Чудеса совершенные петром. Толкование библии, деяния святых апостолов

Чудеса, совершённые Иисусом Христом - ряд описанных в Евангелиях чудесных деяний, совершённых Иисусом Христом. Чудеса, по мнению Иоанна Златоуста, совершались с целью укрепления людей в вере, а также их исправления: «Спаситель знал их (иудеев) ослепление и потому творил чудеса не для их убеждения, а для того, чтобы других исправить».

Перечень чудес

Перечень чудес, совершённых Иисусом Христом, различается у евангелистов (только чудо с насыщением пяти тысяч человек упоминается во всех четырёх евангелиях), поэтому их описания надо рассматривать комплексно. В синоптических Евангелиях традиционно выделяют 11 чудес, совершённых Иисусом, которые описаны у всех трёх евангелистов. Евангелие от Иоанна содержит описание только семи чудес (три из них имеют параллели у синоптиков). При этом Иоанн делает оговорку: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг»

Брак в Кане Галилейской (Первое чудо Иисуса Христа)

Во время брачного пира по просьбе своей матери Иисус превратил воду в вино. Православная и католическая традиция видят в этом выражение особой силы молитв Богородицы за людей.

Исцеление сына царедворца

Когда Иисус Христос по дороге в Капернаум зашёл в Кану об этом узнал один из жителей Капернаума (царедворец Ирода). Он поспешил в Кану просить Иисуса прийти в Капернаум и исцелить его умирающего сына. Христос сказал ему: «вы не уверуете, если не увидите знамений и чудес». Этим Христос веру, основанную на созерцании чудес, поставил ниже веры, основанной на понимании его учения. На этот упрёк царедворец настойчиво стал просить «Господи! приди, пока не умер сын мой». Видя укрепление его веры Христос сказал: «пойди, сын твой здоров». Царедворец поверил Иисусу и, идя домой, узнал от своих слуг что сын его выздоровел в тот момент, когда Христос произнёс эти слова. После этого, как говорит евангелист, «уверовал сам и весь дом его».

Исцеление расслабленного при овчей купальне

Совершено в купальне, располагавшейся у Овечьих ворот (через них прогонялись к храму жертвенные животные или был расположен рынок этих животных). Купальня называлась по-еврейски Вифезда, что значит: «дом милосердия». Вода из купальни считалась чудодейственной когда «ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью». При купальне лежал расслабленный, страдающий своей болезнью 38 лет и почти потерявший надежду на исцеление, так как некому было опустить его в купальню при возмущении воды. Иисус сказал ему: «возьми постель твою и ходи». И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошёл. Было же это в день субботний. Видя расслабленного, несущего свою постель иудеи говорили: «сегодня суббота; не должно тебе брать постели», на что он отвечал - «Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи», но не мог сказать, кто исцелил его. Позже в храме его встретил Иисус и сказал: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Когда стало известно, кто совершил исцеление в субботу, то «искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцём Своим называл Бога, делая Себя равным Богу».

Исцеление сухорукого

Чудо было совершено Иисусом в субботу при фарисеях, которые упрекнули его в нарушении закона Моисея, на что Христос им ответил: «…кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадёт в яму, не возьмет её и не вытащит? Насколько же человек лучше овцы! И так можно в субботы делать добро».

Исцеление расслабленного в Капернауме

К городе Капернауме Иисус Христос учил в одном доме и из-за множества слушавших его людей к нему не могли принести расслабленного. Тогда его друзья раскрыли кровлю и спустили постель больного вниз. Иисус сказал расслабленному: «Чадо! прощаются тебе грехи твои». Слышавшие это фарисеи сочли эти слова богохульством, но зная их мысли сказал: «…что легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи? Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, говорю тебе (обратился Он к расслабленному): встань, возьми постель твою и иди в дом твой».

Воскрешение сына вдовы Наинской

Чудо упоминается только у одного евангелиста. У городских ворот Наина Христос увидел похоронное шествие: из города выносили для погребения умершего юношу, единственного сына матери-вдовы. Видя горе женщины Иисус сжалился над ней и сказал: «Не плачь» и обратился к умершему: «Юноша! тебе говорю, встань!». Юноша «поднявшись, сел и стал говорить». Всех объял страх, люди «славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами», однако не признали в Христе Мессиею.

Исцеление бесноватых в стране Гадаринской

Чудо было совершено в стране, лежавшей на восточном берегу Галилейского озера, называемой Гадаринской (у Марка и Луки) или Гергесинской (у Матфея). На берегу Иисуса и его учеников встретил бесноватый (у Матфея упоминается двое бесноватых). Он «увидев же Иисуса издалека, прибежал и поклонился Ему, и, вскричав громким голосом, сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? заклинаю Тебя Богом, не мучь меня!». А после на вопрос Иисуса как его имя, отвечал: «Легион», указав этим на обитание в нём большого количества нечистых духов. Бесы просили Иисуса «не высылал их вон из страны той», а пустить их в стадо пасущихся рядом свиней. Иисус позволил им и «всё стадо свиней бросилось с крутизны в море и погибло в воде». По утверждению Марка погибло около двух тысяч свиней. Христос не позволил исцелённому последовать за ним «а сказал: иди домой к своим и расскажи им, что сотворил с тобою Господь и как помиловал тебя». При этом жители города были напуганы этим чудом - «весь город вышел навстречу Иисусу; и, увидев Его, просили, чтобы Он отошел от пределов их».

Исцеление бесноватого в Капернауме

Когда Христос учил в капернаумской синагоге, там находился человек, одержимый нечистым духом, который неожиданно закричал: «Оставь, что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, Кто Ты, Святый Божий». Это стало невольным исповеданием истины от нечистого духа, вызванное присутствием Сына Божия. Этим исповедованием Иисуса Христа как Бога дьявол надеялся подорвать доверие к нему в людях и поэтому Иисус запретил ему свидетельствовать о нём, сказав: «Замолчи и выйди из него!». Бесноватый упал среди синагоги и встал совершенно здоровым, бес вышел из него. Оба евангелиста отмечают сильное впечатление, которое произвело на всех это исцеление бесноватого - «И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?»

Исцеление петровой тёщи и множества людей

Данное чудо Марк и Лука описывают в непосредственной связи с предыдущим. Выйдя из синагоги, Иисус вошёл в дом Симона (Петра). Тёща Петрова оказалась тяжко больной (Лука, как врач, поясняет что это была «сильная горячка». По слову Иисуа, горячка оставила её и «она встала и служила им». Исцеление в синагоге бесноватого, а затем тёщи Симона произвели сильное впечатление на народ и к дверям дома Симона, по захождении солнца, стали приносить больных и бесноватых, так что «весь город собрался к дверям». Христос исцелял людей и изгонял духов. При описании данного чуда Матфей поясняет, что в этом массовом исцелении больных сбылось пророчество Исайи, сказавшего: «Он взял на Себя наши немощи и понес болезни».

Огромный улов рыбы

Описывается только Лукой. Чудо совершено перед призванием Иисусом первых апостолов - Симона (Петра) и Андрея. Христос «учил народ» у озера Геннисаретского и окончив проповедь «сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова». Симон, как опытный рыбак, сказал - «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть». Закинув сеть они поймали «великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась». Уловом были заполнены две лодки, которые начали тонуть. Увидев это «Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный». Видя ужас Петра Иисус ответил ему: «не бойся; отныне будешь ловить человеков». Далее как повествует евангелист первые апостолы «оставили все и последовали за Ним».

Исцеление прокажённого

Прокаженный, исполненный веры, «увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить». Вера его была так сильна, что он нарушил закон, запрещающий ему подходить к здоровым людям. В ответ на эту смиренную просьбу, что Иисус коснулся его, показав, что он не связан запретом прикасаться к нечистому, и сказал: «Хочу, очистись». И тотчас проказа сошла с него. Исполняя закон Моисея, Христос велит исцеленному пойти показаться священнику и просит никому не разглашать о совершившемся чуде.

