228 20
2 1887/1888 236 23
3 1888/1889 234 29
4 1890/1891 242 23
5 1892/1893 266 22
6 1893/1894 266 41
7 1894/1895 269 24
8 1900/1901 267 35
9 1901/1902 277 27
10 1902/1903 262 30
11 1908/1909 307 48
12 1909/1910 320 62
13 1910/1911 326 35
14 1911/1912 338 47
15 1913/1914 330 38
16 1915/1916 209 49
17 1915/1916 335 -

Ссылки

  • Выпускницы Екатеринбургского епархиального женского училища
  • Чумакова Э.Е. Епархиальное женское училище Екатеринбурга (1880-1920) - Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2010. - 459с. - ISBN 978-5-7996-0522-3
  • Чумакова Э.Е. Воспитанницы: Екатеринбургское епархиальное женское училище (1880-1920). - Екатеринбург. Изд-во Урал. ун-та, 2010.

ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ УЧИЛИЩА

Подготовка домашних воспитателей, учителей и наставниц осуществлялась и в епархиальных женских училищах и семинариях. В епархиальные училища для дочерей православного духовенства (с 6-летним сроком обучения) принимали на воспитание девочек с 9 лет. Как и в женских учебных заведениях МНП и ведомств императрицы Марии Федоровны, здесь тоже были обязательные и необязательные предметы. К обязательным дисциплинам относились Закон Божий, история Ветхого и Нового Заветов, Пространный Катехизис, Объяснение Богослужения, церковная история, русский язык и словесность, арифметика и геометрия, география, гражданская история, общие сведения из физики, чистописание, церковное пение и педагогика. Курсы необязательных предметов составляли музыка, рисование, шитье, кройка, вязание и домашнее рукоделие. Аттестат об окончании епархиальных училищ давал право на звание домашней учительницы тех предметов, в которых воспитанница проявила успехи. В женские учительские семинарии, включавшие 4 класса училищ и 4 класса семинарий, принимались на приготовительное отделение девочки с 8 лет. С 10 до 14 лет обучение проводилось в стенах училища, с 14 до 21 года - на младших и старших курсах семинарии.

По завершении обучения в женских учительских семинариях выпускницы имели право на получение от Московского учебного округа свидетельств на звание «домашняя учительница», пройдя специальные испытания.

ОСТАЛЬНЫЕ ЖЕНСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ

Таким образом, к началу XX в. в России сложилась целостная разноуровневая система подготовки кадров для домашнего воспитания и образования.

В феврале 1872 г. открылись специальные курсы Санкт-Петербургского Фребелевского общества. Общество Ф. Фре-беля ставило перед собой цель образования детских «садовниц» и нянь, обучение их теоретическим и практическим знаниям и умениям в деле начального воспитания. Фребе-левское общество издавало журнал по воспитанию и обучению детей, предлагало курс платных лекций матерям и гувернерам. За 30 рублей в год можно было прослушать теоретический курс по анатомии, физиологии, гигиене и физическому воспитанию, зоологии и ботанике, педагогике и психологии. На практических занятиях женщин обучали «фре-белевскому» рукоделию, рисованию и лепке, пению, музыке и гимнастике. Курсы предназначались для будущих домашних воспитателей и нянь для детей дошкольного возраста.

В том же году при Императорском Санкт-Петербургском воспитательном доме только для девушек воспитательного дома открывается училище нянь, где изучаются специальные дисциплины: физиология, анатомия и педагогика с целью обучения выпускниц уходу за грудными детьми. Курс «детские болезни» давал практические навыки ухода за больным ребенком. Уроки пения, рукоделия, рисования и гимнастики помогали организовывать различные игры и занятия со старшими детьми. В младших классах практиковались и ночные дежурства, когда воспитанницы наблюдали за кормилицей и уходом за грудным ребенком. Летом, с июня по август, девушки выезжали для прохождения практики за город на дачу. За каждой закреплялся один ребенок с целью обеспечения ухода за ним, организации игр и его обучения. По окончании училища девушки получали звания русских нянь и дипломы двух разрядов (1 и 2). Выпускницам выплачивались 50 рублей, выдавалась одежда и обеспечивалось место няни в частном доме.