Укрощение бури

Когда Иисус с учениками переправлялся на лодке через Галилейское озеро поднялась сильная буря, грозившая опрокинуть лодку. Испуганные ученики разбудили Иисуса и тот запретил ветру и сказал воде: «умолкни, перестань», а затем, обратившись к ученикам, сказал: «Что вы так боязливы? Где ваша вера?». Ученики же в страхе и удивлении говорили друг другу: «Кто же это, что и ветрам повелевает и воде, и повинуются Ему?!»

Воскрешение дочери Иаира

У начальника синагоги Иаира была при смерти единственная дочь. Он пришёл ко Иисусу Христу и просил его, говоря: «дочь моя при смерти; приди и возложи на нее руки, чтобы она выздоровела и осталась жива». Видя его веру, Иисус пошёл с ним, но на пути встретил слугу, который сообщил Иаиру «дочь твоя умерла; не утруждай учителя», но Иисус сказал: «не бойся, только веруй, и будет спасена». Подойдя к дому и видя плачущих людей Иисус сказал им: «не плачьте; девица не умерла, но спит», но люди не поняли его слов и стали смеяться над ним. Взяв с собою только родителей девушки и трех апостолов - Петра, Иакова и Иоанна, Иисус вошёл в комнату, где лежала умершая девица и взяв её за руку сказал: «талифа куми», что значит; «девица, тебе говорю, встань!». И девица тотчас встала и начала ходить. Иисус велел дать ей есть и запретил её родителям разглашать о происшедшем, но слух об этом разнесся по всей стране.

Исцеление кровоточивой женщины

Чудо было совершено Иисусом по дороге в дом Иаира. Женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением, верившая, что ей достаточно коснуться одежд Христа, чтобы выздороветь, подошла к нему и дотронулась до края его одежды. «И тотчас иссяк у ней источник крови, и она ощутила в теле, что исцелена от болезни». Иисус почувствовал, что в этот момент «вышла из Него сила», спросил, кто коснулся его. Женщина «пала пред Ним и сказала Ему всю истину». Иисус же обратился к ней со словами: «вера твоя спасла тебя».

Насыщение народа пятью хлебами

Это единственное чудо о котором упоминается всеми евангелистами. Иисус проповедовал в пустынном месте и ученики попросили его отпустить людей чтобы те могли пойти и купить себе пищи. Христос ответил ученикам: «не нужно им идти; вы дайте им есть». В ответ сомнение учеников как можно накормить пять тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами, Иисус Христос взял пищу в руки и, посмотрев на небо, благословил её, разломил и дал ученикам, а ученики раздавали народу. По утверждению евангелиста: «ели, и насытились все; и оставшихся у них кусков набрано двенадцать коробов».

Насыщение народа семью хлебами

Совершено в обстоятельствах аналогичных предыдущему чуду, только «ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков семь корзин полных, а евших было четыре тысячи человек, кроме женщин и детей».

Хождение Иисуса Христа по водам

Когда ученики Христа переправлялись на лодке на другую сторону Галилейского озера к Вифсаиде Галилейской, они увидели Иисуса идущего по воде, подумали, что это призрак, и от страха закричали. Иисус Христос заговорил с ними: «успокойтесь, это Я, не бойтесь». Тогда апостол Петр воскликнул: «Господи! если это Ты, то повели мне придти к Тебе по воде». Христос сказал: «иди». Петр вышел из лодки и пошёл по воде, но испугавшись волн усомнился, стал тонуть и закричал: «Господи! спаси меня». Христос протянул ему руку и сказал: «маловерный! зачем ты усомнился?». Когда Иисус вошёл в лодку ветер утих и ученики подошли, поклонились ему и сказали: «воистину Ты - Сын Божий».

Исцеление дочери хананеянки

Чудо исцеления было совершено заочно. Изначально на просьбу хананеянки Иисус ответил: «Я послан только к погибшим овцам дома израилева» и добавил - «дай прежде насытиться детям; ибо не хорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Женщина смиренно ответила на это: «Так Господи! но и псы едят крохи, падающие со стола господ их». Этими словами хананеянка показала не только великое смирение свое и сознание, что в язычестве человек не может быть так близок к Богу, как в истинной вере, но и выразила этим свою глубокую веру, что у милосердного Бога достанет милости на каждого человека. После этих слов Иисус Христос сказал ей: «О женщина! Велика вера твоя. Да будет тебе по желание твоему». И дочь её исцелилась в тот час.

Исцеление бесноватого отрока

Исцеление было совершено сразу после Преображения. Иисус спустившись с горы был окружён людьми и некий человек обратился к Нему с просьбой исцелить его сына, который «в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду». Также этот человек сказал что уже приводил своего сына к ученикам Христовым, но те не смогли исцелить его. Услышав это, Иисус воскликнул: «о, род неверный и развращенный! доколе буду с вами и буду терпеть вас?» и повелел привести к нему отрока. Этим он выразил упрёк в маловерии своим ученикам (по некоторым толкованиям - всему иудейскому народу). Когда отрок ещё только шёл к Иисусу «бес поверг его и стал бить; но Иисус запретил нечистому духу, и исцелил отрока, и отдал его отцу его».

Исцеление иерихонского слепца

Выходя из Иерихона по дороге в Иерусалим к Иисусу встретился слепец Вартимей (в рассказе евангелиста Матфея двое слепцов), который начал кричать «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня!». В ответ на это Иисус спросил: «чего ты хочешь от Меня?». Слепец попросил о прозрении и был исцелен Иисусом.

Чудо со статиром

Обратившийся к апостолу Петру сборщик подати на храм задал вопрос «Учитель ваш не даст ли дидрахмы?» надеясь, что Иисус ответит отказом и это станет обвинением против него. Пётр сразу сказал, что они заплатят налог. Придя к Иисусу, он рассказал ему о просьбе сборщика подати и услышал от Христа вопрос: «Симон? цари земные с кого берут пошлины или подати? с сынов ли своих, или с посторонних? Петр говорит Ему: с посторонних. Иисус сказал ему: итак сыны свободны.» Но чтобы не соблазнить никого своим поведением Иисус повелел Петру пойти к морю и сказал «первую рыбу, которая попадется, возьми, и, открыв у ней рот, найдешь статир; возьми его и отдай им за Меня и за себя»

Исцеление слепорожденного

Иисус по случаю одного праздника был в Иерусалимском храме и после своей проповеди, вышел из него и, проходя по улице, встретил человека слепого от рождения. Ученики спросили у него: «Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?». Иисус ответил: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии». После этих слов он плюнул на землю, сделал брение (грязь) и помазал брением глаза слепому, сказав ему: «пойди, умойся в купальне Силоам». Слепорожденный пошёл к Силоамской купальне, умылся и стал видеть.

Исцеление десяти прокаженных

При входе в селение Христа встретили десять прокаженных (девять иудев и один самарянин). Не смея подойти к Иисусу, она издали кричали «Иисус Наставник! помилуй нас». Христос сказал им: «пойдите, покажитесь священникам» и пока шли они излечились от проказы. Увидев своё исцеление только самарянин вернулся и поблагодарил Христа, иудеи же остали неблагодарными. Назидательное значение данного чуда, по учению церкви, состоит в том, что верующие должны быть благодарными Богу за все его милости.

Воскрешение Лазаря

Вспоминается Православною церковью в субботу на шестой неделе Великого Поста (накануне Вербного Воскресенья).

Богословские толкования

Чудеса Христовы были осязательны; они были ясны для самых простейших людей; ничего в них не было загадочного; всякий мог удобно рассмотреть их; для сомнения и недоумения, чудо ли это, или только представление чуда, не было места. Чудеса Богочеловека имели множество свидетелей, из которых большая часть были или враждебны Ему… Самые злейшие враги Господа не отвергали их, старались только уничижить их богохульным претолкованием и всеми средствами, которые внушались им лукавством и злобою. В чудесах Господа не было никакой суетности, никакого эффекта; ни одного чуда не сделано напоказ человекам; все чудеса прикрывались покровом Божественного смирения. Они составляют собою цепь благодеяний страждущему человечеству.