При первом выпуске дипломы нянь получили 20 человек, при последующих - 11 и 8; сокращалось и число учениц, получивших дипломы I разряда. Нянь выпускали больше, чем требовалось, и постепенно заявки на них вовсе перестали поступать. Оплата труда нянь была небольшой -10-12 рублей в месяц. Шесть лет после окончания девушками училища его начальство контролировало деятельность своих выпускниц-нянь в семьях. Затем их приписывали к мещанскому сословию. Если выпускница проработала не менее трех лет в звании няни и находилась еще под покровительством Императорского воспитательного дома, при замужестве ей выдавались 60 рублей.

Готовило русских гувернанток и домашних учительниц и Санкт-Петербургское реальное женское училище ведомства императрицы Марии Федоровны (впоследствии Сиротский институт).

Воспитанницы Санкт-Петербургского сиротского института обучались бесплатно, пансионерки -за счет частных лиц. Кроме основных предметов, большое внимание в нем уделялось практическим навыкам воспитательниц: здесь обучали кройке и шитью, кулинарии, огородничеству и садоводству. Для особо прилежных и проявивших успехи и способности были организованы педагогические классы, по окончании которых присваивалось звание «домашнего наставника» или «классной надзирательницы». Учебное заведение трудоустраивало выпускниц на более выгодные и хорошо оплачиваемые места.

В 1872 г. создаются первые учительские институты в Санкт-Петербурге, Москве, Тифлисе. Московское общество воспитательниц и учительниц открывает одногодичные педагогические курсы. Спустя 20 лет, в 1892 г. в учебный план курсов включают изучение логики, истории педагогики, психологии, естествознания и законоведения.

Однако высшее женское образование в конце XIX в. оставалось для женщин в России практически недоступным. В некоторых городах (Харькове, Киеве, Одессе) женщин допускали в качестве вольнослушательниц на отдельные факультеты университетов. Но эти факты скорее исключение из общего правила. Министр народного просвещения Д.А.Толстой считал, что «важнейшее воспитание и начальное образование детей не нуждается в университетских курсах». Еще Устав 1863 г. запрещал обучение женщин в университете. До 1872 г. возможность получить высшее образование могла быть реализована только за рубежом. Больше половины обучающихся в то время в университетах за границей женщин было из России. Высшие женские курсы давали возможность получить женщинам высшее образование в России. Профессора и преподаватели, представленные лучшими отечественными специалистами, поддерживали идеи доступности высшего образования для женщин, читали лекции для слушательниц безвозмездно. В 1869 г. в Санкт-Петербурге начинают работать Аларчинские курсы, годом позже - Владимирские и Лубянские курсы.

В 1872 г. в Москве создается первое в России учебное заведение для женщин с университетской программой Московские Высшие женские курсы профессора В.И.Гирье, где преподавали известные профессора Московского университета Н.С.Тихонравов, В.О.Ключевский, П.Г.Виноградов, В.И.Гирье и многие другие.