Слово «апостол» в переводе с греческого языка обозначает «посланник». Апостолы Христовы были посланы в мир благовествовать Евангелие, свидетельствовать о Христе и основывать-утверждать Церкви.

Группка людей, около ста человек, уловила в сети Христовы весь мир. И это совершенное и дивное чудо! Это, пожалуй, самое главное доказательство того, что Бог пребывал с ними и Бог пребывает с нами - их последователями и чадами. Ведь вся мощь Римской империи, раскаленная злобой иудеев, была против них. Девяносто процентов цивилизованных аристократичных римлян, утонченных интеллектуалов-греков и сотни варварских грубых племен Европы и Азии слыхом не слыхивали о Христе. И мало того - не хотели слышать, занимая по отношению к апостолам враждебную позицию. Официальное римское язычество с центром вокруг обожествленной фигуры императора казалось железобетонной несокрушимой мощью.

Но, как поется в старой рок-н-ролльной песенке: «Камень пройденных дорог сумел пробить росток». Прошло чуть более трех столетий - и колосс языческой религии рухнул, а вместо него процвело живое дерево Православия.

Это ли не чудо? Казалось, все было против него. Казалось, все земные условия гибельны, смертельны для христианства. Говоря биологическим языком, почти абсолютно враждебная агрессивная среда.

Но лоза Христова зацветает и приносит плоды…

И еще поражает всякое воображение, конечно, неутомимость апостолов. Только прочитать, какие концы они преодолевали и к каким враждебным племенам они шли благовествовать Евангелие: Рим, Греция, Испания, Британия, Африка, Иран, Индия, Кавказ…

И везде лоза, насажденная десницею Божиею, прививалась. Потому что не человек садил, но Господь.

И нужно, наверное, понять, что мы являемся прямыми потомками и наследниками апостолов, что мир, который во многом и остался языческим или, лучше сказать, имеет в самом себе склонность скатиться к язычеству, требует от нас апостольства, свидетельства Христова - и в семье, и на работе, и в троллейбусе или маршрутке христианин оказывается апостолом, то есть посланником Христовым.

Проезжая в общественном транспорте мимо храма, можно перекреститься или стыдливо отвернуться. Дома, устав после работы, поучить с ребеночком «Отче наш» или дать ему планшет с интернетом, а самому уткнуться в интернет или телевизор…

Огромное количество возможностей у современного христианина быть апостолом. Важно, чтобы сердце горело верой и поиском Бога, и жаждой познания Его. Главное, чтобы мы были и камнем (Петр), и маленьким (Павел, Паулюс - с латыни - «меньший, маленький»): оказались одновременно нерушимым камнем православной веры и, будучи исполненными этой малости, ощущали себя маленькими, нищими духом, т. е. возделывали в себе с Божьей помощью добродетель смирения, без которой нет спасения. К тому же, конечно, не забывали о добродетели любви. И ждут нас свои Коринфы, Римы и Фессалоники в семье, метро, троллейбусах и на работе. И Господь как для апостолов, так и для нас Один и Тот же.

Святии первоверховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас!

Апостол Петр

Апостол Петр третий раз был посажен в тюрьму. Несколько дней он сидел там. Его заковали в цепи. Кроме сторожей, которые стояли у всех дверей, на ночь ставили двух часовых, и он спал между ними. Однажды ночью в темнице вдруг стало светло, появился ангел Господень и сказал ему: «Вставай скорей!» Петр встал, цепи упали с его рук. Ангел велел обуться, одеться и идти за ним.

Петр идет за ангелом и думает, не во сне ли все это ему видится? Прошли первых часовых, вторых, пришли к последним воротам на улицу. Тяжелые ворота без шума отворились сами собой, и они вышли из тюрьмы, прошли одну улицу, и ангел скрылся. Осмотревшись, Петр сказал: «Да, теперь я вижу, что Бог послал Своего ангела спасти меня». Затем он пошел к тому дому, где апостолы и другие верующие собирались молиться Богу. Вы, вероятно, догадываетесь, почему они собирались на молитву ночью. Днем они боялись евреев. Петр подошел, постучался в двери, вышла служанка и спросила: «Кто там?» Петр отозвался. Когда служанка услышала голос Петра, она так обрадовалась, что, забыв отпереть ему двери, побежала в горницу (комнату) сказать, что у крыльца стоит Петр. «В своем ли ты уме?» – набросились на нее. Она спорила, что слышала голос Петра. А тот стучится и ждет, скоро ли его впустят. Наконец отперли. Петр рассказал, как ангел вывел его из тюрьмы, и ученики радовались и благодарили Господа.

Апостол Петр не только в Иерусалиме проповедовал об Иисусе Христе. Он ходил по всей иудейской земле, был и в чужих далеких землях, рассказывал об Иисусе и крестил язычников. Он ходил в Рим, где жили римские императоры, и там многих обратил в Христову веру. Был даже во дворце, где крестил жену римского императора.

Чудеса, совершенные апостолом Петром

Апостол Петр, как и другие ученики Христа, имел от Бога особенную силу исцелять больных и творить разные чудеса. Когда он проходил по улице, выносили больных и клали их на дорогу, по которой он шел. Вы, конечно, видели свою тень, которая движется за вами, когда вы идете или бежите. Самые тяжелые больные, вынесенные на улицу, становились сразу же здоровыми, лишь только на них падала тень проходившего мимо апостола Петра.

В городе Лидде он исцелил человека по имени Эней, который восемь лет был парализован и не мог встать с постели. Эней тотчас выздоровел, встал и начал ходить. Многие, видевшие это чудо, поверили в Христа.

В это время в соседнем городе Иоппии заболела и умерла одна благочестивая девушка Тавифа, верившая в Иисуса Христа. После смерти ее вымыли и положили на стол. Услыхав, что апостол Петр недалеко, послали за ним. Когда он пришел, женщины, бывшие в доме, плакали и показывали ему рубашки и платья, какие шила Тавифа. Петр всех отправил из комнаты, стал на колени, помолился Богу, потом, обернувшись к покойнице, сказал: «Тавифа! Встань!» Покойница открыла глаза и села. И она вновь принялась за свои работы.

Освобождение апостола Петра из темницы. (Деяния 12:1–11)


Ангел выводит апостола Петра из темницы. (Деяния 12:1–17)


В Риме у одной знатной дамы умер сын. Апостол Петр сказал умершему: «Юноша, встань! Встань! Воскрешает тебя Господь Иисус Христос!» Мертвец ожил и встал.

Мученическая смерть апостола Петра

Когда Петр был в Риме, там царствовал развратный и жестокий император Нерон, который, как и другие язычники, не любил христиан. Он приказывал хватать их и мучить. Чего только ни делали с христианами! Били, секли, распинали на крестах, отрубали руки, ноги, головы, жгли в огне, варили в горячем масле, срывали ногти и кожу со всего тела, вырывали языки, выкалывали глаза, отдавали на съедение диким зверям, вешали на деревьях и строгали железными граблями, смазывали все тело смолой и поджигали. Много-много других мучений придумывали злые язычники, чтобы заставить христиан отказаться от Христа и поклоняться языческим идолам. Страшно даже говорить о тех мучениях, которые терпели христиане от язычников. Слава Богу, что мы живем теперь, а не в то время! Нам с вами, друзья, пожалуй, и не вынести бы этих мук. А христиане все это терпели, не отказывались от Христа, не молились идолам и не приносили языческих жертв. Тысячами люди умирали за Христа. Это еще больше злило мучителей. Особенно старались мучить апостолов и учителей христианских.

Христиане боялись, что язычники схватят, будут мучить и убьют и апостола Петра. Они уговаривали его уйти из Рима. Петр послушался и ночью потихоньку пошел из города. Он уже вышел за городские ворота, как вдруг видит, что навстречу ему идет Сам Спаситель, Иисус Христос. Петр испугался и обрадовался, поклонился Ему и спросил: «Господи! Куда идешь?» Господь ответил: «Иду в Рим, чтобы Меня там опять распяли». И скрылся. Петр догадался, что нехорошо сделал, убегая от мучения, и вернулся в Рим, где его схватили язычники, посадили в тюрьму и приговорили распять на кресте. Апостол Петр просил, чтобы его не распинали, как Христа, он не стоит этого, а чтобы распяли вниз головой. Так и сделали. Ноги его были приколочены сверху, а голова свисала вниз.

Апостол Павел

Павла вначале звали Савлом. Савл был фарисеем, который терпеть не мог учеников Христа. Он ходил по Иерусалиму, врывался в дома и всех, кто верил в Христа, отправлял в тюрьму. Но этого ему показалось мало. Он пошел к первосвященнику Каиафе и попросил, чтобы ему разрешили пойти в город Дамаск переловить там всех верующих в Христа и отправить в иерусалимскую тюрьму. Первосвященник позволил, и Савл отправился. Около полудня он подходил к Дамаску. День был светлый, ни одной тучки на небе. Вдруг с неба полился свет ярче солнечного. Савл и все, кто с ним был, не могли вынести такого яркого света и в испуге пали на землю. Тогда Савл услышал голос, говоривший ему: «Савл! Савл! Что ты Меня гонишь?» Савл спросил: «Кто Ты, Господи?» «Я Иисус Назорей, Которого ты прогоняешь!» – ответил Господь. Сразу припомнились Савлу все его злодейства, как он сажал в тюрьму и убивал христиан. «Что же Ты прикажешь мне делать, Господи?» – спросил он.


Савл на пути в Дамаск. (Деяния 9:1–8)


Христос приказал ему встать и идти в Дамаск, где ему будет сказано, что делать. Спутники Савла слышали, что кто-то с ним разговаривает, но не могли разобрать слов. Савл встал, хотел идти, но не смог. Вы знаете, что с ним случилось? Он ослеп. Его взяли за руки и повели в Дамаск. Целых три дня с горя он ничего не ел и не пил, пока Господь не послал к нему Своего ученика Ананию, который исцелил Савла от слепоты и крестил. С этих пор Савл не только прекратил гонения на христиан, но стал проповедовать Христа, рассказывать всем о жизни и чудесах Христовых и всех уговаривал верить в Господа и молиться Ему. Савл сделался апостолом и крестил всех, кто верил в Христа. Его стали звать Павлом.

Чудеса, совершенные апостолом Павлом

Однажды апостол Павел рассказывал об Иисусе Христе одному начальнику (проконсулу города Пафы Сергию). Здесь же был один волшебник, колдун, который мешал ему, уговаривал Сергия не слушать Павла. Апостол сказал ему: «Вот рука Господня на тебе (вот тебе наказание за то, что ты сбиваешь людей): ты будешь слеп и долго не увидишь солнца». Волшебник в ту же минуту ослеп. А проконсул, увидев чудо, поверил в Христа.

В городе Листре апостол Павел одному хромому, который сроду не владел ногами, сказал: «Встань прямо!» Тот вскочил и стал ходить.

В городе Филиппы язычники напали на апостолов Павла и Силу (из семидесяти апостолов), избили, посадили в тюрьму и приказали сторожу хорошенько за ними смотреть. Тот заковал их в цепи и запер в самую надежную, крепкую тюрьму. Около полуночи Павел и Сила молились Богу и пели священные песни. Остальные узники слушали их. Вдруг произошло землетрясение: стены темницы зашатались и готовы были упасть; все двери открылись, и оковы со всех упали. Тюремный сторож спросонок подумал, что все узники убежали, схватил меч и хотел убить себя, но Павел закричал ему: «Остановись! Мы все здесь!» Зажгли огонь, стали смотреть и увидели, что никто не убежал. Сторож бросился к ногам Павла и Силы и спрашивает: «Что мне делать, чтобы спастись?» Они ответили: «Верь в Господа Иисуса Христа и спасешься сам и твои родные!» И стали рассказывать всем, кто здесь был, об Иисусе Христе. Сторож тотчас обмыл их раны, привел в свой дом и приготовил ужин. В ту же ночь сторож и все его домашние крестились.

В городе Троаде апостол Павел воскресил мертвого. Христиане собирались на молитву ночью, потому что днем нельзя было. Язычники, всюду искавшие христиан, могли забрать молящихся, разогнать их, помешать молитве, осмеять обряды, надругаться над таинствами. Однажды в воскресенье христиане собрались ночью. Служили обедню (совершали таинство причащения) и причащались. Апостол Павел говорил проповеди. Служба длилась долго. Около полуночи один юноша, чувствуя сильную усталость, присел на окно, задремал, уснул и свалился на улицу с третьего этажа. Он разбился до смерти. Павел спустился на улицу, наклонился к мертвому, обнял его и сказал: «Не беспокойтесь, душа его в нем». Юноша тотчас ожил.


Чудесное спасение апостола Павла и его спутников. (Деяния 27:27–44)


Однажды Павла везли на корабле в римскую тюрьму. Перед этим апостол предупреждал, что на море будет страшная буря, поэтому лучше немного подождать, не ехать. Его не послушали, но когда вышли в море, поднялась такая страшная буря, что с корабля выбросили в море весь груз, все вещи, какие кто имел, чтобы сделать корабль полегче. Небо покрылось густыми черными тучами: не видно ни солнца, ни звезд, завывает сильный ветер, который все ломает и рвет. Только и слышно, как лопаются и рвутся паруса и веревки, трещат и скрипят доски и бревна. Страшно: кажется, что в любую минуту корабль могут залить волны, которые то поднимали его, как легкую щепку, то бросали вниз. Целых две недели продолжалась эта страшная буря. Наконец Павел встал среди своих спутников, которые уже чуть не умирали от страха и голода, и сказал им: «Успокойтесь! В эту ночь мне явился ангел Божий и сказал, что мы не потонем, останемся живы. Разобьется только корабль. Вот уже четырнадцатый день, как вы ничего не ели. Поешьте чего-нибудь». Он взял хлеб, помолился Богу и стал есть. Другие, глядя на Павла, тоже поели. Вскоре увидели берег. Корабль со всего размаху врезался носом в песок и сел на мель. Его стало заливать водой и ломать. Все бросились плыть к берегу, а кто не умел плавать, хватался за доски и бревна, которые волнами сносило к берегу. Как сказал Павел, так и случилось: никто не утонул, все спаслись.

Все мокрые, продрогшие, они попали на остров Мелит-Мальта. Жители приняли их, развели огонь, чтобы они обсушились и согрелись. Павел набрал охапку хвороста, и когда клал его в огонь, из хвороста выползла змея, ехидна, и впилась ему в руку. Все думали, что Павел сейчас упадет и умрет, но он стряхнул змею в огонь и остался жив.

У правителя этого острова был болен горячкой отец, у которого, кроме того, болел живот. Павел пошел к больному, помолился и, положив на него руки, исцелил. Здесь же он вылечил и многих других больных.

Много, много чудес творил апостол Павел, много исцелял больных. Больные излечивались даже тогда, когда на них клали пояса апостола и платки, которыми он повязывал голову.

Мученическая смерть апостола Павла

Апостол Павел терпел много гонений от иудеев и язычников. Сколько раз его водили на суд, сажали в тюрьму, били палками и камнями! Сколько раз иудеи и язычники хотели его убить за то, что он верит в Христа и учит этой вере других! Но он не боялся ни гонений, ни темницы, ни смерти. Он всем рассказывал об Иисусе Христе, всех учил верить в Него. Для этого он ходил в Грецию, Италию и другие страны. Наконец в Риме по приказанию Нерона язычники отрубили ему голову.