Лица, окончившие женские гимназии, институты, епархиальные училище и получившие аттестаты на звание «домашняя наставница» и «гувернантка», принимались на эти курсы без экзаменов. Остальные сдавали экзамены по русской и всеобщей истории и литературе. Для поступления необходимо было набрать пять баллов с дробью (дробь = 1/10 балла - за знание двух иностранных языков или за сдачу определенных экзаменов по курсу мужских гимназий). Плата за обучение - от 50 до 100 руб. в год - была доступна не всем слушательницам, и поэтому многим не удавалось завершить обучение. Посещение курсов разрешалось замужним женщинам лишь с позволения мужа. Первоначально курсы были двухгодичными, с 1874г. срок обучения увеличился до 3 лет. В 70-е годы XIX в. Высшие женские курсы открываются в Одессе, Казани, Киеве, Харькове, Тифлисе, Новочеркасске, Тамбове. Однако отношение к высшему женскому образованию нельзя назвать однозначным. Так, в 1886 г., следуя традиционным взглядам на место женщин в обществе, Высшие женские курсы были объявлены несостоятельными и вскоре закрыты. И только в 1889-1990 гг. при поддержке прогрессивных общественных сил и демократического движения они возобновили свою работу. Но теперь прием на курсы осуществлялся по новым правилам: увеличение в 2 раза платы за обучение значительно уменьшило число слушательниц из средних сословий. Требование предъявлять свидетельство о доходах также изначально ориентировало на обучение состоятельных слушательниц. К 1905 г. в России насчитывалось более 30 различных Высших женских курсов (в основном педагогического и медицинского направления). До октября 1917 г. подготовка домашних педагогов в России осуществлялась в государственных, частных и религиозных учебных заведениях, а также на ВЖК.

Так как после 1917 г. домашнее образование как вид частной педагогической деятельности было запрещено, то подготовка отечественных кадров воспитателей-гувернеров и домашних учителей приостановилась; возрождение системы домашнего образования стало возможным лишь с середины 90-х годов.

Системный педагогический анализ как самого социально-педагогического явления гувернерства, так и подготовки специалистов к этому виду образовательной деятельности в период XVIII - начала XX в. позволяет выявить специфические особенности домашнего педагога в условиях коренных преобразований в современной России.

На протяжении почти трех столетий во владении, где позже разместилось Филаретовское училище, располагалось Заборовское подворье Чудова монастыря. Сам монастырь, один из старейших в Москве, находился в Московском Кремле, но был снесен большевиками в начале 1930-х гг. Малый Харитоньевский переулок до начала XIX века назывался Заборовским, а переулок, который вел к подворью, получил название Чудовского, в советские годы он был переименован, а уже в новейшие времена переулку было дано имя Огородная слобода – в память о слободе огородников, существовавшей здесь до начала XVIII века.

Монастырское подворье, основанное в 1670-х годах, просуществовало до середины XIX века. Вскоре после упразднения подворья, его владение было отдано для размещения Филаретовского епархиального училища. Деревянные строения, стоявшие здесь, были разобраны, и в 1861 году на их месте был выстроен двухэтажный дом по проекту архитектора А.О. Вивьена. Это было здание простой архитектуры, со скромно отделанным фасадом (портика тогда еще не было). Училище въехало сюда в 1865 году. В 1878 году архитектор М.Г. Пиотрович надстроил здание третьим этажом. Внутри была устроена домовая церковь Филарета Милостивого, действовавшая до 1919 года, когда она была упразднена большевиками.

Филаретовское женское епархиальное училище было основано в 1832 году по инициативе знаменитого митрополита Московского и Коломенского Филарета (чье имя оно потом и носило) для «воспитания девиц духовного звания». Первоначально училище существовало в качестве воспитательного отделения при Доме призрения Горихвостова, который располагался в усадьбе Гагариных-Тютчевых в Армянском переулке (д. 11). И дом призрения, и училище находились в ведении Московского попечительства о бедных духовного звания. Впрочем, в училище в качестве воспитанниц принимали не только дочерей священников – здесь, например, училась Мария Павловна Чехова, младшая сестра знаменитого писателя (в 1877-1883 гг.). Правда, на казенный кошт ее не взяли, и обучение Марии в итоге оплатил таганрогский купец Сабинников, друг семьи Чеховых (своих средств на оплату учебы дочери у них не было).

Филаретовское училище было упразднено вскоре после революции 1917 года. В бывшем училищном здании разместилось Управление внутренней охраны ЧК-ОГПУ, а в 1925 году оно было передано в ведение Военно-морского флота СССР. На рубеже 1920-1930-х гг. главное здание было перестроено по проекту архитектора П.А. Голосова, именно тогда у него и появился парадный портик.

Владение до сих пор принадлежит Министерству обороны, здесь размещается Штаб тыла Вооруженных сил РФ.

Статьи по теме