Проповедь и кончина остальных апостолов

Что же произошло с другими апостолами? После вознесения Господа апостолы бросили жребий, кому из них в какую землю идти проповедовать учение Христа и крестить верующих. И разошлись они из Иерусалима в разные стороны. Где пешком, где на корабле добирались они до самых далеких стран и все рассказывали об Иисусе Христе, о том, что это истинный Бог, Который спасает всех верующих и молящихся Ему. Многие внимательно слушали слова апостолов и с радостью крестились. Но были и злые люди, которые и слышать о Христе не хотели. Апостолов и тех, кого они обращали в христианство, за то, что они не признавали языческих идолов и не молились им, выгоняли из городов, сажали в тюрьмы и убивали. Все апостолы пострадали за Христа; все, исключая одного Иоанна Богослова, были убиты иудеями или язычниками.


Святой Евангелист Иоанн Богослов на острове Патмосе. (Апокалипсис 1:9)


Одного из них, Иакова, который по Божьему жребию был епископом, архиереем иерусалимским, евреи сбросили с высокой крыши храма. Иаков сильно разбился о камни церковного двора, но остался еще жив и молился за своих убийц: «Господи! Прости их! Они сами не знают, что делают». Тут один иудей ударил его по голове и убил до смерти.

Другой апостол, Андрей Первозванный, приходил на нашу русскую землю. Но это была пустая, дикая, заросшая густым лесом страна. Не было еще больших красивых городов, не было и таких дорог, как сегодня. Полудикие жители того времени совсем не были похожи на теперешних образованных русских людей. Апостол Андрей дошел до того места, где теперь стоит наш славный город Киев. Там, на горе, он поставил крест и сказал, что на этом месте будет большой город со множеством церквей, что жители этой земли станут христианами. В Греции апостола Андрея язычники распяли на кресте.

За Христа пострадали и умерли и все остальные апостолы, исключая апостола Иоанна, которого хотели отравить ядом, но яд не подействовал. Бросили его в котел с кипящим маслом, но и тут Господь сохранил его. Он умер своей смертью в глубокой старости на одном острове (Патмосе), куда был сослан язычниками.

Успение (кончина, смерть) Божьей Матери

Вы, любезные дети, конечно, не забыли, что Божья Матерь была Дочерью благословенных родителей Иоакима и Анны, у которых до самой старости не было детей. Очень грустили из-за этого Иоаким и Анна, молились и обещали, что, если родится у них ребенок, отдадут его Богу. Как ни рады они были рождению Дочери, Которую назвали Марией, как ни любили Ее, но с трех лет отвели в храм и отдали на воспитание священникам. Вы знаете, какая это была благочестивая и кроткая Дева, такая Святая, что ангелы приносили Ей пищу. Она или занималась рукоделием, или молилась Богу, или читала слово Божье. Когда она выросла, Ее отдали старому Иосифу, а чтобы он за Ней лучше смотрел, их обручили, потому что идти замуж Она не захотела, дав Богу клятву навсегда остаться Девой. Помните мои рассказы о том, как Она жила в доме Иосифа, как явился Ей архангел Гавриил и сказал, что от Нее родится Спаситель? Помните, как Она родила Спасителя в Вифлееме, в пещере, как носила Его в храм, где их встретили Симеон и Анна, как потом бежала с Младенцем Иисусом от Ирода в Египет, как искала Своего двенадцатилетнего Сына Иисуса и нашла Его? Она была с Иисусом на брачном торжестве в Кане галилейской, была при Нем, когда Он ходил по земле и учил людей, вместе с Ним терпела бедность и унижение. А как Она страдала и плакала, когда Ее любимого Сына мучили и распинали на кресте, когда Он умер! Как радовалась, когда увидела Господа воскресшим!

После вознесения Иисуса Христа на Небо Пречистая Матерь Его Дева Мария жила в доме апостола Иоанна, который, помня слова Спасителя, сказанные ему с креста: «Вот Матерь твоя!», чтил Ее, как самый нежный сын, и заботился, как о родной матери. Около двадцати лет после вознесения Господа жила Его Пречистая Матерь на земле. Каждый день Она ходила молиться ко гробу Своего Сына и в сад Гефсиманский, где наш Спаситель молился перед Своей смертью, и на Голгофу. Злые иудеи хотели Ее убить, но Сын хранил Свою Матерь. Узнав, что Она ежедневно ходит ко гробу Своего Сына, архиереи и книжники поставили у гроба стражу, чтобы никого туда не пускать и убить Матерь Христа. Но Бог совершил чудо. Он ослепил стражу, так что она не видела Божьей Матери, приходившей ко гробу. Стражники наконец доложили, что никто не приходит, что они долго охраняли гроб, но никого не видели.

Апостолы, которым после вознесения любимого Учителя на Небо оставалось лишь одно утешение – видеть Его Матерь и разговаривать с Ней, глубоко чтили Ее. Они никакое дело не начинали без благословения и совета Божьей Матери. Уходя на проповедь в дальние страны, апостолы просили Деву Марию благословить их и молиться за них. Приходя в Иерусалим, они рассказывали Ей, где были, как проповедовали и обращали людей в Христову веру.

К ней приходили больные, и Она исцеляла их; приходили скорбящие, плачущие от горя, и Она их утешала; приходили грешники, и Она уговаривала их раскаяться и исправиться, чтобы спастись.

Наконец наступило время, когда Господь Иисус Христос захотел взять Пречистую Матерь Свою к Себе на Небо. Она молилась в Гефсиманском саду, как вдруг явился Ей ангел и сказал, что через три дня Она умрет, и подал Ей финиковую ветку из рая. Пресвятая Богородица велела приготовить все к Своему погребению и попросила Иоанна, чтобы он нес перед Ее гробом райскую ветвь. Все родственники, множество христиан собрались к Божьей Матери и плакали о том, что Она скоро оставит их. Богородица же утешала их, просила не плакать и обещала молиться за них.

Ей хотелось перед смертью видеть апостолов, учеников Своего любимого Сына, проститься с ними. Но в Иерусалиме были только Иаков и Иоанн; остальные разошлись по разным странам проповедовать Христа. И вот какое чудо сделал Спаситель, чтобы исполнить желание Своей Матери. Всех апостолов, кроме Фомы, ангелы принесли в Иерусалим, в дом, где жила Пресвятая Богородица. Как же они удивились, увидев друг друга, и как плакали, когда узнали, что Господь собрал их для того, чтобы похоронить Богородицу, Которую они так любили и чтили.

Наступил день, назначенный ангелом. Матерь Божья, ожидая кончины, лежала на ложе, которое было убрано, как для покойника. Апостолы молились. Вдруг раскрывается потолок, и с Неба сходит Сам Иисус Христос, окруженный ангелами. Богородица поклонилась Своему Сыну и Богу, легла на ложе и умерла, как будто уснула. Оттого-то смерть Божьей Матери и называется «успением, сном». К пречистому телу Богородицы приводили больных, слепых, глухих, немых, безумных, и все они исцелялись, прикасаясь к Ней.

Хоронить Матерь Божью понесли в Гефсиманский сад. Впереди апостол Иоанн нес райскую ветвь. Другие апостолы несли тело Богородицы на плечах. Множество христиан провожало носилки. Все пели священные песни, а в воздухе слышно было пение ангелов.

Первосвященники и книжники, узнав, с какими почестями хоронят Матерь распятого Христа, послали слуг и воинов разогнать похоронное шествие и убить апостолов Иисуса. Тело Богородицы воины должны были сжечь. Но эти злые люди ничего не смогли сделать. Облако скрыло и одр, на котором несли тело Богородицы, и провожавших Ее людей. А слуги и воины ослепли, натыкались на стены и искали провожатых, которые отвели бы их домой. Только один иудейский священник Афоний протиснулся к самому одру, на котором несли тело Богородицы, и схватился за него руками, чтобы сбросить тело на землю. И что же?! У Афония отвалились до самого локтя руки, пристали к одру и повисли на нем, а сам он упал на землю. Тут он раскаялся: признал Иисуса Христа Сыном Божьим, а Деву Марию – Матерью Божьей. Тогда Петр велел ему приставить руки к отвалившимся частям, висящим на гробе. Только Афоний сделал это, как руки срослись, и осталась только красная полоска возле локтей. Многие люди, в том числе посланцы архиереев, испугавшись слепоты, стали молиться Богородице, чтобы Она исцелила их. Молитва их была услышана, они снова стали зрячими и сделались христианами.

Принесли тело Божьей Матери в Гефсиманию. Все стали плакать, прощаться, прикладываться к телу. Наконец Ее положили в пещеру, вход в которую завалили огромным камнем. Три дня апостолы не отходили от пещеры и молились.

На третий день после похорон пришел Фома (помните, он не верил другим ученикам, что Иисус Христос воскрес). Он горько плакал, что ему не удалось увидеться с Богородицей и проститься с Ней. Стал просить, чтобы открыли пещеру. Его просьбу исполнили. И что же? Испугались апостолы: пречистого тела Богородицы уже не было в гробу; лежала только одежда, в которой Ее похоронили.

Иисус Христос взял и тело Своей Матери туда, где была уже Ее душа, – на Небо.

Так, милые дети, Господь Иисус Христос вознесся на Небо Сам и взял туда Свою Пречистую Матерь.

Но никогда Они нас не оставляют, всегда с нами, охраняют нас от всего плохого и посылают все доброе. Они слышат ваши молитвы, ждут, когда вы вспомните Их и помолитесь Им. Они с радостью дадут вам все нужное и полезное. Будьте послушны, прилежны и скромны. Иисус Христос и Его Матерь любят таких добрых детей.

Все мы, воцерковленные или нет, знаем об апостолах. Хоть немного, но знаем. И первого, кого мы обычно называем апостолом Христовым, является святой апостол Петр. Летом, а точнее 12 июля, мы все отмечали день памяти первоверховных апостолов Петра и Павла. До этого постились Петровым постом. Каждое из четырех Евангелий упоминает о Петре. Причем он известен и как вернейший друг и спутник Иисуса, преданный и горячий ревнитель за веру, и как тройственный предатель и отреченец. Невероятно, но факт. Факт, изложенный в нескольких Евангелиях.

Давайте поподробнее вспомним житие этого славного и всехвального апостола.

До призвания Спасителем на апостольское служение Петр носил имя Симон. Он являлся родным братом Андрея Первозванного, также будущего апостола, который впоследствии и привел Петра ко Христу.

Братья были сыновьями рыбака Ионы из Вифсаиды Галилейской, небольшого города в Палестине, и зарабатывали себе на жизнь ловлей рыбы. Симон жил обычной мирской жизнью – был женат и занимался рыболовством.

Надо сказать, что заповедь «Возлюби ближнего своего», наряду с заповедью «Возлюби отца и мать», Симон впитал в себя с юности. Он все время помогал своему престарелому отцу, а также, рыбача, кормил не только свою жену, но и свою тещу, о болезни и исцелении которой также повествует нам Евангелие.

Брат же Симона, Андрей, пренебрегая суетою мятежного мира, вступил на путь безбрачной жизни: он пошел на Иордан к святому Иоанну Крестителю, проповедовавшему о покаянии, и сделался его учеником.

Слыша свидетельства учителя своего о Христе как о Мессии и особенно слова его с указанием перстом на Господа: «вот Агнец Божий» (Ин. 1, 29-36), Андрей оставил Иоанна и вместе с другим учеником Крестителя пошел вслед за Господом, вопрошая Его:

– Равви, где живешь?

– Пойдите и увидите, – отвечал им Спаситель.

Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот (Ин. 1, 38-39). Андрей всем сердцем прикипел ко Христу, и эту радость встречи со Спасителем он, как добрый и преданный брат, не мог не разделить с Симоном.

На следующее утро Андрей пришел к брату своему Симону и сказал ему: «Мы нашли Мессию, Христа». Затем он привёл Симона к Спасителю, и Тот, лишь глянув на него, произнес: «Ты Симон, сын Ионин, ты наречешься Кифа, что значит камень (на древнегреческом языке «камень» – петрос)».

Едва Симон услыхал эти слова, в его сердце возгорелась искренняя и жаркая любовь к Иисусу Христу. Петр уверовал в то, что Спаситель действительно является Мессией, прихода которого так жаждал весь иудейский народ.

Однако в отличие от Андрея, Петр не последовал за Христом сразу. Будучи вынужденным добывать пропитание для семьи и престарелого отца, он вернулся к себе домой. Там, занимаясь привычной ловлей рыбы, заботясь о родных и справляя усердные молитвы Господу, Петр и пробыл вплоть до призвания на апостольское служение.

Случилось так, что когда Христос путешествовал по берегам Галилейского моря, он увидел Петра и Андрея, занятых рыбным промыслом. Со словами: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков», – он призвал их к служению. В чем же заключалась «ловля человеков?»

Христос ступил в лодку Симона, который был расстроен тем, что за ночь не удалось выловить ни одной рыбёшки. Это был его единственный источник пропитания, и поэтому можно понять настроение рыбаря.

Спаситель велел братьям ещё раз закинуть сеть. Не веря в удачу этого предприятия, они, тем не менее, не осмелились ослушаться Его. Но когда Петр стал тянуть сеть назад, он узрел, что она была настолько полна рыбой, что начинала рваться. В Евангелии от Иоанна мы читаем, что рыб было 153. Можете себе представить это количество после одного закидывания сети?

В столь метафоричной форме Господь указал братьям на их долг – «уловить в сети христианской веры» многие народы. А такое большое количество рыбы говорило братьям о том, что их деяние на ниве апостольства и проповедничества принесет большие плоды.

Осознав чудо, которое совершил Христос прямо на его глазах, Петр испугался и пал к Его ногам со слёзною мольбою: «Выйди от меня, Господи! Потому что я человек грешный». Но милостивый Спаситель, наоборот, приблизился к Петру и промолвил: «Гряди за Мною, отныне будешь уловлять людей для жизни подобно тому, как ранее ловил рыб для смерти».

Этот случай изменил жизнь Петра: покинув дом, он отправился за Христом, как и другие Его ученики. Но прежде чем это случилось, Спаситель посетил жилище Петра и прикосновением руки исцелил тёщу апостола, бывшую при смерти. Женщина не только исцелилась от горячки, но сразу смогла встать с одра своего и служить прибывшим гостям, накрывать стол, подавать пищу. Это говорило не только об исцелении ее, но и о полном восстановлении организма болящей. И это все произошло на глазах Симона в долю секунды одним лишь прикосновением руки. Могли ли быть у него сомнения, Кто рядом с ним? Вряд ли.

Во время странствий вместе с Господом Пётр стал свидетелем многочисленных чудес, сотворенных Мессией. Он был свидетелем Божественной славы Христа во время Его Преображения на горе Фавор, был также свидетелем воскрешения дочери Иаира, ходил по водам по соизволению Господа на озере Тивериадском, присутствовал при исцелении собственной тещи, а также при исцелении бесноватого отрока и у подножия Фавора и собственными руками поймал рыбу, в которой, по слову Христа, был статир.

Апостол всем сердцем своим веровал во Христа и на Его вопрос: «А вы за кого почитаете Меня?», – отвечал: «Ты – Христос, Сын Бога Живого». Однако искреннее исповедание Петром Господа Сыном Божиим не удержало его впоследствии от троекратного отречения от своего Учителя в ночь иудиного предательства. Но это отступничество Петра было искуплено его искренним покаянием, и Господь восстановил его в апостольском достоинстве, как об этом повествует святой евангелист Иоанн (Ин. 21, 15-17).

Столько было простоты, искренности и полного доверия в этом бесхитростном ответе, что Господь удостоил Петра особого дара: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах; и Я говорю тебе: ты Петр, и на сем камне Я создам церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах».

Когда Христос рассказывал апостолам о страданиях, которые Ему предстоит испытать, Пётр со слезами молил Господа поберечь себя, не допустить истязаний и мук. И тогда воскликнул Иисус: «Отойди от Меня, сатана! Ты Мне соблазн!». Ведь миссией Христа было через жестокую смерть Свою открыть человечеству путь к вечной жизни, и Он явился на землю лишь для того, чтобы пройти весь Свой скорбный путь.

«В этом был весь Петр: горячий, эмоциональный, очень искренний и трепетно любящий Своего Учителя»

Но эти слезы Петра – это проявление искренней любви и участия к судьбе Спасителя, волнение за Его жизнь. И в этом был весь Петр: горячий, эмоциональный, очень искренний и трепетно любящий Своего Учителя.

Когда Петр услышал эти гневные речи, он не осерчал и не испытал досады, но ещё больше возлюбил Господа.

А когда случилось так, что некоторые из Его учеников решили покинуть Спасителя, ибо не могли понять и вместить в себя все Его слова, Иисус предложил и двенадцати самым верным апостолам удалиться. Но Пётр горячо воскликнул: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни, и мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога Живого!».

Вера Петра была настолько абсолютна, что однажды он испросил у Христа дозволения прийти к Нему по воде. Иисус милостиво дал согласие на это. И тогда апостол покинул свою лодку, ступил на воду и пошёл к Господу. Но внезапно, то ли испугавшись сильного ветра, то ли усомнившись в реальности происходящего, Петр начал тонуть. Спаситель дал ему руку и тем самым избавил как от потопления, так и от маловерия.

Христос и апостол Пётр

Этот момент описан сразу в трех Евангелиях. Вспомним его чуть подробнее. Это произошло сразу после того, как пять тысяч человек были насыщены пятью хлебами. Христос, уставший, уходит один на гору, чтобы помолиться, а учеников отправляет на другую сторону Галилейского моря вперед Себя.

В ночь, когда ученики отправились в путь без Христа, на Галилейском море разразилась буря. Судя по словам евангелиста, шторм продолжался большую часть ночи. И вот, когда ученики уже изнемогли посреди волн, они увидели идущего по бушующему озеру Христа.

А теперь обратим внимание на то, как на Его появление реагируют апостолы. Первым откликается апостол Петр, что неудивительно: не первый и не последний раз Петр выступает как «уста апостолов», говоря за всех. И не просто говоря. Он готов идти ко Христу, пусть даже и по воде.

А дальше происходит событие, отлично характеризующее апостола Петра. Он следует своему порыву идти ко Христу, быть с Богом, но по-человечески – ему страшно. И результат очевиден – Петр начинает тонуть. Горячность, любовь, преданность… и неверие. И именно он, этот червь сомнения и неверия, привел Петра и к следующему, весьма неблаговидному поступку.

Поддавшись животному страху после ареста Иисуса и не желая разделить Его участь, апостол предал Своего Учителя… Предал не единожды, не дважды, а целых три раза.

Примечательно, что ещё во время Тайной Вечери – ужина, который состоялся накануне заключения Спасителя – Сам Мессия предсказал все эти события.

Постыдное отречение Петра описано во всех Евангелиях. Вспомним подробности. Первое отречение произошло сразу после пленения Иисуса. Мессию привели ко двору первосвященника Каифы, и Петр последовал за своим Учителем. Там его опознала одна из служанок. Вторично отречение произошло несколькими часами позже, когда Петра вновь опознали. И последнее случилось в ту же ночь: к Петру пришли приспешники Каифы и утвердительно заявили, что он был с Христом, ибо говорит как галилеянин. Как в каждой местности, в Галилее было свое наречие. Именно оно и выдало Петра. Но и здесь он, условно говоря, пойманный с поличным, отрёкся от своего Учителя.

Когда на утро первый петух возвестил о восходе солнца, Пётр осознал весь ужас содеянного и начал горько плакать. Легенда гласит, что всю последующую жизнь апостол, услышав рассветный крик петухов, испытывал стыд, и слёзы выступали на его глазах.

Вместе со стыдом к Петру пришло и раскаяние. После Своего Воскресения Господь вновь восстановил его в апостольском достоинстве, троекратно, по числу отречений, поручив ему пасти ягнят и овец Своих.

Петр был восстановлен как апостол Господень и получил ключи от Царствия Небесного. Более того, он стал «главным» над другими апостолами и почитается как первый проповедник Слова Божьего. Пламенными речами Петр обращал в христианство тысячи человеческих душ одновременно, а кроме этого он получил ещё один великий дар – совершать чудотворения.

Однажды к апостолу обратился бедняк, которого все звали «Красный». Он не мог ходить и просил милостыню. Пётр ответил, что денег не имеет, но во имя Иисуса Христа может отдать кое-что другое, более ценное. Промолвив: «Во имя Иисуса Христа Назорея встань и ходи!», – он взял больного за руку, и тот встал совершенно легко и начал славить Господа. О сем чуде нам повествуют Деяния святых апостолов.

«Удивительно, но Петр творил чудеса не только речами и дланями, но даже его тень давала людям исцеление»

Петр отправился в странствия, и всюду, где он появлялся, тысячи людей обращались к Христу. Апостол совершил множество чудес во время этих путешествий: в Лидде он словом исцелил Енея, который 10 лет обездвиженным лежал на одре. А в Иоппии по молитве святого воскресла юная девушка Тавифа. Удивительно, но Петр творил чудеса не только речами и дланями, но даже его тень давала людям исцеление. Предание гласит, что в разных городах, где появлялся апостол, больных и немощных складывали на улице, и они делались совершенно здоровыми, когда на них падала тень проходящего мимо Петра.

Когда Пётр пребывал с христианской миссией в Иерусалиме, жестокий царь Ирод пленил его. На счету Ирода было много жертв, в том числе и смерть другого апостола, Иакова Зеведеева.

Но ночью к святому Петру снизошел Ангел, и железные оковы (которые теперь называются веригами) сами пали с рук и ног пленника. Эти вериги сегодня почитаются за святыню, а от прикосновения к ним люди получают исцеления.

Апостол Петр проделал долгий путь: он проповедовал христианство на берегах Средиземного моря и в Малой Азии, в Египте и Греции, в Риме и Испании, Карфагене и Британии.

Ему принадлежат два известных послания – оба к малоазиатским христианам. К сожалению, как множество людей обрело веру благодаря стараниям апостола, так появились и те, кто люто его ненавидел. Стоило Петру покинуть город, возникали коварные лжецы, которые искажали оставленные апостолом сказания и наветы.

Когда шел 12-й год правления императора Нерона – бесстыдника, потворщика блуда и бесчинств, – Пётр вернулся в Рим. Апостол яростно порицал образ жизни властителя и увещевал римский народ не поддаваться соблазнам и искушениям. Из-за проповеди целомудренной и чистой жизни и обращения двух его любимых жен в христианство император наполнился лютой ненавистью к Церкви и стал искать Петра, чтобы предать его смерти.

Указом императора Нерона Петра было велено распять на кресте, как и его Учителя. Однако апостол не считал себя достойным той же смерти, что и Христос. Он попросил палачей, чтобы его распяли вниз головой. Мольба эта была исполнена. Земной путь апостола Петра окончился 29 июня 67 года со дня Рождества Христова.

Ученик его, святой Климент, испросив тело апостола, снял его со креста, спрятал и, созвав оставшихся верных и святителей, похоронил с честью; также предали честному погребению тела и пострадавших с ним Иродиона, Олимпа и прочих верных, славя Христа Бога, со Отцом и Святым Духом!

Вот таковой была жизнь святого апостола Петра. В ней было всё: честность и праведность, горячность и сомнения, истинная вера и предательство. И Любовь. Всепобеждающая и всепрощающая Любовь, которая и помогла ему стать первоверховным апостолом.

Подходя к иконе святых Петра и Павла, попросите об укреплении веры, зная то, через какие сомнения и неверие прошли эти два великих ученика Христа.

И пусть по горячим молитвам святого апостола Петра Бог услышит нас, поможет, укрепит, спасет! И искоренит сомнения и неверие!

Вконтакте

Апостол Петр не только в Иерусалиме проповедовал об Иисусе Христе. Он ходил по всей иудейской земле, был и в чужих далеких землях, рассказывал об Иисусе и крестил язычников. Он ходил в Рим, где жили римские императоры, и там многих обратил в Христову веру. Был даже во дворце, где крестил жену римского императора.

Чудеса, совершенные апостолом Петром

Апостол Петр, как и другие ученики Христа, имел от Бога особенную силу исцелять больных и творить разные чудеса. Когда он проходил по улице, выносили больных и клали их на дорогу, по которой он шел. Вы, конечно, видели свою тень, которая движется за вами, когда вы идете или бежите. Самые тяжелые больные, вынесенные на улицу, становились сразу же здоровыми, лишь только на них падала тень проходившего мимо апостола Петра.

В городе Лидде он исцелил человека по имени Эней, который восемь лет был парализован и не мог встать с постели. Эней тотчас выздоровел, встал и начал ходить. Многие, видевшие это чудо, поверили в Христа.

В это время в соседнем городе Иоппии заболела и умерла одна благочестивая девушка Тавифа, верившая в Иисуса Христа. После смерти ее вымыли и положили на стол. Услыхав, что апостол Петр недалеко, послали за ним. Когда он пришел, женщины, бывшие в доме, плакали и показывали ему рубашки и платья, какие шила Тавифа. Петр всех отправил из комнаты, стал на колени, помолился Богу, потом, обернувшись к покойнице, сказал: «Тавифа! Встань!» Покойница открыла глаза и села. И она вновь принялась за свои работы.

Освобождение апостола Петра из темницы. (Деяния 12:1–11)

Ангел выводит апостола Петра из темницы. (Деяния 12:1–17)

В Риме у одной знатной дамы умер сын. Апостол Петр сказал умершему: «Юноша, встань! Встань! Воскрешает тебя Господь Иисус Христос!» Мертвец ожил и встал.

Мученическая смерть апостола Петра

Когда Петр был в Риме, там царствовал развратный и жестокий император Нерон, который, как и другие язычники, не любил христиан. Он приказывал хватать их и мучить. Чего только ни делали с христианами! Били, секли, распинали на крестах, отрубали руки, ноги, головы, жгли в огне, варили в горячем масле, срывали ногти и кожу со всего тела, вырывали языки, выкалывали глаза, отдавали на съедение диким зверям, вешали на деревьях и строгали железными граблями, смазывали все тело смолой и поджигали. Много-много других мучений придумывали злые язычники, чтобы заставить христиан отказаться от Христа и поклоняться языческим идолам. Страшно даже говорить о тех мучениях, которые терпели христиане от язычников. Слава Богу, что мы живем теперь, а не в то время! Нам с вами, друзья, пожалуй, и не вынести бы этих мук. А христиане все это терпели, не отказывались от Христа, не молились идолам и не приносили языческих жертв. Тысячами люди умирали за Христа. Это еще больше злило мучителей. Особенно старались мучить апостолов и учителей христианских.

Христиане боялись, что язычники схватят, будут мучить и убьют и апостола Петра. Они уговаривали его уйти из Рима. Петр послушался и ночью потихоньку пошел из города. Он уже вышел за городские ворота, как вдруг видит, что навстречу ему идет Сам Спаситель, Иисус Христос. Петр испугался и обрадовался, поклонился Ему и спросил: «Господи! Куда идешь?» Господь ответил: «Иду в Рим, чтобы Меня там опять распяли». И скрылся. Петр догадался, что нехорошо сделал, убегая от мучения, и вернулся в Рим, где его схватили язычники, посадили в тюрьму и приговорили распять на кресте. Апостол Петр просил, чтобы его не распинали, как Христа, он не стоит этого, а чтобы распяли вниз головой. Так и сделали. Ноги его были приколочены сверху, а голова свисала вниз.

Апостол Павел

Павла вначале звали Савлом. Савл был фарисеем, который терпеть не мог учеников Христа. Он ходил по Иерусалиму, врывался в дома и всех, кто верил в Христа, отправлял в тюрьму. Но этого ему показалось мало. Он пошел к первосвященнику Каиафе и попросил, чтобы ему разрешили пойти в город Дамаск переловить там всех верующих в Христа и отправить в иерусалимскую тюрьму. Первосвященник позволил, и Савл отправился. Около полудня он подходил к Дамаску. День был светлый, ни одной тучки на небе. Вдруг с неба полился свет ярче солнечного. Савл и все, кто с ним был, не могли вынести такого яркого света и в испуге пали на землю. Тогда Савл услышал голос, говоривший ему: «Савл! Савл! Что ты Меня гонишь?» Савл спросил: «Кто Ты, Господи?» «Я Иисус Назорей, Которого ты прогоняешь!» – ответил Господь. Сразу припомнились Савлу все его злодейства, как он сажал в тюрьму и убивал христиан. «Что же Ты прикажешь мне делать, Господи?» – спросил он.

Савл на пути в Дамаск. (Деяния 9:1–8)

Христос приказал ему встать и идти в Дамаск, где ему будет сказано, что делать. Спутники Савла слышали, что кто-то с ним разговаривает, но не могли разобрать слов. Савл встал, хотел идти, но не смог. Вы знаете, что с ним случилось? Он ослеп. Его взяли за руки и повели в Дамаск. Целых три дня с горя он ничего не ел и не пил, пока Господь не послал к нему Своего ученика Ананию, который исцелил Савла от слепоты и крестил. С этих пор Савл не только прекратил гонения на христиан, но стал проповедовать Христа, рассказывать всем о жизни и чудесах Христовых и всех уговаривал верить в Господа и молиться Ему. Савл сделался апостолом и крестил всех, кто верил в Христа. Его стали звать Павлом.

Чудеса, совершенные апостолом Павлом

Однажды апостол Павел рассказывал об Иисусе Христе одному начальнику (проконсулу города Пафы Сергию). Здесь же был один волшебник, колдун, который мешал ему, уговаривал Сергия не слушать Павла. Апостол сказал ему: «Вот рука Господня на тебе (вот тебе наказание за то, что ты сбиваешь людей): ты будешь слеп и долго не увидишь солнца». Волшебник в ту же минуту ослеп. А проконсул, увидев чудо, поверил в Христа.

В городе Листре апостол Павел одному хромому, который сроду не владел ногами, сказал: «Встань прямо!» Тот вскочил и стал ходить.

В городе Филиппы язычники напали на апостолов Павла и Силу (из семидесяти апостолов), избили, посадили в тюрьму и приказали сторожу хорошенько за ними смотреть. Тот заковал их в цепи и запер в самую надежную, крепкую тюрьму. Около полуночи Павел и Сила молились Богу и пели священные песни. Остальные узники слушали их. Вдруг произошло землетрясение: стены темницы зашатались и готовы были упасть; все двери открылись, и оковы со всех упали. Тюремный сторож спросонок подумал, что все узники убежали, схватил меч и хотел убить себя, но Павел закричал ему: «Остановись! Мы все здесь!» Зажгли огонь, стали смотреть и увидели, что никто не убежал. Сторож бросился к ногам Павла и Силы и спрашивает: «Что мне делать, чтобы спастись?» Они ответили: «Верь в Господа Иисуса Христа и спасешься сам и твои родные!» И стали рассказывать всем, кто здесь был, об Иисусе Христе. Сторож тотчас обмыл их раны, привел в свой дом и приготовил ужин. В ту же ночь сторож и все его домашние крестились.

В городе Троаде апостол Павел воскресил мертвого. Христиане собирались на молитву ночью, потому что днем нельзя было. Язычники, всюду искавшие христиан, могли забрать молящихся, разогнать их, помешать молитве, осмеять обряды, надругаться над таинствами. Однажды в воскресенье христиане собрались ночью. Служили обедню (совершали таинство причащения) и причащались. Апостол Павел говорил проповеди. Служба длилась долго. Около полуночи один юноша, чувствуя сильную усталость, присел на окно, задремал, уснул и свалился на улицу с третьего этажа. Он разбился до смерти. Павел спустился на улицу, наклонился к мертвому, обнял его и сказал: «Не беспокойтесь, душа его в нем». Юноша тотчас ожил.

Статьи по теме